12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сенченко Елена Ивановна25

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Дом Детского Творчества»















План-конспект занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный художник»

Тема: разработка и реализация творческого проекта «Живи, живи, село родное!», посвященного 115-ти летнему юбилею.









Автор:

Сенченко Елена Ивановна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории






















г. Вихоревка, 2020

Пояснительная записка

Подростковый возраст – это пора достижений, стремительного пополнения знаний, умений, становления нравственности и открытия своего Я, обретения новой социальной позиции. Кроме того, это возраст потерь детского мироощущения относительно беззаботного и зачастую безответственного образа жизни, пора мучительных и тревожных сомнений в себе и окружающем мире.

Педагогам важно не оставить подростков один на один с действительностью, не отгородиться от них, а вместе с ними искать истину, осознавать объективность общечеловеческих ценностей, их доминирующую роль в развитии человеческих отношений.

Задача гражданского становления личности ребёнка, безусловно, значима для любого общества и государства. Для развития гражданского самосознания большое значение имеет социальная практика, то есть реальное включение детей и подростков в различные виды деятельности. Это повышает активность подростков, развивает творческую инициативу, включает в общественную жизнь, формирует ответственность и чувство долга.

Обоснование выбора технологии проектного обучения Дж. Дьюи, У. Килпатрика, С.Т. Шацкого. Ведущая роль в решении задачи развития гражданского самосознания подростка отводится организации учебно-воспитательного процесса, который позволяет включать всех обучающихся в режим самостоятельной работы, развивает способность применять приобретенные знания к жизненным ситуациям, развивает способность брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решений.

1-я стадия работы над проектом была реализована на занятии 4 декабря 2020 года. В результате: была выбрана тема проекта, определены сроки реализации, сформированы творческие группы.

2-я, 3-я и 4-я стадии работы над творческим проектом запланированы на 11 декабря.

Дата проведения занятия 11 декабря 2020 года.

Раздел программы: «Живопись».

Группа 3-го года обучения. Возраст обучающихся 13-14 лет.

Продолжительность занятия – 2 академических часа.

Тема занятия: разработка и реализация творческого проекта «Живи, живи, село родное!», посвященного 115-ти летнему юбилею.

Цель: формирование навыка решения проектных задач при выполнении технологических действий в процессе работы над созданием творческого проекта «Живи, живи, село родное!»

Цель и задачи деятельности педагога

Организация самостоятельно выполняемой обучающимися комплекса действий при разработке и реализации творческого проекта.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать ценностное отношение к исторической памяти народа;

- воспитывать чувство ответственности за порученное дело;

- воспитывать любовь и бережное отношение к своей малой Родине.

Развивающие:

- развивать умение инициативного сотрудничества;

- Развивать умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор.

Учебные:

- повторить последовательность работы над созданием художественного произведения;

- повторить правила перспективы, построения сельского пейзажа;

- выбрать технику и средства создания картины.

Основные понятия и термины

- виды пейзажей, перспектива, компоновка, композиция.

Образовательные ресурсы

Андрей Лунев. Современное пособие по рисованию для юного художника. Увлекательные уроки живописи, графики, дизайна. Ростов - на- Дону: ООО « Удача», Москва: ЗАО « Бао - пресс», 2007г.

Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). - М.: Юный художник, 2001-2002. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М: Просещение, 1985, 1986. Мукосеева В.А. Рисуем акварелью пейзажи- М.:ЗАО «Мир книги Ритейл» 2012г. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. - М; Юный художник, 2002. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Творческий центр «СФЕРА»,2010г.

Ресурсы интернета: Копилка ИЗО уроков https://kopilkaurokov.ru/izo/page=100?class=&count=50.

Оборудование и материалы

Карандаши простые ТМ; кисти для акварели №1; №2; №3; №4; бумага белая А3, тушь черная, гуашь, пластилин, восковые мелки, уголь.

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты: повторят и применят на практике знания пейзажного жанра и законов перспективы, создадут рисунки зданий села, которые вызвали у детей интерес.

Метапредметные: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;   умение самостоятельно планировать и находить решение.

Личностные: осознание личной причастности к изучению и сохранению исторической памяти о селе, о народе.











































Организационная структура занятия в технологии проектного обучения Дж. Дьюи, У. Килпатрика, С.Т. Шацкого по теме «Разработка и реализация творческого проекта «Живи, живи, село родное!», посвященного 115-ти летнему юбилею.

Этапы занятия

Педагогические задачи

Средства обучения

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Результат

Ценностно-ориентационный этап

15 минут

Создание условий для самостоятельного приобретения знаний, формирование исследовательских умений

Виды пейзажей.


Ритуал приветствия.

Повторение: виды пейзажей.

Вступительное слово педагога:

К юбилейной дате нашего села

мы посвящаем наш творческий проект «Живи, живи, село родное!».

Прежде чем приступить к разработке и реализации творческих проектов, прошу вас доказать или опровергнуть высказывание французского поэта и философа Вольтера «Живопись – это немая поэзия, а поэзия – это говорящая живопись». В течение 10 минут вы демонстрируете чтение стихов о деревне, которые приготовили дома и предоставляете подборку иллюстраций картин известных художников или современных, изображающих село. Готовите тезисы и защищаете свою точку зрения.

Педагог. Молодцы.

Спасибо за выполненную работу.

Сегодня, в произведениях выдающихся личностей, художников слова и художников живописцев мы смогли увидеть красоту сельских пейзажей, которые перекликаются с красотой нашего села. Хочется воспеть село, говорить о нём и рисовать его.


Повторяют виды пейзажей.

Работают с подготовленными материалами.

Готовят тезисы, обсуждают в группе, делают выводы и представляют свой вариант аргументированного утверждения.

Вступают в диалог с педагогом.

Обучающиеся.

Изучив предложенные материалы, мы узнали, что:

1. Худобок образовался в 1904 году.

2. До наших дней название деревни в трёх версиях: первая от фамилии земленарезчика Худобчинский который отводил место для заселения. Вторая: от названия речушки Худобчинка, которая теперь находится под затоплением Братского водохранилища и её теперь называют река Тангуйка. Третья версия: От того, что были плохие дороги, непроходимые, худые.

3. Первым жителем деревни, по словам старожилов, был ссыльный беженец. Имени его никто не помнит, но между собой его называли «Чашки, ложки». Жил он в землянке – насыпушке. Своего хозяйства он не имел и чтобы, хоть как то прожить, вырезал из деревачашки и ложки и продавал, а то и менял на еду.

4. Известно, что одними из первых в Худобок 1907 году приехали из западной части России четыре брата Рендоренко с семьями: Устин, Яков, Ананий, Тихон (Ивановичи).

За ними следом приехали из Псковской губернии Кривцовы: Змитра (Дмитрий), Овлас, Егор. Братья Самуйловы: Демид, Яков и Дёмка. Семьи Демидовых, Тимофеевых, Шаура.

4. Хозяйства были единоличными. На полях выращивали: пшеницу, овёс, горох, гречиху, пшено, коноплю. Из конопли пряли куделю, ткали мешковину, шили одежду. Все поля убирали вручную серпами, вязали снопы, снопы свозили на лошадях на сушилку. Сушили, молотили, на мельницах мололи муку.

5. Для каждого из первых поселенцев, Худобок стал родным домом. Их давно нет в живых, нет в живых и их детей. Но зато до сих пор проживают их внуки, правнуки и праправнуки.

Самыми старшими жителями деревни являются женщины: Тимофеева Матрёна 93 год, Васильева Мария репрессирована, была в конц лагере – 98 лет, Кривцова Анна -94 года, Киреёнок Мария -95 лет, Лискина Мария – 95 года, Маркова Мария – 96 лет.

6. В нынешнем году Братскому району исполнилось 95 лет, деревни Худобок 115, школе 90 лет, детскому садику в селе 40 лет.

История деревни Худобок на этом не заканчивается, многое можно рассказать, но это уже другая история.


Иллюстрации известных и современных художников, изображающих сельские пейзажи.


Вывод: мы считаем, что произведения художников, можно эмоционально сопоставить с образами поэтов, а это значит утверждение Вольтера верно!

Проверка знаний.

Осознание необходимости личного участия в работе над проектом.


Тезисы.



Конструктивный этап

20 минут

Моделирование будущих художественных произведения изобразительного творчества.

Бумага формат А-3, простые карандаши, гуашь, тушь чёрная, пластилин, восковые мелки.

Памятка разработчика макета.


Педагог. Мы с вами создадим свои произведения изобразительного искусства, в которых отдадим дань памяти, для потомков, о нашей малой Родине. Какими они будут? Какие образы вы воплотите в своей работе? В какой технике будет реализовано ваше произведение? Не забывайте, вы должны использовать все знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях.

Задание.

На листе формат А - 4 создайте эскиз, на котором схематично изобразите объекты будущей работы.

Выберите выразительные средства: технику, цветовую палитру, которую вы будете использовать в своей работе.

Определите жанр и форму произведения изобразительного творчества.

Представьте эскиз.

Педагог.

Давайте вспомним последовательность работы над произведением.

Организует вопросно-диалоговое общение.


Педагог. Итак, вы представили эскизы ваших будущих работ. На мой взгляд, была проделана большая творческая работа. Я предлагаю вам сбросить напряжение и немного отдохнуть.

Решение проблемы.

Обучающиеся по фотографии, по паяти, создают будущие эскизы своих рисунков.


Работы будут выполнены в жанре сельского пейзажа.

Для достижения эффекта изображенных объектов строений, согласно замыслу используем различные нетрадиционные (ранее изученные) техники рисования:

Пластилиновая живопись, рисование гуашью, тушью, восковыми мелками, углём.






Обучающиеся проговаривают алгоритм действий.

Делаем набросок карандашом, проводим линию горизонта в зависимости от взгляда художника.

Рисуем основные элементы объектов тонкими линиями.

Выполняем конструктивное построение зданий.


Начинаем работать.

Самостоятельная работа обучающихся.


Эскизы будущих работ.


Физ. Минутка 5 минут

Технологический

этап.

40 минут




Самоактуализация своей деятельности. Выполнение технологических действий.

Бумага формат А-3, простые карандаши, гуашь, тушь чёрная, пластилин, восковые мелки, уголь.


Педагог. Последовательность следующего технологического этапа заключается в чём?





Педагог. Приступайте к работе. Желаю вам удачи.


В процессе работы обучающихся над художественными произведениями педагог следит за соблюдением технологической дисциплины, координирует работу, стимулирует их деятельность.

Обучающиеся проговаривают алгоритм действий.

В зависимости от выбранной техники рисования пейзажа, выбираем цветовую гамму или тоновое решение задуманной композиции. Передаём воздушную и пространственную перспективу в зависимости от взгляда художника.


Начинаем работать.

Самостоятельная работа обучающихся.



Творческие работы обучающихся.


Оценочно-рефлексивный этап

10 минут

Презентация и оценка результатов



Педагог организует экспертизу работ по следующим критериям:

- качество выполнения творческой работы;

- соблюдение техники и художественных приемов;

- привлечение знаний из других областей.








Педагог. Ребята, ваши работа над проектом и тот результат, который вы представили сегодня, всколыхнули воспоминания о детстве. Спасибо вам. Глядя на ваши работы, понимаешь, что художники, это вы, очень любите своё село и я очень рада за вас – будущее поколение, которое будет с трепетом и заботой беречь и сохранять свою малую Родину. А итогом нашей выставки Наташа Лазарева прочтет нам стих собственного сочинения о селе.

…….

Девочка читает стихотворение собственного сочинения.

























































Педагог: Дорогие ребята, мы начинали нашу работу над проектом словами Вольтера и закончить я его хочу утверждением: Да! «Живопись – это немая поэзия, а поэзия – это говорящая живопись».

Спасибо вам за работу.

Демонстрируют творческую работу и осуществляют самооценку своей деятельности, используя прием незаконченного предложения:

В процессе работы над проектом «Живи, живи,село родное!» я узнал(а)…, применил(а) знания и умения…

И пришел (пришла) к выводу: каждый художник …

В нашей совместной работе мы пытались рассказать

о …
















Живи, живи, село родное!

На карте не мира - области, на карте «Братский район»

Отмечена наша деревня чёрным по белому и кличут её Худобком.

Откуда название? Две версии: одна – по названию реки,
Другая - что были дороги не езжие, так её и нарекли.

Что первый из жителей – ссыльный, что жил он в землянке лесной.

А звали его «Чашки – ложки» по роду занятий его.

Что б как то прожить и питаться, из дерева ложки строгал,

Выдалбливал круглые чашки, потом на продукты менял.

Понравилось место у речки, другим, из округи жильцам.

Вот так и родилось селенье всего - то четыре двора…

А ныне ему 115, расскажет о том нам музей:

О тех о событиях давних, о судьбах ушедших людей.

О том, как колхоз поднимали, о том, как хозяйство вели.

Поля все на конях пахали, как были всегда впереди.

Вручную и снопы вязали, срезая с земли их серпом,

А после на жито их мяли, муку отправляя на фронт.

У деревни большая история, много разных событий есть,

Проживают, средь нас, седовласые женщины, а им больше, чем 95 лет.

В печи на углях, замороженый запекали картофель, турнепс,

А на вкус эти сладкие овощи им давались вместо конфет.

Если в поле колхозном задержаны, собирая, тот самый продукт,

То сбривали их длинные волосы и вели по этапу в Тулун.

Потому, эти крепкие женщины до сих пор рядом с нами живут.

Я хочу, что бы деревня процветала, утопая в солнечных лучах,

Что б название на карте, чёрно – белым не исчезло

И потомкам она помнилась всегда!


Выставка работ.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.