12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дронова Татьяна Николаевна43
Россия, Калужская обл., д.Степичево
0

Выступление «Возможности географии в профориентации учащихся»

Возможности географии в профориентации учащихся

Дронова Т.Н.

учитель географии

высшей категории

МОУ « Спас- Суходревская основная общеобразовательная школа»

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме профориентации учащихся. Представлен опыт работы по обогащению представлений школьников о мире профессий в ходе изучения географии.

Ключевые слова: реализация ФГОС, наука о Земле, профориентация, проектная деятельность учащихся.

В настоящее время важнейшим социальным требованием к образовательной организации является ориентация образования не только на усвоение обучающимися программного материала, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Ключевое слово обучения в условиях реализации ФГОС - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Ведь цель современного образования - развитие личности школьников, а чтобы ребёнок развивался, необходимо организовать его деятельность. В этой связи определены задачи: вооружить школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, создать условия для присвоения ребенком ценностных ориентаций: труд, творчество. Включение учащихся на уроке в решение комплекса познавательных задач, основанных на применении и взаимодействии различных видов деятельности, представляет собой вектор их развития (личностного, умственного, коммуникативного, социального).

Ведущая роль в достижении нового образовательного результата принадлежит школьному учебнику географии.  География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. География предоставляет широкие возможности для организации краеведческой и профориентационной работы.

Основная задача географии - изучение пространственно-временных взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными объектами. Уникальность географии состоит в том, что она принадлежит одновременно к общественному и естественному циклу дисциплин; имеет мировоззренческое значение и особый метод познания — территориальный подход.

В этом учебном году я работаю в 5 6,7 классах. На уроках географии внедряю средства и методы ФГОС. Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться, это- воспитание у учащихся любви к своему краю к своей стране. Изучение и анализ интересов, склонностей учащихся на уроках и внеурочное время определило одно из направлений моей практической деятельности. Как сделать так, чтобы занятие не только вооружало учащихся знаниями и умениями, но так, чтобы все, что происходит на урок и во внеурочной деятельности, вызывало у детей искренний интерес, увлеченность, формировало их творческое сознание? Мой ответ – необходимо всегда продумывать структуру и содержание занятия. Главное, творить свой урок и передавать этот свой заряд мальчишкам и девчонкам сельской школы. Тут и рукотворные вулканы помогут, и макеты гор, и флюгеры, и осадкомеры … Какие потрясающие вещи делают ребята, готовясь к урокам географии! И за всем этим стоит человек, и на моих уроках должен тоже формироваться ЧЕЛОВЕК, ребенок, ожидающий ответ на вопрос: как география помогает в выборе профессии, чтобы жить и работать в своем селе. Стоит отметить, что география – это наука о  Земном шаре, таком огромном и уязвимом, о его недрах, атмосфере, о природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности. Она преломляет и отражает через свои грани почти все сферы человеческой деятельности. Эта наука о прекрасной планете нашла отражение в развитии многих профессий человека, где он применяет географические знания и законы природы.

Известно немало профессий, связанных с географией и все они очень разнообразны. Изучив профессии нашего поселения «Деревня Воробьево», совместно с учениками 8- 9 классов составили перечень «Сельскохозяйственные профессии и специальности среднего профессионального образования», связанных с основным содержанием географии. Учащиеся на практике убедились, что знания из области географии применяют не только специалисты профессий, тесно связанных с географией, но  и в любой сферы  деятельности человека.

Как учитель географии накапливаю материал для ознакомления школьников с профессиями, для которых необходимы знания географии. Практически на каждом уроке географии можно найти место для показа общественной значимости географических знаний и умений в современной жизни, раскрыть значимость знаний этого предмета для саморазвития личности школьника, развития его способностей, творческого потенциала, склонностей, профессиональной ориентации, что важно для стандартов второго поколения. Привлекательным материалом в содержании школьной географии являются и исторические факты. Использование принципа историзма — важный фактор формирования мотивов в учебном процессе. Интеграционный потенциал географии и истории довольно велик. Больше внимания уделяется не только изучению истории географических открытий и исследований в пределах всей планеты, отдельных материков и океанов, но и своего края. Представляется важным такой исторический подход в географии, который должен способствовать развитию мотивов изучения географии в школе.

Работа по реализации ФГОС по географии позволяют мне сделать вывод: современные образовательные результаты проявляются не только в виде системы знаний ученика, но и в освоении способов их получения, в выявлении потребности в новых знаниях., Считаю, для реализации главной цели образования - формирования активной творческой личности, учителю необходимо грамотно организовать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Практика работы убедила меня в необходимости формирования у школьников простейших навыков исследовательской работы, что непосредственно способствует реализации актуальной цели географического образования в формировании деятельностной личности. Возможностей для этого в процессе преподавания географии множество: организация наблюдений за погодой как части фенологических процессов, проведение комплексных экскурсий по изучению природы и хозяйства родного края, прилегающих местностей, проектная деятельность по вопросам геоэкологии и охраны природы, т.е. реальное осуществление краеведческого принципа обучения на уроках географии и во внеклассной работе. Работа над исследовательскими проектами делает мышление учащихся раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса. Учитель географии выступает как организатор формы и условий исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблемы с исследовательской, творческой позиции. В процессе исследования школьник выступает исполнителем разных социальных ролей. В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция – самосовершенствование. Исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.

Использование  новых педагогических технологий, а именно проектной и исследовательской деятельности, становится неотъемлемой частью педагогического процесса. Метод проектов является наиболее распространенным и способствует более глубокому усвоению курса географии и практическому применению знаний. При этом решаю ряд задач: педагогических (обучающих, воспитательных, развивающих), практических (реализация комплексного подхода к результатам обучения). Так, готовый продукт проекта «Скульптурный портрет родного края» учащихся 5 класса представлял собой географическую карту с нанесенными формами рельефа родного края. Учащиеся при этом выполняли роли картографов, почвоведов. Проект учащихся 6 класса «Реки- артерии Земли» исследовали, по каким «правилам» живет и «работает» река  Ока. Учащиеся были удивлены не только «жизнью» реки, но и тем профессиям, которым она «дает жизнь». Учащиеся 7 класса выполняли проект «Население МО «сельского поселения деревни Воробьуво»: сколько нас? Какие мы?». Семиклассники смогли изучить основные типы населенных пунктов, анализируя карты населенных пунктов, топонимику Малоярославецкого района, смогли построить диаграмму динамики численности населения поселения и дать объяснения.

Особое значение в процессе организации проектной деятельности приобретает индивидуальный подход учителя к каждому учащемуся, умение соотносить познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы. Учитель лишь направляет, координирует и рекомендует, а основная творческая деятельность здесь принадлежит ребенку. Несомненно и то, что данный вид деятельности возможен, если учащиеся обладают знаниями, умениями и навыками, предусмотренными новыми стандартами образования.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Современные педагогические технологии  при этом становятся мощным средством, позволяющим активизировать мыслительную деятельность школьников, повысить познавательный интерес и, в конечном счете, добиться успешности каждого ученика в процессе изучения географии. Таким образом, само содержание школьной географии, ее интеграционный потенциал с другими дисциплинами служат хорошей мотивационной базой учения школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения.

В настоящее время обучающиеся 5- 7- х классов работают над проектом единой темы: «Верность своей Земле». Цель данного проекта состоит в изучении вклада династии Унковских - Гришиных в развитие России и родного края. В рамках единого проекта ученики 5 класса открывают для себя замечательную не столь известную и тем интересную страницу «Имена географов - исследователей калужской земли, российских и мировых просторов», которая посвящена Унковскому Ивану Семёновичу (1822 – 1886), мореплавателю, адмиралу, сенатору, командиру фрегата «Паллада», исследователю Японского моря. Родился в родовом имении в селе Колышево Перемышльского уезда Калужской губернии. Его именем назван залив Японского моря на юго-восточном побережье п-ова Корея. Имя Унковского И.С. на карте мира


 

Род Унковских старинный, упоминается впервые в 1602году, связан с Романовыми и Рюриковыми.

Тема проекта учащихся 6 класса - «Дочь полей Ирина Попович». Правнучку Унковского И.С. называют живой легендой: орденоносец, заслуженный агроном России, «Почетный гражданин Малоярославецкого района», проживает в д.Воробьево, она крепкий колос навек родного поля.

Праправнучка мореплавателя- исследователя Гришина Татьяна Васильевна

Тема проекта учащихся 7 класса «Верность своему делу». Ребята познакомятся с выпускницей Спас- Суходревской школы, окончившей школу с золотой медалью, затем Московскую с/х академию им.Тимирязева и посвятившую всю жизнь родному краю.

На первом этапе единого проекта «Верность своей Земле», ребята определили цели и задачи работы, сняли видеоролик о Попович И.И., продолжают заниматься сбором информационного материала,. Собранный материал проекта рассматривается как готовый продукт- новая страница о людях родного края для школьного музея.

Таким образом успех профессиональной ориентации обучающихся во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным материалом, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения.

  Проблем у учителя географии много. Но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой.

Литература

1. Н.В. Яковлева География.: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.В.Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2014г. – 142 с.

2. И.П.Гладилина,Гришакина О.П., Обручникова А.А., Попов Д.В. Основы исследовательской деятельности школьников: Учебное пособие. – М.: ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010 г. – 44 с.

3. А.М Зотова.: Игры на уроках гнографии Дрофа 2012г.

4.Н.П.Неклюкова: География –справочник ООО «Аст-пресс школа» 2008г.

5

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.