12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгения16

Урок музыки 6 класс

Тема: Вокальная музыка.

Цель: определить особенности взаимодействия музыкального искусства и искусства слова (литературы) в песенном жанре, дать учащимся определение понятий «диапазон», «пение», «интонация», «речитатив»;

-развивать творческие способности учащихся, исполнительские навыки, воображение, умение интерпретировать музыкальные произведения;

-способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств, интереса и уважения к мировой музыкальной культуре.

Музыкальный материал: « O,Sole Mio» в исполнении Энрике Карузо, «Аве, Мария!» в исполнении Марии Каллас, «Если дружат музыка и дети» Ю.Чичков.

Тип урока: урок углубления в тему.

Методы:

по источнику получения знаний: словесный ,наглядный, практический;

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Наглядность: портреты Э. Карузо и М. Каллас, презентация.

ТСО: ноутбук, CD диски.

Ход урока.

1.Организационный этап урока.

Дети входят в класс под. музыку.

Музыкальное приветствие.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Игра «Верю - не верю».

Верите ли вы, что

-музыка взаимосвязана с такими видами искусства, как театр, литература, кинематограф, изобразительное искусство и другие? (Да.)

-сегодня народные песни исполняют в первичном варианте? (Нет.)

-народные песни исполняет только тот народ, который их сложил? (Нет).

-песня имеет куплетную форму? (Да).

-вариации - это вокальное произведение? (Нет)

-Н. Лысенко – выдающийся украинский композитор, дирижер, педагог? (Да).

-вокальная музыка появилась благодаря «дружбе» музыки и литературы? (Да).

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Нужно ли объяснять, что такое песня? Ведь это знает каждый, и у каждого есть свои любимые песни. Пение-это музыка, воспроизведенная человеческим голосом. Песня - от слова петь. С детства и до старости « человек с песней по жизни шагает». Огромный мир мыслей, чувств, образов заключен в этом самом простом и доступном музыкальном жанре. Мир этот велик уже по одному количеству песен Если вокальная музыка-это примерно половина всех существующих музыкальных произведений, то песня занимает здесь самое большое место .И не только по количеству, но и по широкой известности.

4. Изучение нового материала.

В одном из самых музыкальных городов мира, Вене, есть памятник: над неиссякающей струей воды стоит человек с волынкой в руках. Это памятник песне.

t1712324397aa.jpg

Давным-давно жил в Вене весельчак по имени Августин, который прославился на весь город своими песнями. Многие из этих песен Августин сочинял прямо на ходу…

Где Августин, там радость и веселье. Где радость и веселье - там Августин.

Но однажды в город пришла страшная беда. И имя этой беде -чума. Страшная болезнь косила людей так, что вымирали целые улицы и даже города. Приуныли жители Вены.

И только Августин по-прежнему появлялся то там, то здесь со своим немудреным инструментом, и повсюду задорно звучала его волынка, словно бросая вызов смерти. Он подбадривал сограждан, а они слушали его с благодарностью и удивлением: неужели он не страшится смертоносной чумы? Как-то раз усталый Августин, возвращаясь домой ночью, забрел на окраину города. Он долго блуждал в темноте, выбился из сил и мечтал только о том, чтобы где-то немного поспать. Он прямо засыпал на ходу. Нога за ногу проплелся он еще немного по каким-то колдобинам и вдруг споткнувшись, свалился в яму. Яма так яма. Чем не место для сна, да и ветер не дует. И проспал Августин в ней мирно и тихо до самого утра. А утром обнаружил, что попал он на кладбище и провел ночь в общей могиле для бедняков, сраженных ужасной болезнью.

Августин выбрался из ямы, стряхнул с волынки землю и направился в город. А по дороге он сочинил песню, в которой рассказывалось о том, что сегодня ночью он повстречался со смертью и победил ее. Он пел эту песню повсюду, и жители гибнущего города с восторгом и надеждой слушали его, веря, что песня может спасти человека от гибели.

Вместе с Августином эту песню запела вся Вена. Ив конце концов страшная болезнь отступила перед жизнелюбивыми венцами, поющими наперекор смерти. Ведь это правда, что с жизнерадостными и сильными людьми ей справиться труднее, чем с людьми слабовольными…

А Августин с тех пор стал народным любимцем и героем.

Стоит на площади памятник Августину, и звучит по сей день веселая песенка-вальс «Ах, мой милый Августин». Но, конечно, лучший памятник песне - это она сама, ее звучание сегодня и всегда. Сколько лет песне? Сколько лет звучит она на свете?

Пели вельможи и рабы, воины и мирные граждане, ремесленники и священники, песня слышна высоко в горах и на море, звучит она среди вечных снегов и в космосе. Песня-радость, песня-символ, песня-призыв к труду и борьбе, размышлению и любви; песня - народная мудрость.

Сравним песню с другими вокальными жанрами: романсом, арией. В каждом из них соединяются два обязательных элемента: музыка и слово, но в каждом по-своему.

5. Ребус к слову романс.

Дt1712324397ab.jpgt1712324397ac.jpgt1712324397ad.jpgt1712324397ae.pngt1712324397af.jpgt1712324397ag.jpg ля разгадывания используйте первую букву слова на изображении



Р О М А Н С

-Учитель: Романс - одноголосное вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Термин романс возник в Испании еще в средние века и первоначально обозначал светскую песню на испанском( романском) языке.

Ария-вид вокального произведения ,исполняемого солистом. В опере ария-главный вокальный номер, исполняемый одним из оперных героев. Вокальную музыку можно исполнять соло, дуэтом, ансамблем (от 2 до 11 исполнителей) и хором (от 12 и более исполнителей). Голоса различаются между собой по звуковому диапазону, а также окраской звука - тембром. Обратимся к словарю.

6. Работа с учебником.

Диапазон-расстояние между самым низким и самым высоким звуками, которые может исполнить голос или инструмент. Голоса певцов делятся на группы:

Женские голоса: сопрано (высокий) колоратурное, лирико-колоратурное, лирическое, лирико - драматическое, драматическое;

-меццо-сопрано (средний) :лирическое, драматическое;

-контральто (низкий)

Мужские голоса: тенор (высокий) лирический, драматический;

-баритон (средний) лирический, драматический;

-бас (низкий) высокий (по-итальянски basso cantante-певучий), низкий (по-итальянски basso profundo- глубокий).

Вопросы: Что же такое диапазон? На какие группы делятся голоса певцов? (Ответы детей).

Познакомимся с «Музыкальным калейдоскопом» (дети читают).

-Учитель: Мелодия музыкальной фразы рождается из интонаций словесного языка. Когда звучат отдельные короткие фразы, мелодия очень похожа на декламацию. Такое исполнение называют речитативом-от латинского-«читать вслух», «декламировать».

Речитатив-разновидность вокальной музыки, приближающаяся к речи.

-С каким стилем современной музыки можно сравнить речитатив?

Работа с опорным конспектом в парах.

7. Слушание музыки: «O, Sole Mio» в исполнении Энрике Карузо и «Ave Maria» в исполнении Марии Каллас. Сравните голоса выдающихся певцов (регистр, сила, звонкость, мягкость).

8. Вокально-хоровая работа:

а) упражнения на дыхание, распевание;

б) исполнение «Если дружат музыка и дети» Ю.Чичков.

9. Закрепление изученного.

Ответы учащихся по опорному конспекту.

Продолжи предложение:

Разные виды искусства: музыка, живопись, литература тесно взаимосвязаны. Искусство слова, при помощи которого писатель передает свои мысли и чувства, - (литература).

В самой человеческой речи есть музыкальный элемент……(интонация), что является основой выразительности музыкальной речи. С речевой интонации рождается……(мелодия).

Так возникает…..(вокальная музыка).

Когда стихи и мелодия объединяются в ….(песне), они начинают жить как новое произведение искусства, в котором музыка и литература обогащают и дополняют одна другую.

Примером этого является….(«Песня на добро»), которую мы исполнили на этом уроке. Также мы узнали, что такое….(диапазон), на какие группы делятся голоса певцов и прослушали произведения в исполнении Э.Карузо и М. Каллас для того, чтобы лучше усвоить эти понятия.

«Паучок» (структурно-логическая схема). Определить ключевое слово (вокальная музыка).

t1712324397ah.gift1712324397ai.gif

Песня

Романс





t1712324397aj.gif

?



t1712324397ak.gift1712324397al.gif

Вокализ

Колыбельная







t1712324397am.gift1712324397an.gif

Ария

Хор





10. Итог урока.

Вопросы учащимся:

Какая музыка звучала на уроке?

Что запомнилось?

11.Анализ уровня активности учащихся, оценивание знаний.

12 Домашнее задание:

К какому тембру принадлежит ваш голос? Объясните, почему вы так считаете? Определите тембры голосов своих родственников и друзей.

13. Выход из класса под музыку.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.