12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Большаков Владимир Витальевич31
Россия, Алтайский край, Бийск

МБУ ДО «Детский эколого – туристический центр» г. Бийска Алтайского края

«Знатоки природы»

разработка экскурсии в природу

 

                                               Составил:

                                                                     Большаков Владимир Витальевич,

педагог дополнительного образования

                                             МБУ ДО «ДЭТЦ»

г. Бийск, 2016 г.

Цель: формирование экологического мышления у подростков через их приобщение к         исследованию и познанию живой природы

Задачи:

- повторение и обобщение знаний о биогеоценозе лесопарка (леса);                                 - привлечение внимания обучающихся к антропогенному влиянию на лесопарк (лес) и его     последствию;                                                                                                           - привитие навыков разумного поведения в природе                                            

Количество: 15 – 20 человек

Оборудование: бумага, карандаши, планшеты, мелки, кассетный магнитофон

Ход мероприятия:

Ведущий:

- Посмотрите вокруг, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, небо, солнце, растения, животные. Это - природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна!

Экологи:

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца…

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной

Завороженный тишиной.

Ведущий:

- У К. Паустовского есть такие строки – «Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране». Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней, загрязняют ее.

Эколог:

- Мы рубим лес, устраиваем свалку.

  Кто же под защиту все возьмет?

  Пора бы человечеству понять,

  Богатство у Природы отбирая,

  Что Землю нужно тоже охранять -

  Она, как мы, такая же - живая!

Ведущий:

Проводимая сегодня экологическая эстафета поможет каждому из вас познать небольшую часть окружающей нас природы – лес в парковой зоне нашего города. И так, отправляясь в путь, проведем физ. минутку. Я буду произносить слова, и показывать движения, которые им соответствуют, а вы повторяйте за мной.

Звучит мелодия и обучающиеся выполняют упражнения в такт стихотворения (Приложение).

За правильно выполняемые упражнения, командам выставляются баллы.                           Далее по маршрутным листам команды отправляются в путешествие по лесопарковой зоне.

I. Экостанция «Хвойная»

Аншлаг «Лес - источник древесины»

Задание: распознать пронумерованные мелом хвойные деревья: ель, пихту, лиственницу, сосну обыкновенную, сосну сибирскую:

  1.  по коре – 2 балла за правильно распознанное дерево (в случае затруднения  определения названия дерева по коре используют второй признак – хвою);    по коре и хвое – 1 балл за правильно распознанное дерево.

Дополнительное задание (при наличии времени)

- по выбору команды или по жребию составить «портрет дерева», т. е. рассказать об    особенностях его произрастания: высота, продолжительность жизни хвоинок и созревания  шишек, расположение в почве корневой системы и другие.

Максимальная оценка 5 баллов

II. Экостанция «Следопыт»

Аншлаг «Лес - дом для растений и животных»

Задание: найти животных или следы их пребывания, это могут быть:                                               - гнездо на дереве;                                                                                                     - пение птиц;                                                                                                             - погрызы листьев насекомыми – вредителями, насекомыми, обитающими в пне                     и лесной подстилке, беспозвоночными почвы и др.

Критерии оценивания:

  - за каждое обнаруженное животное или его «след» - 2 балла                                                   - за указание названия животного, дополнительно - 2 балла

III. Экостанция «Разнотравье»

Аншлаг «Лес - источник ягод, грибов, лекарственных растений»

Задание: среди растений травянисто – кустарничкового яруса лесопарка найти лесные                     травы, назвав признаки, которые на это указывают (место произрастания,                         окраска цветков и листьев, вид стебля и др.)

Критерии оценивания:

  - за каждое правильно указанное растение – 2 балла                                                                 - за название его родовой или видовой принадлежности, дополнительно – 2 балла

IV. Экостанция «Биоиндикаторная»        

Аншлаг «Лес - защитник воздуха, водоемов»

Задание: что можно узнать по обитателям леса (лесопарка)?

Варианты выполнения задания:                                                                                                   - биоиндикация загрязнённости воздуха промышленными выбросами по лишайникам;        - оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны;                                                - определение особенностей химического состава почвы по видовому разнообразию            растений

Критерии оценивания:                                                                                                                     - за каждый вариант выполнения задания – 5 баллов

V. Экостанция «Антропогенная»

Аншлаг «Лес - место отдыха для человека»

Задание: указать признаки воздействия человека на экосистему леса (лесопарка) и их                    последствия

Варианты возможных ответов:

 - следы выгула собак;                                                                                                - механические повреждения деревьев и кустарников, протоптанные тропинки, мусор и др.

Критерии оценивания:

- за каждый вариант – 3 балла;

- с указанием последствий – 5 баллов

Подведение итогов:

к набранному на маршруте количеству баллов добавляется                                              - команде, пришедшей к финишу первой – 4 балла;                                                                    - команде, пришедшей второй – 3 балла;                                                                                      - команде, пришедшей третьей – 2 балла;                                                                                    - команде, пришедшей четвёртой - 1 балл

По общему количеству баллов определяется команда – победитель, проводится индивидуальное награждение.

 

Приложение

Физ. минутка

Раз - два! (топают правой - левой ногой)

Острова. (руками показывают круг)

Три - четыре! (топают)

Мы приплыли. (руками делают «плавательные» движения)

Пять — шесть! (топают)

Сходим здесь! (правая рука - вперед ладонью вверх, левая - ладонью вниз)

Семь - восемь! (топают)

Сколько сосен! (руки вверх поочередно)

Девять - десять! (топают)

Мы в пути! (имитация шага пальцами обеих рук)

Досчитал. (топают). До десяти. (ладонь правой руки - на голову, левой - под подбородок, обе руки — вперед)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.