12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Новгородская Наталья Юрьевна150
Учитель географии
Россия, Иркутская обл., Усть-Кут

Взаимодействие школы и семьи  - залог успешности ребенка


Автор: Н.Ю.Новгородская, учитель географии


                                 Педагогика должна стать наукой для всех:     

                           и  для учителей, и для родителей.             

                                     В.А. Сухомлинский


             Одно из высших благ в жизни человека – здоровое и счастливое детство. Все мы знаем, что драгоценные воспоминания из нашего детства питают и согревают нас всю жизнь. Люди, не имевшие радостного и счастливого детства, ничем не могут восполнить этого, они всю свою жизнь чувствуют этот недостаток, который омрачает их душу. На них всегда лежит отпечаток тяжёлых и болезненных воспоминаний о своём безрадостном детстве.

             Быть может, с внешней стороны это не заметно, но в своих глубочайших истоках, во всём душевном складе таких людей всегда ощущается какая-то неполноценность. Она является следствием того, что родители и педагоги не дали детской душе главного – светлых духовных впечатлений, которые освещают и душу ребёнка, и весь окружающий мир. Душа ребёнка необычайно отзывчива на всякое впечатление: ребёнок невольно тянется ко всему, что даёт красоту и смысл ещё неведомому ему миру. Отнимите это от ребёнка – и его душа потускнеет и потеряет своё внутреннее содержание; ребёнок останется в опустевшем Мире, с его мелкими будничными интересами.

      Не случайно В.А. Сухомлинский в свое время говорил, что без дружеского взаимодействия, без тонкого взаимопонимания учителя и родителей, школы и семьи невозможно счастье ребенка, жизнь его может лишиться счастья, а без этого нет детства.

            Так что же такое взаимодействие, что такое сотрудничество?!

         Взаимодействие — организация совместной деятельности в условиях открытости обеих сторон без ущемления чьей-либо свободы, вовлеченность родителей в учебно-воспитательный процесс.

          Сотрудничество и взаимодействие обеспечивают доверие и взаимоуважение между родителями и образовательным учреждением, а это является основой установления открытых, дружеских, продуктивных контактов.

       Конечно, школа не  может  ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей.  Мы можем и должны педагогически обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности. «Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец», - писал В.А.Сухомлинский.

       Особое внимание в решении проблемы взаимодействия школы и семьи педагоги должны обратить на формирование отношений в самой семье. Установлено, что успеваемость детей зависит от времени, затрачиваемого на общение в семье. Внутренняя стабильность в доме - вот залог успешного обучения и развития детей. Иными словами, уровень образования родителей и материальный достаток меньше влияют на успешность обучения ребенка, чем теплые, человеческие отношения в семье. То, как ведут себя родители по отношению к ребенку, гораздо важнее того, кем они являются. 

           Существуют некоторые особые обстоятельства, определяющие противоречивость и сложность отношений учителей с родителями учащихся. Любовь родителей к своему ребенку, будучи чрезвычайно сильным чувством, делает их взгляды на поступки и требования учителей очень субъективными. Надо учесть, что серьезной трудностью влияния учителя на родителей является и то, что оно в значительной мере осуществляется через взгляды и настроения школьников. Дети, как правило, подробно рассказывают в семье о своих успехах и неудачах в школе, так как в детском восприятии преобладает эмоциональная сторона. Будучи в чем-то неправым, ребенок нередко представляет в отрицательном плане действия учителя даже тогда, когда он понимает их обоснованность. В этих случаях исходящая от детей информация приводит к неправильной оценке родителями поступков и позиции педагога, мешает установлению взаимопонимания семьи и школы.

        Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

          Кроме того, значительная часть родителей - не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, иногда испытывают трудности в установлении контакта с подрастающими детьми.

          Способы, методы воспитания в семье и школе различны, так как школьные условия, обстановка, окружение иные, чем в семье. Желая сформировать у детей положительные нравственные привычки, родители и учителя должны действовать сообща, придерживаться единых требований. При отсутствии единых требований у учащихся зарождается сомнение в правомерности требований. Из этого они делают неверные выводы о том, что правила поведения надо соблюдать в школе, а дома и в общественных местах не обязательно. Если вовремя не пресечь такие явления, то они могут привести к нежелательным последствиям.

            Вот почему учителю так важно поддерживать постоянный контакт с родителями и помнить, что характер семейного воспитания во многом зависит от их педагогической культуры. Повышая педагогическую культуру родителей, учитель тем самым приводит в действие богатейшие резервы семейного воспитания. Опираясь на воспитательный потенциал семьи, учитель сможет более успешно и на более высоком качественном уровне решать сложные задачи современного воспитания учащихся.

         Конечно, роль семьи в обществе несравнима по своему значению ни с какими другими составляющими общества. Именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа   была,  есть  и  останется  одним  из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

            Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль и в дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей в этом процессе.

         Таким образом, необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

       Одной  из  задач, стоящих перед коллективом школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги  деятельности.

     Думаю, что характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса. Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Взаимоотношения семьи и школы важны не только в  первые годы пребывания ребенка в школе. Зачастую мы видим активность и участие родителей  в жизни своего чада лишь первые четыре года обучения, а в среднем звене всю ответственность многие родители перекладывают на школу.

           Актуальными  взаимоотношения семьи и школы остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.  Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

          Дети, родители, педагоги – члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия.

        Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.
Важнейшую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотрудничества 
взаимодействия между ними выполняют классные руководители. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если классный руководитель исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советуется, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости приобретения педагогических знаний.

             В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

        Имея классное руководство в классе с низкой успеваемостью и нарушениями дисциплины, мне приходилось взаимодействовать с родителями зачастую по вопросам этих проблем. Поэтому, чтобы избежать негативных последствий в отношениях друг с другом, я стала привлекать родителей к различным совместным трудовым делам и мероприятиям в классе.

          Оформление кабинета, осенние ярмарки! Принимают самое активное участие, как мамы, так и папы учеников.

           Привлекаю родителей и к участию в праздниках, посвящённых Дню Матери «Супер-мама», в спортивных состязаниях к 23 февраля «Папа, сын – школа настоящих мужчин!». Получаешь колоссальное удовлетворение от этого совместного сотрудничества родителей и детей. Не передать словами на сколько их взаимоотношения открываются в этих неординарных ситуациях! У одних слёзы радости на глазах, у других слёзы разочарования…. И как одних поздравляют, а других поддерживают….И всё это в одной школьной семье!

       Учитывая, что я учитель географии, ко Дню Земли проводим совместный с родителями экологический турнир «Папа, мама, я – экологическая семья!». Ну это просто праздник для всех….даже для тех, кто вообще ничего не знает! Команды родителей и их ребёнка…. Какие только задания не приходится выполнять: определение пород деревьев, виды шишек, создание листовок правил поведения на природе и другое. По различным номинациям все становятся победителями этого марафона экологических знаний. Все довольны! Появляется стимул и мотивация к дальнейшему сотрудничеству и взаимодействию!

       Никуда не денешься от конфликтов в семье. Для разрешения этой проблемы привлекаешь психологическую и социальную службы школы. Одной из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями обучающихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания. Совместное с детьми родительское собрание «Я хочу тебе сказать….»! На данном мероприятии психолог, классный руководитель работают и с детьми, и с их родителями. В ходе собрания группы ребят по своим темам создают и защищают проекты, в которых отражаются проблемы отцов и детей, взаимоотношения одноклассников друг с другом («Нас мало хвалят…», «Родители нас не понимают!», «Скучно? Позови друзей!») и т.д. Проводятся тренинги, мониторинги и диагностика для родителей и детей. Вот где можно каждому для себя получить что-то важное и полезное, получить ответы на интересующие жизненные вопросы.

               Надо отметить и другую сторону взаимодействия школы и семьи, более жесткую и негативную. Одной из главных проблем семейного воспитания является снижения уровня духовности, чётких нравственных ориентиров и ценностей. Духовность и взаимопонимание детей и родителей исчезают и тогда, когда в семье возникают конфликты, нередко приобретающий хронический характер. В семьях, где окрик, грубость и насилие над детьми проявляются регулярно, создаются все условия для психических расстройств, а затем и для антисоциального поведения самих детей.

             Все эти негативные явления порождают беспризорничество и бродяжничество детей. В данной ситуации реальную помощь детям, вставшим на путь бродяжничества, наркомании, проституции, могут оказать уже только чрезвычайные меры.

             К матерям и отцам, не выполняющим свои прямые обязанности по воспитанию детей, применяется самая строгая мера – лишение родительских прав. Чтобы не допустить в жизни ребёнка такой ситуации, педагог, классный руководитель просто обязан знать не только учащихся своего класса, но и их родителей, внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, жизненный уклад, нравственные установки и общественную направленность семейного коллектива. Он обязан знать домашние условия, быт ученика, а также приемы и методы семейного воспитания; стремиться установить искренние, доверительные, откровенные отношения; постоянно углублять, расширять свои знания по теории и методике семейного воспитания, передавать эти знания родителям, заботится о повышении их педагогической культуры.

           Моя собственная практика, как матери, показала, что чем чаще я принимала участие в делах класса своего сына, тем его успеваемость, активность в мероприятиях, ответственность повышались. И, наоборот, когда я отходила от дел класса в силу разных обстоятельств, понижался и его уровень различных положительных показателей и качеств. Конечно, приходилось делать соответствующие выводы и предпринимать определённые шаги к исправлению сложившейся ситуации.

              В своё время русский педагог В.А. Сухомлинский сказал:"В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы".

             Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

          Совместное сотрудничество и взаимодействие педагогов, родителей и детей становится мощным стимулом развития неограниченных способностей ребёнка и позволяет органично войти в уклад семьи. Оно открывает богатейшие возможности для духовного их сближения, для познания друг друга, придаёт их жизни что-то своё, родственное – то, что потом запоминается на всю жизнь, часто переносится уже в семью сына или дочери, остаётся как дорогая память о своих родителях и учителях.

                   Поэтому, чем активнее родители участвуют в школьной жизни своих детей, чем теснее это сотрудничество, тем успешнее их ребёнок в будущем. Опыт показывает, что именно взаимодействие семьи и школы в дальнейшем открывает дорогу к успеху выпускников, позволяет им добиться многого в жизни и стать успешными людьми.


Список используемых источников:

Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2 изд.-Казань, 2000.-608с.

Богданова О.С., Смаль В.З. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т.-М.: Педагогика, 1979.-560 с.

https://gigabaza.

 https://ustschool.edusite.ru/

https://www.uchportal.ru/



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.