12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна83581
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
22

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме «Особенности внедрения учебного курса «Успешное чтение» на основе открытых уроков по теме «Работа с художественным текстом Е. Пермяка «Первая рыбка»

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме «Особенности внедрения учебного курса «Успешное чтение» на основе открытых уроков по теме «Работа с художественным текстом Е. Пермяка «Первая рыбка»

В выступлении рассказывается об особенностях проведения курса «Успешное чтение» в разноуровневых группах

Второй год в параллели 2-х классов реализуется учебный курс «Успешное чтение». Программа составлена на основе  учебного пособия Крыловой «Чтение. Работа с текстом». Судя по названию, становится понятно, что главной целью внедрения курса является формирование функциональной грамотности учащихся.

В этом году мы решили создать 3 группы смешанного состава из учащихся 2Б. 2В, 2Д классов, исходя из результатов техники чтения учащихся. В 1 группе учащиеся, имеющие технику чтения 40 и менее слов в минуту. Во 2 группе – дети, имеющие технику чтения от 40 до 50 слов в минуту, в 3 группе – дети, читающие 50 и более слов в минуту.

При проведении занятий все группы работают с 1 и тем же текстом, но методы и приемы работы педагогами используются совершенно разные.

Расскажем об этих методах и приемах на основе открытых уроков по теме «Работа с художественным текстом Е. Пермяка «Первая рыбка».

Речевая разминка в 1 группе начинается с артикуляционной гимнастики. Для данной категории детей это очень важно, ведь  многие ученики читают медленно именно из-за слабых мышц речевого аппарата.

Вторая группа начинает работу с эмоционально-психологического настроя, затем организуется чтение чистоговорок: проговаривают их с понижением силы голоса или повышением, с изменением темпа речи.

Третья группа так же начинают урок с чистоговорок, которые читаются учащимися и учителем по ролям.

Во всех группах в содержание урока обязательно включаются скороговорки, которые помогают развивать фонематическое восприятие, способствуют увеличению скорости чтения вслух и молча, повышают интерес к процессу чтения.

Затем ученики 1 группы работают со слоговыми таблицами,  чтобы обеспечить формирование навыка чтения прямого открытого слога.

Вторая группа работает с таблицей Шульте с целью расширения поля зрения, улучшения концентрации.

Ученики 3 группы отрабатывают навык чтения с помощью тренажера. Сначала организуется чтение слов, состоящих из трех букв, потом четырех и пяти. Скорость постепенно наращивается, задача детей успевать за скоростью появления слов. В ходе чтения слов предлагаю ученикам дополнительные задания: запомнить названия животных, назвать повторяющиеся слова, читать и одновременно подсчитывать количество прочитанных слов.

https://foxgard.ru/sim/trenazher-slova

На этапе подготовки к восприятию текста, учащимся 1 группы было предложено определить, о чем текст по предметной картинке.

На этапе «Вызова» во 2 группе применяются  следующие приёмы:  «Ассоциации» -  дети с закрытыми глазами представляли, что они на рыбалке, закидывали удочку, тянули рыбу;  приём «Фотоглаз» - смотрим на изображение и вспоминаем всё, что знаем о данном объекте – рыбах; игра «Фотоаппарат» -  учитель показывает карточку несколько секунд,  дети должны успеть  прочитать слово.  Учитель показывает карточку,  закрывает наполовину, дети читают.  Учитель показывает карточку перевёрнутую, дети читают. Игра направлена на прочтение непонятных слов, которые встретятся в тексте.

Для учащихся 3 группы предтекстовая деятельность организована с помощью приема «Рассечение вопроса». Это смысловая догадка о жанре произведения, стиле и теме рассказа по автору и названию произведения.

Первичное чтение текста в 1 группе проводится в форме чтения с пометами, используются карточки с объяснением непонятных слов. Затем проводится повторное чтение текста по частям, используется приём – «Чтение с остановками». Одну часть дети читают по-цепочке, соотносят текст с иллюстрацией; следующую часть читают самостоятельно (жужжащее чтение), соотносят с иллюстрацией, пересказывают; последнюю часть читают хором.

В первой группе большая часть урока отводится технической стороне чтения: формируется темп чтения, способ чтения и правильность чтения.

Урок во 2 группе проводится в технологии критического мышления.

На этапе осмысления педагогом были  применены  приёмы: «Репортёр» -  учитель предлагает побыть репортерами и, через текст на экране, пообщаться с автором. Для чтения нужно встать удобно и начать читать жужжащим чтением. Тот, кто прочитал, может тихо садится, чтобы не мешать другим.

Приём «Чтение с пометами»  - учитель читает, учащиеся отмечают в тексте непонятные слова.

Приём «Ромашка Блума» - ромашка из 6 лепестков., на каждом лепестке вопросы: простые, уточняющие, практические, интерпретационные, творческие, оценочные. Приглашаются  6 желающих придумать вопросы и задать их ребятам.

Игра «Исправь ошибки» - учитель читает рассказ и делать ошибки, а учащиеся  должны исправить ошибки. Услышав неточность, учащиеся встают с мест и готовы прочитать верный вариант. Можно использовать  в качестве физминутки и эмоциональной  разгрузки.

Учащиеся данной группы читают в пределах нормы, поэтому большое внимание педагогом уделяется работе над всесторонним анализом произведения. У учеников есть возможность проявить себя, чего не получается в рамках своего класса, где более активны ученики 3 группы.

Занятия с учащимися 3 группы строятся в технологии смыслового чтения.

При первичном чтении учащиеся следят за чтением педагога, чтобы потом проще было ориентироваться в тексте. В ходе первичного чтения ученики должны найти, какими словами назван в рассказе Юрин улов (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.), определить, что объединяет слова ерш, ершище, ершишка, и назвать часть слова, благодаря которой они получили разное лексическое значение. Затем проводится просмотровое чтение (поиск конкретной информации о семье главного героя). Учащиеся подчеркивают слова, которые подойдут для характеристики семьи Юры. В ходе третьего чтения  учащимся необходимо определить правильную последовательность пунктов плана и подготовиться к пересказу текста. Осмысление прочитанного проводится с использованием «Кубика Блума». И на этапе послетекстовой деятельности ученики вновь возвращаются к тем предположениям, которые они сделали в начале урока, определяют основную мысль текста.

В 3 группе больше внимания уделяется смысловой стороне чтения: основная  часть занятия отводится работе над пониманием содержания и смысла читаемого.

Примерно так проходят все занятия курса «Успешное чтение». Благодаря грамотно подобранным методам и приемам организации учебного процесса, все дети в рамках своей группы успешны, с удовольствием посещают занятия курса.

К данной инновации подключены и педагоги 2А и 2Г классов. Несколько уроков Успешного чтения мы провели на данных классах, поэтому у педагогов была возможность посмотреть используемые нами различные методические приемы, которые они адаптировали для своих классов.



Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.