12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталия Манирка792
Россия, Хабаровский край, пос. Ванино

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ по литературе Тема: «Жизнь и творчество Р.ИPPT / 8.51 Мб

/data/files/y1706173043.ppt

https://www.youtube.com/watch?v=9wGSg_6yg9M

(ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ по литературе Тема: «Жизнь и творчество Р.И)

https://www.youtube.com/watch?v=79hNP-rYusQ

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ по литературе

Тема: «Жизнь и творчество Р.И. Рождественского»

 

Цель: познакомить студентов с биографией и творчеством Р. Рождественского.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с основными этапами жизни и творчества поэта.

Развивающие:

-развивать интерес к поэзии, литературе, навыки выразительного чтения и выступления перед публикой, совершенствовать устную.

Воспитывающие:

- способствовать воспитанию любви к литературе, музыке, уважению к русскому слову, развитию общих интересов.

Методы работы: эмоционально-образное постижение произведений; метод истолкования (по классификации В. Никольского).

Приемы работы: выразительное чтение учителя и учащихся, чтение наизусть, комментированное чтение, беседа, слово учителя (по классификации В. Никольского).

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Педагогические технологии: общепедагогические, развивающие, технология сотрудничества.

Средства обучения: презентация, раздаточный материал (тексты стихов).

Оборудование:

-мультимедийный проектор;

- экран;

- аудиоаппаратура.

Оформление мероприятия:

- музыкальное сопровождение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Здравствуйте, присаживайтесь!

 

СЛАЙД

«Я родился — нескладным и длинным —

в одну из душных ночей.

Грибные июньские ливни

звенели, как связки ключей.

Приоткрыли огромный мир они,

зайчиками прошлись по стене…

«Ребенок удивительно смирный...»

— врач сказал обо мне.»

 

Эти строки написал Роберт Рождественский в 1960 году. Ему тогда исполнилось всего 28 лет. К этому времени он уже успел закончить Литературный институт, опубликовать 2 поэтических сборника и большую поэму. У него много планов на жизнь и на творчество.

 

СЛАЙД

Давайте посмотри на следующий слайд и попробуем сформулировать цель нашего занятия.

 

Правильно!

 

СЛАЙД

ЦЕЛЬ: Изучить биографию и творчество поэта, определить темы лирики.

 

СЛАЙД

Роберт Иванович Рождественский родился в алтайском селе Косиха в 1932 году, в семье работника ОГПУ-НКВД Станислава Никодимовича Петкевича. Мать работала в Косихе директором школы. Развелись родители еще до войны.

 

СЛАЙД

Биограф № 1: «Отец и мать ушли на фронт. Даже профессиональные военные были убеждены, что «это» скоро кончится. А что касается нас, мальчишек, так мы были просто в этом уверены. Во всяком случае, я написал тогда стихи, в которых, — помню, — последними словами ругал фашистов и давал самую торжественную клятву поскорее вырасти.»

 

СЛАЙД

(Рита Н. стих «Мой папа с винтовкой уходит на фронт»)

 

СЛАЙД

Биограф № 2: «Стихи были неожиданно напечатаны в областной газете (их туда отвез наш воспитатель). Свой первый гонорар (что-то около тринадцати рублей) я торжественно принес первого сентября в школу и отдал в фонд Обороны. (Наверное, это тоже повлияло на благоприятный исход войны). Клятву насчет вырасти было выполнить довольно сложно. Вырасталось медленно. Медленнее, чем хотелось. Война затягивалась. Да и росла она вместе с нами. Для нас, пацанов, она была в ежедневных сводках по радио, в ожидании писем с фронта, в лепешках из жмыха, в цветочных клумбах на площади, раскопанных под картошку.»

 

СЛАЙД

После ухода родителей на фронт некоторое время жил с бабушкой, а потом, после ее смерти, был определён в детский дом в Москве. Отец Роберта Ивановича погиб на войне в 1945 году.

В 1945 году мама Роберта, Вера Павловна, выходит замуж за однополчанина, офицера Ивана Ивановича Рождественского. Роберт получает фамилию и отчество отчима.

 

СЛАЙД

Биограф № 1: «Были бесчисленные переезды с отцом по местам его службы. Менялись города, менялись люди вокруг. менялись школы, в которых я учился. Стихи писал все это время. Никуда не посылал. Боялся. Но тем не менее, читал их на школьных вечерах к умилению преподавателей литературы. Узнал, что в Москве существует Литературный институт, мечтал о нем, выучил наизусть правила приема. После школы собрал документы, пачку стихов и отослал все это в Москву.»

 

СЛАЙД

Биограф № 2: «Отказали. Причина: "творческая несостоятельность" (Между прочим, правильно сделали. Недавно я смог посмотреть эти стихи в архивах Литинститута. Ужас! Тихий ужас!).

 

Со второй попытки, но все же Роберту Ивановичу удалось поступить в Литературный институт имени А.М. Горького, который он закончил в 1956 году.

 

СЛАЙД

В Литературном институте познакомился с Евгением Евтушенко, учившимся годом раньше, Расулом Гамзатовым, Чингизом Айтматовым, вошел в литературу вместе с Беллой Ахмадулиной, Андреем Вознесенским, Владимиром Цыбиным.

 

СЛАЙД

Биограф № 1: «Говорят, что студенческая пора — самая счастливая пора в жизни человека. Во всяком случае, время, проведенное в институте, никогда не забудется. Не забудется дружба тех лет. Лекции, семинары. И поездки. Снова — очень много поездок. Так, например, мне посчастливилось побывать на Северном полюсе, на одной из наших дрейфующих станций.

С какими парнями я познакомился там! Без всякого преувеличения — первоклассные ребята! В основном — молодые, умные, очень веселые. Работа зимовщиков трудна и опасна, а эти — после работы вваливались в палатки и оттуда еще долго шел такой громыхающий смех, что случайные белые медведи, которые подходили к лагерю, — безусловно шарахались в сторону.

"Дрейфующий проспект". Так я и назвал потом одну из своих книжек в честь этой экспедиции».

 

СЛАЙД

Печататься Роберт Рождественский начал с 1949 года.

Первая книга стихов «Флаги весны» вышла в Петрозаводске в 1955 году.

В Москве выходят сборники стихов «Испытание» (1956г), «Дрейфующий проспект» (1959г), «Необитаемые острова» (1962г), «Радиус действия» (1965г), «Ровеснику» (1962г), «Сын Веры» (1968г), «Посвящение» (1979г), «За двадцать лет» (1973г).

Пишет много.

 

СЛАЙД

Биограф № 2: «Я писал стихи и поэмы. Одна из поэм "Реквием" — особенно дорога мне.

Дело в том, что на моем письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть очень молодых, красивых улыбающихся парней. Это — шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Я не помню, как эти ребята выглядели в жизни. Сейчас я уже старше любого из них. Кем бы они стали? Инженерами? Моряками? Поэтами? Не знаю. Они успели только стать солдатами. И погибнуть.

Примерно такое же положение в каждой советской семье. Дело не в количестве. Потому что нет таких весов, на которых можно было бы взвесить горе матерей. Взвесить и определить, — чье тяжелее.

Я писал свой "Реквием" и для этих шестерых, которые до сих пор глядят на меня с фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед ними. И еще что-то: может быть, вину. Хотя, конечно, виноваты мы только в том, что поздно родились и не успели участвовать в войне. А значит, должны жить. Должны. За себя и за них.»

Реквием — с латинского это траурное, заупокойное песнопение в церковном богослужении; музыкальное произведение траурного характера. Посвящен памяти умершим.

(включается отрывок «Реквием» ВИДЕО - 3 мин.)

Отечественная война. Почти 77 лет назад отгремели последние залпы войны. Мы и вы, молодое поколение России, всегда должны помнить героический подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной Войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для нашего поколения. Это память мужества и отваги.

 

СЛАЙД

Детство Рождественского пришлось на военное лихолетье, поэтому тема Великой Отечественной войны занимает одно из главных мест в его творчестве.

 

(распечатка со стихотворением у каждого на столе)

«Концерт»

Сорок трудный год.

Омский госпиталь…

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

«Господи!..

До чего же артисты

маленькие…»

Мы шагаем палатами длинными.

Мы почти растворяемся в них

С балалайками,

с мандолинами

И большими пачками книг…

В программе – чтение,

Пара песен

Военных, правильных…

 

Мы в палату тяжелораненых

Входим с трепетом и почтением…

Двое здесь.

Майор артиллерии

С ампутированной ногой,

В сумасшедшем бою

под Ельней

На себя принявший огонь.

На пришельцев глядит он весело…

И другой –

до бровей забинтован, –

Капитан,

Таранивший «мессера»

Три недели назад

под Ростовом…

Мы вошли.

Мы стоим в молчании…

Вдруг

Срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно

Объявляет начало концерта.

А за ним,

Не вполне совершенно,

Но вовсю запевале внимая,

О народной поет,

о священной

Так,

Как мы ее понимаем…

В ней Чапаев сражается заново,

Краснозвездные мчатся танки.

В ней шагают наши

в атаки,

А фашисты падают замертво.

В ней чужое железо плавится,

В ней и смерть отступать должна.

Если честно признаться,

Нравится

Нам

Такая война…

Мы поем…

Только голос летчика

Раздается.

А в нем – укор:

«Погодите…

Постойте, хлопчики…

Погодите…

Умер

майор…»

Балалайка всплеснула горестно.

Торопливо,

Будто в бреду…

Вот и все

О концерте в госпитале

В том году. (1983г)

 

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ (фронтальная работа)

 

- Скажите, это стихотворение о солдатах?

(Нет, оно об артистах.)

- А кто они, эти артисты?

(Это дети)

- Где происходит действие?

(Действие происходит в госпитале.)

- Верно. Скажите, можно назвать этих артистов героями?

(Да, они приехали в места боевых действий, чтобы поддержать солдат)

- Скажите, а разве солдатам это было нужно? Им и так очень трудно. Разве им было дело до артистов, до концертов?

(Нужно. Музыка, песни, стихи поддерживали солдат в трудную минуту.)

- Как, по-вашему, дети-артисты воспринимают войну? Им она нравится или нет? Давайте, подтвердим текстом.

(им нравится война «...если честно признаться, нравится нам такая война»)

- А почему нравится? Какая ТАКАЯ война им нравится?

(нравится, потому что они ее воспринимают, как игру, как кино. Уж слишком все у них, как в игре с солдатиками «В ней шагают наши в атаки, А фашисты падают замертво». Все просто. И смерть игрушечная какая-то, ненастоящая, и солдатики все смелые и идут в ногу… И смерти нет как таковой «В ней чужое железо плавится, В ней и смерть отступать должна.» ДОЛЖНА, понимаете? Желание детское такое.)

- А когда они осознали, что война настоящая, что она здесь, рядом с ними?

(Когда летчик остановил их концерт и сказал, что майор умер). Найдем в тексте.

- С каким настроением завершается концерт в стихотворении? (торопливый уход детей «голос лётчика раздается, а в нем - укор», «Балалайка всплеснула горестно. Торопливо, будто в бреду…Вот и все О концерте в госпитале В том году.)

- Молодцы.

СЛАЙД

Еще одна тема занимала много места в сердце поэта Рождественского. Это тема любви. Через всю свою жизнь он пронес любовь к одной женщине, которой посвятил десятки своих стихотворений, – своей жене, Алле Киреевой. Когда у поэта диагностировали опухоль мозга, она не опустила рук и смогла продлить ему жизнь на 4 года. Она была известным литературным критиком, автором 3-х книг, но после смерти мужа-поэта перестала писать. Ее новым увлечением стала живопись, в которой она находила отдушину. Она продолжала называть себя женой, а не вдовой Рождественского и даже не думала о том, чтобы построить новую семью. «Роберт уникален! У нас были потрясающие отношения... С одной стороны, это счастье, что в моей жизни был такой мужчина, с другой – горе, потому что без него мне уже ничего не надо», – признавалась она. Они прожили в браке 41 год.

Очень ясно и лаконично выражено то, какую роль сыграла Алла в судьбе поэта, как она важна для него и любима им отражено в этих строках:

Сорок долгих лет

И мгновенных лет

Ты – моя судьба,

Мой всегдашний свет.

Есть в душе твоей

Вечность высоты.

В мире и во мне

Существуешь ты!

Так что без тебя –

(знай наверняка),

Я бы не прожил

Этих сорока.

Любовная лирика Рождественского потрясающая! Любовь является высшим проявлением человечности. Человек учится любить всю жизнь. Сначала учится любить родителей и свою семью, потом учится любить людей. Ищет того единственного человека, с кем бы ему хотелось прожить всю жизнь.

СЛАЙД

(Вика, Марина, Света рассказывают стих «Три слова»)

 

Распечатки со стихотворением на столах

 

Три слова, будто три огня,

Придут к тебе средь бела дня.

Придут к тебе порой ночной,

Огромные, как шар земной.

Как будто парус - кораблю

Три слова: "Я тебя люблю".

Какие старые слова,

А как кружится голова,

А как кружится голова

 

Три слова, вечных, как весна,

Такая сила им дана.

Три слова, и одна судьба,

Одна мечта, одна тропа

И во однажды, все стерпя,

Ты скажешь: "Я люблю тебя".

Какие старые слова,

А как кружится голова,

А как кружится голова

 

Три слова, будто три зари,

Ты их погромче повтори.

Они тебе не зря сейчас

Понятны стали в первый раз.

Они летят издалека,

Сердца пронзая и века.

Какие старые слова,

А как кружится голова,

А как кружится голова (1972г)

 

Анализ стихотворение (фронтальная работа)

- Давайте обратим внимание на название стихотворения - «ТРИ СЛОВА». Какие это ТРИ слова?

(Я тебя люблю)

- В чем основная идея этого стихотворения, как вы думаете?

(Оно отображает сущность произведения, все стихотворение построено на раскрытии смысла трех старых заветных слов «Я тебя люблю».)

- Стихотворение очень эмоциональное, правда? Что добавляет эмоциональности в него? Например повторы. Вы, наверное, обратили внимание на них. Давайте найдем их в тексте.

Фраза «Три слова» встречается 4 раза.

Строки «А как кружится голова, встречаются 3 раза.

Фраза «придут к тебе» - 2 раза.

Строка «Какие старые слова!» - 3 раза

Строка «Я тебя люблю» - 2 раза

Слово «одна» - 3 раза

одна судьба

одна мечта

одна тропа.

- В стихотворении встречаются сравнения, все они относятся к фразе «Три слова», давайте найдем их.

будто три огня

вечных, как весна

огромные, как шар земной.

Как будто парус кораблю -

будто три зари.

 

А что у вас ассоциируется со понятием, со словом ЛЮБОВЬ?

Я первая: Любовь - это постоянно думать о человеке. Теперь вы.

 

Да, любовь - это сложное чувство. И потому еще так тяжело любить другого человека и при этом сохранить себя! Произведение «Эхо любви» Роберта Ивановича Рождественского стало одной из самых популярных песен своего времени. Оно проникновенное, наполнено трепетной любовью, автора переполняют чувства.

(включается ролик «Эхо любви»)

 

СЛАЙД

Высшее проявление любви у большинства поэтов, и у Роберта Рождественского тоже – это любовь к Родине.

Как сказочный богатырь, упав на землю, набирается от нее сил, так и состоявшийся в жизни человек не отделяет себя от Родины.

Я, ты, он, она,

Вместе – целая страна,

Вместе – дружная семья,

В слове «мы» — сто тысяч «я»,

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых

В городах и селах.

 

Над тобою солнце светит,

Родина моя.

Ты прекрасней всех на свете,

Родина моя.

Я люблю, страна, твои просторы,

Я люблю твои поля и горы,

Сонные озера и бурлящие моря.

 

Высшим счастьем для Роберта Рождественского было величие его страны.

СЛАЙД

Среди произведений Роберта Рождественского - стихи, поэмы, очерки.

 

В творчестве он обращался к актуальным темам -

борьбе за мир,

преодолению социальной несправедливости и национальной вражды,

урокам Второй мировой войны,

проблемам освоения космоса

теме любви к человеку и к Родине;

много стихов посвящены природе родной земли

СЛАЙД

А еще Роберт Иванович писал детские стихи и посвящал их своему любимому озорному внуку Алешеньке. Ко всему прочему он был еще и одним из популярнейших авторов самых известных песен в Советское время.

 

Его стихи различны по настроению. Они могут быть:

Трагические и Торжественные

Призывающие и Величественные

Героические и Романтические

Грустные и Радостные

Мечтательные и Тревожные

Подведем итоги занятия!

 

- К чему Рождественский призывает в своих стихах о войне? Правильно, чтобы люди помнили уроки войны, не забывали её героев и с уважением относились к героям и памятным местам.

- Как Рождественский относится к стране?

(любит, восхищается)

- Знает ли Рождественский, что такое любовь? Какое это чувство для него?

(сильное, волнительное)

- Какое из стихотворений, прозвучавших сегодня на уроке, вам понравилось больше всего и почему?

 

СЛАЙД

Поэт Андрей Вознесенский, тоже поэт-шестидесятник, был другом Р. Рождественского. В своих воспоминаниях он донёс до нас красоту духовного облика Р. Рождественского: «Вот что его отличало от всех нас: он был человек искренний, чистый, полный доброты. Это самой главное в нём было. И в нём было чувство идеала… Он был из цельного куска человек, он принадлежал идее, верил в неё, за ней шёл…»

 

СЛАЙД

Рефлексия.

Выберите для себя фразу и продолжите её:

1. Сегодня я узнала...

2.Сегодня я понял, что...

3. Мне особенно запомнилось…

4. После урока мне хотелось бы...

 

 

Надеюсь, ребята, стихи Роберта Ивановича Рождественского произвели на вас впечатление и вам понравились.

 

Оценки.

 

Домашним заданием будет выучить любое стихотворение Р. Рождественского для участия в литературной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения поэта.

 

Всего доброго вам, до свидания!

 

t1706173011aa.gif

t1706173011ab.gif

t1706173011ac.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «Методическая копилка(транслируем опыт и делимся разработками)»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.