12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Закаева Тамара Аднановна21

Взаимодействие как средство формирования личности.

Виссарион Белинский писал: ««Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Эти слова очень точно характеризуют современного учителя, который стремиться вперед, готов осваивать новое, инновационное и с успехом применять в своей профессиональной деятельности.

Сегодня, заходя в класс, перед учителем стоит задача-как завоевать внимание учащихся и подтолкнуть их к взаимодействию.

Да, относительно недавно учитель мог вызвать ВАУ-ЭФФЕКТ на уроке, подготовить презентацию или же продемонстрировать содержательный видеоролик на уроке. Но сейчас ученики все видели все знают, и ничего им не интересно. Как же сегодня повлиять на учеников? Как и чем заинтересовать их?

В первый год работы в школе я считала, что добиться от детей взаимодействия можно, только руководствуясь слоганом Nike: «Просто сделай это!» Я тратила очень много времени на тщательную подготовку. Наш день был разбит на целый ряд значимых уроков. Нам нужно было изучить массу материала, а времени на это отводилось совсем немного. Если ученики будут «взаимодействовать», то времени на изучение нового материала останется больше

Термин «взаимодействие» означает «совместную работу по достижению общей цели». Однако я обнаружила, что некоторые ученики ведут себя так, словно их общая цель заключается в том, чтобы положить конец моей работе! Я проверяла домашние задания, но тут кто-то просился выйти, с задней парты взмывал в воздух бумажный самолетик, а кто-то из учеников падал со стула.

Что же происходило с этими детьми? Неужели они не понимали, как важно получить хорошее образование? Неужели они не понимали, что от качества школьного образования зависит их будущее? Почему они не могли держать себя в руках?

Обдумывая свой стиль преподавания, мне пришлось признать, что иногда на уроках я

превращалась в сурового сержанта, отдающего приказы:

– Подними руку.

– Подпиши контрольную работу.

– Оставайся на своем месте.

– Собери книги.

– Смотри в свою тетрадь.

– Встаньте в очередь.

– Говори тише.

– Выплюнь жвачку.

Я не только диктовала детям, что они должны делать, но еще и приказывала, чего они

делать не должны.

– Не бегай по коридору.

– Не толкайся.

– Не груби.

– Не дерись.

– Не забудь тетрадь с домашней работой.

– Не пиши на парте.

– Не разговаривай.

– Не ври!

Большую часть времени на уроке я тратила не на объяснения по предмету, а на то, чтобы утихомирить расшалившихся учеников. Но если я не буду этого делать, разве они научатся вести себя как цивилизованные люди? Но, как оказалось, чем больше приказов я отдаю, тем сильнее сопротивляются дети. Драгоценное учебное время уходит на преодоление сопротивления и борьбу самолюбий.

И тогда я решила провести небольшой эксперимент с детьми, который я хочу повторить с вами сейчас, а результат моего эксперимента с детьми я покажу вам позднее. Я – учитель, вы – мои ученики. Слушая меня, спросите себя: «Какие мысли и чувства вызывают во мне слова этого учителя?» А потом честно расскажите о своей реакции.

Учитель: Вы удивительно глупы! Надо же – сдать контрольную работу и не написать своего имени!

Реакция учеников: «Я тебя ненавижу!», «Я все делаю неправильно», «Наверное, я действительно глупа!»

Учитель (приказывая): Прекратите болтать. Возьмите свои тетради. Пишите подряд. Сейчас же! Быстро!

Реакция учеников: «Я не твоя рабыня!», «Я сделаю это, только медленно», «Как бы вырваться из этой тюрьмы?»

Учитель (изображая жертву): Каждый вечер из-за вас я ухожу домой с головной болью. Видите эту седину? Это все из-за вас!»

Реакция учеников: «Надо купить тебе краску для волос», «Как бы оказаться где-нибудь в другом месте! Эти причитания мне надоели», «Это моя вина».

Учитель (пророчествуя): С такими привычками тебе никогда не найти хорошую работу. Если ты не сможешь исправить оценки, ни один институт тебя не примет.

Реакция учеников: «Все бесполезно», «Я плохой ученик», «К чему пытаться?.. Я давно сдался».


Заканчивая наш эксперимент, скажите пожалуйста то, о чем подумали мы все:

Если уж мы испытываем такой гнев и отчаяние, когда всего лишь притворяемся учениками, то что же чувствуют дети?! (на слайде показать фотки ответов детей)


Знаете, я пришла к такому выводу что. Если мы хотим помочь им овладеть суммой школьных знаний, то нам нужно сделать так чтобы они в первую очередь полюбили вас как учителя. Если ребенку нравиться учитель, нравится то как он с ним разговаривает, то ему также нравится предмет, который ведет этот учитель.

Для себя я вывела несколько правил взаимодействия с детьми

Вместо сарказма-Опишите проблему (Когда учитель описывает проблему, не прибегая к обвинениям или приказам, ученики с большей готовностью начинают вести себя ответственно.) слайд (карикатура)

Вместо обвинений -Дайте информацию (Когда учитель дает информацию, не оскорбляя учеников, они с большей готовностью меняют поведение.) слайд (карикатура)

Вместо мрачных предсказаний - Предложите выбор (Угрозы и приказы заставляют детей чувствовать себя беспомощными или обижаться. Выбор открывает дорогу к новым возможностям.) слайд (карикатура)

Вместо обвинений и натаций -Скажите это словом или жестом (Ученикам не нравятся нотации и длинные объяснения. Одно слово или жест заставят их задуматься над проблемой и найти способ ее решения.) слайд (карикатура)

Вместо упреков-Расскажите о своих чувствах (не упоминайте имени ученика) (Когда учитель говорит о своих чувствах, не обвиняя и не ругая учеников, они прислушиваются к его словам и ведут себя ответственно.) слайд. (карикатура)


Таким образом, мы понимаем, что учитель и ученик - две главные фигуры в школе. Их правильное взаимодействие становиться важным условием и средством формирования личности школьника. В основе их взаимодействия лежит совместный труд, а также успехи в достижении цели.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.