12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гаршина Светлана Александровна200
Россия, Калужская обл., Сосенский
Материал размещён в группе «Классные руководители»
3

Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию «Богатыри земли Русской»

Гражданско-патриотическое воспитание.

ТЕМА:

 

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа, древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи:

1) Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

2) Создать условия для формирования патриотических качеств личности воспитанника на основе знаний истории государства. Закрепить название элементов костюма русского воина (кольчуга, шлем), название оружия русского воина.

3) Коррекция интеллектуальных творческих способностей детей на основе произведений живописи, музыки и литературы.

Активизация словаря:

Родина, предки, славяне, богатырь, басурман, стольный град, колчан, палица, бездыханный, рать.

Предварительная работа:

- Просмотр кинофильмов, мультфильмов о богатырях.

- Чтение сказок и былин о богатырях – великанах (Дубыня, Горыня, Усыня, Святогор)

- Поиск дополнительного материала о богатырях.

- Разучивание стихотворений, сценок, тематической физ.минутки.

- Рассматривание картины Васнецова «Богатыри»

- Изготовление трафаретов для практической работы и атрибутов для сценки.

Ход занятия:

I. Организация занятия:

(Дети стоят в кругу)

Воспит.: Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Мы начинаем наше занятие с того, что возьмемся за руки и пошлем молча, только глазами, друг другу добрые мысли и добрые чувства. Улыбнемся гостям и друг другу. Желаю вам здоровья и успехов на занятии.

(дети разбиваются на две микрогруппы)

II. Вступительное слово:

Музыка «На родной почве» в исполнении Савинова.

Воспит.: Ребята, в какой стране мы живем? Правильно! Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что значит слово Родина? (Родина – родная как мать и отец. Это то место, где человек родился).

III. Введение в тему. Работа над новым материалом.

1. Работа с картой России (слайд 1)

Воспит.: Посмотрите, пожалуйста, на карту России. Какая она – наша Родина? (Большая, необъятная, красивая, богатая). Есть океаны, моря, реки, озера, горы, леса, поля. Россия – самая большая страна в мире.

2. Картина – природа России (слайд 2)

Воспит.: Молодцы, вы хорошо ответили на мои вопросы. Сейчас Настя Рудакова расскажет стихотворение о Родине.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки, вдоль которых, взявшись за руки идем.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над Кремлём.

Воспит.: Какие вы знаете пословицы о Родине? (Родина – мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. За родной край и жизнь отдай. Родина любимая, что мать родимая. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.)

Воспит.: Более 1000 лет назад образовалось Русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков – славян, это была Родина. И сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках.

Кто такие предки? (Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это наши прабабушки и прадедушки)

Воспит.: Правильно! Давайте с вами вспомним наших предков – земляков козельчан. В 2009 году городу Козельску было присвоено звание… Кто мне скажет, какое звание было присвоено г.Козельску? («Город воинской славы»). Правильно. Это звание присвоено за оборону своего родного города нашими предками замляками в 1238 году. (слайд 3)

Когда к Козельску подошло монголо-татарское войско, жители города мужественно оборонялись. 4 тыс.воинов оставили монголо-татары под его стенами. Лишь через 7 недель врагу удалось пробить крепостные стены и взять город. Память о героической обороне Козельска народ сохранил на века. Более подробно о нашем родном городе и наших предках мы поговорим на следующем занятии.

Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало Русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? («Славяне» похоже на слово «слава»)

Воспит.: А это значит, что славяне – это славный народ. А как выглядели древние русичи?

3. Портрет славянина (слайд 4)

Дети: Славяне были русоволосые, голубоглазые, высокого роста, широкоплечие, крупного телосложения, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку – землю и отчий дом.

Воспит.: Хорошо вы сказали, молодцы. Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Русь защищали от врагов храбрые, смелые, могучие люди.

(Звучит песня «Богатырская наша сила.»)

Воспит.: Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (О богатырях) Правильно! Тема нашего занятия «Богатыри земли Русской». (слайд 5)

Воспит.: А сейчас мы немного отдохнем..

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

(Повороты головы)

А потом вперед. Тут немного отдохнет.

(Расслабленный наклон головы вперед)

Шея не напряжена, а расслаблена она.

(Голову держать прямо)

А Варвара смотрит вверх. Выше всех и дальше всех.

(Наклон головы назад.)

Возвращается обратно. Расслабление приятно.

Воспит.: Ребята, а кто такой богатырь, нам расскажет Курмышов Коля

Курмышов: Богатырь, силен как вольный ветер, могуч, как ураган.

Он защищает землю от злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град,

Спасает бедных и детей.

И стариков и матерей.

Воспит.: молодец, Коля. Ребята, как вы думаете, кто такие басурмане? (Враги, которые нападали на Русь) А как вы понимаете словосочетание «стольный град»? (Столица государства.) Ребята, как вы думаете, какими качествами обладали богатыри ? (Решительность, храбрость, сила, ловкость и т.д.) Более точное значение слова «Богатырь» даст словарь Ожигова. (слайд 6)

«Богатырь - защитник земли Русской, совершающий подвиги, отличающийся особой силой.»

Воспит.: Много на Руси богатырей. Невозможно сразу о всех рассказать. Да и сложно представить самих богатырей. В этом нам поможет картина известного художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

4. Работа по картине (слайд 7)

(Вступление к опере Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве реке»)

(Дети смотрят на картину)

Воспит.: Как художник изобразил богатырей? (В виде сказочных героев)

Какие богатыри изображены на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Расскажите о каждом из них отдельно. Какие у них лица, одежда, оружие, какие кони под ними.

Рассказы детей:

1- В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. У него русское лицо, широкая борода с проседью. Конь под ним спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою.

Воспит.: Скажите, ребята, что означает слово «колчан»? (сумка для стрел) Что такое палица? (железная дубинка)

2- По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, любимый народом воин. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно врага чует.

3- Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. На лице у него лукавая усмешка. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли. Рыжий конь Алеши низко опустил голову, что бы пощипать травы, но уши навострил. Не смотри Алеша в сторону врага, а лишь глаза косит, да тугой лук держит наготове.

Воспит.: У богатырей одна цель – не пропустить врага. Над ними низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником. Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли русской всегда готовы:

Стать за честь Родины, против недруга,

За Отчизну в нужде сложить головы.

(инсценировка).

Воспит.: Нападали на Россию – матушку враги и недруги. Кто как не русские богатыри, защищали Родину? Вспомним и мы великих русских богатырей.

ученик: Из того ли из города из Мурома,

Из того ли села ли Карагарова

Выезжает добрый молодец на добром коне,

Богатырь – Илья Муромец.

(на деревянной лошадке скачет Илья Муромец)

А на встречу ему богатырь Добрыня Никитич скачет.

(на деревянной лошадке выезжает Добрыня)

Илья: Здравствую, добрый молодец. Ты скажи-ка, кто ты?

Добрыня: А как скажет тебе про то моя палица тяжела!

ученик: Соскочили они да с добрых коней, схватились во схватку бороться: двое суток боролись, а на третьи сутки запросил Добрыня прощения.

Добрыня: Не моги меня казнить, моги миловать. Будем мы братьями названными. Будем ездить по чисту полю, биться с врагом, да охранять нашу землю – матушку.

(Обнялись Илья Муромец и Добрыня Никитич)

ученик: Много ли прошло времени, про то не ведомо. А только родился на Руси еще один богатырь – Алеша Попович. Рос не по дням, по часам. (На деревянной лошадке скачет Алеша Попович)

В ту пору повадился на Русь враг похаживать. А Алеша Попович горяч был, закричал он громким голосом:

Алеша: Эй, дружина храбрая, двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Напустим мы на врага силу несметную, освободим от напасти Русь-матушку!

ученик: Побратались богатыри меж собой. Старшим назвали Илью Муромца, средним – Добрыню Никитича, а младшим – Алешу Поповича. (Богатыри встают, как на картине В.Васнецова «Богатыри»)

Илья: А теперь поедем мы на заставе богатырской стоять, станем землю русскую от недругов оборонять.

(Под песню «Богатырская сила» богатыри уходят)

5. Сообщения по микрогруппам.

Воспит.: Вам было дано задание найти дополнительный материал о богатырях. Что еще вы о них знаете?

1- Илья Муромец не сразу богатырем стал. Он не мог ходить 30 лет. А вылечили его люди прохожие – дали испить водицы. Больше всего люди любили, да и теперь уважают этого богатыря Илью Муромца. Его даже причислили к лику российских святых. У него остался в истории день рождения – 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните так же, что это и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли Русской.

2- Добрыня Никитич носил прозвище «тихий». Он умел к каждому человеку подойти по-особенному. С 12 лет сам песни складывал, их исполнял и в шахматы играл.

3 – Алеша Попович с раннего детства был очень сильным. И не было ему равных среди сверстников: «кого он не возьмет за ручку – ручка прочь, кого возьмет за ножку – ножка прочь». Нарядился Алеша стражником, прикинулся глухим и подманил Тугарина, а затем хватил его дубинкой так, что тот пал бездыханным.

Воспит.: Как вы думаете, что означает слово «бездыханный»? (Не имеющий дыхание, мёртвый)

Воспит.: Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.

Потянулись: раз, два, три –

мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек,

И направо, и еще,

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу!

Воспит.: А сейчас давайте познакомимся с воинской одеждой древнерусских воинов и их вооружением.

6. Показ слайда (слайд 8)

Воспит.: Что защищало тело богатырей? (Кольчуга, железная рубашка, она защищала богатырей от ударов копья, стрел, меча. Весила она 7 кг.)

Что надевали на голову богатыри? (Шлем, его изготавливали из металла и украшали узором. Он оберегал голову воина от удара.)

Какое оружие имелось у богатырей? (Щит, меч, копье, палица)

Воспит.: Меч еще называли булавой. Это русское оружие. На нем давали клятву, передавали по наследству от отца к сыну.

Палица, в качестве оружия применялась очень редко. В основном пользовались в бою мечом, копьем и стрелами

Воспит.: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи. слушайте внимательно.

1) Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

2) Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

3) Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же … (Меч)

4) Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Дополни пословицу.

Воспит.: У вас на столах лежат пословицы о доблести и любви к Родине. Но вот беда, все они перепутались. Ваша задача собрать пословицу.

1) Сам погибай, а товарища выручай.

2) С родной земли- умри, не сходи!

3) За край свой на смерть стой!

4) За правое дело стой смело!

5) Жить - Родине служить.

6) Не тот герой, что награду ждет- а тот герой, что за народ идет.

Воспит.: Молодцы, все справились с заданием.

Практическая деятельность.

Воспит.: А сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли художника. Вам предстоит украсить щит богатыря узорами.

(Работа в группах. Самоанализ работ.)

IV. Итог занятия.

Показ слайда (слайд 9)

Воспит.: В древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли. Дуб – могучее дерево. Он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям. И сейчас я подарю вам талисман «листочек дуба», что бы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри земли Русской.

(дарит талисманы)

1- Прошли века. Богатырей тех нет,

Но дух свободы в душах наших вечен.

И богатырский мужественный свет –

Неколебим, свободен, бесконечен.

2- В Тайге, в горах, во льдах, среди морей,

На всех постах у мира и свободы,

Не счесть – о Русь! – твоих богатырей,

Их войско нерушимей год от года.

Помните, ребята, в жизни всегда есть место подвигу. Всегда есть те, кто нуждается в вашей защите, поддержке, одобрении, дружеской улыбке. Желаю вам мира, удачи, добра, счастья.

Рефлексия:

1. О ком мы сегодня говорили?

2. Каким должен быть человек, защищающий свое Отечество, свою Родину.

3. Вам понравилось занятие?

Воспит.: А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

На этом наше занятие закончено. Спасибо!

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.