12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Филимонова35
0

Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня победы в Отечественной войне 1812 года «Слава 1812 г.»

Пояснительная заметка.

Любой педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда глаза учеников горят интересом к изучаемому материалу, когда они сами становятся соучастниками познания. Это создает атмосферу творчества и способствует развитию креативного мышления. Однако научить ребенка с разных сторон взглянуть на исторические ситуации, найти различные пути решения проблемы, развить творческие способности возможно не только на уроке. Интерес к истории помогают также воспитать различные формы внеклассных мероприятий – литературно-исторические вечера, игры-путешествия, познавательные марафоны и т.д. Историко-познавательные мероприятия предполагают развитие логического мышления школьника, способностей обобщать, анализировать, выдвигать и опровергать гипотезы, что в целом помогает сделать учебную деятельность более разнообразной.

В рамках Недели истории в школе мною был проведен литературно-исторический праздник, посвященный 200-летию со дня Победы России в Отечественной войне 1812года - «Слава 1812 года». Представленный сценарий был рассчитан на учащихся 8-11 классов, которые уже получили исторические знания об этой эпохе. Вопросы, на которые должны были ответить учащиеся, предполагали не столько знание конкретного факта или события, а были рассчитаны на развитие логического мышления школьника, способностей обобщать и анализировать. Кроме того, в программу мероприятия были включены конкурсы с использованием мультимедийных ресурсов, что способствовало повышению информационной компетентности не только учителя, но и учащихся. Предлагаемое мероприятие проводилось в виде интеллектуального соревнования. Его преимуществами является то, что его достаточно легко организовать как во внеучебное время, так и даже в классе как урок нетрадиционного типа.

Подготовка к мероприятию включала несколько этапов:

Подготовительный (неделя до начала игры): в этот период был оформлен стенд «России верные сыны», посвященный героям Отечественной войны 1812г. Здесь был представлен фоторяд с биографическим материалом о героях войны, информация о спорных исторических вопросах той эпохи, картинки с изображением оружия указанного времени, а также закрепляющий материал в форме кроссвордов, работы с картой. В рамках этого этапа была объявлена викторина для учащихся 5-11 классов (Приложение 1) и конкурс рисунков для начального звена.

В качестве опережающего задания учащиеся должны были повторить необходимый материал по данной тематике, составить две сборные команды 8-9 и 10-11 классы в составе 5 человек, придумать визитную карточку, выбрать капитана. Надо сказать, что наша школа на тот момент являлась малокомплектной, чем и объясняется сборный характер команд.

Игровой: игра в собственном смысле слова. Оценивало работу команд жюри из преподавателей.

Заключительный этап: слово было предоставлено членам жюри, которые объявляли команду-победительницу, лучшего игрока, наиболее активного знатока среди болельщиков и зрителей. Учитель награждал участников викторины и конкурса рисунков.

Здесь будет представлен сценарий данного мероприятия с приложениями.

 

Сценарий

литературно-исторического праздника, посвященного 200-летию победы России в Отечественной войне 1812г. «Слава 1812 года».

Образовательная цель: в игровой форме проверить знания по истории Отечественной войны 1812г., заинтересовать школьников в изучении дополнительной литературы, посвященной данной теме.

Развивающая: дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность; развитие умений работы в группе; формирование информационной компетентности.

Воспитательная: способствовать воспитанию уважения к славному прошлому нашей страны, формированию чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.

Оборудование: мероприятие проводится в большом кабинете или в актовом зале. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, черный ящик, 2 колокольчика, чистые листы, фломастеры, ручки, игровая карта для жюри и задания для участников.

Оформление зала:воссоздан интерьер русской избы н.XIXв. по материалам школьного музея, фотографии, картинки с героями войны, карта «Нашествие армии Наполеона на Россию»

Участники: сборные команд 8-11 классов, зрители – все желающие, можно пригласить родителей.

Ход мероприятия.

На сцене представлены экспонаты школьного исторического музея, воссоздающие интерьер русской избы ½ XIX века (деревянный стол с самоваром на нем, стулья). Гаснет свет, горит свеча. На сцене 2 ученика. Один ученик играет роль ветерана-офицера, участника войны, получившего ранение в боях. Он сидит задумчиво на стуле, чистит оружие. Подле него сидит мальчик, с интересом рассматривающий оружие.

Мальчик: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва спаленная пожаром французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия про день Бородина…»

Ветеран: (задумчиво) «Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя…»

На экране фрагмент фильма «Бородинское сражение» (фрагмент фильма «Война и мир» киностудия «Мосфильм» 1967г., режиссер С.Ф.Бондарчук). Фрагмент заканчивается. Ученик рассказывает стихотворение.

Отчизна - кубок сей, друзья!

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О, Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя.

Учащиеся уходят. Зажигается свет. На сцену выходит учитель истории - ведущий.

Учитель: чуть меньше двух веков отделяет нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Но это нисколько не умаляет ее огромного значения для истории России. Борьба с иностранными захватчиками пробудила тогда в народе высокие чувства любви к Родине, истинного патриотизма, гордости и чести, народного единения. В тот год 1812 года Наполеон решил все страны подчинить. У войны нет срока давности, нет цены. Подвиг русских солдат бессмертен.

Разрешите открыть праздник, посвященный 200-летию со дня победы России в Отечественной войне 1812 года, в великой войне против Наполеона. Праздник мы проведем в форме интеллектуального состязания двух сборных команд. Оценивать работу команд нам поможет справедливое жюри в составе: Представление жюри. Давайте познакомимся с командами.

Представление сборной команды 8-9 классов. Представление сборной команды 10-11 классов. Команды занимают свои места.

Конкурс № 1. «Исторический квадрат» (Приложения «квадрат»)

Перед вами на экране квадрат. Разноцветное поле означает, что вопросы из разных областей. Красный: исторические личности; желтый: тактика и стратегия войны; зеленый: герои Отечественной войны. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

1 красный. Он был главным лицом, определяющим судьбу государства. В памяти потомков он остался, как человек просвещенный, искренне стремящийся к процветанию России. К началу Отечественной войны 1812 года он был верховным главнокомандующим русской армии. Он получил имя- Победитель. После смерти потомки дали ему еще одно высокое имя - Благословенный. ( Александр I )

2 желтый. Внимательно рассмотрев карту, назовите план, в соответствии с которым Наполеон собирался напасть на Россию.

3 зеленый. Этот полководец лично повел своих солдат в атаку во время сражения. Его подвиг навеки остался в памяти благодарных потомков. В Бородинском сражении ему очень хотелось победить. Его армия во время сражения приняла главный удар. Тяжело раненого его увезли с поля боя. Его прах похоронен на Бородинском поле. ( Багратион)

4 красный. Блестящий полководец, необыкновенный умница, обаятельная личность. Для всей Европы - он герой номер один. Сделал стремительную военную карьеру. Это стремительное возвышение вскружило ему голову и заставило поверить в собственную гениальность, в предназначении управлять судьбами и государствами. Европейские государства падали к его ногам одно за другим. ( Наполеон)

5 желтый. О каком событии А.Пушкин написал эти строки: «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою не праздник, не приемный дар, она готовила пожар нетерпеливому герою…» (московский пожар 1812г.)

6 зеленый. Первая в России женщина-офицер, кавалерист-девица. Некоторое время, выйдя замуж, проживала в Сарапуле. После начала Отечественной войны, переодевшись в мужское платье, отправилась на войну и служила при Кутузове. Тайна ее раскрылась только при ранении. Умерла в Елабуге.

7 красный. В начале Отечественной войны этот человек занимал пост военного министра России. Он же фактически командовал в момент отступления к Москве русской армии, за что многие его порицали. Эта операция требовала от него полководческого мастерства, выдержки, хладнокровия. Он справился со своей задачей блестяще. Он сохранил целостность и боеспособность армии, что в итоге привело к избавлению России от грозного врага. ( Барклай- де- Толли)

8 желтый. Однажды во время войны М.И.Кутузов сказал: "Ключ к Москве взят." О чем шла речь? (о взятии французами города Смоленска в конце июля 1812 года)

9 зеленый. Известный поэт-партизан, один из друзей Пушкина. Почти вся жизнь этого поэта прошла в армии, молодые годы - в гусарском полку. В начале войны он возглавил партизанский отряд, состоящий из гусаров и казаков. Отряд успешно действовал на Смоленском тракте, громил отряды противника, захватывал обозы, пленных. Его действия были настолько дерзкими и успешными, что Наполеон объявил настоящую охоту на него (Д. Давыдов)

Жюри подводит итоги первого конкурса.

Ученик рассказывает стихотворение.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый

Наш рукопашный бой.

Земля тряслась как наши груди

Смешались в кучу кони, люди

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Конкурс № 2. «Историческая реконструкция» ( фрагмент фильма «Кутузов» киностудия «Мосфильм» режиссер В.Петров)

Задание для 1 команды: видеофрагмент.

Одним из самых известных событий Отечественной войны стал совет в Филях в сентябре 1812г. Здесь высшее русское командование решало вопрос о судьбе Москвы в момент, когда войска французов находились в нескольких километрах от нее. Фрагмент приостанавливается учителем. Задание для команды: ответить на вопрос – какое решение было принято главнокомандующим Кутузовым и как он обосновал свою позицию? После заслушивания ответа, учитель продолжает видеофрагмент.

Задание для 2 команды: на экране слайд со словами Наполеона. (Приложения, презентация1812г.)

Намереваясь напасть на Россию, Наполеон внимательно рассматривал ее карту. Однажды на вопрос своих военачальников о наступательных планах, император ответил. Задание для команды: завершите слова Наполеона.

За правильный ответ команды получают по 5 баллов.

Конкурс № 3. «Капитанский конкурс».

Капитаны получают задание за 7-10 минут написать эссе на тему «Судьба России – моя судьба». Предварительно они получили задание поискать необходимую информацию. Жюри оценивает полноту раскрытия темы, оригинальность, содержательность. (Эссе представлены в Приложении 6)

Параллельно для команды проводится конкурс.

Конкурс №4. «Историческое воззвание».

На столе у каждой команды лежит листочек со словами: Отечество, страна, граждане, беда, гроза, меч, Бог, удар, враг. Команды на листах ватмана должны составить патриотическое воззвание к народу во время войны, используя предложенные опорные слова. Команды работают 5- 7минут. Жюри оценивает оригинальность, эмоциональность, содержательность.

Пока команды работают, учитель награждает участников викторины и конкурса рисунков среди зрителей. А также со зрителями проводится конкурс-аукцион – кто больше назовет культурных (литературных, художественных, музыкальных и т.д.) памятников, посвященных истории Отечественной войны 1812г. Жюри отмечает самых активных.

Конкурс №5. «Черный ящик»

Вносится черный ящик. Команды должны отгадать, что лежит в черном ящике. Ведущий задает 3 направляющих вопроса-подсказки. Чем больше подсказок, тем меньше баллов можно получить. Каждая команда имеет колокольчик на столе для оповещения о готовности отвечать. В «Черном ящике» скрыта книга «Записки кавалерист-девицы» Н.Дуровой.

Подсказка 1. 20 баллов. Этот предмет содержит в себе богатейший материал о жизни одного из участников тех славных событий и о самих событиях Отечественной войны.

Подсказка 2. 15 баллов. Однажды Пушкин отозвался об этом предмете следующим образом: «..Если автор согласится поручить его мне, то с охотой берусь хлопотать о его издании… За успех, кажется, можно ручаться, судьба автора так любопытна, так известна и так таинственна, что разрешение загадки должно произвести сильное общее впечатление». В 1836 году он напечатал часть этого в журнале “Современник”.

Подсказка 3. 10 баллов. Это литературное произведение автобиографического характера, к тому же содержащее информацию о событиях Отечественной войны. Автором является женщина-офицер, участница войны, судьба которой имеет тесные связи с Удмуртией.

Подведение итогов.

Учитель: Наш праздник хочется закончить словами одного из русских публицистов М.Алексеева, который однажды сказал: « Грядущие поколения не простили бы нам, если бы мы забыли о подвигах великих предков, равно как и мы не простили бы им, если бы они предали забвению дела и подвиги наши, наших героев. Без патриотизма, без горячей любви к своей Отечественной колыбели, земле предков, к традициям не родится и чувство единения со всем человечеством – чувство толерантности».

Плох тот народ, который не любит, не ценит и не знает свою историю. Такой народ легко победить. Так давайте любить, ценить и знать свою историю, ведь судьба России – моя судьба. Всем спасибо за участие.


 

Использованная литература.

Гроза 1812 года [Электронный ресурс]: юбилейный проект, посвящённый 200-летию победы России в Отечественной войне1812 года. – 2 с. – Режим доступа: ЭБД «Методический комод» /

Патриотизм, история / 1812.


 

Давыдов Денис Васильевич [Электронный ресурс]: методический материал для подготовки мероприятия. – 11 с. – Режим доступа: ЭБД «Методический комод» / Патриотизм, история /

1812 / Д. Давыдов.


 

Заголовки книжных выставок [Электронный ресурс]: список. – 1 с. – Режим доступа: ЭБД «Методический комод» / Патриотизм, история / 1812.


 

Народная война [Электронный ресурс]: материал для беседы. – 3 с. – Режим доступа: ЭБД «Методический комод»


 

Некоторые черты из жизни Дениса Васильевича Давыдова

[Электронный ресурс]: методический материал для подготовки мероприятия. – 6 с. – Режим доступа: ЭБД «Методический комод» / Патриотизм, история / 1812 / Д. Давыдов.


 

Отечественная война 1812 года [Электронный ресурс] : методические рекомендации / Анивская ЦБС, ДБ ; сост. Г. В. Цой. –Анива, 2011. – [Буклет]. – Режим доступа: ЭБД «Методический комод» / Патриотизм, история / 1812.


 

Отечественная война 1812 года [Электронный ресурс] : названия мероприятий / Анивская ЦБС, ДБ ; сост. Г. В. Цой. – Анива,2011. – [Буклет]. – Режим доступа: ЭБД «Методический комод» /Патриотизм, история / 1812


 

Приложение 1

Вопросы викторины, посвященной 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года.

Во время Отечественной войны 1812 года случалось, что необразованные русские солдаты в пылу сражения или ночью по ошибке брали в плен, а иногда и убивали своих же офицеров. Почему происходила эта ошибка?

Когда и где проходил последний совет русского военного командования перед вступлением в Москву? Какие сооружения имеются сегодня на месте последнего военного совета?

Что могли означать распространенные в первой половине XIX века пословицы: «Был Наполеон, а из Москвы вышел опален», «Пропал, как француз в Москве»?

Назовите не менее трех культурных памятников (архитектурных, литературных и т.д.) в Москве, пострадавших от пожара 1812 года.

Назовите фамилию московского градоначальника периода Отечественной войны, отвечавшего за эвакуацию государственных учреждений и ценностей в городе?

Назовите известные вам версии о причинах московского пожара в сентябре 1812 года.

Назовите название, режиссера, год создания художественного фильма, в основу которого положена история жизни первой кавалерист-девицы, участницы Отечественной войны 1812г.

О ком идет речь в данном отрывке: «В 1774г., сражаясь с турецким десантом, этот 29-летний подполковник получил тяжелое ранение. Рапорт гласил: «Пуля, ударившись между глаза и виска, вышла напролет в другой стороне лица…» Екатерина II распорядилась выдать ему 1000 червонцев и наградить орденом Святого Георгия четвертой степени. Какую роль этот человек сыграл в Отечественной войне 1812 года?

Об этой своей битве Наполеон сказал: «Из всех моих сражений – это самое страшное…» Где и когда оно произошло?

Где Наполеон, посчитавший после Бородинской битвы, что пора занимать оставленную русскими войсками Москву, долго ждал, что жители принесут ему «ключи» от города? Кто из русских поэтов посвятил этому историческому эпизоду строки своего стихотворения?

Кто из полководцев Отечественной войны 1812 года стал первым в истории полным кавалером прославленного ордена Святого Георгия?


 

Приложение 6.

Эссе капитанов сборных команд на тему: «Судьба России – моя судьба».

Соколова Регина 9 класс: «Почему же судьба России – моя судьба? Разберемся в правильности этого высказывания. Опираясь на знание исторических фактов, можно вспомнить и такое высказывание: «Не зная прошлого, не постигнешь будущего». И, действительно, если бы Россия не смогла победить Францию в 1812г., возможно, территория нашей страны была бы меньше, или, что еще страшнее, сейчас вообще могло бы не быть свободного суверенного русского государства. То, что происходит в России, не может не касаться судьбы каждого из нас. Каждый человек является частичкой своей Родины. Я тоже являюсь частичкой своей России и мне не безразлична судьба моего Отечества. Зная и изучая историю своего государства, я буду делать все от меня зависящее, чтобы сохранить свободу, единство и целостность своей страны, постараюсь воспитывать в себе чувство долга и патриотизма. Ведь если тяжелые времена будет переживать моя страна, это напрямую отразится на мне и на каждом из нас. Поэтому можно с уверенностью сказать, что судьба России – моя судьба и судьба каждого из нас».

Иванушкин Игорь 11 класс: «В данном высказывании затронута очень глубокая и актуальная тема – любовь к Родине, судьба Родины, история русского государства и русского народа в прошлом и настоящем. Эти слова наиболее полно отражают мою позицию в этих вопросах. Ведь, действительно, в зависимости от того, какая судьба постигнет Россию, она полностью отразится на мне и на остальных гражданах, потому что Россия – это и есть мы, а мы – это Россия. История знает огромное количество примеров о том, что когда наше Отечество переживало трудные времена, всю эту тяжесть переживал прежде всего ее народ. История Отечественной войны 1812года не является исключением. И все-таки мы побеждали, мы сохраняли свое государство для будущих поколений. И сила наша заключается прежде всего в нашем единстве, чувстве долга, ответственности. Поэтому каждый из нас должен по мере своей возможности способствовать сохранению этого духовного единства. Потому что только от нас зависит, какая судьба будет ожидать нашу страну в будущем. А судьба наша и судьба России никогда не будут идти разными путями».


приложения
RAR / 894.14 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.