12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Червякова Галина Юрьевна506
Россия, Самарская обл., г.о.Чапаевск
3

Воспитательное влияние коллектива на развитие личности

Как известно, основной принцип гуманистического воспитания – воспитание через организацию сплоченного и целеустремленного коллектива, объединенного общей целью. Именно поэтому так актуален на сегодняшнее время вопрос о положительном воспитательном влиянии коллектива на развитие и становление личности. На этот счет существует множество мнений различных авторов, но все они сводятся к одному: коллектив является опорой, помощником воспитателя, мощным орудием воспитательного воздействия, условием становления личности.

Развитие, становление личности предполагает и развитие психики, так как одно не может быть оторвано от другого. Нельзя представить себе нормального, включенного в социальные связи человека, то есть личность, лишенную психического мира, сознания, как нельзя представить нормального человека, обладающего сознанием, который не выступал бы субъектом межиндивидных отношений, не был бы личностью. Человек, оказавшийся на необитаемом острове, надолго отгороженный от общества, не может быть ни благородной личностью, ни подлецом, ни добрым, ни злым, хотя еще долго сохраняет те индивидуально – психологические особенности, которые лежат в основе формирования этих характеристик личности.

Организация правильных взаимоотношений в детском коллективе, приобретение опыта в коллективной общественно-полезной деятельности – важнейший путь формирования полноценной личности. Ведь с психологической точки зрения, в самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграцию в ней. Идет ли речь о переходе ребенка из детского сада в школу, подростка в новую компанию, абитуриента в студенческий коллектив, эти процессы нельзя осмыслить иначе, как вхождение в общественно – историческое бытие. В коллективе личность претерпевает ряд изменений, которые выражаются в нескольких фазах:

1) адаптация;

2) индивидуализация;

3) интеграция.

Разумеется, роль коллектива в воспитании личности различна на разных возрастных этапах. Но само по себе пребывание в коллективе еще не гарантирует правильного формирования личности. Все зависит от того, каков коллектив и на какой основе организован. Именно потому, что коллектив обладает такой силой воспитательного воздействия, действиями его надо руководить.

Роль руководителя коллектива, а значит и руководителя процесса становления и развития личности, сводится по существу к нескольким моментам. Во-первых, надо добиваться сплоченности коллектива, ведь само определение коллектива предполагает некую общность, у которой общие цели. Вторая задача руководителя – добиться в коллективе наличия здорового общественного мнения, критики и самокритики. Третьей задачей является необходимость добиться, чтобы классный коллектив был естественной и необходимой частью общешкольного коллектива. Иначе может сформироваться групповой эгоизм, который очень негативно скажется на личности отдельных членов этого коллектива. И четвертая задача - создавать у коллектива умение применять правильные формы воздействия.

Воспитательная работа в коллективе, предполагает несколько обязательных этапов, а именно:

Анализ исходного состояния дел.

Планирование работы (формулировка цели, состояния перечня дел)

Организация деятельности (выбор ответственных, инструктирование их, расстановка).

Корректировка цели, плана, организации.

Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Анализ результатов, вывод.

При построении работы в классном коллективе учитель должен основываться на ряд правила организации коллективной деятельности:

- Гуманистическая, просоциальная, субъективно личностно значимая для каждого члена коллектива цель организуемой деятельности.

- Предпочтение коллективным и групповым видам деятельности.

- Активное участие каждого.

- Технологическая организованность (время, место, объём действий, порядок их выполнения, оснащённость).

- Сочетание традиционности и вариативности в содержании и формах.

- Организация сменных отношений взаимной зависимости и взаимного подчинения в групповой деятельности.

- Ориентация на успех и позитивную оценку деятельности каждого члена коллектива.

В процессе такой деятельности создаются и укрепляются коллективные связи, у воспитанников развиваются коллективные навыки и привычки, коллективистское сознание находит своё выражение в поступках, в поведении.

В процессе формирования коллектива педагогу необходимо использовать разнообразные методы и средства, направленные на стимулирование деятельности всех его членов и его сплачивание. Это, прежде всего, система требований. Предъявление требований к ученикам должно иметь форму убедительного разъяснения задач, правил, норм совместной жизнедеятельности.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив традиции, устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, положительный опыт деятельности, желания воспитанников. Они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, коллективные ценности, украшают жизнь.

В практике педагогического управления детским коллективом необходимо соблюдать следующие технологические правила:

1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением воспитанников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить.

2. Коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Начиная как единоличный организатор, на первой стадии, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

3. Высокой эффективности коллективного воспитания педагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей и других воспитателей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей.

4. Приоритет ценностей формирует учитель, какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у них формируются.

5. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.

Таким образом, можно сказать, что если существует классный коллектив с достаточно развитым ценностно-ориентационным единством, то он окажет воспитательное влияние на развитие многих сторон личности членов этого коллектива.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- для достижения наивысших результатов, необходима систематическая работа по формированию сплоченного коллектива, а, следовательно, и развитию личности;

- сплоченный коллектив способствует формированию и реализации социальных потребностей ребенка;

- хорошо организованный коллектив помогает каждому ребенку адаптироваться к окружающей действительности, к школьным условиям;

- результаты этой работы позволят повысить эффективность учебного процесса в целом.

Методические рекомендаций для педагогов, классных руководителей и родителей:

Необходимо тщательно планировать работу по формированию сплоченного коллектива.

При выборе методов и средств работы с классом нужно учитывать индивидуальные возможности и особенности учащихся.

Планируйте работу в сотрудничестве с детьми.

Всегда помните, что коллектив является эффективнейшим средством влияния на личность.

Помните, что эффективность проводимых занятий зависит от педагогического мастерства учителя.

 

Опубликовано в группе «Работа педагога-психолога с родителями.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.