12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Леуш БВ550
Россия, Красноярский край, с. Богучаны
2

Воспитательный потенциал на уроках литературы: из опыта работы учителя-практика

Воспитательный потенциал на уроках литературы:

из опыта работы учителя-практика

Леуш Богдан Владимирович, учитель русского языка и литературы, МКОУ Богучанской школы №1 им.К.И. Безруких, с. Богучаны

Все усилия при воспитании окажутся тщетны,

пока вы не научите ваших воспитанников

любить поле, птиц и цветы.

Джон Рескин



В статье автор пытается возможности уроков литературы для реализации воспитательного потенциала

Ключевые слова: воспитание, анализ художественного произведения, восприятие

Образование сегодня становится непрерывным, нелинейным, открытым, это требует от современного обучающегося готовности учиться на протяжении всей жизни. Уже случившиеся и все происходящие перемены в российском образовании приводят к переоценке функций системы образования; одна из них, воспитательная, понимается как важнейшая задача общества и школы.   

Воспитание – одна из главных составляющих образовательного процесса. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостное развитие личности школьника.

Обращение к теме воспитательного потенциала современного урока не является случайным. Дело в том, что система целей в условиях общего образования школы имеет иерархический характер. Для реализации целей школьного образования необходимо объяснить связь между целями разного уровня [6].

Воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке, а не после него. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся [1].

При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика на каждом его этапе в связи с поставленными воспитательными задачами, т.е. через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель.

На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области только через эмоции. Учителю порой нет необходимости количественно проверять, насколько он достиг воспитательной цели. Если во время урока учитель видит пустые глаза учеников, значит, урок проходит зря. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю эффективность урока»,– писал [3]

Именно на уроках вырабатывается главный мотив жизненной стратегии: активного достижения успеха или пассивного избегания неудач. Потому главное в воспитании на уроке лежит там же, где и главное в обучении и развитии, – в системе педагогических влияний, изобретенной Я. А. Коменским 400 лет назад. [4].

Уроки литературы должны строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, важно, чтобы ученики открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, научить встречать и преодолевать трудности, решать нравственные проблемы.

Художественное произведение – это своеобразный мост между автором и читателем. Важную роль в реализации воспитательного потенциала урока играет применение современных образовательных технологий.

Четко продуманные этапы урока с первых минут организуют обучающихся на работу, учат слушать и воспитывают надежду быть услышанными.

Приёмы, используемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог ученика с самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, Приёмы, используемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог ученика с самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, Приёмы, используемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог ученика с самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, Приёмы, используемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог ученика с самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, Приёмы, используемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог ученика с самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, 

На уроках литературы можно использовать формы и методы обучения, которые несут практическую направленность, чтобы с их помощью ученики могли понять проблему, чтобы возник диалог обучающегося с писателем; диалог, который помогает развивать самооценку, личностную позицию. Это и приёмы «мозгового »штурма, и проецирование моральных и нравственных идей на собственную жизнь, и использование нестандартных уроков (уроки-дискуссии, квесты).

Иногда тема урока литературы позволяет весь урок  полностью посвятить духовно-нравственному просвещению. Ни для кого не секрет, что популяция бездомных животных растет с каждым годом. Так при изучении в 5 классе рассказа Э. Сетона-Томпсона «Чинк» поднимается проблема взаимоотношения человека и животных. Люди, вследствие собственной неграмотности приобретают животных, за которыми, нужен особый уход, особый режим, время для общения и др., к которому владельцы животных не готовы. Обучающимися был создан социальный видеоролик.

Самый главный воспитательный момент урока – вызвать эмоциональный отклик в душах ребят.

Для этого я привлекаю такие средства воздействия, как музыка и живопись (репродукции, портреты). Это способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания. Интересно и познавательно прошел урок в 5 классе по теме «Стихотворение М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Выставка иллюстраций, книг «Мятежный парус вдохновенья», посвященная творчеству поэта, позволила охарактеризовать М.Ю. Лермонтова (человек, который ищет постоянно себя, беспокойный, грустный, серьезный, одинокий).

На уроке идет тесная связь с предметом изобразительного искусства, ведь русский поэт обладал не только поэтическим даром – чрезвычайно богато его художественное наследие.

Поисково-исследовательская работа занимает значительное время на уроке. Поиски «ключевого» слова, словесного описания вызывает у обучающихся интерес к произведению, стимул к внимательному чтению.

Например, на уточнение понимания значения слов «дары» и «лукавый, а также на обогащение пассивного словаря словами «Казбек», «Терек», «валун», «Дарьяльское ущелье» была направлена организованная в группах словарная работа с привлечением Толкового словаря С.И. Ожегова. Её усиливал приём показа изображений географических объектов на физической карте России (иллюстрация на слайде презентации)

При организации чтения стихотворения использовался приём «Чтение с остановками» с обсуждением прочитанного после каждой смысловой части стихотворения.

В процессе работы, предполагавшей поисковое и выборочное чтение, обучающиеся выявили меняющийся характер реки Терек (непокорная, очень опасная,шумная, неуправляемая, в другой строфе - спокойная и ласковая)и составили кластер.

Далее происходило выяснение того, с какой интонацией надо читать стихотворение и почему, что позволило стимулировать интерпретационную деятельность обучающихся.

Для усвоения образа Терек им было предложено составить синквейн:

Терек

Горный,стремительный

Бурлит,несется,пенится

Водный поток между скалами

Река

На уроке, посвященному творчеству И.А. Крылова в 6 классе была применены элементы театрализации басен «Ворона и Лисица», «Квартет», «Стрекоза и муравей», что придало уроку праздничную атмосферу начинающегося спектакля, запустило процесс сопереживания, соучастия в разворачивающемся действе.

Большими воспитательными возможностями обладают и тексты типовых заданий по подготовке к ОГЭ. Например, задание 15.3

Как вы понимаете значение слова ЧЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое честь?».

Подбираем синонимы и антонимы, составляем кластер (на доске и в тетрадях).

Синонимы: благородство, верность слову, порядочность, достоинство

Антонимы: подлость, лживость, обман и предательство

Человек, для которого честь стоит на первом месте, имеет непоколебимые взгляды и принципы. Такой человек придерживается моральных правил, уважает взгляды и мнения других людей. Для человека чести характерны такие качества, как искренность, честность, порядочность, совестливость и доблесть.

Высказывания великих людей:

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает блеска и отнимает у неё всю её цену»

Бошен Эдмон Пьер.

Любовь забыть легко, но честь нельзя никак.

Пьер Корнель

Включаясь в процесс сопереживания героям, испытывая к ним симпатию. И, сталкиваясь с такими сторонами человеческой жизни, как предательство, обман, переживая горе героев, как свое собственное, страдая вместе с ними, понимая их отчаяние, они приобретают эмоциональный опыт, который становится платформой для познания себя, готовности открыться перед другими, способности к выражению собственных чувств и первыми шагами на пути их осмысления.

Уроки литературы позволяют решать проблемы воспитания в школе, повышать мотивацию к творческой деятельности. Эти уроки раскрывают ученика как личность, учат быть толерантным, т. е. имеющим свои ценности и интересы и одновременно с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

Несмотря на богатство приемов, которые можно использовать на уроке, личность учителя играет первостепенную роль. Он становится для ученика наставником, другом, соучастником жизненных событий. Ведь личность воспитывается личностью.

Таким образом, процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания – в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. Расширяя тезис Л. С. Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса.[2]


Литература:


1. Бабанский Ю.К. Педагогика/ Под редакцией Ю.К. Бабанского –   М.:Просвещение , 1983. – 456с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М., 2005. – 671 с.

3. Ильин Е.Н. Урок продолжается./ Е.Н. Ильин – М.: Просвещение, 1973.

4. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1995. – 620 с.

5. Зиновьева Т.И. «Методика обучения русскому языку и литературному чтению» учебник и практикум для академического бакалавриата/ Т.И. Зиновева – М.: Издательство «ЮРАЙТ», 2017. – 468 с.

6. Светловская Н.Н. «Наука становления личности средствами чтения-общения»/ Н.Н. Светловская – М.: Издательство «Экон-Информ», 2011.– 213с.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.