12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сластенко Надежда Григорьевна2350
Россия, Красноярский край, Заозерный
Материал размещён в группе «ФГОС конспект»

Задания по формированию читательской грамотности.

Предмет: русский язык.

1. Тема: «Правописание приставок при-, пре-».

2. Предметные результаты (задачи):

-владеть поисковым, изучающим видом чтения.

-понимать содержание прочитанных текстов

-проводить смысловой анализ текста, уметь извлекать информацию из различных источников и использовать её в учебной деятельности


3. Комплекс текстов (составной текст)

1.(Сплошной текст).

Приставка при- пишется:

1)Действие приближение (приехать), прибавление (прибавить), присоединение (прибить).

2)Вблизи чего-либо (приморский).

3)Неполнота действий (приоткрыть)

4)Доведение действий до определённого результата (приготовить, пригласить).

Приставка пре- пишется:

1)В словах, которые означают высокую степень качества, которые можно заменить словом «очень» (прекрасный, пресильный)

2)В словах, когда приставка пре- может быть заменена приставкой пере-, её можно заменить, не теряя при этом смысла слова (преградить = переградить).

2. Несплошной текст (таблица).

Правописание приставок при-, пре- зависит от значения.

При-

Пре-

По смыслу.

1.Приближение, прибавление, присоединение (приехать, прибавить, прибить).

1.Близко по значению к слову «очень», (прекрасный, очень красивый)

2.Вблизи чего-либо (прибрежный)

3.Неполнота действий (пригнул)

2. Близко по значению с приставкой пере- (преступник, переступить закон)

4.Доведение действий до определённого результата (пригласить)

Различать.

Преступить (нарушить)

Претворить (воплотить)

Пребывать (находиться где-либо)

Преклоняться (глубоко уважать)

Приступить (начать что-либо)

Притворить (прикрыть)

Прибывать (куда-либо)

Приклоняться (пригибаться)

Запомнить

слова, где приставку затруднительно выделить, определить её значение.

Престол, предел, преподобный, прегрешение, прекословить, преткновения, претензия, президент, претендент, прелюдия, премьера.

Прибаутка, пригожий, приключение, присяга, причина, приятный, приватный, прибор.

3. Иллюстрация (несплошной текст).

t1669206418aa.jpg



3. Комментарий о том, как связаны тексты. Из первого ( сплошного) текста и второго (несплошного) текста можно извлечь информацию, подтверждённую примерами, о правописании приставок ПРИ-, ПРЕ. Второй текст дополняет информацию первого текста. В третьем тексте (несплошной, иллюстрация) подтверждение примеров. В одном тексте изложены основные значения с примерами, в таблице краткая запись правила, в третьем тексте дополнение примеров. При внимательном чтении этих текстов учащиеся могут прочно запомнить изучаемую орфограмму.

Все эти тексты связаны между собой, они формируют умение находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных текстах.

4. Задания на разные группы читательских умений к составному тексту

Группы читательских умений.

Задания.

Ответ.

Находить и извлекать одну единицу информации. (Умение определять наличие информации).




1.В этом тексте какая заключена информация?




В этом тексте заключена информация о правописании приставок.

Комментарий: на примере этого задания отрабатывалось умение: определять наличие информации в тексте.



Находить и извлекать несколько единиц информации в тексте. (Умение определять наличие информации).




2. Выдели и назови информацию, которая несёт в себе правило о правописании приставок







Из этого текста можно выделить и узнать информацию о том, в каких случаях следует писать приставку ПРИ-, а в каких случаях следует писать приставку ПРЕ-.

Комментарий: на примере этого задания отрабатывалось умение определять наличие информации в тексте


Находить и извлекать несколько единиц информации в тексте. (Умение определять наличие информации).



3. Как создатели текста пишут о правописании приставки ПРЕ- (выберите правильный ответ):

а)приставка ПРЕ- = слову «ОЧЕНЬ»;

б) слово с пиставкой ПРЕ- можно заменить синонимом;

в)слово с приставкой ПРЕ- можно заменить словом с приставкой ПЕРЕ-


3. Правильный ответ:

а), в)


Комментарий:

На примере этого задания отрабатывалось умение выбирать верные утверждения.















Интегрировать и интерпретировать информацию. (Умение делать выводы на основе информации, предоставленной в одном фрагменте текста).


4. Подкрепите примерами из текста утверждение, что приставка ПРИ- пишется при действии присоединении, приближении, прибавлении.







4.В тексте приведён пример действия присоединения – ПРИБИТЬ; действия приближения – ПРИБЕЖАТЬ, ПРИЕХАТЬ;

Действие прибавления- ПРИБАВИТЬ


Интегрировать и интерпретировать информацию. (Умение делать выводы на основе информации, предоставленной в одном фрагменте текста).

5. Подкрепите примерами из текста утверждение, что приставка ПРЕ- пишется тогда, когда она = по смыслу слову «очень».






5.ПРЕМУДРЫЙ = слову очень.


Комментарий: такого типа задания помогают применять найденную информацию на практике.

Интегрировать и интерпретировать информацию. (Умение формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей).




6.Выдели и назови информацию (несплошной текст, таблица), от которой зависит правописание приставок ПРИ-, ПРЕ-.









Правописание приставок зависит от их значения.

Комментарий: такие задания помогают осмысливать и оценивать содержание текста. Ученик правильно ответил на поставленный вопрос.





Интегрировать и интерпретировать информацию. (Умение формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей).


7.Опираясь на детали изображения ( текст №3 несплошной, иллюстрация) подтвердите информацию, об одном значении правописания приставки ПРИ- .



Правописание приставки при-, зависит от значения вблизи чего-либо (прибрежный, приморский).

Комментарий:

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста. (Умение использовать информацию из текста для решения практической задачи)

8.Выдели и назови информацию из текста №2 (таблица, несплошной текст), которая дополняет содержание текста №1

Правописание приставок следует различать, а ещё и запоминать.

Комментарий: задание учит осмысливать текст.



Опубликовано в группе «ФГОС конспект»


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 23.11.22 в 18:16 1Ответить Пожаловаться
Заголовок требует редактирования...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.