12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евгения Апанасевич16
Беларусь, Жодино
3

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Взаимодействие семьи и школы для выявления и развития способностей детей



Апанасевич Евгения Юрьевна,

учитель информатики первой квалификационной категории

ГУО «Средняя школа №2 г.Жодино»

Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос
и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский


Семья во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию личности и одаренности ребенка. При любом рассмотрении роли и веса природно-обусловленных факторов, а также влияния воспитания и целенаправленного обучения на развитие личности и одаренность ребенка, значение семьи в любых случаях остается решающим.

Важнейшей задачей семьи является вовремя разглядеть способности своего ребёнка, а задача школы не заключается только в том, чтобы получить информацию, школа должна поддержать ребёнка, развивать его способности, но делать это совместно с родителями. Задачей школы является создание для ребенка и его семьи комфортных условий для развития познавательного и творческого потенциала [3, с.168].

Координатором усилий является учитель. Он не только ищет способы оптимального развития талантливых детей, одаренность которых может быть на данный момент ещё не проявилась, не только работает со способными детьми, которые подают серьёзные надежды на скачок в развитии своих способностей, учитель прежде всего работает с родителями этих детей.

Существует 4 направления работы с родителями:

- психологическое сопровождение семей одаренных детей;

- создание качественной информационной среды для родителей;

- практическая деятельность ребенка совместно с его родителями;

- обязательное поощрение и поддержка родителей в школе.

Более детально рассмотрим данные направления.

Психологическое сопровождение семей одаренных детей

Психолог с целью обучения родителей эффективному взаимодействию с ребенком работает с семьями. Эта работа направлена на то, чтобы расширить возможности понимания родителями одаренного ребенка; улучшить рефлексию взаимоотношений родителя с одаренным ребенком; выработать новые навыки взаимодействия с детьми; установить и развить отношения партнерства и сотрудничества в семье [1, с.57].

Работу с семьей в целом нужно направить на то, чтобы родители научились понимать и принимать своих детей, видеть их такими, какие они есть, не только их таланты. Нужно подготовить родителей, что из одаренных детей вырастают одаренные взрослые, объяснить, что это не страшно, а наоборот - замечательно [2, с.95].

Главной целью психологической помощи семьям одаренных детей является в первую очередь помощь в понимании ребенка и того факта, что это прежде всего РЕБЕНОК, какой бы он ни был.

Создание качественной информационной среды для родителей

На протяжении учебного года родители вместе с детьми организуют проекты по различным темам, делают совместно на тематических предметных неделях презентации этих проектов. Родителя помогают своим детям, чтобы развить творческую и познавательную активность, они участвуют в различных познавательных и творческих конкурсах.

Еще недавно считалось, что наши дети равны не только в интеллектуальном плане, но и в эмоциональном. Необходимо научить детей думать, решать логические задачи. Но опыт нашего образования показал, что между детьми существуют существенные различия. Есть дети с высоко развитым интеллектом, способными к творчеству, умеющие обобщать, классифицировать и находить взаимосвязи. Такие ребята постоянно ищут ответы на интересующие вопросы, они любознательны, самостоятельны и активны.

В школе специально для всех родителей проводится цикл собраний «Мой ребенок – одно из чудес света» в различных формах: конференции, круглые столы, практикумы и т.д.

Всех ребята с родителями делятся на две группы: те, которые хотят развивать учебные навыки и семьи, которые хотят заниматься исследовательской деятельностью.

Для первой группы педагоги предлагают специальные задания, а также тренажеры, которые помогут развить учебные навыки. Дети и их родители выполняют разные задания, чтобы усовершенствовать и отработать какого-то навык.

Участники второй группы выполняют интересные опыты, их знакомят с различными исследовательскими работами, родители могут поделиться своими впечатлениями от совместной работы с детьми.

Всем родителям мы даем памятку с рекомендациями [3, с.247].

Вот основные из них:

Будьте честны со своим ребенком. Дети чувствительны ко лжи.

Оценивайте адекватно уровень развития своего ребенка.

Избегайте длинных бесед или объяснений.

Не упустите момент изменений в ребенке. Это могут быть неординарные вопросы или изменение поведения, что является признаком одаренности ребенка.

Уважайте индивидуальность своего ребенка. Не стремитесь на него спроецировать свои увлечения и интересы.

Старайтесь развивать в своих детях уверенность, интеллектуальную любознательность, уважение, доброту, честность, дружелюбие, сопереживание, терпение, мужество, вырабатывайте привычку опираться только на собственные силы, быть ответственным за свои поступки.

Практическая деятельность ребенка совместно с его родителями

Работа по развитию познавательного и творческого потенциала детей мы начинаем еще перед первым классом. До школы дети ходят на занятия по подготовке, организованные в нашей школе. К моменту, когда ребенок пойдет в 1 класс, учитель уже хорошо знаком с детьми и родителями.

Благоприятное время для решения многих воспитательных и образовательных задач – это лето. Каждой семье необходима информация, как развивать летом своего ребенка, что интересного и нового можно узнать с ним, какие открытия совершить[1, с.153].

Мы готовим родителей к активному совместному отдыху с детьми, который будет также познавательным. Проводим беседы с семьями о том, что лето является подходящим временем для формирования интересов ребенка. Перед каникулами учителя информируют родителей о возможностях, как можно провести с ребенком лето, чтобы это было полезно и интересно.

Темы и задания могут быть самые различные:

- сфотографировать, зарисовать интересные события или явления;

- провести опыты на дачных участках;

- сделать фоторепортаж поездки;

- провести наблюдение за животными или насекомыми;

- наблюдение или фоторепортаж за водным миром.

Необходимо познакомить родителей с опытами с применением природных компонентов: ветра, песка, солнца, камней, воды. Они разнообразят отдых, сделают его насыщенным, интересным, а, самое главное, полезным для умственного, познавательного, художественно – эстетического и физического развития младшего школьника; повысят его самостоятельную активную деятельность.

Классные руководители дают родителям правильные рекомендации, как провести летний отдых, предлагают идеи для совместных экскурсий с детьми, не только интересных, но и полезных дел, а также выполнение творческих работ, что способствует положительным эмоциям у детей, приятным воспоминаниям о совместном времяпрепровождении с родителями.

В учебное время родители помогают своим детям участвовать в различных школьных, городских, областных конкурсах различного уровня.

Обязательное поощрение и поддержка родителей в школе

Работу родителей школа обязательно должна поддерживать и поощрять. Мы это делаем регулярно на родительских собраниях. На награждение приглашаем не только детей, которые заняли места в различных конкурсах и проектах, прославили школу, но и их родители. Специально для них выделено время для выступлений, где родители делятся опытом работы со своими детьми.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны [4, с.147].

Главный и наиболее существенный фактор, влияющий на интеллектуальное и на личностное развитие детей – это семья.

Очень важно при работе с одаренными детьми, чтобы зерна таланта учащихся попали в благодатную почву. А рядом с детьми в нужный момент оказались талантливые педагоги, чуткие, понимающие и поддерживающие родители, которые будут способствовать развитию таланта и помогать детям трудиться.

Представленная мною система работы позволит повысить у родителей не только правовую, но и педагогическую культуру, сформировать в семье практические навыки и умения в воспитании талантливых, способных детей, что приведет к взаимопониманию между школой и семьей, между педагогами, детьми и родителями.


Список использованных источников:

Забродин Ю.М., Бурменская Г.В. Одаренные дети. М.: Прогресс 1991. - 376 с.

Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2002.

Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.

Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. - 2011. - №10. Т.2. - 181-184с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.