12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Марина Владимировна Штукина437 сайт https://love--1981.wixsite.com/marinashtukina Россия, Мурманская обл., Мурманск Материал размещён в группе «Проф.тех.образование» |
Урок «Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе»
Лекция 1. Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.
Цель: формирование представлений о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира; формирования общекультурных компетенций, способствующих самостоятельной выработке студентом цельного, продуманного, теоретически обоснованного, сознательно принятого мировоззрения; фундаментальных смысложизненных ориентаций и установок; научно-методологических подходов к решению научных, профессиональных и общественных проблем.
Задачи:
Метапредметные: формирование навыков методологического анализа, которые выступают равноправными составляющими в структуре будущей профессиональной деятельности студентов.
Личностные: развитие навыков самостоятельного обучения, совершенствования и адекватного оценивания студентами своих образовательных и профессиональных возможностей, поиска оптимальных путей достижения целей в производственной практике.
Предметные: развитии культуры философского мышления, знакомство с философией как наукой.
Вопросы для обсуждения:
1.Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни.
2.Соотношение философии, науки, религии, искусства.
3.Мудрость и знание.
4.Основной вопрос философии.
Мультимедийная презентация:
№ | Название учебного элемента | Содержание | Деятельность студентов | Деятельность преподавателя |
1. | Орг. момент | |||
3. | Постановка целей и задач лекции | 1.Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. 2.Соотношение философии, науки, религии, искусства. 3.Мудрость и знание. 4.Основной вопрос философии. | Запись план-конспекта | |
4. | 1.Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни.. | Философия (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона. В учении Платона софия — это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий — философией. Предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире. Философия рассматривает всеобщие отношения независимо от того, где они реализуются - в природе, в обществе, или в мышлении. Философия как система знаний о наиболее общих принципах, фиксирующих отношение человека к миру, возникает из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям — направленность. Это означает, что философия, накапливая, соединяет в себе, c одной стороны, наиболее общие представления о мире в целом, а с другой стороны, сведения о наиболее масштабных принципах отношения к миру, применяемых в ходе познавательной и практической деятельности. Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры. В состав философии входят: теоретическая философия (систематическая философия); социальная философия; этика; эстетика; логика; история философии. Основными частями теоретической философии выступают: онтология — учение о бытии; гносеология — учение о познании; диалектика — учение о развитии аксиология (теория ценностей); герменевтику (теорию понимания и толкования знаний). | Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь | В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации |
5. | 2.Соотношение философии, науки, политики, религии, искусства. | Значение философии в системе культуры является следствием ее функций. Это можно проследить через выявление взаимоотношения философии с такими сферами культуры как наука, политика, искусство, религия. Философия и наука. Несмотря на то, что философия представляет собой область теоретического знания в строгом смысле слова ставить ее в один ряд с другими науками нельзя. Философию и науку сближает изучение законов, а также стремление к познанию истины. Обе используют рациональный способ познания мира и принципы его теоретического описания. Однако, даже самая высокоразвитая наука (напр. современная физика), обладающая огромными теоретическим потенциалом, включающая в себя самостоятельные науки – все же остается частной наукой. Ее предмет – конкретная область действительности. Философия как уже было рассмотрено исследует мир как целое. Кроме того, формируя общее мировоззрение той или иной эпохи философия выступает как ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые участвуют в данном процессе. Научное знание в основе своей стремиться к логичности и аксиоматичности, к непротиворечивости, в то время как в философии противоречие, наряду с антиномичностью (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения) одно из основных понятий. Наука – это во многом коллективный процесс достижения истины, а философия во многом несет на себе печать личности ее создателя, что сближает ее с искусством. Оценка и ценностное значение в философии не менее важны, чем истина. Философия и религия. Религиозная и философская картины мира, во многом находятся на одной ступени, поскольку представляют собой фундаментальные мировоззренческие представления. И та и другая стремятся понять мир как целое, в его единстве и многочисленных противоречиях. Однако, в отличие от философии, которая опирается на рациональное объяснение при создании моделей мира, религия главным своим методом делает веру. В основе религиозной картины мира лежит Бог, бытие которого несомненно, в то время как в философии в основе мироздания может лежать безличное начало, или вообще быть несколько начал. Философия и искусство. Являясь духовным выражением человеческой деятельности и философия и искусство пытаются понять различные аспекты мира сквозь призму своеобразия личности конкретного человека, понять мир как невыразимый полностью на языке логических понятий и рациональных схем. Однако, если в искусстве доминирующую роль приобретает именно художественное переживание, то в философии главное место отводится попыткам рационально объяснить мир. Философия и политика. И философия и политика выступают не только сферами духовной жизни общества, но и имеют стремление к активному переустройству общественной жизни. Различие между ними состоит в том, что философия в ее морально-нравственном и социально-философском аспекте является сферой выработки общих стратегических задач для политики. Мир политики в сравнении с философскими проблемами предстает как мир динамично изменяющийся и радикально пересматривающий общечеловеческие ценности. Сохранение последних – в этой связи и является задачей философии. Другой вопрос – насколько представители искусства, политики, науки готов обращаться к представителям философии. | Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь | В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации |
6 | 3.Мудрость и знание. | Учебник А.Г. Спиркин стр. 458-459 Фронтальная беседа и обсуждение материала учебника Д.З. Жак Маритен «Знание и мудрость» Ответить на вопросы письменно в тетради: Виды знания. Мудрость в понимании древнеиндийских и греческих философов. Мудрость в христианской философии. | Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь | В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации |
7. | 4.Основной вопрос философии. | Основной вопрос философии -вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще. То или Онтологическая сторона основного вопроса философии Итак, главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет? Материализм Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии. Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение. Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального. В различные периоды истории материализм приобретал разные формы и виды: Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный) – первоначальный вид материализма, представляющий окружающий мир состоящим из четырех основных материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех первоначал, атомов и т. п.), который рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов. Представители: Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др. Метафизический (механистический) материализм Нового времени. Его основа – изучение природы. При этом все многообразие ее свойств сводится к протяженности материи и ее механической форме движения. Представители: Г.Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламерти, П. Гольбах, К. Гельвеций и др. Вульгарный материализм все мыслительные процессы сводит к физиологической основе. Сознание отождествляется с материей, материя производит сознание как «печень желчь». Представители: Фохт, Молешотт, Бюхнер. Идеализм Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир — вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон. Именно по этой причине идеализм именуют линией Платона в философии. Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм. Объективный идеализм, согласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи. Представители: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы). Субъективный идеализм определяет идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания человека.Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, ipse — сам, sum — существую), предполагающий, что реально лишь мое сознание, собственное «Я», мои ощущения, в то время, как существование всего, что меня окружает, — проблематично. Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos — один, единственный). Однако, основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу. Данное направление в философии получило название дуализма (лат. duo — два). Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных субстанций (первооснов). Яркий представитель дуализма — французский философ Рене Декарт. Возможен также ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление получило название плюрализма (лат. pluralis — множественный) и было предложено немецким мыслителем XVII века Г. Лейбницем. Гносеологическая сторона основного вопроса философии
Данная сторона рассматривает еще одну проблему основного философского вопроса: «Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?». Эта проблема получила в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» наименование второй стороны основного вопроса философии: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.220). Данный вопрос допускает два ответа: — «мир познаваем», такое решение называется гносеологический оптимизм или — «мир непознаваем» — гносеологический пессимизм или агностицизм. Представители: Давид Юм, Иммануил Кант. Варианты решения первой и второй сторон основного вопроса философии — это основные типы философских построений, которые эволюционируют, меняют формы и составляют дальнейшую классификацию философских решений. | Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь | В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации |
8. | Закрепление материала | См. задания на сайте. | Объясняет задание и отвечает на уточняющие вопросы | |
9. | Домашнее задание | Д.З. Жак Маритен «Знание и мудрость» Ответить на вопросы: Виды знания. Мудрость в понимании древнеиндийских и греческих философов. Мудрость в христианской философии. + лекцию учить!!! | Объясняет задание и отвечает на уточняющие вопросы |
Комментарии (1)
Если наша задача слепо следовать за стандартами и выдать неимоверное количество дидактических единиц и запугать студентов "монструозными" философскими терминами, то, безусловно, учебник Спиркина и изложение материала в этой логике окажет неоценимую услугу.
Если мы ставим во главу - необходимость пробуждения сознания обучающегося, то подход должен быть несколько иной...Рассказ о том, что такое философия должен быть параллелен пробуждению сознанию, акту рефлексии слушателя. Когда произошел переворот в сознании древнего человека? Что спровоцировало необходимость рационального всеобъемлющего понимания мира, которое и приобрело форму философского знания? Ни один учебник этого не даст. Тут надо опереться на Мераба Мамардашвили, К. Ясперса, профессора Пятигорского, работы Шахновича, ну на крайний случай учебники Миронова и Лешкевич... ТОЛЬКО через проблему рождения и генезиса философии, проясняется ее специфичность и функции. Только так вкрапление терминологии не вызовет отторжения.
Отредактировано 15-02-2018 07:03