12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Носко Елена Олеговна27 |
Конспект урока по русскому языку «Восстановление деформированного текста "Говорящий скворец"» (1 класс)
Восстановление деформированного текста «Говорящий скворец» (Составление текста из предложений)
Цели: практическое ознакомление с необходимостью соблюдать последовательность предложений в письменной речи;
формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте;
Задачи урока:
Создать условия для формирования умения составлять текст из предложений Формирование УУД
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
Применение приобретённых навыков в практической деятельности.
Использование усвоенных приёмов работы для решения учебных задач.
Осуществление самоконтроля при выполнении работ.
Оборудование: набор полосок с предложениями текста (приложение к уроку 2 в учебной тетради)
Ход урока
I Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Повернитесь к ним скорей,
Поприветствуйте гостей!
II Постановка целей. Определение темы урока.
-Ребята, обратите внимание на доску, что вы видите? (Тучи закрыли солнце)
-А это не просто тучи, а они с секретом.
-Давайте посмотрим, что за секрет? (тучи переворачиваются и на них появляются слова)
-Прочитайте,что написано на тучах.(Повторю,узнаю,научусь)
- Мы должны выполнить эти задачи и разогнать тучи.
III Актуализация знаний.
1 Повторение сведений о речи.
– Повторим,что узнали о речи. Помогите мне закончить фразу.
Все, что мы говорим, – это… (речь).
Речь бывает… (устной и письменной).
Устную речь мы…
А письменную…
Наша речь состоит из…(Из слов и предложений)
Букву мы можем увидеть, но мы не можем видеть… (звук).
На письме звук обозначается… (буквой).
-Где мы в жизни встречаемся с письменной речью? (В книгах, на улице — вывески, в метро — указатели станций, правила поведения и т. п.)
— С какими правилами письменной речи мы уже познакомились? (Слова должны быть написаны правильно, каждое слово пишется отдельно. Предложения отделяются друг от друга точкой. Новое предложение начинается с большой буквы.)
— Почему важно ихсоблюдать? (Речь должна быть понятной тому, кому она адресована.)
— Сегодня на уроке узнаем ещё одно правило, помогающее сделать речь понятной.
IV Работа по теме урока.
1. - Отгадайте загадки:
1.На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая … (Синица)
2.Чик — чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
3. Эта птица – символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно! (Голубь)
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…(Скворец)
Игра «4 лишний»( синица,воробей,голубь, скворец)
- А теперь поиграем в игру «Четвертый лишний».
- Кто изображен на экране? (птицы)
- Сколько их? (4)
- Как называется первая по счету птица? (синица )
-В слове «синица» сколько слогов? (3) Как определили?(сколько в слове гласных,столько и слогов)
- Как называется вторая птица? (воробей )
- Как называется эта птица? (голубь)
- Какая она по счету? (3)
-В слове «голубь» сколько слогов? (2) Как определили?(сколько в слове гласных, столько и слогов)
- Как называется последняя птица? (скворец)
- Подумайте, какая птица лишняя и почему? (скворец – перелетная птица)
Рассказ о скворце.
- Ребята, кто из вас видел скворцов в природе? Сейчас Сергей нам расскажет об этой удивительной птице.( Рассказ ученика о скворце )
Внешне скворца можно спутать с черным дроздом. Основным отличием является черное с металлическим отливом оперение в мелкую белую крапинку, словно птицу обсыпали манной крупой. Это дикая птица. Живет она в лесу или в саду, питается червями, гусеницами, ягодами. По голосу скворцов узнать нелегко, хотя поют они неплохо. Но … не своим голосом. Своей песни у скворцов нет, зато есть удивительная память и слух. Скворец часто подражает пению других птиц. Поэтому в народе его называют певец – пародист. Даже человеческую речь перенимают скворцы и могут произносить целые фразы. На зиму скворцы улетают в теплые края и возвращаются весной одними из первых.
А вот так говорят о скворцах в народе.
«Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли».
- Как вы понимаете эту пословицу? (С прилетом скворцов начинается настоящая весна .Обыкновенные скворцы - одни из первых вестников весны. Они прилетают стаями уже в феврале или марте, когда ещё лежит снег)
- Как ласково назвать скворца? (скворушка).
-Скоро весна. Как нам надо подготовиться к прилету скворцов?
- Послушайте пение скворца. ( Звучит звукозапись)
Физкультминутка (Прилетели птички)
IV Работа по теме урока.
1.Ознакомление с текстом.
-Положите перед собой полоски бумаги. Что на них написано? (Предложения.)
У Кати жил скворец. Он научился
говорить. Но кошку скворец называл «шошка». Катя смеялась. Говорящий скворец
- Прочитайте предложения про себя.
- Что нужно сделать, чтобы получился рассказ? (Расположить предложения по порядку.)
-Почему нельзя составить рассказ, расположив предложения в любом порядке? (Трудно будет понять, очём этот рассказ.)
- Сегодня будем учиться устанавливать порядок предложений в тексте.
2. Восстановление деформированного текста.
- Среди предложений есть заголовок. Кто догадался, как будет называться текст? Почему вы так думаете?
-Как будем устанавливать порядок предложений? (Найдём первое предложение, потом предложение, которое с ним связано и продолжает мысль первого предложения, и т. д.)
-Как проверить, правильно ли мы определили порядок предложений? (Прочитать все предложения, чтобы увидеть, получился ли рассказ.)
- Кто хочет сам попробовать составить текст? Составьте. (Если у вас возникают сомнения – посоветуйтесь с соседом по парте.Можно работать в паре.)
-Кому нужна помощь? (Учитель оказывает помощь, руководя работой: с какого предложения можно начать рассказ? Найди это предложение. Найди следующее предложение. Прочитай первое и второе предложения. Соединились ли они? Какое предложение может быть следующим? И т. д.)
3. Проверка выполненной работы.
- У кого получился рассказ? Давайте проверим.
-У кого не получился? Составляйте вместе с нами.
-С какого предложения нужно начать текст? Прочитайте.
- О ком говорится во втором предложении? Прочитайте предложение.
-Почему вы решили, что во втором предложении говорится о скворце? (Слово «скворец» заменено словом «он».)
-Почему не повторяется слово «скворец»? (Лучше не повторять одно и то же слово в соседних предложениях.)
-Прочитайте третье предложение. О чём из него узнали?
-Каким предложением закончим рассказ? Почему Катя смеялась?
-Прочитайте выразительно весь рассказ. Что мы сделали, чтобы он стал понятен? О чём рассказал этот текст? (О том, что у Кати был говорящий скворец.)
-Какое новое правило речи узнали?(предложения в тексте должны идти в строгом порядке)
V Рефлексия
- Какие задачи поставили перед собой?
- Достигли мы цели или нет? (да)
Учитель убирает тучи. Появляется «Солнышко».
-Оцените себя, все ли вам удалось? Приготовьте ладошки – шаблоны и оцените свою работу.
Красным цветом: Я полностью справился с заданиями. Своей работой доволен.
Жёлтым цветом: Я справлялся с заданиями хорошо, но мне помогали.
Зелёным цветом: Я не справился с заданиями так, как бы мне хотелось. Мне надо ещё поучиться и потренироваться.
Из наших ладошек сделаем солнышко и посмотрим, над чем нужно поработать на следующем уроке.
-Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Старались правильно читать и отвечать.
Я вас благодарю за работу и вручаю раскраску «Скворец».Вы дома можете раскрасить картинку.
-Встаньте те дети, у кого хорошее настроение и они завтра с удовольствием придут на урок чтения.
VI Итог урока
– Понравился вам урок?
- Что было самым интересным на уроке?
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Хорошо ли мы умеем
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Урок окончен.Всем спасибо
7