12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зюзгина Наталья Александровна33

 

Успешность учебного процесса прежде всего зависит от того, как складываются отношения между педагогом и учащимся, а также (что немаловажно!) родителями учащихся. Ведь родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на учебный и воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Считаю, что именно классный руководитель может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. В сотрудничестве с родителями создать в классном коллективе атмосферу взаимопонимания, доверия и добра. Помочь родителям увидеть детей в различных ситуациях в школе и классе, в детском коллективе, что позволит им иметь более полное представление о своих детях.

Для детей непосредственное участие родителей в их школьной жизни не менее важно. Таким образом поднимается авторитет родителей в глазах ребенка. Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье.

К сожалению, «переходя» с детьми в среднюю школу, многие родители считают, что ребенок вырос и принимать активное участие в школьной жизни детей нет необходимости. Это ошибочное мнение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.[1, с. 23]

Именно в 5 классе классный руководитель обязан найти общий язык с родителями, начиная с самого начала их обучения в средней школе. Чтобы в дальнейшие годы, в период взросления, перехода в подростковый возраст, дети, находясь в контакте со своими родителями, уважая их мнение по поводу происходящего в школе, уважая их как интересных личностей, легче переживали «переходный возраст».

Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого я использую различные формы этой работы.

 

 

1. Изучение семей учащихся.

Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй.

Знакомство с семьёй пятиклассника начинается для меня с анкеты, которую я раздаю детям на первом классном часе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она заполняется дома, вместе с родителями и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” , но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.

Например, “С кем ещё, кроме родителей, ты проживаешь в доме?” Прошу написать имена-отчества бабушек, дедушек; перечислить всех братьев и сестёр с именами, указать их возраст, чем они занимаются.

“Есть ли в доме животные, и какие?” Ребята с удовольствием описывают своих домашних питомцев, пишут клички любимцев. Ответ детей на этот вопрос может рассказать о многом. Лена П. производила впечатление малообщительной, закрытой для контакта девочки. Когда в разговоре с ней я завела речь о кошке (использую полученную информацию из анкеты), Лена очень активно включилась в беседу. В результате живого и интересного диалога контакт с девочкой был найден.

“Чем ты любишь заниматься в свободное время?” Здесь ребята рассказывают о кружках, которые они посещают, о своих хобби, любимом способе времяпрепровождения. Я сразу же обращаю внимание на тех детей, у которых эта строка анкеты осталась незаполненной, чтобы поговорить об этом с родителями.

Вторая часть анкеты содержит вопросы только для родителей. Чаще я раздаю её отдельно, например, на первом родительском собрании. Она включает нижеследующие разделы: “Особенности характера Вашего ребёнка”, “На что обратить внимание при общении с Вашим ребёнком”, “Медицинские показания”, “Какую помощь в учебно-воспитательном процессе Вашего ребёнка Вы можете оказать классу и школе?”

Родители должны заполнять их одни, без ребёнка. Классный руководитель должен настроить родителей на откровенность и открытость при заполнении анкеты в целях создания более комфортного, психологически здорового климата, в котором будет находиться их ребёнок в школе. В свою очередь учитель берёт на себя обязательства по неразглашению переданной ему информации.

Классный руководитель обязан знать, у кого ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре.

Также в 5-м классе с целью изучения условий воспитания я посещаю семьи своих учеников, чтобы познакомиться с ними поближе в естественной и неформальной обстановке. Я выясняю условия для домашних занятий школьника, его семейные трудовые обязанности, интересуюсь, как организован досуг ребёнка, каков круг его общения.

Конечно, в ходе таких посещений педагогу необходимо быть очень тактичным: не начинать характеристику ребёнка с негативного, не настаивать на раскрытии всех семейных секретов, не превращаться в сплетника.

Всё это позволяет мне познакомиться с детьми ближе, увидеть их в привычной для них, непринуждённой обстановке. Получив необходимую информацию, я имела возможность побеседовать с детьми о книгах, которые они читают, обсудить игры, в которые они играют, выяснить, любят ли они помогать родителям в домашних делах, что умеют делать сами. Стараясь понять душевный мир ребёнка и его семьи, проявляя доброту и чуткость к нему, я тем самым пробуждаю эти же качества и доверие ко мне у детей и их родителей, которые начинают видеть во мне союзника, человека, который старается понять, полюбить и научить хорошему их ребёнка.

Конечно, и в моём классе есть родители, которые не всегда идут на желаемый контакт, плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей.

2. Работа родительского комитета.

Все знают, что основная задача родительского комитета – содействовать школе в обучении и воспитании детей.

В состав родительского комитета, по моему опыту, должно входить не менее пяти человек, из которых выбирается председатель РК. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов.

Родительский комитет избирается на одном из первых родительских собраний, но уже после того, как я познакомилась и с учащимися, и с родителями, получила ответ на один из вопросов анкеты - “Какую помощь в учебно-воспитательном процессе вы можете оказать классу и школе?”

Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы класса и школы. Приглашая родителей принять участие в проведении какого-либо мероприятия, необходимо показать им, насколько важно и значимо это для их ребёнка, класса, школы и меня.

Они могут оказать большую помощь в подготовке художественной самодеятельности, в организации встреч и бесед с учениками, в проведении экскурсий.

Не надо забывать благодарить родителей и членов РК за их помощь. Это может выражаться в виде грамот, благодарственных писем, записей в дневнике ученика и просто доброго слова.

3. Родительские собрания – самая распространенная форма общения педагога с родителями. С самого начала я ставлю перед родителями задачу обязательного посещения РС любым членом семьи, свободным в это время. Для того чтобы они имели возможность найти это время, информация о проведении собрания передаётся заранее по нескольким каналам – во-первых, через ребёнка (запись в дневнике, возле которой надо расписаться), во-вторых, через РК по телефону.

Неправ тот классный руководитель, который собирает родителей лишь только для того, чтобы поговорить об учёбе. В беседах с родителями обязательно нужно уделять внимание и возрастным особенностям того или иного периода в развитии ребёнка, и психологии, и взаимоотношениям родителей и детей.

Время и жизнь меняются, меняется и сам ребёнок. Сегодняшние дети уже не похожи на тех детей, которые были 20 или 30 лет назад. Поэтому родители чаще желают узнать о проблемах табакокурения, алкоголизма, наркомании, о взаимоотношениях подростков.

Практика показывает, что эффективными формами психолого-педагогического просвещения родителей в моём классе являлись следующие:

а) классные тематические читательские конференции для родителей на такие темы: «Как помочь ребёнку учиться?», «Как помочь выбрать профессию», «Предупреждение правонарушений несовершеннолетними», «Алкоголизм и курение – враги растущего организма», «Наркотики – чума XXI века» и т.д.;

б) беседы по психолого-педагогической тематике;

в) тематические консультации;

г) психолого-педагогические практикумы и тренинги по анализу различных ситуаций в воспитании детей.

К собранию надо обязательно готовиться заранее. Классный руководитель должен полностью владеть всей информацией (успеваемость, посещаемость, поведение, внеклассная работа) обо всех учениках класса, а не только по трудным учащимся. Перед РС я обязательно обхожу всех учителей - предметников, беседую с ними о классе и учениках; выписываю текущие оценки детей по предметам; пополняю фотоальбом класса новыми фотографиями, рассказывающими о школьной жизни ребят; готовлю отчеты и анализы различных тестирований, отзывов, сочинений детей.

Считаю, что собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих должен почерпнуть положительную информацию, касающуюся именно его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию.

На родительском собрании я должна показать родителям, что судьба их детей мне не безразлична, что я также заинтересована в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.

Конечно, не всё можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании. Говорить со всеми родителями о проблемах с трудными детьми надо только в общем виде, не стоит конкретизировать. Я прошу родителей этих конкретных учащихся остаться для личной беседы.

4. Индивидуальная работа с родителями.

Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации тоже помогают установить непосредственный контакт с родителями, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка.

Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели.

Родители ученика должны чувствовать, что приглашаются в школу не только для получения назиданий и выговоров, а для конкретной помощи в деле воспитания их ребёнка.

Классному руководителю трудно представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей. Мне посчастливилось работать с такими семьями, когда родители оказывали помощь и в проведении спортивных соревнований, внеклассных мероприятий, походов, экскурсий.

5.Коллективно творческое дело.

Любая форма участия в творческих делах школы сближает детей и родителей, а также школу и семью. Как показывает опыт, такое участие формирует и само родительское сообщество: родители (семьи) знакомятся, начинают дружить, помогать друг другу и вместе планировать дальнейшее сотрудничество.

Родители класса активно вовлекались мной в творческий процесс.С 5-го по 9 класс к Новому году мы с ребятами обязательно готовили спектакли. Сценарий постоянно корректировался: добавлялись новые роли.Таким образом, в спектакле были задействованы практически все ребята класса. А зрителями, конечно, были родители. Они помогали в подготовке костюмов, декораций. На сам праздник приходили целыми семьями посмотреть на своих детей, порадоваться их успехам. Получался настоящий семейный праздник.

Постепенно школьники привыкли и даже в старших классах спокойно относятся к тому, что родители не просто присутствуют на мероприятиях, но и активно помогают в их подготовке. Совместными усилиями нам легче решать все возникающие вопросы.

В этом году мои ребята заканчивают 11 класс. Они такие же активные, инициативные, как и в младших классах, участвуют во всех школьных мероприятиях. Неоднократно по итогам года наш класс завоёвывал звание «Лучший класс». За все годы обучения ни один ученик класса не совершил правонарушение, не приглашался на комиссию по делам несовершеннолетних, не состоял ни на каких учетах. Я считаю, что большую роль в воспитании ребят сыграло взаимодействие семьи и школы.

Мне очень приятно, когда родители положительно отзываются о моей профессиональной деятельности, но не менее приятно слышать, когда коллеги говорят : “Какие хорошие у тебя родители!”.

Использованная литература.

1. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его

преодоления. — М., 1990.

2. Капралова P.M. Работа классного руководителя с

родителями. — М., 1980.

3.Сухомлинский В.А Родительская педагогика. Избр. соч. в

3 т. - М., 1981.- Т. 3

4. 5. Макаренко А. С. Книга для родителей. Соч. в 7 т. -

М., 1997. - Т. 4

5. Степанов Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. М.:

Т.Ц. Сфера, 2004 г.

6. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М.: 2004 г.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.