12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Козюкова Мария Алексеевна12
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
1

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Аннотация. В статье рассматриваются возрастные особенности развития регулятивных универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия лежат в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников, именно эти действия лежат в основе успешности обучения в начальной школе. Регулятивные УУД дают возможность управления познавательной и учебной деятельностью с помощью постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Так же в статье отражена идея о том, что учитывая возрастные особенности младших школьников при формировании регулятивных универсальных действий, успешность процесса зависит от развития каждого из составляющих их компонентов. Был сделан вывод о роли регулятивной функции в развитии младших школьников и динамики её развитии. В статье так же отмечается, что в младшем школьном возрасте в центр психического развития находится формирование произвольности. Данный процесс длительный и сложный. Он движется от развития исполнительной, ориентировочной части действия, до контроля, самоконтроля в учебной деятельности, так же в свою очередь зависящий от действий оценки и самооценки.

Ключевые слова: младший школьник, регулятивные действия, возрастные особенности, развитие, универсальные учебные действия.


ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших функций начальной школы в соответствии с федеральным образовательным стандартом начального образования второго поколения является формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия это система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не просто самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повысить качество своего образования [1].

Теоретико-методологической основной разработки программы развития универсальных учебных действия для начального общего образования является культурно-исторический деятельностный подход, который разрабатывался в трудах таких отечественных психологов как: Л.С Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.

В составе универсальных учебных действий выделяют четыре группы:

Личностные УУД. Данные учебные действия включают в себя профессиональное, жизненное и личностное самоопределение, действие смысла образования, действие нравственно-этического оценивания.

Познавательные УУД, включают следующие действия: общеучебные, логические, постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД, включают в себя: планирование учебного сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управления поведения партнера, умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД, включающие действия саморегуляции и обеспечивающие организацию учебной деятельности.

Хочется подробнее остановиться на регулятивных универсальных учебных действиях, так как именно эти универсальные учебные действия лежат в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников, а соответственно именно в основе этих действий лежит успешность обучения в начальной школе.


РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В современной системе образования всё чаще приходиться говорить о том, что традиционный подход в обучении не находит себе место, так как школьники способны только к воспроизведению имеющихся у них знаний, которые передал им учитель, а воспроизводить их в практической жизни они не могут. Так как учащийся в школе не участвует в деятельности, которая могла бы ему показать, как применять полученные знания на практике, то ученик просто заучивает основные правила, но сталкиваясь с жизненными ситуациями, он не может применить данные знания. В этом всём процессе самым слабым местом оказалось умение соединять знания и применять их для получения новых, объясняющих проявления окружающего их мира. Не стоит конечно забывать о том, что системе образования необходимо подготовить людей, которые приспособлены к жизни в условиях информатизации и постоянного развития новых технологий. Самым важным умением для человека становиться не только обладание информацией, но и умение найти её, переработать и использовать в намеченных целях. Поэтому очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже на первых ступенях образования, а именно в начальной школе, ведь именно в это время начинает формироваться личность учащегося, а именно мировоззрение и желание учиться. Для того, чтобы достичь данную цель необходимо формировать систему универсальных учебных действий. Овладевая данными действиями, учащийся получает возможность самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности на основе формирования умения учиться.

К регулятивным УУД относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий[2].

А.В. Карповым выделены следующие особенности регулятивных процессов:

1.                  Они синтетичны, т.е. комплексны и формируются на базе синтеза других типов психических процессов: когнитивных, эмоциональных, волевых, мотивационных.

2.                  Регулятивные процессы метакогнитивны. Они – связующее звено, мост от когнитивных процессов к исполнительским действиям.

3.                  Каждый регулятивный процесс соотнесен с определенным этапом организации деятельности. Начальный этап предполагает реализацию процесса целеобразования, затем его сменяет процесс прогнозирования; далее наиболее развернутыми становятся процессы принятия решения, планирования, самоконтроля, а завершающие этапы требуют максимальной включенности процессов оценки результатов и их коррекции.

4.                  Регулятивные процессы тесно связаны с некоторыми важнейшими личностными качествами. Так, недостаточное развитие этих процессов обозначается негативными свойствами личности: разбросанностью, «близорукостью», нерешительностью, спонтанностью, отсутствием внутренней дисциплины и другие [3].

Формирование произвольности поведения напрямую связано с развитием регулятивных действий. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением.

Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Умение ребёнка выстраивать свою деятельность и своё поведение в соответствии с предложенными ему образцами и осуществлять контроль, планирование и коррекцию выполняемых им действий, используя для этого соответствующие средства - это и есть произвольность.

К моменту поступления ребёнка в школу выделяются следующие показатели сформированности регулятивных УУД:

1.умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

2.умение сохранять заданную цель;

3.умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

4.умение контролировать свою деятельность по результату;

5.умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Для выделения показателей развития регулятивных универсальных учебных действий необходимо обратиться к параметрам структурно-функционального анализа деятельности, вместе с тем включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия[4].

Структурный анализ деятельности позволяет выделить следующие критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

принятие задачи;

план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;

контроль и коррекция;

оценка;

мера разделенности действия;

темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.

Все представленные структурные и функциональные компоненты деятельности и вид помощи, нужный ученику для успешного выполнения действий и являются показателями сформированности всей общей структуры регуляции деятельности[5].

Развитие способности учащегося к саморегуляции и принятию ответственности за свои поступки предполагает своё начало в начальной школе. Какие же регулятивные универсальные учебные действия, можно выделить в начальной школе? Во-первых, это уменение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка). Сюда относятся: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение действовать по плану и планировать свою деятельность, преодоление импульсивности, непроизвольности, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками, умение адекватно воспринимать оценки и отметки, умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность, умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. Во-вторых, это формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей: целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания), формирование основ оптимистического восприятия мира.

Необходимо создавать психологические условия для развития регулирующей речи у младших школьников: организация форм совместной учебной деятельности для обеспечения осмысленности регулирующей речи учащихся на начальном этапе ее становления и трансформации из речи коммуникативной в речь регулирующую (Л.С. Выготский), адекватное отражение в речи учащегося учебной задачи, выполнение в речи всех функций регуляции для совместной деятельности, ориентация регулирующих высказываний на партнёра, учитывая его особенности, формирование произвольной и осознанной речи, отраженной в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания [6].

Отделы головного мозга, которые отвечают за регуляцию, контроль и программирование сложных форм психологической деятельности, у детей младшего школьного возраста не завершили ещё своё формирование. В связи с этим детям данного возраста свойственны определённые особенности в поведении: легко отвлекаются, возбудимы, эмоциональны, они легко отвлекаются на уроке, не способны к длительному сосредоточиванию своего внимания. Начальная школа считается основой для формирования самостоятельности и умения учиться, для привития любви к учению. Поступление в школу вносит большие изменения в жизнь будущего ученика, меняется весь образ его жизни. Но теперь ведущей деятельностью становится учение. Учащийся теперь обязан учиться, а учение требует организованности, дисциплины и силы воли.

Учебная деятельность строиться на уже имеющихся знаниях об окружающем мире, учащийся должен обладать определённым запасом понятий. На данном этапе очень важен положительный настрой к учёбе, способность к саморегуляции своего поведения. Деятельность ребёнка должна сопровождаться внешними и внутренними мотивами. К внешним мотивам относятся социальные мотивы- мотивы отвечающие за потребность ребёнка к общению с другими людьми, в обладании определённым местом с системе школьных отношений. Для более эффективной организации обучения очень важно, чтобы мотив содержал внутренний характер. Для этого необходимо, чтобы содержание деятельности и мотивов соответствовали.

Если учащийся будет испытывать чувства удовлетворения от своих достижений, то у него будет формироваться интерес к учебной деятельности и желание к приобретению новых знаний. Не стоит забывать про процесс самоизменения, так как через феномен роста возможностей учащегося, повернуть его к оценке самого себя. Далеко не все желания ребёнка совпадают с целым рядом требований предъявляемых ему школой. Самое главное здесь заключается в том, что ребёнок оказался на первой ступени общественного положения- он стал школьником. Данное положение учащийся может не осознавать, но обязательно его чувствовать и переживать. Поэтому младший школьник не сразу сможет научиться контролировать и управлять своим поведением. Поступая в школу, у учащегося перестраивается весь предыдущий образ жизни. Таким образом, главная задача начальной школы - сформировать «умение учиться», несмотря на все сложности и длительность данного процесса.

Поэтому можно сделать вывод, что начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, который вполне уже способен определить цель, смысл и ценность требований к его учебной деятельности. Все навыки, формируемые в начальной школе, будут обеспечивать не просто дальнейшее развитие ребёнка, но и развивать активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни. А в настоящее время, как раз формирование регулятивных универсальных учебных действий играет огромную роль в подготовке школьников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, благоприятным возрастом для формирования регулятивных универсальных учебных действий является младший школьный возраст. Впервые индивидуальные успехи ребёнка приобретают социальный смысл на первых начальных этапах индивидуального обучения, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования регулятивных действий: самоконтроль, саморегуляция, целеполагание, планирование, оценка.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Москва: Просвещение, 2013. 448 с.

2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования //М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010.

3.   Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе [Электронный ресурс]//Томск: сайт МБОУ СОШ №22. Режим доступа: URL: http://www.school22.tomsk.ru/files/img/monitor.doc (дата обращения 16.04.2022).

4. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. Учебное пособие для студентов вузов. М: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. 400 с.

5. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г.Психологическая диагностика развития младшего школьника// Московский городской психолого-педагогический университет.2006.5 с.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011. 454 с.


Об авторе: Шестакова Мария Алексеевна, учитель начальных классов в МАОУ «Лицей № 29»

Вклад в статью: общая идея статьи, анализ и обобщение литературы, написание текста.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.