12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Михайлова Маргарита Михайловна154
в свободное время увлекаюсь историко-церковным краеведением
Россия, Марий Эл респ., Волжск

Конспект внеклассного мероприятия, игры «От Февраля до Октября», посвященного 100 - летию Великой российской революции 1917 года

Цель: Систематизация и обобщение полученных знаний по теме «Великая Российская революция 1917 года».

Задачи:

1. используя игровую форму внеклассного мероприятия, стимулировать интерес к изучению истории Отечества у обучающихся, актуализировать знания учащихся на основных событиях Великой российской революции 1917 года;

2.подвести итог изучению истории России периода от февраля до октября 1917 года, повторить основные события указанного периода;

3.расширение и углубление исторических знаний, приобретенных на уроках истории, создание условий для проявления творческих возможностей учащихся.

Форма организации: групповая.

Целевая аудитория: обучающиеся 9 - х классов.

Мероприятие рассчитано на 40 - 45 минут.

Оборудование: задания разработаны на основе учебника А.Н.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России XX - начало XXI века» ; презентация «От Февраля до Октября», проектор, комплекты рабочих листов для работы групп.

Подготовительный этап: Учитель (организатор игры) объявляет о теме и времени проведения игры, объясняет правила игры и принципы оценивания ответов, делит учащихся на команды. В игре участвуют две команды, участники выбирают себе названия, девизы, капитанов.

Ход внеклассного мероприятия.

Вступительное слово учителя: Добрый день! В этом году наша страна отмечает знаменательную дату - 100- летие Великой российской революции 1917 года.

Великая российская революция 1917 года - это события, произошедшие в России в феврале – ноябре 1917 года, начиная со свержения самодержавия Февральской революцией, когда власть перешла к Временному правительству. А Временное правительство, в свою очередь, было свергнуто в результате  октябрьского вооруженного переворота большевиков, провозгласивших советскую власть.

Сегодня мы с вами, ребята, проведем игру, в ходе которой проверим свои знания о событиях, которые сыграли большую роль в дальнейшем развитии нашей страны и всего мира.

А сейчас команды поприветствуют друг друга и пожелают успеха друг другу. И так, объявляется разминка. (в форме блиц - опроса)

1.Какой российский город называют «колыбелью» российских революций?

(г. Петербург)

2.Кому принадлежат слова «кругом измена, и трусость и обман»? (Николаю I I)

3.Чаще всего этот орган избирается для определения государственного строя и формы правления страны, а также принятия конституции. Его созыва настойчиво требовали представители самых разных слоёв населения России и от Временного правительства и от большевиков после их прихода к власти. Но первое заседание этого органа стало и последним. (Учредительное собрание)

4.Такое название получила программа действий российских большевиков после Февральской революции, предложенная Лениным после возвращения его в Петроград из эмиграции весной 1917 года.

(«Никакой поддержки Временному правительству!», «Вся власть Советам!»)

5.Что стало гимном Российской республики? ( (Временное правительство утвердил в качестве государственного гимна «Рабочую Марсельезу» со словами теоретика народничества Петра Лаврова на мелодию французского гимна - песни «Марсельеза»)

6. Каким был герб Российской республики? (Временное правительство решило оставить двуглавого орла, но без всяких атрибутов царской власти и без Георгия Победоносца на груди)

II конкурс. Политические партии и их лидеры. Учитель читает основные пункты программ политических партий России. Задача участников игры узнать по ним политическую партию и ее лидера.

1.Эта политическая партия была создана в октябре 1905 года. Социальную базу партии составляли интеллигенция, предприниматели, мелкая буржуазия города и деревни. Программа партии предусматривала превращение России в конституционную монархию, провозглашала политические свободы и всеобщее избирательное право, 8-часовой рабочий день, социальное страхование, автономию для Польши и Финляндии. Партия находилась в оппозиции режиму, она признавала легальные методы борьбы. Особое внимание отводила работе в Государственной думе, где пользовалась большим влиянием. Ей принадлежала доминирующая роль в Прогрессивном блоке. (кадеты)

2.Политическая партия создана в ноябре 1905 г. Название получила в честь царского манифеста 17 октября 1905г. Социальная база - интеллигенция, торгово-промышленная буржуазия, помещики. Главная идея - идея сильной монархической власти, ограниченная конституцией, требование сохранить единство и неразделенность Российского государства, введение всеобщего избирательного права, независимый суд; предлагали уравнять крестьян с другими сословиями, активизировать переселенческую политику, продажу крестьянам государственных и удельных земель. Возможность частичного отчуждения помещичьих земель характеризовали как самый крайний случай. (октябристы)

2.Социальную базу этих организаций составляли все монархические слои населения. Их сторонники выступали за восстановление и укрепление самодержавия, православия, народности, которые считали началами исконно русскими, русскую народность объявляли «господствующей первенствующей». Считали необходимым ограничение политических свобод, усиление роли государства, полиции, ограничение в правах евреев. Члены боевых дружин, устраивающие погромы и столкновения с революционными демонстрантами, называли себя «черной сотней». После Февральской революции эти партии распались.(черносотенцы)

4.Создание этой произошло в 1901- 02 годах. Ее социальную базу составляли: интеллигенция, студенты, мелкая буржуазия города и деревни. Целью партии было уничтожение самодержавия, установление всеобщего избирательного права, введение политических свобод, выбора чиновников, введение 8-часового рабочего дня, государственного страхования, повышение зарплаты. Они выступали за социализацию земли, что означало отмену частной собственности на нее, изъятие из торгового оборота и распределение между всеми, кто хочет ее обрабатывать. Они активно применяли тактику индивидуального террора. ( Эсеры)

5.Партия оформлена в 1903 году на съезде в г.Лондоне. В состав партии входили представители интеллигенции и пролетариата. Программа партии состояла из программы - минимум и программы - максимум. Программа - минимум включала задачи буржуазно - демократической революции: свержение самодержавия, установление республики, всеобщее избирательное право и демократические свободы, местное самоуправление, 8- часовой рабочий день, право наций на самоопределение и их равноправие. Программа максимум ставила задачи пролетарской революции: победа социалистической революции, установление диктатуры пролетариата. Во время съезда произошел раскол среди членов партии.

(социалисты – демократы)

III конкурс. Хронологическая головоломка.

1 .Когда началась стачка на Путиловском заводе?

2..Когда образовался Временный исполнительный комитет членов Государственной думы?

3.Когда образовался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов?

4. Назовите день отречения Николая II от престола.

5.Когда было образовано Временное правительство?

6.Когда лидер большевиков В.И.Ленин вернулся в Россию?

7.Когда был первый кризис Временного правительства?

8.Когда был второй кризис Временного правительства?

9.Когда был третий кризис Временного правительства?

10.Когда большевики произвели государственный переворот?

11.Когда состоялся II Всероссийский съезд Советов?

IV конкурс. Личность в истории.

1...«…резко критиковал военную и хозяйственную политику царского правительства, был лидером думской партии. Речь в Думе завершил словами: Что это: глупость или измена?» ( П.Н. Милюков)

2.«…окончил Пажеский корпус, достиг самой высшей ступени в иерархии военных чинов в России, назначен главнокомандующим, поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы» ( А.А. Брусилов)

3. Лидер и основатель партии октябристов, крупный промышленник из купеческой семьи. Убежденный монархист. Яркий противник революции. Член первого состава Временного правительств. В период февральской революции принимал отречение Николая II от престола. Ярый противник большевиков. В 1918 году эмигрировал в Берлин. Умер в Париже. (А.И.Гучков)

4. Этот человек – известный путешественник-исследователь и военный разведчик. Совершил ряд длительных экспедиций в Восточном Туркестане, Афганистане и Персии – изучал этот загадочный край и одновременно налаживал агентурную сеть. Русские разведчики  под его командованием, первыми из европейцев, прошли через «Степь отчаяния» в Иране – пустыню, где практически невозможно было найти воду. Но в истории России он более всего известен как организатор государственного переворота в августе 1917 года и вождь Белого движения на юге России. (Л.Г.Корнилов)

5.Родился в Херсонской губернии в богатой еврейской семье. После окончания реального училища примкнул к социал – демократам. Во время революции1905 года стал одним из руководителей Петроградского Совета рабочих депутатов. Был арестован, бежал из ссылки, эмигрировал. Весть о Февральской революции его застала в США. В мае 1917 года прибывает на родину. Пытался вначале создать свою собственную социал – демократическую группу, но затем поддержал Ленина.

(Л.Д.Бронштейн (Троцкий)

6. Родился в семье директора Симбирской гимназии. Юрист по образованию. Социалист. Адвокат. Талантливый оратор, приобрел широкую известность как защитник по ряду политических процессов. В 1912 году был избран в IV Государственную Думу, примкнул к фракции трудовиков. Считал себя восходящей звездой на политическом горизонте России. Обладал артистическом даром. В период революции стал членом Временного правительства. «Героем улыбающейся февральской революции» называли Керенеского газеты. (А.Ф.Керенский)

7. Князь, возглавлявший Земский союз. Чрезвычайно популярная фигура во всех слоях общества. В марте 1917 стал председателем Временного правительства, выдвинутый на этот пост как «Спаситель Родины». Но эти надежды не оправдал. «Мы не почувствовали перед собой вождя, князь был уклончив и осторожен» - говорил о нем Милюков. В 1918 году покинул Россию. Умер в Париже.

(князь Г.Е.Львов)

8. Один из лидеров меньшевиков. Был депутатом 3 и 4 Государственных дум. В феврале 1917 года был избран председателем Петроградского Совета,, на 1 съезде Советов избран председателем ВЦИК. Депутат Учредительного мсобрания, после его разгона уехал в Закавказье. В эмиграции после 1921 года. (Чхеидзе Н.С.)

V конкурс. Где это событие происходило?

1.Где отрекся Николай от престола? (В салоне - вагоне царского поезда на станции Псков император Николай отрекся от престола)

2. Где происходили заседания Временного правительства и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов? (здание Таврического дворца)

3.На каком вокзале встретили Ленина и других революционеров, возвращающихся из эмиграции весной 1917 года? (Финляндский вокзал)

4. Выстрел с какого корабля явился сигналом к началу штурма Зимнего дворца? (Крейсер «Аврора» стал одним из главных символов  Октябрьской революции).

5. Где похоронены жертвы Февральской революции? ( на Марсовом поле. На месте захоронения жертв Февральской революции на Марсовом поле впоследствии был создан мемориал и зажжен Вечный огонь)

6. Где заседало Временное правительство? (Зимний дворец - резиденция Временного правительства в Петрограде)

7. Где находился штаб большевиков по подготовке революции в октябре 1917 года? (В Смольном разместилось первое советское правительство — Совет Народных Комиссаров, который возглавлял В. И. Ленин. 

8. Где содержалась царская семья после отречения Николай II? ( сначала под домашним арестом в Царском селе, затем в Тобольске, в ночь с 17 на 18 июля 1918 года расстреляна в г.Екатеринбурге)
VI конкурс. Что бы это значило?

1. Бумажные денежные знаки, выпуск которых был организован Временным правительством с 18 сентября 1917 года и получили название от имени министра – председателя Временного правительства. (керенки)

2.Кто такие «быховские узники» (генералы, сторонники Л.Г.Корнилова, арестованные Временным правительством и содержащиеся в тюрьме города Быхова Могилевской губернии).

3. Какое событие получило название «демонстрация женщин»? (23 февраля состоялась демонстрация женщин, требовавших хлеба и возвращения мужчин с фронта )

4. Кто такой «полковник Романов»? ( После отречения от престола император Николай II наименовался просто как «полковник Романов»)
VII конкурс. Работа с историческим документом. Прочтите исторический документ. Заполните пропуски. Выделите основные события революции в хронологическом порядке. (Используйте слова для справок).

18 февраля 1918 г. началась забастовка на __________________ заводе, которая была ответом на объявление об ________________ 30 тысяч рабочих – это стало импульсом для забастовочного движения. 23 – 25 февраля забастовка переросла во всеобщую политическую стачку в _______________, которая проходила под лозунгами _________________ и _______________.

26 февраля в ответ на решение Николая II о роспуске Государственной Думы и использовании армии в подавлении революции начался массовый переход  _______________ на сторону рабочих.

27 февраля  восставшие захватили ___________, _____________________, овладели __________ дворцом. 28 февраля пало _______________________.

В 26 – 27 февраля оформились два центра власти ________________________________________________________________ и _________________________________________________________________.

_________________ года Николай II отрёкся от престола. Временный комитет Госдумы и Петроградский Совет договорились о создании _____________________________________________________________.

Слова для справок:  Путиловский, увольнение, Петроград, «Долой царизм!», «Долой войну!», солдаты, вокзалы, правительственные учреждения, Зимний, Адмиралтейство, Петроградский совет рабочих и депутатов, Временный комитет Государственной Думы, 2 марта 1917 г., Временное правительство.

VIII конкурс. О чем говорит эта карикатура?

1."Не угодно ли присесть на престол". Карикатура из журнала "Бич", 1917г.

2.Открытка, посвящённая аресту царских министров. 1917 год.

Вопросы: 1.Какому событию эта иллюстрация посвящена?

2. Назовите время создания этой иллюстрации.

Рефлексия. Беседа учителя с учениками.

1.Можно ли назвать сегодняшнюю игру Днём открытий для тебя лично?

2.Какие открытия сделали для себя?

3.Что узнали нового и интересного?

4.Чему научились?

5.Что показалось трудным?

Заключительное слово учителя: Итак, ребята, сегодня мы с вами попытались привести в систему те знания, которые мы получили, изучая историю Великой российской революции. Мы повторили свои знания, и наверняка, каждый для себя узнал что – то новое про события, которые происходили в России 100 лет тому назад.

Знаменитый английский историк Э. Х. Карр не ошибся, когда почти 40 лет назад утверждал, что историки будущего будут ещё долго спорить и резко расходиться в своих оценках российской революции 1917 г., как это было в своё время с Великой французской революцией. Одни будут, пророчествовал он, её прославлять как историческую веху в освобождении человечества от гнёта, другие — проклинать как преступление и катастрофу. С.Е. Нарышкин, председатель Российского исторического общества, председатель совета фонда "История Отечества" сказал: «Юбилей Революции 1917 года необходим для извлечения уроков».

Литература:

1.Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России XX- начало XXI века. - М.:Вако, 2005.- 320с.

2.Великая российская революция 1917 г. Дискуссионные вопросы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. А. Шестаков. — М. : Просвещение, 2015. — 64 с.

3.Данилов А.А. ,Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.История России. XX- начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.:Просвещение, 20.- 381с.

4.Коваль Т.В.Конспекты уроков по истории России XX в. 9 класс. Меиодическое пособие. – М.: Издательство Владос – Пресс, 2002.- 400с.

5.Корнева Т.А.Нетрадиционные уроки по истории России XX в 9, 11 классах. – Волгоград: Учитель,2004.- 127с.

6.Сорокина Е.Н.Поурочные разработки по истории России.9 класс.- М.:Вако, 2013.- 352с.

o Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

o Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.