12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Суслопарова Людмила Юрьевна48452
Учитель русского языка и литературы КОГОАУ "Гимназия г. Уржума" высшей квалификационной категории. Отличник просвещения (2023).
Россия, Кировская обл., Уржум
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Цель викторины - создание условий для повышения интереса обучающихся к урокам русского языка.

Задачи:

  • способствовать воспитанию бережного отношения к языку, слову;
  • расширить представления и знания детей о родном языке;
  • содействовать  развитию творческих возможностей обучающихся.


День первый.

Викторина для учащихся 5 – 6 классов. Фонетика.

  1. Ниже зашифрована фраза на русском языке:

Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг, фёд гяг, фёд гяг, зэлэмъгый гёсрыг.

  • Расшифруйте эту фразу. Какой принцип положен в основу шифра?
  1. Прочтите слово ПРИЕЗД. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе:

Жили-были старик со старухой.

  1. Решите задачу-шутку. Помогите бойцу ответить на все вопросы.

Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец», - говорит боец. А старик ему в ответ: «Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь – слева направо читай, хочешь – наоборот: всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. И имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково».

  1. Как называются подобные слова в русском языке?
  2. Отгадайте метаграмму:


С ч летаю над волною,

С л не дам волкам покою,

С м рубашка-безрукавка,

С з скачу в лесу по травке.

С г меня крепи к детали

Из железа или стали


  1. Прочти слова, произнеси звуки в обратном порядке и получи:

а) из слова ЛЁН – цифру;

б) из слова ЛЕЙ – названием дерева;

в) из слова ЛАЙ – название лодки;                     

г) из слова ЛЮК – большой мешок;

д) из слова ЛЁД – материал для крыши;

е) из слова ШЁЛ – неправду;

ж) из слова КУБ – связку, охапку чего-либо.

             ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

a1657604476.png


Ответы - 1
DOC / 29 Кб

Использованные источники:

Шкатова Л. А.Подумай и ответь: Занимат. задачи по рус. яз.: Кн. для учащихся 5-7-х кл. сред. шк. / Л. А. Шкатова. - М.: Просвещение, 1989.

Алпатов В.М., Вентцель А.Д. Лингвистические задачи
Пособие для учащихся старших классов. — М.: Просвещение, 1983. 

Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы : Кн. для учащихся ст. кл. / В. В. Одинцов. - М.: Просвещение, 1988


Картинка

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 12.07.22 в 08:49 2Ответить Пожаловаться
Спасибо! Пригодится!!!
Легоцкая Вера Сергеевна, 12.07.22 в 11:11 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Людмила Юрьевна, жду День второй.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.