12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Захарова Екатерина Михайловна169
3

«Значение и употребление имен прилагательных в речи» (Конспект урока и презентация)


презентация«Значение и употребление имен прилагательных"
PPTX / 2.76 Мб

/data/files/l1615299311.pptx (презентация«Значение и употребление имен прилагательных")Конспект урока по русскому языку

Тема: «Значение и употребление имен прилагательных в речи»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: познакомить с ролью имен прилагательных в речи.


Задачи:

1. учить выявлять признаки имен прилагательных;

2. учить определять лексическое значение имен прилагательных;

3. учить согласовывать имена существительные и имена прилагательные


Планируемые результаты:


Предметные результаты:

Формирование понятия «имя прилагательное».

Формирование умения выделять признаки имени прилагательного, как части речи.

Формирование умения распознавать имена прилагательные в тексте и в речи.

Формирование умения искать имя существительное, с которым связано имя прилагательное.

Изучение нового словарного слова: приветливо.


УУД:

Регулятивные: рефлексивного действия осознания границы знания и незнания и целеполагания в процессе анализа учебной проблемы и постановке учебной задачи урока; действия самоконтроля на этапе чистописания, в процессе проверки записанного словарного слова и домашнего задания; действия коррекции в ходе исправления составленного предложения, допущенных учителем ошибок в заданиях-ловушках; рефлексивно-оценочных действий на этапе итога урока при осознании результатов учебной деятельности и степени решения учебной проблемы.


Личностные: развитие действия смыслообразования на этапе постановки учебной задачи, на этапе осознания детьми важности употребления имен прилагательных в русской речи, в процессе выяснения значимости чистописания, словарной работы.


Познавательные: развитие логических действий: анализ (при изучении учебной проблемы, работе с лингвистическими примерами), сравнение (при работе с информацией в учебнике), обобщение (при составлении вывода). Развитие информационных действий в процессе работы с правилом в учебнике, выяснения задания упражнений.


Коммуникативные: обоснование точки зрения по поводу сущности проблемы, объяснение собственных и чужих ошибок при определении имен прилагательных, формулировка оценочных суждений о степени успешности деятельности на этапе итога урока; развитие психических процессов (логической памяти, произвольного внимания).

Развитие связной речи в процессе составления предложения с изученными словарными словами.


Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке; аккуратность при работе на доске и в тетради.


Оборудование: учебник «Русский язык» программа «Школа России» Канакина В.П., Горецкий В.Г. 3 кл.2ч, презентация к уроку.



Ход урока

1. Организационный этап


Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.


Сейчас урок русского языка. Проверьте, все ли готово к уроку. На столах должны лежать тетрадь, учебник, дневник, пенал. Все готовы? Покажите мне! Молодцы.

Тогда будем внимательно слушать друг друга и дружно работать.


2. Актуализация знаний.

Начнем урок с чистописания, чтобы приготовиться к правильному и красивому письму в тетрадях.

Я проверяла ваши работы и заметила ошибки в соединениях букв. Посмотрите на доску (открывает створку доски). Какие ошибки вы видите, в чем их причина?

-Верно, старайтесь не допускать такие ошибки. Посмотрите, как правильно писать эти соединения букв (учитель демонстрирует написание буквы с комментированием).

Давайте вспомним правила посадки при письме. (дети называют и приготавливаются к письму)

Пропишем соединения букв до середины строки. (контроль написанного) подчеркните те соединения букв, которые получились у вас лучше остальных. Допишите соединения букв до конца строки.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Прочитайте предложение, которое написано на доске:

СОЛНЦЕ СВЕТИТ.

Давайте дадим характеристику этому предложению.

Простое или сложное? (Простое, так как одна грамматическая основа)

Какое это предложения по цели высказывания? (Повествовательное).

Какое это предложения по интонации? (Невосклицательное).

Распространённое или нераспространённое? (Нераспространённое).

Слова, какой части речи помогли бы нам сделать предложение распространённыме? (Прилагательные)

Давайте добавим в это предложение подходящие по смыслу имена прилагательные. Какое предложение получились? (варианты ответа детей)


СВЕТИТ ЯРКОЕ ВЕСЕННЕЕ СОЛНЦЕ.

Запишите составленное предложение в тетрадь. Разберите по членам.


СВЕТИТ ЯРКОЕ ВЕСЕННЕЕ СОЛНЦЕ. ( Прост., распр., повеств., невоскл.)


СОЛНЦЕ (КАКОЕ?) ВЕСЕННЕЕ

СОЛНЦЕ (КАКОЕ?) ЯРКОЕ


1) Целеполагание

Ребята, сравните эти два предложения и скажите, а зачем в нашей речи употребляются имена прилагательные? (Они украшают нашу речь?).

Предположите, о чём мы будем работать на уроке? (Ответы детей)

Сформулируйте тему урока. (Закрепить на доске тему урока «Значение и употребление имен прилагательных в речи»)

Какую цель поставим перед собой? (Познакомиться с именем прилагательным и его ролью в речи)


Какие задачи мы должны сегодня решить на уроке? (учащиеся высказывают предположения, а учитель дополняет).

Мы должны повторить признаки прилагательного как части речи и выяснить их значение в речи.

Правильно, а также будем учиться распознавать имена прилагательные.

t1615299221aa.gifВсе ваши знания об имени прилагательном мы будем заносить в уже знакомый нам кластер.

(СЛАЙД 2)

Он постепенно будет заполняться вами по ходу урока.









4. Первичное усвоение новых знаний. Работа по учебнику. Выполнение упр.109 на с.64

Прочитайте стихотворение:

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

С.Есенин

Сначала учащиеся самостоятельно читают это стихотворение, затем выразительно читает учитель.

В какое время года и какой вы представили березу? (В этом стихотворении С.Есенин описывает березу ранним летним утром, т.к. березка стоит еще сонная, после сна у нее растрепались косы, и роса еще не сошла.)

Верно. Какое настроение и чувства у вас вызвало это стихотворение?

Чувство спокойствия, умиротворения, тишины.

Какими словами все это передано? (Сонные березки, зеленые сережки, шелковые косы, серебряные росы.

Если мы уберем имена прилагательные из стихотворения, что получится?

Улыбнулись березки,

Растрепали косы.

Шелестят сережки,

И горят росы.

Стихотворение получилось не яркое, не выразительное. Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте? (Делают речь более полной, точной, яркой, выразительной.)

Какими поэт изображает березки? (Сонными)

Какое слово помогло определить нам, что это лето? (Сережки зеленые.)

Каким словом поэт описывает росу? (Серебряные)

Какой вывод можно сделать, что обозначают данные слова? (Данные слова обозначают признаки предметов)


t1615299221ab.gif

В кластере появляется первый признак имени прилагательных – обозначает признак предмета.







А вы знаете почему имена прилагательные получили такое название? (Ответы детей) Всё потому что, они к чему-то прилагаются.

Слова «сонные, зеленые, шелковые, серебряные» - это признаки чего, каких предметов? (Это признаки березы, сережек, росы).

Это какие части речи? (Это имена существительные.)

Какой вывод вы можете сделать? (В предложении имена прилагательные всегда связаны с именами существительными.)


Вt1615299221ac.gif кластере появляется второй признак имени прилагательных – связано с именем существительным.




Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?

Как можно установить связь слов друг с другом? (Нужно поставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному: березки (какие?) сонные, косы (какие?) шелковые, сережки (какие?) зеленые, росы (какие?) серебряные.)

Хорошо, а только на данные вопросы могут отвечать имена прилагательные? Приведите свои примеры. (Дети приводят примеры. Например: весна (какая?) ранняя, день (какой?) солнечный, ребята (какие?) веселые, солнце (какое?) жаркое.)

t1615299221ad.gif

В кластере появляется третий признак имени прилагательных – отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?







Имена прилагательные, как и имена существительные, объединяют в разные группы по значению.


Работа в парах. (СЛАЙД 3 и СЛАЙД 4)

Попробуйте сами объединить данные имена прилагательные в группы:

Большой, синий, старый, горячий, горький, кислый, морозный, маленький, желтый, молодой.

(На каждую парту раздаются данные слова, учащиеся самостоятельно объединяют их в группы)

Пt1615299221ae.gif роверка на доске:

Размер: большой, маленький.

Цвет: желтый, синий.

Возраст: старый, молодой.

Вкус: кислый, горький.

Температура: горячий, морозный.

Работа над формулировкой определения (СЛАЙД 5)

Прочитайте определение на с.64 учебника.

Воспроизводящие вопросы:

О каких словах идет речь в определении? (Об именах прилагательных.)

Что обозначает имя прилагательное? (Обозначает признак предмета.)

На какие вопросы отвечают имена прилагательные. (Отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? и др.)

С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? (С именем существительным.)

Анализирующие вопросы:

Почему имя прилагательное связано в предложении с именем существительным? (От имени существительного мы ставим вопрос к имени прилагательному)


Давайте составим памятку, как правильно найти в предложении имя прилагательное.

Составление памятки.

1.Находим имя существительное, с которым имя прилагательное связано по смыслу.

2.Задаем вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

3. Подчеркиваем имя прилагательное волнистой линией или подписываем над словом прил.

4.Проверяем себя.


Физминутка.

 Закрепить умение определять на слух имена прилагательные.

Встать, если услышите имя прилагательное. Если слово другой части речи – присесть.

Белый, пенал, крепкий, легкий, смотреть, летняя, веселый, веселье, снег, снежный, снеговик, снеговой, рыба, рыбачить, рыбный.


5. Первичная проверка понимания. Работа по учебнику. Выполнение упр.110 на с.64

Молодцы. А теперь я предлагаю проверить, как вы уяснили тему нашего урока.

Спишите, вставляя в предложения подходящие по смыслу слова. (3 ученика выполняют у доски с комментированием, остальные в тетради).

К какой части речи относятся эти слова? (Это имена прилагательные, т.к. отвечают на вопросы какой? какая? каким? какое? и обозначают признак предмета.)

Как на письме это обозначим? (Подчеркиваем имя прилагательное волнистой линией или подписываем над словом прил.)

Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте? (Помогают более образно, выразительно описать внешний вид дикой утки.)


6. Работа со словом из словаря.

Посмотрите внимательно на доску. Кто изображен на иллюстрации? (t1615299221af.jpg Мальчик.)

А что делает мальчик? (Он с кем – то здоровается.)

Ребята, а как вы думаете, с каким настроением он здоровается, как он здоровается? (У него веселое настроение. ) – А ещё можно сказать он здоровается приветливо.

А как вы понимаете значение этого слова? По каким признакам можно понять, что мальчик здоровается приветливо? (Дети высказывают своё мнение, а учитель затем дополняет ответ учеников)


Приветливо, значит радушно. Это можно увидеть по веселому выражению лица мальчика, по его жестам. (Прикрепить на доску слово «ПРИВЕТЛИВО» и его лексическое значение.)

ПРИВЕТЛИВО – радушно, благожелательно относящийся к окружающим.


Найдите ошибкоопасные места в этом слове. (РАБОТАТЬ НА ДОСКЕ МАРКЕРОМ ставим ударение и обнаружили безударные гласные буквы, которые нельзя проверить).

Можем ли мы проверить эти орфограммы? (Дети пробуют проверить орфограммы. Данные орфограммы не проверяются.)

Эти буквы нужно запомнить. Для этого запишите это слово к себе в тетрадь и подчеркните орфограммы, проверьте себя.

Подумайте и скажите, какой частью речи оно является? (Ответы детей)

Это наречие. Наречие – часть речи, которое обозначает признак действия. Отвечает на вопросы Как? Когда? Где? Почему? Зачем?

Образуйте имя прилагательное от наречия приветливо и запишите их в тетрадь. (Приветливый, приветливая, приветливое, приветливые.)


7. Рефлексия. Игра «Загадай предмет».


Итак, имена прилагательные украшают нашу речь, помогают уточнить признаки предметов, представить их в своем воображении. Давайте убедимся в этом. Сможете ли вы отгадать предмет по признакам? (показать картинки)


Хитрая, пушистая, рыжая, ловкая… (лиса)

Пушистый, серенький, робкий…. (зайчик)

Лохматый, бурый, косолапый… (медведь)

Зеленая, мокрая, пучеглазая … (лягушка)

Мохнатая, жужжащая, трудолюбивая … (пчела)

Серый, хищный, жадный ---- (волк)

Полосатый, могучий, свирепый ---- (тигр)

Верная, ласковая, добрая ------- (собака)

Вы сегодня много работали на уроке. Как вы думаете, мы достигли цели урока: узнали о роли имен прилагательных в нашей речи?

Зачем нам в речи нужны имена прилагательные и можно ли обойтись без них? ( Имена прилагательные делают нашу речь более полной, точной, яркой, красочной, они описывают предмет всесторонне, помогают уточнить признаки предметов. Представить их в своём воображении.)


Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям, а помогут вам это сделать сигнальные карточки.

Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие! (солнышко)

Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще активнее. (солнышко с тучкой)

Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха! (тучка)

9. Домашнее задание.

1. Учебник с. 64 правило

2. Электронная тетрадью Skysmart (по желанию) - https://edu.skysmart.ru/student/sakuhivuse

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

Дата проведения:  9 марта 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.