Урок географии «Закономерности размещения городов Приморского края» (9 класс)
Закономерности размещения городов Приморского края
Цель урока: - выявить взаимосвязь между географическими объектами и размещением городов - дать учащимся навыки применения методов пространственного анализа на уроках регионального курса «География Приморского края» в 9 классе.
Задачи: - сформировать представление о причинах возникновения городов в пределах Приморского края - рассмотреть пространственные конфигурации – Y, - X и T- образные - продолжить формирование навыков работы с тематическими картами, статистическими данными и информационными ресурсами
Оборудование: физические карты России и Приморского края (настенные) и атласы, интерактивное оборудование, презентации, циркули, фломастеры, бланковки, линейки - карточки для проведения рефлексии
Опережающее задание: 1. Презентация « История освоения Приморского края» 2. Презентации о городах Приморского края (до 10 слайдов) по плану а) географическое положение б) исторические сведения в) достопримечательности
Ход урока.
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
|
Актуализация темы Вступление: сегодня мы проведем собственное исследование причин образование городов Приморского края именно в тех местах, где они находятся в настоящее время. - Известно, что города начали развиваться тогда, когда общество перешло от простого воспроизводства к расширенному. Это привело к образованию излишков продовольствия, которые надо было продавать населению городов, возникающих в наиболее выгодных в стратегическом отношении местах. Основными функциями городов были – оборона от внешних врагов и центры торговли. – Существует ли преемственность расположения городов во времени? Рассказ учителя о фокальных точках (локальных экстремумах), возникающих на изгибах рек. Демонстрация тренировочной бланковки и технологии определения фокальных точек. |
Смотрят презентацию «История освоения территории» Анализируют слайды презентации, где на контур края последовательно накладываются карты: империя Цзинь (1115-1234), археологических находок, Приморской области - конец 19 в., населения П.к. Слушают рассказ учителя. |
Исследовательская работа Попробуем обосновать размещение городов на р. Уссури и ее притоках. Для этого вам необходимо разделиться на группы и выполнить работу на бланковке согласно технологической карте. Что выявила работа с бланковкой? Города – Спасск-Дальний, Лесозаводск , Дальнереченск и Лучегорск стоят в локальных экстремумах Приханкайской равнины и речных долин. Но есть и пустые фокальные точки, где не сформировались города. |
Учащиеся в группах выполняют построения в тренировочных бланковках
Сравнивают полученные результаты с теми, которые демонстрируются на экране. Делают вывод. Смотрят презентации о городах Приморского края
|
Практическая работа Рассказ учителя о пространственных конфигурациях сопровождается комментируемым показом слайдов с примерами |
Смотрят слайды с примерами расположения городов – Казань, Волгоград, Ярославль. Определяют пространственную конфигурацию положения г. Владивостока |
5. Выводы Каждый город испытывает внешние воздействия, не живет изолированно. Во всяком пространстве есть как каналы проницаемости, так и барьеры. |
Выводы о различных схемах пространственных конфигураций и примеры |
6. Рефлексия учащихся |
С помощью сигнальных карточек выражают мнение об уроке |
Анализ урока
« Закономерности размещения городов Приморского края»
Главным моментом в объяснении нового, ранее не встречающемся ни в одном курсе географии, материала было показать тесную связь, между географическими объектами данной территории и неслучайным возникновением узла человеческой деятельности – города.
Лекции « Уроки понимания карты (основы пространственного анализа)», автором которых является С.В.Рогачёв, послужили базовой основой для объяснения нового материала. Никогда раньше не приходилось встречаться с таким подробным материалом, наглядными примерами и доступным изложением столь сложной темы.
Показательным был результат исследовательской работы по выявлению точек экстремумов на реках. Эффект усиливался тем, что ранее изученные места поселений предшествующих поколений (сравнительный анализ карт), с большой точностью совпали с современным размещением части городов.
Не удалось уложиться в отведенное время. Необходимо отводить на объяснение нового материала 2 урока.
Трудности в ходе подготовки к проведению урока в большей степени связаны с нестабильной работой Интернет ресурсов. Поиск дополнительного материала для создания презентаций был осложнён.
В своей работе стараюсь разнообразить формы проведения уроков, насыщать их информацией, выходящей за рамки материала, изложенного в учебниках. Учащиеся всегда с удовольствием откликаются на поиски информации для подготовки опережающих заданий. Особую радость доставляет им понимание того, что их предшественники такую работу не выполняли и такими знаниями не обладают.
Основные вопросы у учащихся возникали при построении чертежа на бланковке. Типичными ошибками были неправильные измерения расстояний, недоумение по поводу того, что от одной точки может быть проведено сразу несколько равных по длине кратчайших линий.
Урок помог учащимся расширить представление об окружающем мире как системе не случайных совпадений, а закономерности во всём. Они поняли, что различные географические объекты могут быть одновременно и каналами проницаемости, и барьерами. Фокальные точки не всегда превращаются в города (спящие экстремумы). Что многосложная карта может быть превращена в схему, позволяющую ответить на вопрос: «Почему этот город сформировался именно в этом месте?». События истории накладывают свой отпечаток, не умаляя определяющей роли географических объектов. Школьники продолжили развивать навыки анализа, сравнения и получения информации из различных информационных источников.
В конце урока была проведена рефлексия. Ученики с помощью сигнальных карточек выразили своё мнение об уроке. Так же они отметили, что с удовольствием использовали знания, приобретённые на уроках математики, при построении схем расположения точек экстремумов. Интересно было узнать, что физическая карта может стать подсказкой при объяснении схем пространственного расположения городов. Учащиеся выразили желание в дальнейшем узнать о других существующих схемах пространственных конфигураций городов.
Курс «Уроки понимания карты (основы пространственного анализа) автора Рогачёва С.В. очень полезен в школе, т.к. даёт возможность более широко посмотреть на возможности физической карты, применять на практике знания, полученные на уроках географии, математики и черчения. Лекции по данному курсу позволяют в более доступной форме познакомить учеников с новым учебным материалом. В дальнейшем метод пространственного анализа может быть применён при изучении тем, связанных с населением нашей страны и мира.
В школе учащиеся с удовольствием получают географические знания. Но тенденция на уменьшение количества часов на изучение географии (6 класс- 1 час, 7 класс- 2 часа) не даёт возможности раскрыть все нюансы предмета. Многое остается за рамками урока. К сожалению, даже в ВУЗах, готовящих учителей географии, вступительным предметом является ни география, а обществознание. Всё это вместе не способствует повышению интереса со стороны учеников к предмету.