12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена58
Россия, Коми респ., Щельяюр

Анкета

ФИО: Филиппова Елена Андреевна

Возраст: 25 лет.

Образование (наименование учебного заведения, специальность, год выпуска): РГПУ им. А.И. Герцена, филолог, учитель русского языка и литературы, 2014 год выпуска.

Курсы повышения квалификации: -

Опыт работы (в школе/вузе/ссузе): 2 года в школе, 1 год в ссузе (в техникуме).

Опыт работы репетитором: 5 лет.

Какой предмет вы преподаете? Русский язык и русская литература.

На чем вы специализируетесь? (подготовка к ЕГЭ, подготовка к ОГЭ, повышение успеваемости, подготовка к олимпиадам, написание различных видов сочинений, помощь в написании курсовых работ, рефератов, дипломов)

Вопросы – ответы:

Как вы пришли в профессию репетитора? Почему вы начали репетиторскую деятельность?

Репетиторством я начала заниматься пять лет назад в Санкт-Петербурге, когда еще училась в университете. Жила в коммунальной квартире, где кроме меня жили еще три семьи. «Род человеческий развивается только в семье…» (Л.Н. Толстой). Эту цитату я привела потому, что у каждой из этих семей были дети. Вот одна из семей предложила позаниматься с их дочкой, с целью повышения качества успеваемости по русскому языку. Эта девочка училась в 5 классе, и мы с ней закрепляли правила орфографии 5 класса (Ь после шипящих, сочетания различных букв, не с глаголами, разделительный Ъ и Ь, буквы о/ё после шипящих и так далее). За каждый час занятий я получала всего 200 рублей. Немного, но для студента и это хорошо. Можно сказать, что это был мой первый заработок, через который я продемонстрировала свои знания по любимому предмету.

Наши занятия не прошли даром, девочка окончила четверть без троек, хотя имела затруднения при написании диктантов.

Потом вторая семья попросила позаниматься со своей дочерью, но уже по английскому языку. Девочка училась во втором классе, и мы с ней повторяли начальный английский, учили звуки и детские стишки. Еще и такой опыт репетиторства имеется у меня – занятия по другому предмету.

В университете я многим помогала писать курсовые работы, рефераты, некоторым даже дипломы. Эта работа, конечно, была трудоёмкой, за которую я получала денег больше, чем из работы со школьниками. Но эта работа была мне в удовольствие.

После окончания университета я переехала жить в деревню. Здесь я тоже не перестаю заниматься репетиторством, только теперь обращаются не по повышению успеваемости, а по подготовке к ЕГЭ И ОГЭ по русскому языку и литературе. В основном просят научить писать сочинения Части С. Положительные результаты, конечно же, имеются. В прошлом году три девочки сдали ЕГЭ по русскому языку на четвёрки. Я считаю, что это положительный результат и в моей работе.

Какими преимуществами перед опытными репетиторами вы обладаете?

Я считаю, что быть репетитором - это очень нужная и полезная работа, которая помогает подрастающему поколению усовершенствовать свои знания. Сегодня возросла роль репетитора в жизни людей, поэтому люди, которые работают на этом поприще, бывают разные. Больше всего, что мне не нравится в современных репетиторах, это работа ради денег. Репетиторство, лично для меня, - это не только один заработок, а это удовольствие, это любимое дело, которое, разумеется, поощряется. Главное поощрение для меня, это те знания, которые я смогла передать своему ученику.

У каждого учителя (преподавателя) своя методика объяснения предмета. Теперь я перечислю главные черты репетитора, которыми стараюсь пользоваться я, и которые должны быть у всех репетиторов. Во-первых, хочу отметить, понимание и терпение. Репетитор должен понимать своих учеников. Если ученик не знает ответа, не повторил то, что вы задавали, забыл тему или правило, то это не повод, чтобы злиться на него. Я не злюсь.

Я стараюсь быть требовательной. Но не надо забывать, что требования иногда могут принять за суровость. Нет, требовательность рождает привычку и послушание. Самое главное своими примерами, на своем личном опыте воспитывать ученика, давать качественные знания.

Я иногда могу сказать не подумав, сделать замечание. Поэтому не стоит забывать о рассудительности, спокойствии духа и самообладании, какие бы непослушные дети вам не попадались. Нужно научить соблюдать субординацию. Конечно же, я стараюсь быть, а, вернее даже, учусь быть авторитетом, чтобы между мной и с теми, с кем я занимаюсь, возникало доверие. Я стараюсь быть ласковой, приветливой, общительной. Иногда привожу уместные шутки. Эти качества привлекают тех, с кем я занимаюсь, ведь правильная мотивация способствует успеху в учении.

Но и многое зависит от внешнего вида преподавателя. Нам даже в университете объясняли, как должен одеваться преподаватель, ведь дети это замечают. Даже если ты репетитор, то не стоит надевать на занятия футболку и джинсы. Я всегда придерживаюсь классики. Но не надо забывать, что классика, это не только черно-белые и серые тона в одежде. Во внешнем виде преподавателя важна опрятность, аккуратность и простота. Не зря А.П. Чехов говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Я стараюсь быть спокойной, готовлюсь ко встречам с учениками заранее, читаю, чтобы не путаться и отчетливо говорить, стараюсь не нервничать и держать себя с достоинством

3.Как вы считаете, страдает ли качество подготовки репетитором без опыта работы школьным учителем (преподавателем)?

Я считаю, что качество подготовки репетитором без опыта работы школьным учителем (преподавателем), безусловно, страдает. Если вспомнить свои студенческие годы, то навыков и умений учителя, опыта учителя у меня не было. Конечно, я могла объяснять, приводить примеры, выполнять вместе с учеником различные упражнения, то есть делиться знаниями. Но совокупности практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы, у меня не было. А ведь опыт – это, прежде всего, основа профессионального мастерства учителя. Только творчески анализируя собственную практику, извлекая из неё живую мысль, педагог может подняться до высот профессионального мастерства. Важно, как учитель умеет себя держать, как умеет говорить и объяснять. Важно, когда учитель понимает сильные и слабые стороны знаний ученика. По-моему, опыт очень важен. Чем опытнее учитель (преподаватель), тем больше знаний он может передать своему ученику. Безусловно, педагогический опыт – это тяжелый, трудоёмкий процесс, который должен достигаться каждый день путем работы педагога над собой в том числе.

Были ли в вашей практике случаи, когда ученик без склонности к вашему предмету выдавал высокие результаты? В чем был его секрет? Расскажите об этом.

Я уже упоминала о девочке, с которой занималась по русскому языку. Она училась в 5 классе и никак не могла запомнить правила орфографии и пунктуации. Диктанты писала на двойки. Мама не понимала, что с ней дальше делать, ведь ее любимый предмет математика. Мама нашла такое решение - попросила меня заниматься с дочкой, чтобы повысить успеваемость по предмету. Мама так объясняла это: «Новый человек, новые объяснения, может с тобой она захочет учиться, может с тобой полюбит русский язык». Девочке я постаралась объяснить, что язык – это тоже математика, в которой примерами являются слова и предложения. А если в этих словах и предложениях делать орфографические и пунктуационные ошибки, то это равняется тому, что неверно решить пример или задачу. Мы занимались через день, и результат был достигнут путём зубрёжки правил, написания различных видов диктантов, выполнения различных упражнений. И если раньше за четверть у девочки по русскому языку стояла тройка, то после наших занятий вышла четвёрка. Мама её была безумно счастлива.

Я считаю, что это высокий результат и для меня.

Можно ли утверждать, что наличие многолетнего опыта не всегда является показателем профессионализма репетитора? Аргументируйте свой ответ.

Действительно, наличие многолетнего опыта не всегда является показателем профессионализма репетитора. На сегодняшний день ко мне обращаются в основном с целью к подготовке к ЕГЭ или ОГЭ. В прошлом году я тоже готовила девочку к сдаче ЕГЭ. Но она обратилась ко мне только в мае не за долго до экзамена. До этого девочка занималась с другим преподавателем, у которого был уже большой педагогический опыт. Но девочка никак не понимала из объяснений опытного педагога, как все-таки написать сочинение Части С. Учитель старался все время готовить по Части В, так как это, по ее мнению, главная часть ЕГЭ, а сочинения, видимо, не понимания, как писать, откладывал на потом. Если же они обращались к Части С, то совместно читали книжки, методические рекомендации, книжки по подготовке без всяких объяснений.

Конечно, девочка обратилась ко мне уже поздно. Мы с ней написали алгоритм написания сочинений Части С (так скажем план), вместе рассмотрели, как писать сочинения Части С, читали тексты и тренировались, то есть писали вместе примерные сочинения. Практически каждый день она отправляла мне по почте новое написанное сочинение по данному мной ей тексту. К счастью, эти тренировки написания сочинений явились успешными. Девочка сдала экзамен на четверку.

Хочется так и сказать: если не знаешь, как объяснить, не берись!

Приведу еще один пример. В этом году я тренирую к экзамену мальчика-подростка, который в прошлом году уже занимался с репетитором. Занимались они раз в неделю, но мальчик не понимал своего репетитора, поскольку она не вела диалога, читала быстро, скажем так, свои лекции, чрезмерно торопилась. Безусловно, мальчик не мог до конца понять, что говорит преподаватель. Она все время требовала вести записи, чтобы мальчик читал их самостоятельно дома. Но парень даже не успевал ничего записывать.

Конечно, вялость, медлительность в речи и движениях преподавателя никому не нужна. Но надо с обучаемым всегда вести диалог, спрашивать, понимает ли он о том, что вы говорите, просить, чтобы он пересказывал то, о чем вы говорите. Во всем нужны мера и такт.

Обладает ли студент достаточными знаниями, чтобы преподавать свой предмет на необходимом уровне?

Я считаю, что не каждый студент обладает достаточными знаниями, чтобы преподавать свой предмет на необходимом уровне. Надо чувствовать свой предмет, надо любить свой предмет. Определенные задатки предмета, должны были быть заложены еще в школе. Допустим, русский язык и литература являлись моими любимыми предметами в школе. Конечно, я запомнила основные сведения, правила предмета. Знания по предмету укрепились еще в школе. В вузе же углубляют тебя в твой предмет. Поэтому знания у меня для того, чтобы стать репетитором были, но навыков и умений, конечно, не хватало.

В моей же группе были учащиеся, которые русский язык не чувствовали. Делали орфографические и пунктуационные ошибки, по литературе не читали книг вовсе. Как такой студент может быть репетитором по русскому языку и литературе?

Отмечаю, что один из важных компонентов развития репетитора является чтение. Для того чтобы стать хорошим репетитором, надо постоянно читать, общаться с умными людьми, учиться слушать и слышать. Чтение развивает речь, дает новые знания.

Существует мнение, что невысокая цена репетиторских услуг студентов связана с их низким качеством. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

Нет, я с этим не согласна. Когда в студенческие годы я занималась репетиторством, то занималась не ради денег. Деньги были как поощрение. И я просила не большие суммы, а столько, сколько человек мог дать. Репетиторство, как и преподавание для меня это удовольствие, цель жизни, общение, передача новых знаний. Я даже не беру денег тогда, когда человек заплатить за занятие просто не может. Думаю, главное для студента – это те знания, которые он имеет по предмету, хотя бы даже начальные. Ведь к занятию всегда можно подготовиться, прочитать дополнительную информацию, с кем-нибудь проконсультироваться. Конечно, если человек это делает только ради денег, неважно малых или больших, знания, переданные ученику, будут слабые. Здесь все зависит от человека, от человечности. Даже студенты могут хорошо подготовить, если сами хорошо подготовлены. Другой вопрос, как найти этого подготовившегося к занятию студента, который возьмет не большую сумму денег и хорошо проведет занятие, что ты все поймешь.

Может ли онлайн-репетиторство полностью заменить очные занятия? Выразите свою точку зрения.

По моему мнению, онлайн-репетиторство полностью не может заменить очные занятия, как и онлайн-преподавание. Давайте отметим плюсы и минусы онлайн-репетиторства и плюсы и минусы традиционных занятий с репетитором.

Плюсы онлайн-репетиторства состоят в том, что можно выбирать время занятий, место занятий, это гибкость и удобство. Есть много различных вариантов онлайн обучения. Например, видеокурсы или вебинары, общение через скайп или переписка по почте. Теперь скажу о минусах. Онлайн образование требует целеустремленности, самостоятельности, прежде всего это дисциплина и самоорганизация. Онлайн занятия иногда даже сложнее, чем традиционные занятия, поскольку вы прилагаете в основном собственные усилия для изучения, закрепления материала. Я также столкнулась с такой проблемой, что у обучающегося просто напросто нет интернета или отсутствует высокоскоростной интернет. Особенно в деревне это почти у каждого.

Я обожаю традиционные занятия, так как идет взаимодействие учителя (репетитора) и ученика (обучаемого). В университете нам говорили о прочной связи таких занятий, когда субъекты взаимодействуют друг с другом (S1 = S2). Личные встречи предоставляют больше возможностей для социального взаимодействия, которое просто невозможно в интернете. И конечно же, традиционные уроки репетиторства всегда предлагают уже сложившуюся структуру. Когда понимаешь, что от тебя требуют, это способствует развитию знаний.

Отметим и минусы традиционных занятий репетиторством: 1. нет гибкого графика; 2. нет транспорта.

В прошлом году я занималась с девочкой, которая могла приходить на занятия, только после кружков и секций. Мы встречались в семь или восемь часов вечера. Конечно, это поздновато для усовершенствования новых знаний, когда ты за целый день уже устал.

Скажу еще насчет транспорта. Приезжают ко мне заниматься дети из других деревень. Благо, если у твоих родителей есть машина и они могут подвезти тебя, а если машины нет? Та же самая проблема и в городах. Да и не только транспорта может не быть у обучаемого, у репетитора тоже может не быть своего автомобиля, поэтому приходится ездить на общественном транспорте, что не всегда хорошо.

    

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.