12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коновалова Наталия Владимировна41
Россия, Марий Эл респ., Йошкар-Ола

Коновалова Наталия Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 23 г. Йошкар-Олы»



Воспитание патриотизма у младших школьников – важная задача нашего времени.

«Я вижу миссию учителя,  прежде
всего в том, чтобы каждый мой питомец
стал верным сыном своего Отечества».
В. А. Сухомлинский



Сегодня в наше непростое время патриотическое воспитание учащихся является одной из важных задач, поставленных перед школой. Заглянем в словарь Ожегова С.И.: «Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, преданный интересам какого-нибудь дела…» В словаре Ефремовой Т.Ф.: «Патриот – тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины». Мы, взрослые глубоко понимаем важность этих слов в современном мире. Понимаем, что только патриоты своей Родины смогут сделать страну процветающей и сильной. А как такие высокие слова донести до младших школьников? Для меня, учителя начальных классов, со стажем работы в школе более 30 лет, патриотическое воспитание никогда не было темой второго плана. Наоборот, я при удобном случае всегда напоминала ребятам о важности чувства причастности к своей стране, всегда старалась подчеркнуть необходимость сознания гордости за свою Родину.

Новые ФГОС для основного общего образования включают в себя такие установки, которые формируют у детей представления о значимом международном положении России - страны, устремлённой в будущее [1]. История – наука живая. Она меняется вместе с нами очень стремительно. Своим воспитанникам в 2000–х мне и в голову бы не пришло говорить о многих вещах, о которых сегодня нужно кричать. Это невероятно сложно объяснить второкласснику такие понятия, как место России в мире, роль России в истории, целостность её территории и т.д. Огромным подспорьем в этом служат новые занятия «Разговоры о важном», которые были введены в сентябре 2022 года. Это то, чего мне, очень не хватало, но о чём я говорила всегда, возможно, не так образно. Моя задача, как учителя начальных классов, сформировать у школьников любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм. Младший школьник на своём уровне получит представления об истории и культуре России. И кроме всего обогатит запас знаний представлениями об истории и традициях многонационального народа нашего края – республики Марий Эл. Занятия «Разговоры о важном» уже становятся для моих ребят увлекательным событием, которого они ждут с нетерпением. Особенно запомнились детям такие, как «Россия – мировой лидер атомной отрасли», «Мы разные, мы вместе». На последнем ребята узнали о многообразии и единстве народов Российской Федерации, познакомились с особенностями разных регионов нашей страны. Помогали в этом мультипликационные герои. Видно, как продумано занятие, насколько глубоко подходили составители сценария занятия к проблеме формирования преемственности поколений, привития патриотизма у младших школьников. Не прошло бесследно для моих учеников и занятие «Символы России». Эта тема знакома ребятам ещё с уроков окружающего мира. Но сейчас более подробно рассматривался герб России. Информация легко воспринималась с помощью ярких зрительных образов, представленных в виде презентации. Все составляющие российского герба были понятны учащимся благодаря правильно построенному ходу занятия, иллюстрациям, интересному видеоролику.

В новый ФГОС для младших школьников были добавлены ряд задач, связанных с развитием патриотизма у детей. Патриотизм понимается, как:

- интерес к изучению родного языка;

- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;

- уважение к символам России, государственным праздникам, памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране. [ 1]

Реализовать эти задачи можно, опираясь на ряд учебных дисциплин. Особенно хочу остановиться на таком новом для школы предмете, как «Русский родной язык». В условиях ФГОС предлагается вариативность возможности изучения этого предмета. На уроках русского родного языка мы вновь воспитываем патриотов. Чтобы сформировать у школьников чувство любви к Родине, народу, желание продолжать традиции своих предков, необходимо показывать богатство и разнообразие языка, прививать любовь к русскому языку. Основная идея курса «Русский родной язык»: Россия - Родина моя. Учащиеся представляют язык, как живое развивающееся явление. Каждый урок – это путешествие в прошлое нашей Родины. В первом блоке – «Русский язык: прошлое и настоящее» - широко раскрывается смысл и происхождение русских слов, которые давно вышли из обихода. Например, какую одежду носили в старину? Что общее связывает слова «рубашка» и «рубить»? Откуда пришло слово «сытый»? Как появились названия «суворовская каша» и «гурьевская каша»? И много других вопросов открывают для себя ребята на уроках русского родного языка. Уроки по этой дисциплине строю так, чтобы они запоминались детям. Это может быть и урок – экскурсия «По одёжке встречают» (Музей истории одежды), урок – исследование «Каша – кормилица наша». Специально для этого урока был создан краткосрочный исследовательский проект, в котором принял участие каждый ребёнок. Ребята познакомились с меню школьной столовой, встретились с поварами, которые рассказали рецепты приготовления каш. А ребята поделились секретами мам и бабушек в приготовлении этого блюда. Выяснили, какие каши им нравятся (не нравятся), почему и т.д. Открыли для себя много нового о том, что значила каша в старое время. Запомнился ребятам урок – инсценировка «Любишь кататься, люби и саночки возить», урок – путешествие «Делу время, потехе час». Учащиеся при подготовке к таким урокам находили дополнительный материал, выполняли презентации, учились выступать с докладами. А самое главное, открывали для себя известный – неизвестный великий русский язык, а значит – Родину! Считаю, если ребёнок будет осознавать себя частью своей страны, он будет испытывать чувство гордости за историю, культуру и гениальных соотечественников.

На уроках русского языка при изучении новой орфограммы на этапе целеполагания и постановки проблемы, я часто использую пословицы и поговорки.

- Сам погибай, а товарища выручай (ча – ща)

- Ехал в Казань, а заехал в Рязань (имена существительные собственные)

- Жить – Родине служить (жи – ши)

- Родина – мать, умей за неё постоять (смягчающий мягкий знак)

Развитие патриотизма и чувства гордости за свою страну продолжается и на уроках окружающего мира. Содержание этого предмета давно уже связано не только с природой. С введением нового ФГОС появилась цель развить у детей « чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы». [1] У каждого школьника при изучении предмета «Окружающий мир» должны сложиться первоначальные представления о «важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России». [ 1] Среди содержательных линий предмета «Окружающий мир» выделяется линия «Страна, в которой человек живёт». Это темы « Россия – твоя Родина», «Родная страна», «Человек – защитник своего Отечества». Немало тем связано с краеведением. Изучая одну из таких тем «Водоёмы нашего края», мы с ребятами составляли паспорт реки Малая Кокшага. На этой реке стоит столица Республики Марий Эл – город Йошкар-Ола. Ребята занимались проектной деятельностью, проводили собственные исследования. Так, чтобы узнать сроки ледостава на реке Малая Кокшага, мы с ребятами отправились на экскурсию по набережной, побывали в Музее истории г. Йошкар- Олы, где нам показали карту дореволюционного Царевококшайска (одно из прежних названий нашего города). По этой карте мы проследили, как менялись застройки по берегам Малой Кокшаги в те годы. Мы побывали на станции очистных сооружений и узнали, какие существуют экологические проблемы, связаннные с загрязнением реки Малая Кокшага в пределах города Йошкар-Олы и как эти проблемы можно решить.

При внимательном прочтении требований ФГОС нового поколения к результатам образования, можно заметить, что «владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельностью является одним из ключевых.[ 1]

Тема патриотизма широко раскрывается и на занятиях по внеурочной деятельности. В материалах программы ФГОС третьего поколения отмечено, что «внеурочная деятельность призвана реализовать интересы учащегося, а не стать дополнительной частью работы, обязательной для выполнения». [1 ] Мои ученики активно занимаются проектно – исследовательской работой. Тема Великой Отечественной войны затронула каждую семью, каждого ученика. Нами было принято решение создать книгу Памяти 3 Б класса. Для этого каждый ученик провёл исследование семейных архивов, фотографий, сохранившихся со времён войны, писем с фронта и создал страничку о своём прадедушке или другом родственнике, воевавшем на фронтах в годы той страшной войны. С каждой странички на нас смотрели молодые ребята, которые отдали свои жизни на полях сражений с фашистами для того, чтобы мы сегодня жили под мирным небом и ценили то, что имеем. Каждая страничка была сделана с любовью и уважением к прошлому своей семьи. Затем эти странички были собраны в Книгу Памяти 3 Б класса. Она и по сей день хранится в нашем классе. Её любой может полистать и получить интересную информацию. Некоторые учащиеся так прониклись идеей изучения военного прошлого своей семьи, что решили создать собственный исследовательский проект. Одна из моих учениц познакомила нас с рукописью своего прадедушки и создала проект «Судьба прадедушки в судьбе воспитанников Сурского детского дома». С этим исследовательским проектом девочка выступила на XVI Республиканской научно-практической конференции «Александровские чтения», где заняла 1 место. Вся семья школьницы участвовала в сборе научного материала, фотографий военных лет, посетила Архив республики Марий Эл. Созванивались с директором нынешней средней Сурской школы, на базе которой во время войны находился Сурский детский дом, в котором преподавал, а также был воспитателем прадедушка ученицы. Девочка вместе с родителями ездила в эту школу, прошлась по её коридорам, зашла в школьный музей, где среди фотографий на доске Почёта увидела и фотографию своего прадедушки. Кроме этого девочка вместе с родителями восстановила связь с бывшими выпускниками детдома. Состоялись незабываемые встречи с людьми, которые видели прадедушку, рассказали много интересного о нём, отмечали, какой это был замечательный педагог и воспитатель. Свои исследования девочка строила, опираясь на рукопись прадедушки. Впоследствии семья девочки  решила издать эту рукопись. Несомненно, чувство выполненного долга переполняло всю семью. Прадедушка  наверняка гордился бы таким решением родных.

На своих уроках, говоря о любви к Родине, России, мы с ребятами часто обращаемся к истории нашей малой родины – Республики Марий Эл. На уроках истории и культуры народов Марий Эл (ИКН) мы изучаем историю марийского народа, его традиции, особенности искусства, быта. Иногда уроки ИКН проводим в Национальном музее Марий Эл имени Т.Евсеева. Так, музейная программа «Что нам стоит дом построить» рассказала об особенностях постройки домов марийских, а также наших соседей – чувашей и хорошо знакомого нам народа - удмуртов. Также с нами поиграли в национальные игры, показали театрализованное представление «Чувашская свадьба» и обрядовые игры удмуртского народа. Не раз мы бывали и в Музее истории города Йошкар-Олы. Посещая мастер-классы, мы с ребятами погрузились в историю нашего города, познакомились с интересными людьми, которые внесли свой вклад в его развитие. Занимаясь внеурочной деятельностью, отмечаю патриотическую направленность наших занятий. Особенно формируется чувство любви к своему родному краю у учащихся, когда мы совершаем поездки на природу. Марий Эл – край удивительных лесов, синих озёр и быстрых рек. Я стараюсь прививать своим ученикам любовь к природе нашего края. Каждый год в мае по окончании учебного года, мы ездим в Национальный парк «Марий Чодра». Это поистине заповедный участок нашей республики. А сколько там удивительных неизведанных нами мест! Здесь и Дуб Емельяна Пугачёва, и Зелёный Ключ (минеральный источник), и старая казанская дорога. По легенде, именно этой дорогой продвигался Емельян Пугачёв со своим войском в сторону Казани. Здесь же находится смотровая площадка, с которой открывается удивительный вид на реку Илеть, которая петляет среди таёжных лесов. Дух захватывает, когда смотришь на всю эту невероятную красоту! Я со своими классами езжу в Национальный парк «Марий Чодра» вот уже более 20 лет! Это наши традиционные майские походы. Ребята с нетерпением ждут, когда мы вновь приедем в эти удивительные края. В наших поездках прослеживается экологическая направленность. Во флоре парка есть немало растений, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации (5 видов), а растений, которые занесены в Красную книгу Республики Марий Эл – 50 видов! Прежде всего - это орхидея – венерин башмачок или башмачок настоящий. Он цветёт один раз в 15-17 лет. И такое чудо нам удалось увидеть! Сколько восторга было в детских глазах! Желающих сфотографироваться рядом с такой красотой было немало. Мы не просто выезжаем на экскурсии в Национальный парк. Каждый раз мы участвуем в трудовом десанте по уборке мусора на территории парка. Даже в таких заповедных местах есть участки, где нужно навести порядок. Особенно возле костровищ. В нашей программе поездок всегда есть время для перекуса. Небольшой костерок развести разрешается и нам, но только в специально отведённых местах. Прежде чем оборудовать место для бивуака, приходится проводить уборку после прежних посетителей. Надеваем перчатки и за работу! Ребята собирают мусор, оставленный людьми, складывают мешки в специальные контейнеры. Работают с радостью. Готовы прибрать всё, что видят вокруг. Меня радует, что дети не боятся работы. А ведь это учащиеся 1, 2 класса. С каким удовлетворением оглядываем мы только что прибранную полянку! Теперь можно и отдохнуть. Экскурсии по парку проводит с нами всегда одна и та же работница  ФГПУ «Национальный парк «Марий Чодра» вот уже бессменных 20 лет! Перед встречей с нами всегда интересуется увлечениями ребят, подбирает интересный материал, готовит викторины. Но самое интересное - это квесты в условиях леса! Да ещё какого: красивого, звенящего, таинственного. По окончании нашей поездки  экскурсовод всегда вручает ребятам небольшие сувениры, связанные с парком «Марий Чодра». А мы в свою очередь дарим рисунки, на которых изображены животные и растения, встречающиеся в этом парке. И мечтаем уже о следующей майской поездке.

Таким образом, воспитание патриотизма у младших школьников - это очень важная часть работы учителя начальных классов. Я уверена в своих учениках! У них чувство любви к Родине, родному краю есть. Моя задача в том, чтобы оно сохранилось навсегда.















Список литературы.


1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287:[Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101].- Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: [Сайт].- URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 ( дата обращения: 30.11.2022г.)
2.
Ефремова, Татьяна Федоровна. Словарь грамматических трудностей русского языка: более 2 500 слов / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. - М. : Астрель [и др.], 2009. - 379 c.
3.   Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.