12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрушенко Наталья Николаевна1489
Я работаю учителем русского языка и литературы в филиале МБОУ СОШ с. Тербуны в д.Васильевка Липецкой области Тербунского района. В 1983 году окончила Елецкий Государственный педагогический институт по специальности "Русский язык и литература".
Россия, Липецкая обл., Тербунский район, д.Васильевка

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней

общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области в д. Васильевка

 

Работу выполнила: Петрушенко Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

первая квалификационная категория

Тема: «Вводный урок о русском языке»

Цели:

  • познакомить с учебным пособием комплекса по русскому языку «Русский язык. Практика» для 9 класса;
  • выяснить отношение учащихся к родному языку, зна­чимость его изучения;
  • познакомить с особенностями курса русского языка в 9 классе.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и целей урока.

III.Знакомство с особенностями курса русского языка в 9 классе.

Беседа

Какой раздел науки о языке мы продолжим изучать в 9 классе?

Что мы изучали в 8 классе? А что будем изучать в 9 классе?

Вспомним, что такое синтаксис и для чего его надо изучать? (§156).

А как называется система правил знаков препинания? Расскажите о роли знаков препинания? (§13,156).

IV.Запись предложений под диктовку.

1. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное на­звание еще драгоценнее самой вещи. 2. В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обо­гащаться ежеминутно. (Н. В. Гоголь.)

Какие слова называются синонимами?

Какой синоним можно подобрать к слову «дивишься»?

IV. Работа с толковым словарём.

В школьном толковом словаре найдите значение слова «язык». Какое это слово, однозначное или многозначное?

Что вы можете сказать о значении русского языка?

V. Лекция учителя о значении русского языка.

Задание: составить план лекции в форме вопросов, которые затрагиваются в ней.

- Вспомним, что такое план? (План - краткий последовательный перечень основных мыс­лей, положений автора.)

Велико значение русского языка. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье.

«Мировыми языками называются некоторые наиболее рас­пространенные языки, употребляемые между собой представите­лями разных народов за пределами территорий, населенных людь­ми, для которых они изначально родные». («Энциклопедический словарь юного филолога».) В определении состава мировых языков учитывается число говорящих на нем как в стране, где живут носи­тели языка, так и за ее пределами, авторитет, роль страны этого языка в истории и современности; сформированность националь­ного языка, обладающего длительной письменной традицией; ус­тановившиеся нормы, хорошо исследованные и описанные в грам­матиках, словарях, учебниках.

Международные языки охватывают международные сферы - дипломатию, туризм, международную торговлю, они изучаются в качестве «иностранных языков» в школах, в вузах. Эти языки яв­ляются «рабочими языками» Организации Объединенных наций (ООН).

Официальными мировыми языками ООН признает англий­ский, французский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

Русский язык стал общепризнанным языком в середине XX века. Его мировое значение обусловлено тем, что эго один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художе­ственная литература. Русский язык - один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам. Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода. Эти за­имствования из русского языка или через него наблюдались с дав­них пор. Еще в XVI-XVII вв. европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, боярин, царь, казак, изба, кафтан, бала­лайка, копейка, квас, блин. Как свидетельство внимания к измене­ниям в общественно-политической жизни России в языки народов мира вошли такие слова, как перестройка, гласность и другие.

Богатство русского языка и созданной на нем литературы вы­зывает интерес к этому языку, несмотря на изменения, произошед­шие в России в последние десятилетия. Стало, конечно, меньше изучающих русский язык, зато резко возросла их мотивирован­ность, и число действительно выучивших русский язык, как это на первый взгляд ни удивительно, в среднем мало отличается от на­блюдавшегося ранее в период расцвета России. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциа­ция преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олим­пиады по русскому языку.

VI. Работа с толковым словарём.

- Как вы думаете, что означает слово «ассоциация»? Проверьте по тол­ковому словарю, правы ли вы. (Ассоциация - объединение лиц или учреждений одного рода деятельности.)

VII. Обсуждение составленного плана.

План

Какие языки называются мировыми? Какие сферы дея­тельности человека они охватывают?

Каково место русского языка среди других языков мира? В чем разница между языком межнационального общения народов одной страны и мировым?

Чем обусловлено изучение русского языка в мире?

Когда и для чего была создана МАПРЯЛ?

VIII. Выполнение упражнений из учебника.

Упражнения 1.

- Многозначное или однозначное слово, заявленное в названии стихотворения? В каком значении оно употребляется ?

- Найдите в тексте стихотворения синоним к этому слову .

IX. Работа с эпиграфом.

- Согласны ли вы со словами К. Паустовского?

- Докажите на примерах точность данного высказывания.

- Запишите слова К. Паустовского как предложение с прямой речью.

X. Итог урока.

1. Комментирование схемы механизма анализа языковых явлений:

от смысла к поискам средств его выражения в устной речи

в письменной речи

2. Анализ таблицы:

- чтение;

- комментирование основных положений;

- подбор примеров;

- уточнение содержания основных лингвистических понятий.

Единицы языка и разделы лингвистики

Единица

языка

Разделы лингвистики, которые

описывают

единицу

рассказывают о правилах употребления единицы в устной и письменной речи

фонема

фонетика

орфоэпия (правила произношения зву­ков); графика (правила обозначения зву­ков на письме)

морфема

морфема

(состав слова); словообразова­ние

орфография (правила написания морфем)

слово

лексика;

морфология

стилистика (употребление слова в разных стилях речи);

орфоэпия (правила постановки ударения в словах);

орфография (различение собственных и нарицательных имен на письме); различение слова и словосочетания (ма­лопонятный и мало понятный)

словосоче­тание

синтаксис;

фразеология

стилистика (употребление словосочета­ния в разных стилях речи)

предложе­ние

синтаксис

стилистика (употребление предложения в разных стилях речи);

пунктуация (правила расстановки знаков в предложении);

интонация (особенности мелодической и ритмической организации предложения)

Литература

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учреждений - 17 –е изд., пераб. - М.: Дрофа, 2014.

Русский язык: Практика.9кл.: учебник /Ю.С.Пичугов, А. П. Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; под ред. Ю.С.Пичугова. -3-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2016.

Русский язык. 9 класс: Поурочные планы по учебному комплексу под ред В.В.Бабайцевой/Авт.-сост.Т.И.Ермоленко. – Волгоград:Учитель, 2005.

Васильевка,2017

Опубликовано


Комментарии (3)

Легоцкая Вера Сергеевна, 11.07.17 в 23:01 0Ответить Пожаловаться
Наталья Николаевна, очень понравился Ваш урок, спасибо!
Федяева Татьяна Геннадьевна, 23.08.17 в 12:51 0Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам за работу!

Элина, 25.11.17 в 15:09 0Ответить Пожаловаться
Наталья, здравствуйте!
Спасибо за работу!Ваш урок очень понравился.Деткам будет интересно.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.