12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шишкина Людмила Николаевна4172
Я работаю преподавателем профессионального цикла в Алчевском строительном колледже ФГБОУ ВО "ДонГТУ". Имею высшую категорию и педагогическое звание "преподаватель- методист". Педагогический стаж - 33 года.
Россия, Луганская Народная Респ., Алчевск
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »
2

Внеаудиторная работа как основа формирования компетентности студентов колледжа

Шишкина Л. Н. Преподаватель высшей категории.

Внеаудиторная работа как основа формирования компетентности студентов колледжа: Методическое пособие. - Алчевск: Алчевский строительный колледж ФГБОУ ВО «Дон ГТУ», 2024. -66с.

Методические рекомендации направлены в помощь при разработке рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы и определяют сущность самостоятельной работы студентов в колледже, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля. Целью данной работы является изучение организации самостоятельной работы студентов и условий их успешной реализации. 

t1714583015ab.jpg

СОДЕРЖАНИЕ



Введение


1.

Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. Структура самостоятельной деятельности


2.

Назначение и разновидности самостоятельной работы студентов


3.

Принципы организации самостоятельной работы студентов


4.

Классификация видов самостоятельной работы студентов


5.

Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы


6.

Контроль самостоятельной работы студентов преподавателями


7.

Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательной способности студентов


8.

Заключение


9.

Список использованной литературы



Приложения





Введение

На сегодняшний день в нашей молодой республике значительно повысились требования к уровню и качеству подготовки специалиста в образовательных учреждениях СПО. Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, то есть быть конкурентоспособным на рынке труда. Вследствие этого в системе среднего профессионального образования стоит задача не просто научить учащихся тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Требования ФГОС диктуют необходимость обеспечения самостоятельной работы студентов в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения.

Образовательные стандарты обязывают преподавателей учить студентов работать самостоятельно, добывать знания, расширять свой кругозор, стремиться к истине в науке и практике. Во время самостоятельной подготовки учащиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной программы СПО и наряду с производственной практикой студентов остается наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей современной материально-технической базы, соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, соблюдения интересов работодателей и образовательного учреждения, а также потребностей студентов в самореализации.

Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности. Говоря о формировании у студентов самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у студентов самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в обучении и практической деятельности.

1. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. Структура самостоятельной деятельности

Познавая предмет или явление, мы прежде всего должны ознакомиться с ним, рассмотреть его в целом. Выявить функциональную взаимосвязь его частей, а уже потом описать. Описав предмет или явление, мы должны объяснить их (функциональную взаимосвязь их частей и структуры в целом), сформулировать закон их существования, а затем приказать, как управлять ими, как с помощью определенных операций превратить эти предметы и явления.

Самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать, скорее, как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

Основополагающим требованием общества к образованию в целом является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Специалистами в этой области подчеркивалось, что студентам важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит - вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, то есть умениями становиться цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, в процессе особого вида учебных заданий - самостоятельных работ - приобретает характер проблемно - поисковой деятельности. В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи - инициативности, самостоятельности, творческой активности - как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.

Образовательное учреждение обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения.

Во время самостоятельной подготовки, учащиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

  • в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин и междисциплинарных курса, по каждой дисциплине и междисциплинарному курсу;
  • в рабочих программах учебных дисциплин и междисциплинарных курса с распределением по разделам или конкретным темам.

Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по примерной профессиональной образовательной программе в целом должен составлять 50% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку.

В связи, с чем возрастает роль и ответственность преподавателей, в части организации самостоятельной работы студентов. Развитие навыков самостоятельной работы, стимулирование профессионального роста студентов позволяет воспитывать творческую активность и инициативу.

2. Назначение и разновидности самостоятельной работы студентов

        Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности учащихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
  • формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
  • развитию исследовательских умений.

Для того чтобы данные цели и задачи не были для студентов абстрактными, необходимо донести до их сознания, что, выполняя каждое задание и самостоятельную работу в целом, необходимо ответить на следующие вопросы: ради чего? (мотив), что должны приобрести? (цель), с помощью чего? (средства), что приобрели? (результат).

В связи с этим студентам необходимо напомнить правила по планированию и реализации самостоятельной учебной дея­тельности:

  • Прежде чем выполнить любое дело, чётко сформулируйте цель предстоящей деятельности.
  • Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это делать, для чего это нужно.
  • Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты.
  • Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.
  • Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, определите время выполнения каждого этапа.
  • Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учётом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь.
  • По окончании работы проанализируйте её результаты, оцените степень их совпадения с поставленной целью. Учтите сделанные ошибки, чтобы их избежать в будущем.

             Выделяются два вида самостоятельной работы:

1.Аудиторная работа по дисциплине, междисциплинарному курсу выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

2.Внеаудиторная работа по дисциплине, междисциплинарному курсу выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа учащихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

   Разновидности самостоятельной работы студентов:

  • Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
  • Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
  • Работа со словарем, справочником.
  • Поиск необходимой информации через Интернет.
  • Конспектирование источников.
  • Реферирование источников.
  • Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.
  • Составление хронологической таблицы.
  • Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки и т.д.)
  • Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.
  • Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.
  • Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, диктанту, контрольной работе, зачету, экзамену).
  • Выполнение домашних контрольных работ.
  • Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).
  • Выполнение творческих заданий.
  • Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.
  • Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.
  • Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
  • Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.
  • Выполнение интегрированного (межпредметного) проекта. Подготовка к его защите.
  • Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.
  • Написание курсовой работы. Подготовка к защите курсовой работы.
  • Выполнение расчетов по проекту конструкции.
  • Выполнение чертежа и эскиза конструкции.
  • Изучение инструкционной и технологической карты.
  • Самостоятельная разработка технологической карты изготовления конструкции или изделия.
  • Подготовительная работа к выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента и т.д.

       Характеристика некоторых заданий

1. Подготовка информационного сообщения это вид вне­аудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современ­ный взгляд по определённым проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополня­ют изучаемый вопрос фактическими или статистическими мате­риалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от труд­ности сбора информации, сложности материала по теме, инди­видуальных особенностей студента и определяются преподава­телем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч, максимальное количество баллов – 2. Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Роль преподавателя:

  • определить тему и цель сообщения;
  • определить место и сроки подготовки сообщения;
  • оказать консультативную помощь при формировании
  • структуры сообщения;
  • рекомендовать базовую и дополнительную литературу
  • по теме сообщения;
  • оценить сообщение в контексте занятия.

Роль студентов:

  • собрать и изучить литературу по теме;
  • составить план или графическую структуру сообщения;
  • выделить основные понятия;
  • ввести в текст дополнительные данные, характеризую­щие объект изучения;
  • оформить текст письменно;
  • сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала;
  • грамотность и полнота использования источников;
  • наличие элементов наглядности.

2. Написание реферата это более объёмный, чем сооб­щение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного доку­мента – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определённую тему на семинарах, конференциях.

Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей учащегося и определяются пре­подавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.

В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Роль преподавателя: идентична роли при подготовке учащимся информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

  • выбора источников (разная степень сложности усвоения
  • научных работ, статей);
  • составления плана реферата (порядок изложения мате­риала);
  • формулирования основных выводов (соответствие цели);
  • оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).

Роль студента: идентична при подготовке информацион­ного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

  • выбора литературы (основной и дополнительной);
  • изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);
  • оформления реферата согласно установленной форме.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала;
  • грамотность и полнота использования источников;
  • соответствие оформления реферата требованиям.

3. Написание конспекта первоисточника (учебника, книги, статьи и пр.) – представляет собой вид внеауди­торной самостоятельной работы учащегося по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внёс его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если учащийся излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.

Конспект должен начинаться с указания реквизитов ис­точника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.

Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки кон­спектов преподавателем.

Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей учащегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч (максимальное количество баллов – 3), монографии, главы книги, учебника – 4 ч (максимальное количество баллов – 5).

Задания по составлению конспекта, как вида внеаудиторной самостоятельной работы, вносятся в карту самостоятельной ра­боты в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется в начале изучения дисциплины.

Роль преподавателя:

усилить мотивацию к выполнению задания подбором
интересной темы;

консультирование при затруднениях.

Роль студента:

  • прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;
  • установить логическую связь между элементами темы;
  • записывать только то, что хорошо уяснил;
  • выделять ключевые слова и понятия;
  • заменять сложные развёрнутые обороты текста более лаконичными (свертывание);
  • разработать и применять свою систему условных сокращений.

Критерии оценки:

  • содержательность конспекта, соответствие плану;
  • отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
  • ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
  • наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
  • соответствие оформления требованиям;
  • грамотность изложения;
  • конспект сдан в срок.

4. Написание эссе это вид внеаудиторной самостоятель­ной работы студентов по написанию сочинения небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно (приложение 1). Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные пробле­мы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на неё. Этот вид работы требует от студента умения чётко выражать мысли как в письменной форме, посредством логических рассуждений, ясно изла­гать свою точку зрения.

Эссе, как правило, имеет задание, посвящённое решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего учащийся сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению пробле­мы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются пре­подавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.

В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины. Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе работ, научных конферен­циях.

Роль преподавателя:

  • помочь в выборе источников по теме;
  • помочь в формулировании темы, цели, выводов;
  • консультировать при затруднениях.

Роль студента:

  • внимательно прочитать задание и сформулировать тему не только актуальную по своему значению, но и оригинальную и интересную по содержанию;
  • подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся в них информацию;
  • выбрать главное и второстепенное;
  • составить план эссе;
  • лаконично, но ёмко раскрыть содержание проблемы и свои подходы к её решению;
  • оформить эссе и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

  • новизна, оригинальность идеи, подхода;
  • реалистичность оценки существующего положения дел;
  • полезность и реалистичность предложенной идеи;
  • значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;
  • художественная выразительность, яркость, образность изложения;
  • грамотность изложения;
  • эссе представлено в срок.

5. Написание аннотации это вид внеаудиторной само­стоятельной работы учащегося по написанию краткой характери­стики книги, статьи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено. Работа над аннотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы.

Студент должен перечислить основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения, определить значимость текста.

Затраты времени на написание аннотации зависят от слож­ности аннотируемого материала, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное вре­мя на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.

В качестве дополнительного задания написание аннотации планируется заранее и вносится в карту самостоятельной ра­боты в начале изучения дисциплины. Аннотация может быть представлена на практическом занятии или быть проверена преподавателем.

Роль преподавателя:

  • определить источник аннотирования или помочь в его выборе;
  • консультировать при затруднениях.

Роль студента:

  • внимательно изучить информацию;
  • составить план аннотации;
  • кратко отразить основное содержание аннотируемой информации;
  • оформить аннотацию и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

  • содержательность аннотации;
  • точная передача основных положений первоисточника;
  • соответствие оформления требованиям;
  • грамотность изложения;
  • аннотация сдана в срок.

6. Составление опорного конспекта представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созда­нию краткой информационной структуры, обобщающей и отра­жающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у учащихся, которые столкнулись с большим объёмом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испыты­вают трудности при её запоминании. Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме, может быть, как обязательным, так и дополнительным.

Опорные конспекты могут быть проверены в процессе оп­роса по качеству ответа студента, его составившего, или эффек­тивностью его использования при ответе другими студентами, либо в рамках семинарских занятий может быть проведен мик­роконкурс конспектов по принципу: какой из них более краткий по форме, ёмкий и универсальный по содержанию.

Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных осо­бенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 2 ч, максимальное количество баллов – 4.

Дополнительное задание по составлению опорного конспек­та вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости.

Роль преподавателя:

  • помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;
  • консультировать при затруднениях;
  • периодически предоставлять возможность апробирова­ния эффективности конспекта в рамках занятия.

Роль студента:

  • изучить материалы темы, выбрать главное и второсте­пенное;
  • установить логическую связь между элементами темы;
  • представить характеристику элементов в краткой форме;
  • выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
  • оформить работу и предоставить в установленный срок.

Критерии оценки:

соответствие содержания теме; правильная структурированность информации; наличие логической связи изложенной информации; соответствие оформления требованиям; аккуратность и грамотность изложения; работа сдана в срок.

7. Составление глоссария вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студента способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в ал­фавитном порядке.

Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глос­сария не менее чем из 20 слов – 1ч, максимальное количество баллов – 1.

Задания по составлению глоссария вносятся в карту са­мостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется заранее, в начале семестра.

Роль преподавателя:

  • определить тему, рекомендовать источник информации;
  • проверить использование и степень эффективности в рамках практического занятия.

Роль студента:

  • прочитать материал источника, выбрать главные терми­ны, непонятные слова;
  • подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;
  • критически осмыслить подобранные определения и по­пытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);
  • оформить работу и представить в установленный срок.

Критерии оценки:

соответствие терминов теме; многоаспектность интерпретации терминов и конкре­тизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины; соответствие оформления требованиям; работа сдана в срок.

8. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме это вид самостоятельной работы студента по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность учащегося к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Крат­кость изложения информации характеризует способность к её свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одно плановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создают­ся как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оцени­вается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объёма информации, сложности её структурирования и опреде­ляется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.

Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще в контексте обязательного задания по подготовке к тео­ретическому занятию.

Роль преподавателя:

  • определить тему и цель;
  • осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.

Роль студента:

  • изучить информацию по теме;
  • выбрать оптимальную форму таблицы;
  • информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;
  • пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • логичность структуры таблицы;
  • правильный отбор информации;
  • наличие обобщающего (систематизирующего, структури­рующего, сравнительного) характера изложения информации;
  • соответствие оформления требованиям;
  • работа сдана в срок.

9. Составление графологической структуры это очень продуктивный вид самостоятельной работы студента по систе­матизации информации в рамках логической схемы с наглядным графическим её изображением. Графологиче­ская структура как способ систематизации информации ярко и наглядно представляет её содержание. Работа по созданию даже самых простых логических структур способствует развитию у учащихся приёмов системного анализа, выделения общих эле­ментов и фиксирования дополнительных, умения абстрагиро­ваться от них в нужной ситуации. В отличие от других способов графического отображения информации (таблиц, рисунков, схем) графологическая структура делает упор на логическую связь элементов между собой, графика выступает в роли сред­ства выражения (наглядности).

Работа по созданию такой структуры ступенчата. Структу­рировать можно как весь объём учебного материала, так и его отдельной части. Такая работа допустима тогда, когда у учащегося сформирована достаточная предметная база. Учащемуся под силу создавать самые простые логические схемы, которые могут наглядно отражать строение изучаемого объекта и его функцию. Все зависит от специфики материала и способно­стей студента к обобщению и абстрагированию. Оформляется графически.

Затраты времени на составление графологической структу­ры зависят от объёма информации, сложности её структуриро­вания, индивидуальных особенностей учащегося и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку простых структур – 0,5 ч, максимальное количество баллов – 1.

Задание по составлению графологических структур плани­руется чаще в контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию или как дополнительное задание с предоставлением учащегося примерной модели структуры.

Роль преподавателя:

  • рекомендовать литературу по определённой теме или разделу;
  • сообщить студенту информацию о способах структурирования;
  • консультировать при возникновении затруднений;
  • оценить работу студента в контексте занятия.

Роль студента:

  • изучить информацию по теме;
  • провести системно-структурный анализ содержания, выделить главное (ядро), второстепенные элементы и взаимную логическую связь;
  • выбрать форму (оболочку) графического отображения;
  • собрать структуру воедино;
  • критически осмыслить вариант и попытаться его мо­дифицировать (упростить в плане устранения избыточности, повторений);
  • провести графическое и цветовое оформление;
  • составить краткий логический рассказ о содержании работы и озвучить его на занятии, либо работу сдать в срок пре­подавателю.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • соответствие оформления требованиям;
  • аккуратность и грамотность изложения и представления работы;
  • работа сдана в срок.

10. Составление тестов и эталонов ответов к ним это вид самостоятельной работы учащегося по закреплению изучен­ной информации путем её дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять учащемуся в этом свобо­ду выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсу­ждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.

Затраты времени на составление тестов зависит от объёма информации, сложности её структурирования и определяют­ся преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания – 0,1 ч, максимальное количество баллов – 0,1.

Роль преподавателя:

  • конкретизировать задание, уточнить цель;
  • познакомить с вариантом тестов;
  • проверить исполнение и оценить в конце занятия.

Роль студента:

  • изучить информацию по теме;
  • провести её системный анализ;
  • создать тесты;
  • создать эталоны ответов к ним;
  • представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания тестовых заданий теме;
  • включение в тестовые задания наиболее важной информации;
  • разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;
  • наличие правильных эталонов ответов;
  • тесты представлены на контроль в срок.

11. Составление и решение ситуационных задач (кейсов) это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем (приложение 2). Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы её решения. Такой вид самостоятельной работы на­правлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют учащемуся видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.

Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять во­просы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблем­ные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу, и предполагает третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы её решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обуче­ния сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессио­нальной деятельностью на начальном этапе.

Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество ситуационных задач и затраты времени на их со­ставление зависят от объёма информации, сложности и объёма решаемых проблем, индивидуальных особенностей учащегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на под­готовку одного ситуационного задания и эталона ответа к нему – 1 ч, максимальное количество баллов – 3.

Роль преподавателя:

  • определить тему, либо раздел и рекомендовать литературу;
  • сообщить студенту информацию о методах построения проблемных задач;
  • консультировать студента при возникновении затруднений;
  • оценить работу студента в контексте занятия (проверить или обсудить её со студентами).

Роль студента:

  • изучить учебную информацию по теме;
  • провести системно – структурированный анализ содер­жания темы;
  • выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруд­нение, согласовать с преподавателем;
  • дать обстоятельную характеристику условий задачи;
  • критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);
  • выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и
  • стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения
  • проблемы (если она не стандартная);
  • оформить и сдать на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания задачи теме;
  • содержание задачи носит проблемный характер;
  • решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;
  • продемонстрированы умения работы в ситуации неодно­значности и неопределенности;
  • задача представлена на контроль в срок.

12. Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм это более простой вид графического способа ото­бражения информации. Целью этой работы яв­ляется развитие умений студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход раз­вития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Второстепенные детали описатель­ного характера опускаются. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть ото­бражение действия, что способствует наглядности и, соответ­ственно, лучшему запоминанию алгоритма. Схемы и рисунки широко используются в заданиях на практических занятиях в разделе самостоятельной работы. Эти задания могут даваться всем учащимся как обязательные для подготовки к практиче­ским занятиям.

Затраты времени на составление схем зависят от объёма информации и её сложности. Ориентировочное время на выпол­нение простого рисунка – 0,25 ч, сложного – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.

Роль преподавателя:

  • конкретизировать задание, уточнить цель;
  • проверить исполнение и оценить в контексте задания.

Роль студента:

  • изучить информацию по теме;
  • создать тематическую схему, иллюстрацию, график, диаграмму;
  • представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации.
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • аккуратность выполнения работы;
  • творческий подход к выполнению задания;
  • работа сдана в срок.

13. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоя­тельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеауди­торной самостоятельной работы и требует от студента не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподава­телем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссвор­да объёмом не менее 10 слов – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.

Роль преподавателя:

  • конкретизировать задание, уточнить цель;
  • проверить исполнение и оценить в контексте занятия.

Роль студента:

  • изучить информацию по теме;
  • создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;

представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • грамотная формулировка вопросов;
  • кроссворд выполнен без ошибок;
  • работа представлена на контроль в срок.

14. Научно-исследовательская деятельность студента этот вид деятельности предполагает самостоятельное формулирование проблемы и её решение, либо решение сложной предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя, что обеспечит продуктивную творческую деятельность и формирование наиболее эффективных и прочных знаний (знаний-трансформаций). Этот вид задания может выполняться в ходе
занятий учащегося в кружке по дисциплине или планироваться
индивидуально и требует достаточной подготовки и методиче­ского обеспечения.

Роль преподавателя и роль студента в этом случае значи­тельно усложняются, так как основной целью является развитие у учащихся исследовательского, научного мышления. Такой вид деятельности под силу не всем учащимся, планируя его, следует учитывать индивидуальные особенности учащегося. Более сложна и система реализации такого вида деятельности, более ёмки затраты времени как студента, так и преподавателя. В качестве кружковой работы могут быть подготовлены сложные рефераты, проведено микроисследование, изготовлены сложные учебные модели.

Ориентировочные затраты времени на такие работы – 8 часов, максимальное количество баллов – 10.

15. Формирование информационного блока это такой вид самостоятельной работы, который требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, и оформления её в виде подборки материалов, кратко отражаю­щих теоретические вопросы изучаемой проблемы (определение, структура, виды), а также практические её аспекты (методики изучения, значение для усвоения последующих тем, профес­сиональная значимость). Умение формировать информацию по теме в блоки развивает у студента широкое видение вопросов, научное мышление, приучает к основательно­сти в изучении проблем. Качественно изготовленные информа­ционные блоки могут служить дидактическим материалом для изучения темы в процессе самоподготовки как самим учащимся, так и его сокурсниками. Информационный блок может включать таблицы, схемы, рисунки, методики исследования, выводы.

Затраты времени на составление информационного блока зависят от объёма информации, сложности её структурирова­ния, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 2 ч, максимальное количество баллов – 4.

Задание по составлению информационных блоков как вида внеаудиторной самостоятельной работы, планирующейся обыч­но после изучения темы в рамках семестра, когда она хорошо осмыслена. Оформляется письменно, её объем не более двух страниц, контроль выполнения может быть произведен на прак­тическом занятии путем оценки эффективности его использо­вания для выполнения заданий.

Роль преподавателя:

  • определить тему, рекомендовать литературу;
  • дать консультацию по вопросу формы и структуры блока;
  • проверить исполнение и степень эффективности в рамках практического занятия.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • соответствие оформления требованиям;
  • аккуратность и грамотность изложения;
  • работа представлена в срок.

16. Изготовление информационных моделей (одиночных) или блоков моделей это вид самостоятельной работы, в ко­торой кроме умения работать с информацией используются практические навыки по наглядному пространственному её отображению. Создавая ту или иную модель, или блок моделей, студент уточняет известную ему информацию, переводит её в объёмную форму, усиливает зрительное восприятие деталей объекта изучения, конкретизирует строение и его структуру, либо отображает последовательность технологического процес­са его изготовления. При изготовлении моделей используются приёмы выделения деталей, используя цвет, цифры, наименова­ния. К готовой модели создаётся пояснение – указатель. Готовая модель демонстрируется на занятиях с кратким пояснением либо представляется учащимся в качестве наглядного пособия для самостоятельного изучения темы.

Затраты времени на составление информационной модели зависят от объёма работы по изготовлению, сложности обработки информации, индивидуальных навыков учащегося и определяют­ся преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку одиночной модели – 2 ч, максимальное количество баллов – 3.

Задания по изготовлению информационных моделей как вида внеаудиторной самостоятельной работы планируются после теоретического изучения темы и представляются на контроль на практических занятиях, включаются в демонстрационную часть самостоятельной работы по теме.

Роль преподавателя:

  • дать целевую установку на изготовление информацион­ной модели, определить её информационную значимость;
  • помочь в выборе материала для изготовления и выбора формы отображения информации;
  • консультировать при затруднениях;
  • дать оценку соответствия эталону и степени информа­тивности модели.

Роль студента:

  • собрать необходимую информацию об объекте изуче­ния;
  • выбрать материал и технологию изготовления;
  • изготовить модель (модели);
  • выделить на модели, используя цифры и цвет, топогра­фию элементов или особенности технологического этапа;
  • составить текстовое сопровождение;
  • представить в срок на контроль преподавателю.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • творческое исполнение задания;
  • практическая значимость модели и возможность её использования на практических занятиях;
  • эстетичность оформления;
  • работа представлена на контроль в срок.

17. Создание материалов-презентаций это вид само­стоятельной работы студента по созданию наглядных инфор­мационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы Power Point (приложение 3). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систе­матизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание мате­риалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у учащихся навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся в виде слайдов с использованием программы Microsoft Power Point. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной рабо­ты, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степе­ни трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей учащегося и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч, максималь­ное количество баллов – 2.

Дополнительное задание по созданию материалов-презен­таций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.

Роль преподавателя:

  • помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;
  • консультировать при затруднениях.

Роль студента:

  • изучить материалы темы, выделяя главное и второсте­пенное;
  • установить логическую связь между элементами темы;
  • представить характеристику элементов в краткой форме;
  • выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
  • оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • эстетичность оформления, его соответствие требова­ниям;
  • работа представлена в срок.

18. Составление анкет, вопросов интервью и беседыэто вид самостоятельной работы студентов по созданию мето­дических средств для проведения психодиагностики. Данный вид заданий требует от студентов разви­того критического мышления по осмыслению информации, её структурированию на главные элементы и второстепенные, а также умения лаконично формулировать мысль и выражать её в вопросной форме. Кроме того, использование разработанных учащимся данных психодиагностических средств требует от него и развитых коммуникативных, персептивных и интерактивных навыков.

Анкета является методическим средством для получения первичной социально-психологической информации на осно­ве вербальной коммуникации и представляет собой опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Интервью – метод социальной психологии, заклю­чающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, заранее сформулированные, вопросы. Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения. Задание должно включать не менее 10 вопросов.

Затраты времени на подготовку данного задания зависят от объёма информации, сложности её структурирования, ин­дивидуальных особенностей студента и определяются препо­давателем.

Ориентировочное время на подготовку – 1ч, максимальное количество баллов – 2.

Задание может планироваться в рамках изучения одной темы или выполняться в процессе научно-исследовательской работы учащегося.

Роль преподавателя:

  • дать целевую установку на выполнение задания;
  • консультировать при затруднении;

Роль студента:

  • изучить информацию по теме;
  • разработать вопросы анкеты, интервью или беседы;
  • оформить задание и представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие вопросов теме;
  • охват всей проблематики темы;
  • корректная формулировка вопросов;
  • соответствие оформления требованиям;
  • работа представлена в срок.

Таблица 1

Ориентировочные затраты времени на выполнение заданий



п/п

Основные виды заданий

Затраты времени на едини­цу зада­ния, ч

Коли­чество баллов

1

Подготовка информационного сообщения

1

2

2

Написание реферата

4

5

3

Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии и пр.)

2

4

3

5

4

Написание эссе

4

5

5

Написание аннотации

4

5

6

Составление опорного конспекта

2

4

7

Составление глоссария

1

0,1

8

Составление обобщающей таблицы по теме

1

1

9

Составление графологической структуры

0,5

1

10

Составление теста и эталона ответов к нему

0,1

0,1

11

Составление и решение ситуационной задачи

1

3

12

Составление схемы, иллюстрации (рисунка)

1

1

13

Составление кроссворда по теме и ответов к нему

1

1

14

Научно-исследовательская деятельность студента

8

10

15

Формирование информационного блока

2

4

16

Изготовление информационной модели или блока моделей

3

3

17

Создание материалов-презентаций

1,5

2

18

Составление анкеты, вопросов интервью и беседы

1

2



По итогам самостоятельной работы студенты должны:

  • развить такие универсальные умения, как умение учиться самостоятельно, принимать решения, проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию;
  • научиться проводить рефлексию: формулировать полу­чаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать свой образовательный маршрут;
  • познать радость самостоятельных побед, открытий, твор­ческого поиска.

На протяжении всей самостоятельной работы учащихся должен сопровождать педагог, выступающий в роли консуль­танта, координатора действий студента.

          3. Принципы организации самостоятельной работы студентов

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача преподавателя состоит в том, чтобы найти такую формулировку задачи, которое вызвало бы у студента интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Студенты должны четко представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе студентов осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

Недооценка указанных требований приводит к тому, что студенты, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к преподавателю. Все это приводит к нерациональной траты времени и снижение уровня самостоятельности студентов в работе.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать студента при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для студентов, а сами - студенты подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3. На первых парах обучения у студентов нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе студента должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

Самостоятельная работа, выполненная студентом после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей студентов.

5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к студентам.

Наблюдая за ходом работы группы в целом и отдельных студентов, учитель должен вовремя переключать студентов, успешно справились с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым ученикам количество тренировочных упражнений можно свести к минимуму. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новый материал и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы студентов на выполнение более сложных задач должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно длительное «топтание на месте», не продвигает студента вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.

6. Задачи, предложенные для самостоятельной работы, должны вызывать интерес студента. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Студент всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения, которых они исследуют предметы и явления.

7. Самостоятельные работы студентов необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки. Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда привитием навыков самостоятельной работы у студентов занимается весь коллектив учителей, на занятиях по всем предметам, в том числе и на занятиях в учебных мастерских.

8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала преподавателем с самостоятельной работой студентов по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения студентов вперед в познании нового.

9. При выполнении студентами самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он учит методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности студентов и учитывает их при организации самостоятельной работы.

          4. Классификация видов самостоятельной работы студентов

Под самостоятельной работой студентов в колледже мы понимаем такую работу, которая выполняется студентами по заданию и под контролем преподавателя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом студенты сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.

Все виды самостоятельной работы с дидактической цели можно разделить на пять групп:

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

4) формирование умений и навыков практического характера;

5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

      5. Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы

Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя:

  • библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;
  • учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий и мастерских;
  • компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;
  • учреждения практики (базы практики) в соответствии с заключенными договорами;
  • аудитории (классы) для консультационной деятельности;
  • учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы учащихся, и другие дидактические материалы.

При разработке рабочего учебного плана по примерной профессиональной образовательной программы учитываются предложения цикловых комиссий по объему внеаудиторной самостоятельной работы, отведенной на циклы дисциплин и профессиональных модулей, при необходимости вносятся коррективы.

При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:

  • воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
  • реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
  • эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
  • творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.

Разрабатывая программу учебной дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля), необходимо включить самостоятельную работу в тематическое планирование и содержание дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля), определить формы и методы контроля результатов.

Содержание самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля). Преподаватель учебной дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля эмпирически определяет затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания. При этом он основывается на наблюдениях за выполнением студентами аудиторной самостоятельной работы, опроса учащихся о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента их расчета знаний и умений студентов. По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности (профессии), данной дисциплины междисциплинарного курса профессионального модуля, индивидуальные особенности студента.

Перед выполнением учащимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает учащихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля.

Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов, на занятиях в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня их умений.

Методические объединения и предметные комиссии готовят пакет документов необходимых для самостоятельной работы студентов:

  • отслеживают обеспеченность учебниками и учебными пособиями, втом числе на электронных носителях, всех курсов, преподаваемых в колледже;
  • осуществляет контроль соблюдения нормативов при планировании самостоятельной работы учащихся каждым преподавателем колледжа.

Преподаватель:

  • разрабатывает самостоятельную работу учащихся по учебному курсу, отражая содержание самостоятельной работы студентов в рабочей программе по дисциплине, междисциплинарному курсу профессионального модуля;
  • определяет объем учебного содержания и количества часов, отводимых на самостоятельную работу студентов;
  • готовит пакет контрольно-измерительных материалов и определение периодичности контроля;
  • определяет систему индивидуальной работы со студентами;
  • своевременно доносит полную информацию о самостоятельной работе до студентов.

Планируя каждую тему программы, необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний нужно использовать при прохождении темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки закладки опытов, темы наблюдений для студентов. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, с помощью которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность студента.

6. Контроль самостоятельной работы студента преподавателями

Контроль самостоятельной работы студентов предусматривает:

  • соотнесение содержания контроля с целями обучения;
  • объективность контроля;
  • валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);
  • дифференциацию контрольно-измерительных материалов.

  Формы контроля самостоятельной работы:

  • Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
  • Самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе.
  • Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
  • Тестирование.
  • Письменный опрос.
  • Устный опрос.
  • Индивидуальное собеседование.
  • Собеседование с группой.
  • Коллоквиум.
  • Отчет о проделанной работе.
  • Защита рефератов или курсовой работы.
  • Творческий конкурс.
  • Интернет - конференции.
  • Олимпиада.
  • Зачет.
  • Экзамен.

    Критерии оценки результатов самостоятельной работы

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:

  • уровень освоения учебного материала;
  • умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • сформированность общеучебных умений;
  • умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с требованиями;
  • умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
  • умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
  • умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  • умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

    Критерии оценки самостоятельной работы студента:

Оценка «5» ставится тогда, когда:

  • Студент свободно применяет знания на практике.
  • Не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала.
  • Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы.
  • Студент усваивает весь объем программного материала.
  • Материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями.

Оценка «4» ставится тогда, когда:

  • Студент знает весь изученный материал.
  • Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя.
  • Студент умеет применять полученные знания на практике.
  • В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя.
  • Материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с требованиями.

Оценка «3» ставится тогда, когда:

  • Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;
  • Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы.
  • Материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями.

Оценка «2» ставится тогда, когда:

  • У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена.
  • Материал оформлен не в соответствии с требованиями.



t1714583015ac.jpg



Примерная форма организации самостоятельной работы студентов

Организация самостоятельной работы студента

Профессия (специальность)__________________________________________

Учебная дисциплина/ МДК___________________________________________

Преподаватель (мастер п/о)___________________________________________

Дидактическая единица (модуль, тема_________________________

Вид деятельности

Компетенции

Задачи

Задания

Форма представления материала по каждому заданию

Оценка каждого задания

Вид деятельности

ОК

ПК

Изучить (уровень освоения)


Выполнить

(степень владения)

……..

……..


……..

……..

……..

……..

……..


……..

……..

……..

……..

……..


……..

……..

……..

Литература: основная/дополнительная с указанием страниц.

Методические рекомендации студенту ………

Критерии оценки работы………

   7. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательной способности студентов

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний студентов по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Практический опыт многих преподавателей показал, что:

1. Систематически проводится самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнение наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

2. Организация выполнения студентами разнообразных по дидактической целью и содержанием самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развития мышления.

3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у студентов умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у студентов вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени сложности работ ученики тратят значительно меньше времени по сравнению с учениками таких групп, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

   Планируя самостоятельную работу необходимо:

  • предусматривать ее место в структуре урока;
  • ее оптимальный объем планировать в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;
  • предусматривать трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
  • определять форму задач;
  • устанавливать оптимальную продолжительность работы;
  • подбирать соответствующий дидактический материал;
  • предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ студентов.

t1714583015ad.jpg

      Заключение

Одним из условий эффективной самостоятельной работы является разработка методического обеспечения, отвечающего требованиям ФГОС.

Самостоятельная работа студентов должна стать основой организации образовательного процесса, поскольку данная форма обучения наиболее полно обеспечивает реализацию субъектной позиции студентов, так как требует от него высокой самоорганизации и самостоятельности, формирует готовность к самообразованию.

Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Список использованной литературы

1.Ведерникова Е.Г. – «Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения и внеаудиторной деятельности через активизацию мышления» - М.: Эксмо, 2012г.

2.Галицких, Е. Организация самостоятельной работы студентов / Е.Галицких //Высшее образование в России. -2004.-№ 6.-С.160 - 163

3.Гойдина Н.А. - "Организация самостоятельной аудиторной работы студентов"- М: Эксмо-Пресс, 2009 г.

4.Жураковский В. и др. Управление самостоятельной работой: мировой опыт / В. Жураковский // Высшее образование в России- 2003. -№ 2.- С. 45 - 49.

5.Кремнева Т.В. - "Способы активизации познавательной деятельности студентов"

6.Колесникова И.А. Педагогическое проектирование / И.А.Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М., 2005.

7.Лесик И.С. – «Организация самостоятельной работы студентов как одно из условий усвоения профессиональных компетенций» - М: ПРИОР, 2003 г.

8.Марохонько О.И. – «Организация самостоятельной работы студентов» - М.: Эксмо-Пресс, 2010 г.

9.Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова // Маркетинг – 2009. – №1. – C. 12-13.

10.Митросенко С.В. Педагогика среднего профессионального образования: Учебно-методическое пособие. - Краснояр.гос.ун-т.: Красноярск, 2006

11.Морева Н.А. Технологии профессионального образования / Морева Н.А. –М., 2004.

12.Морева. Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учебное пособие для педвузов /Н.А. Морева. -2-е изд.- М., 2001.

13.Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Росс. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – № 1 (39). – С. 112-125.

14.Пурин, В.Д. Педагогика среднего профессионального образования /В.Д. Пурин. -Ростов н/Д., 2006.

15.Поташник М.М. Управление развитием образовательного учреждения // Педагогика. -1995.-№ 2

16.Проектирование оценочных средств, компетентносто- ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования: метод. пособие для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / авт.-сост. И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – 2010. – 72 с.

17.Савельева Н.Ю. Справочник руководителя среднего специального учебного заведения /Н.Ю. Савельева. - Ростов н/Д,2005.

18.Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко.- М., 2001.


Приложение 1

Образец оформления эссе

ЭССЕ

Выполнил Ф.И.О. студента, группа

Тема эссе:

Цель эссе:

При формулировании цели обратите внимание на следующие вопросы:

Почему выбрали эту тему?

В чем состоит актуальность выбранной темы?

Какие другие примеры идей, подходов или практиче­ских решений вам известны в рамках данной темы?

В чем состоит новизна предлагаемого подхода?

Конкретная задача в рамках темы, на решение которой
направлено эссе?

Содержание эссе:

Анализ актуального положения дел в выбранной об­ласти. Актуальные вопросы, задачи.

Анализ мер, предпринимаемых государством, властя­ми, государственными учреждениями, частными лицами, для решения актуальных задач в выбранной области.

Плюсы и минусы.

Изложение собственного подхода / идеи.

Необходимые ресурсы для воплощения данного подхода. План мероприятий по воплощению идеи.

Практические рекомендации.

Перспективы использования данного подхода / его разработки

Плюсы и минусы предложенной идеи.

Другое.

Приложение 2.

Образец составления

и решения ситуационных задач (кейсов)

Примерный текст ситуационной задачи (кейса):

"К вам, как мастеру строительного участка зашел начальник от­дела снабжения и сказал: "У меня закончился цемент на складе, как вы сможете организовать работу участка на время его отсутствия ". Расскажите, что вы будете делать в таком случае".

При решении кейса студенты должны:

  • представить рассуждение по поводу: необходимости дополнительных данных и источников их получения; прогнозов относительно субъектов и/или причин возникновения ситуации;
  • продемонстрировать умения использовать системный подход, ситуативный подход, широту взглядов на проблему;
  • подготовить программу действий, направленную на реа­лизацию, например, аналитического метода решения пробле­мы: проанализировать все доступные данные, превратить их в информацию; определить проблему; прояснить и согласовать цели; выдвинуть возможные альтернативы; оценить варианты и выбрать один из них.

Независимо от природы предоставленного кейса, студентам нужно будет:

  • "Проанализировать" его: выявить, что и почему происходит, что может произойти и почему.
  • Объяснить ситуацию.
  • Оценить уже принятые меры.

Обсудить возможные будущие действия и сравнить их возможную эффективность.

Решая кейс, студенты должны продемонстрировать следующие умения:

  • определение лиц, чьи интересы затрагивает проблемная ситуация и умение учитывать их различные, зачастую проти­воположные интересы и точки зрения;
  • понимание более широкого контекста, в рамках которого находится ситуация: как она связана с другими проблемами, что меняется во внешней среде и может повлиять на ситуацию, какие ограничения будут налагаться этим контекстом;
  • определение того, какая имеющаяся или доступная ин­формация может пролить свет на ситуацию и в какой степени эта информация будет надежной;
  • умение разбираться в представлениях о ситуации – ва­ших и других членов группы, а также основных действующих лиц кейса (субъективные представления могут вести к непра­вильному восприятию проблемы или ограничивать возможности
    улучшения ситуации);
  • умение работать с неоднозначностью и неопределенно­стью, поскольку у вас никогда не будет полной информации;
  • умение "выявить суть" проблемной ситуации так, чтобы по­чувствовать, что вы понимаете, что действительно происходит — основные проблемы ситуации, факторы, повлиявшие на их возникновение, задействованные причинные связи и/или ве­роятные последствия осуществленных и возможных будущих действий;
  • с учетом этого понимания – умение разработать необходимые действия;
  • умение убедить всех, кого нужно в этом убедить, что вы­бранное направление деятельности действительно приемлемо;
  • умение удостовериться, что все вовлеченные в эти дейст­вия люди активно участвуют в них и способны их выполнять.

Методика решения кейсов

1. Понимание задачи

Одно из ваших первых обязательных действий

– понять, что от вас требуется:

- усвоение какой учебной темы предполагает решение кейса;

- какого рода требуется результат;

- должны ли вы дать оценку тому, что произошло, или рекомендации в отношении того, что должно произойти;

- если требуется прогноз, на какой период времени вы должны разработать подробный план действий;

- какая форма презентации требуется, каковы требования к ней;

- сколько времени вы должны работать с кейсом?

2. Просмотр кейса

После того как вы узнали, каких действий от вас ждут, вы должны "почувствовать" ситуацию кейса:

- просмотрите его содержание, старясь понять основную идею и вид предоставленной вам информации;

- если возникают вопросы, или рождаются важные мысли, или кажутся подходящими те или иные концепции курса, про­читав текст до конца, выпишите их;

- после этого прочтите кейс медленнее, отмечая маркером или записывая пункты, которые кажутся существенными.

3.Составление описания как путь изучения ситуации и определения тем

При просмотре кейса вам необходимо:

- структурировать ситуацию, оценивая одни аспекты как важные, а другие как несущественные;

- определить и отобразить все моменты, которые могли иметь отношение к ситуации. Из них вы сможете построить систему взаимосвязанных проблем, которые сделали ситуацию
заслуживающей анализа;

- рассмотреть факторы, находящиеся вне прямого контекста проблемы, так как они могут быть чрезвычайно важны;

- выделить "темы" – связанные группы факторов, которые могут воздействовать на каждый аспект ситуации. Например, одна их часть может иметь дело с воспринимаемым низким ка­чеством, другая – с поведением конкурента;

- опишите ситуацию (сравнивайте свои действия с поведе­нием адвоката, расспрашивающего клиента, или врача, интере­сующегося у пациента его состоянием), ответив на вопросы:

  • Кто считает, что проблема, и почему?
  • На каком основании базируется мнение этих людей?
  • Что происходит (или не происходит), когда и где?
  • Какие связанные с происходящим вещи не являются проблемными и почему?
  • Что составляет более широкий контекст существующей ситуации?
  • Кто или что может влиять на проблемную ситуацию?
  • Есть ли другие заинтересованные лица, и кто они?
  • Каковы сдерживающие факторы, ограничивающие "про­странство решения"?

     4. Диагностическая стадия

Диагностическая стадия – одна из тех, к которым вы должны приложить максимум усилий, хотя ее успех зависит от эффективности предыдущих стадий:

- вспомните изученные вами ранее темы и проведите по ним мозговой штурм для выявления потенциально соответст­вующих кейсу теоретических знаний;

- вертикально структурируйте вопрос, начиная с тех, которые касаются отдельных работников, затем группы или подразделения, организации в целом и, наконец, окружающей среды. Таким образом, вы сможете создать матрицу основных вопросов и связанных с ними проблем и подумать о соответст­вующих концепциях для каждого "уровня".

- изучите обстоятельства возникновения ситуации;

- не забывайте возвращаться к информации кейса и более внимательно рассматривать факторы, ставшие важными в ходе диагностики. Вам нужно будет предъявить доказательства в поддержку вашего диагноза.

- отделяйте доказательства от предположений, факты от мнений и ставьте перед собой два вопроса: до какой степени вы уверены в правильности своих представлений и до какой степени их правильность важна для вашего диагноза.

5. Формулировка проблем

На этой стадии очень полезно:

- письменно сформулировать ваше восприятие основных проблем. Формулировка проблем окажется базисной точкой для последующих обсуждений;

- при наличии нескольких проблем полезно установить их приоритетность, используя следующие критерии: важность – что произойдет, если эта проблема не будет решена; срочность – как быстро нужно решить эту проблему; иерархическое положение – до какой степени эта проблема является причиной других проблем; разрешимость – можете ли вы сделать что-либо для ее решения.

6. Выбор критериев решения проблемы

Сразу после выяснения структуры проблемы следует по­думать о критериях выбора решений. В определенном смысле структура и определит критерии. Например, если выяснилось, что самая серьезная проблема связана с корпоративной куль­турой, тогда решения должны будут повлиять на ее улучшение. Но если существуют также финансовые проблемы, тогда будут критерии выбора, связанные и с ними.

7. Генерирование альтернатив

Достигнув ясного понимания своих целей, приняв решение о том, к каким областям проблемы вы хотите обратиться, и, имея достаточную уверенность, что проанализировали основ­ные причины возникновения проблемы, вы должны обдумать возможные дальнейшие пути. Важно разработать достаточно широкий круг вариантов, опираясь на известные или изучаемые концепции, чтобы предложить лучшие способы действий, опыт решения других кейсов, креативные методы (мозговой штурм, аналогия и метафора, синектика и др.).

8. Оценка вариантов и выбор наиболее подходящего

На стадии выбора вариантов определите критерии пред­почтительности варианта. Критерии выбора варианта должны быть основаны на том, в какой мере они способствуют решению проблемы в целом, а также по признакам выполнимости, быст­роты, эффективности, экономичности. Каждый из критериев необходимо проанализировать с позиций всех групп интересов. При оценке вариантов вы должны подумать о том, как они бу­дут воздействовать не только на центральную проблему, но и на всю ситуацию в целом. Определите вероятные последствия использования ваших вариантов.

9. Презентация ваших выводов

Приложение 3.

Образец оформления презентации

Первый слайд:

Тема информационного сообщения (или иного вида задания):

_____________________________________________________

Подготовил: Ф.И.О.студента, группа

Руководитель: Ф.И.О. преподавателя

Второй слайд

План:

1. ______________________________.

2. ______________________________.

3. ______________________________.

Третий слайд

Литература:

Четвертый слайд

Лаконично раскрывает содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммыи другие способы наглядного отображения информации.



































Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.