12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Киселева Оксана Владимировна208
Педагог - психолог МАДОУ "Центр развития ребёнка - Детский сад 91" Строитель" г. Улан-Удэ, стаж 15 лет
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ
6

Семинар-практикум для родителей «Как помочь эмоциональным детям?»

Семинар - практикум

для родителей

«Как помочь эмоциональным детям?!»

(в форме деловой игры)

Тема: «Как помочь эмоциональным детям?»

Форма проведения: деловая игра.

Цель:

Привлечь родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и к тому, как может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка.

Уточнить знания родителей об эмоциональном состоянии детей.

Дать родителям возможность самовыразиться и показать свои знания, умения и навыки.

Закрепить родителей умение вступать и участвовать в ролевых играх.

Развивать умение общаться и вырабатывать единое мнение.

Ход игры:

Медитативно-релаксационные упражнения.

Анкетирование родителей «Межличностные конфликты в семье» (Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. - стр. 25).

Мини - сообщение педагога-психолога «Как помочь эмоциональным детям?»

Рекомендации психолога «9 важных заповедей родителям».

Ролевые игры с элементами дискуссии.

Подведение итогов. Оценивание проведенного мероприятия.

Организация выставки методической и периодической литературы по данной проблеме.

Литература:

Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 - 432с.

Горшенина В.В., Самошкина И.В., Черкасов Н.П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания/ В.В. Горшенина. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. - 160с.

Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб.: Издательство «Речь», 2005. 256с.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. - 160с.

Приложение № 1

Медитативно-релаксационные упражнения

Цель: научить восстанавливать эмоциональное равновесие и работоспособность участников группы.

«Храм тишины»

Инструкция

Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного и шумного города...

Ощутите, как ваши ноги ступают по мостовой...

Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц и фигуры... Возможно некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны.

Обратите внимание на звуки, которые вы слышите...

Обратите внимание на витрины магазинов... Что вы в них видите?..

Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих... Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать этого человека. А может быть, пройдете мимо...

Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?..

Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице... Это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей... Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других... Вы видите на нем большую вывеску: «Храм тишины»... Вы понимаете, что этот храм место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной...

Побудьте в этом храме... в тишине... Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно...

Когда вы захотите покинуть этот храм, толкните двери и выйдите на улицу.

Как вы себя теперь чувствуете?

Запомните дорогу, которая ведет к «Храму тишины». Когда вы захотите, вы сможете возвращаться в него вновь...

«Заросший сад»

Инструкция

Представьте, что вы находитесь в старинном заброшенном городе и совершаете прогулку по территории большого заброшенного замка... Вы видите высокую каменную стену... увитую плющом... в которой находится деревянная дверь... Откройте ее и войдите... Вы оказываетесь в старом... заброшенном

саду... Когда-то это был прекрасный сад... однако уже давно за ним никто не ухаживает... Растения так разрослись и все настолько заросло травами... что не видно земли... трудно различить тропинки... Вообразите, как вы, начав с любой части сада... начинаете приводить его в порядок... Представьте, как вы пропалываете сорняки... подрезаете ветки... выкашиваете траву...пересаживаете деревья... окапываете и поливаете их... делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид...

Через некоторое время остановитесь... и сравните ту часть сада, в которой вы уже поработали... с той, которую вы еще не трогали...

Со временем вы сможете возвращаться в этот сад и продолжать начатую вами работу.

«Маяк»

Инструкция

Представьте маленький скалистый остров... вдали от континента... Обратите внимание на высокий, крепко поставленный маяк на вершине этого острова. Вообразите себя этим маяком... Ваши стены такие толстые и прочные... что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас... Из окон вашего верхнего этажа... вы днем и ночью... в хорошую и плохую погоду... посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов... Подумайте о той мощной энергии, заложенной в вас... и поддерживающей постоянство вашего светового луча... скользящего по океану... предупреждающего мореплавателей о мелях... являющегося символом безопасности на берегу...

Вы являетесь хранителем этой энергии... Ощутите эту энергию... этот внутренний источник света в себе... света, который никогда не гаснет... который освещает ваш путь...

Приложение № 3

Мини - сообщение педагога-психолога «Как помочь эмоциональным детям?»

(тревожные, агрессивные, гиперактивные дети)

Эмоциональное развитие ребенка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже еще раньше. Ведь хроническая усталость, семейные неурядицы и прочее уже подготовили «негативную почву» для эмоциональных проблем ребенка. Процесс рождения, первые минуты, месяцы жизни определяют многое в эмоциональной сфере мальчика и девочки. И очень важно, если в семье единый стиль воспитания. Тогда ребенку не придется «разрываться» в выборе своих действий, не нужно будет приспосабливаться и ловчить. При авторитарном, командном стиле воспитания, у детей чаще наблюдается склонность к вранью, упрямству даже мелкому воровству. Эмоциональность ребенка определяется и наследственным фактором (на кого похож ваш малыш?).

Некоторые дети эмоциональны внешне (шумные, плаксивые), иные внутренне эмоциональные (боязливые, тревожные), но и тем и другим сложно справляться со своими эмоциями. Крики и наказания со стороны взрослых лишь усиливают проблемы у детей. Что же делать?

Прежде всего, необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Когда родители в конфликтах проговаривают свое понимание детям, ситуация значительно меняется. Например: «я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль, радость, страх...) или хочешь (играть, гулять, кричать...), но ты пойми и меня, я чувствую...». После этого останется только предложить ребенку альтернативу ограничить эмоциональные проявления во времени. Для этого на помощь приходит звуковая игрушка (лучше всего звуковая). Например: «Ты еще немного поиграешь, а когда зайчик тебя позовет, игра закончится».

Таким образом, убирается агрессия, направленная на взрослых, и родителям легче быть более последовательными в требованиях. А когда последовательности нет, т.е. если сегодня вы сказали «да», а завтра «нет», не объясняя причин, или после детских приставаний вы «сдались!», тогда можете считать, что ребенок начнет вами манипулировать, искать «новые кнопки».

Что делать, если такое уже случилось и ребенок путает «можно» и «нельзя»? На помощь приходит игра «Солнышки», в которую родители могут поиграть с детьми дома (жетонная терапия).

Эмоциональные дети (боязливые или шумные) нуждаются в двигательной физической активности. Можно использовать «агрессивные игры» («Злая - добрая кошка», «Упрямая подушка» и др.). Кроме того, необходимо обучать их расслаблению, релаксации, так как постоянные зажимы у детей (агрессивные или тревожно-боязливые) могут приводить к психосоматическим заболеваниям.

В играх, так и в требованиях, желательно быть последовательными и систематичными. Если родителям не хватает предложенных психологических приемов, или что-то не получается, необходимо почувствовать свой путь, найти свои интересные решения. Собственная интуиция родителя может подсказать удивительные психологические техники. Например, мама ребенка, страдающего перевозбуждением перед сном, придумала игру в «Бессонницу» поглаживая теплыми ладонями по телу малыша, мама «собирала бессонницу», а затем выбрасывала ее, прогоняя прочь, т.е. в игровой форме производилась релаксация ребенка.

Однако, прежде чем применять свои педагогические находки, рекомендуем родителям посоветоваться с профессиональным психологом.

И действительно, с точки зрения детской психологии. Обращать внимание ребенку легче негативным поведением. А быть «хорошим» трудно и не так уж весело. Поэтому психологи рекомендуют только позитивные подкрепления, поощрения (в речи - «Если сделаем так, то будет еще лучше», в действиях - обнять, погладить; в сюрпризах).

Родительская любовь и профессионализм психолога помогут справиться с любыми трудностями.


 

Приложение № 4

Рекомендации психолога

«9 важных заповедей родителям».

Взрослые всегда озабочены проблемой: как сделать так, чтобы ребенок, только что пришедший в этот мир, стал умным, добрым и счастливым. В этом сложном процессе становления Человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, как найдет свое место и в жизни, кто его сопровождает в прохождении этого процесса.

Прежде чем приступить к процессу воспитания детей, задумайтесь, зачем?

Какова цель очередного вашего воздействия?

Вам хочется навязчиво поделиться опытом или протянуть руку помощи?

Вам хочется подчеркнуть зависимость ребенка или вселить в него уверенность и защищенность?

Вам хочется «убить» у малыша веру в себя?

Может, Вы рассержены и у вас есть потребность негодовать и критиковать?

Может, Вам просто необходимо «скрыть» самих себя за ширмой и занавесью воспитания?

И таких «может» существует огромное количество. Не увлекайтесь процессом «управления» ребенком так рьяно, не «дрессируйте» ребенка, а придумайте, что можно сделать, чтобы ребенку было комфортно, тепло и уютно в этой жизни, и чтобы Вы в его глазах были другом, человеком, которому можно довериться, можно любить за то, что он любит тебя.

Помните!

Ребенок ждет от Вас нежности, ласки, любви, тепла и поддержки, понимания и доброты, заботы, похвали и улыбки, а не внушения спасительных правил, контроля за их выполнением, диктата, отвержения, осуждения и наказания.

Если день ребенка был наполнен одними положительными эмоциями или они превалировали, можно с точностью судить о том, что малыш ощущал себя нужным и необходимым.

Принципы построения взаимоотношений взрослого и ребенка

Не торопить ребенка.

Сравнивать ребенка с ним самим, только с ним вчерашним.

Подчеркивать качественно момент успеха ребенка в любых сферах.

Ребенок и все люди имеют право на ошибку.

Не фиксировать внимание на неудачах ребенка.

Проектировать зоны ближайшего развития - от разделенной деятельности к самостоятельности.

Поощрять детскую инициативу, чутко относиться к жалобам детей.

Обучать детей социально приемлемым формам взаимодействия, поддерживать эмоциональный комфорт в группе детей.


 

9 важных заповедей педагогам

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок пребывает в ситуации терпимости, он учится понимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

Приложение № 5

Ролевые игры с элементами дискуссии

(ситуации для родителей)

1. Четырехлетний Дима очень любит телевизор и может целыми часами вместе с папой смотреть любые кинофильмы, где совершаются насилия и грабежи. Но мама почему-то недовольна этим и постоянно запрещает папе включать такие передачи. А Диме не понятно почему. И он, как папа обижается на маму и даже вчера вечером шутя, навел на нее дуло пистолета, который папа купил ему в «Детском мире». Но вместо того чтобы понять шутку, мама Димы выхватила пистолет из его рук и выбросила в мусоропровод. А папа ей доказывал, под громкие рыдания ребенка, что это - издевательство над сыном, что мальчики не могут вырасти без пистолетов. Насилие - у них в крови. И это главное, что отличает настоящего мужчину (агрессивный ребенок).

Правильно ли поступила мама Димы?

Правильно ли рассуждает папа Димы?

Что предприняли бы Вы в подобной ситуации?

Когда родители Наташи пришли в гости, мама попросила ее прочитать стихотворение. Наташа подошла к столу, открыла рот, но почему-то все слова застряли в горле. Залившись краской от смущения и опустив глаза, Наташа, чуть не плача, выбежала в коридор, а вслед ей доносился голос мамы: «Вернись тупица, перестань меня позорить, ты только что все знала наизусть». Наташа с ревом забежала в детскую и спряталась от мамы под кровать (застенчивый ребенок).

Как Вы думаете, почему забыла новое стихотворение Наташа?

Правильно ли вела себя мама в данной ситуации?

Как бы вели себя Вы?

Зная, что трехлетний Боря панически боится лифта, папа с силой затянул ребенка в лифт. Мальчик начал вырываться и отчаянно кричать. Папа шлепнул его и нажал на копку лифта. Боря судорожно вцепился в руку папы, нажимающую кнопку, и, повиснув 'на ней, начал зло ее кусать, мешая папе. Папа раздраженно вырвал руку и ударил ею Борю по лицу, угрожая почти потерявшему рассудок от нахлынувшего страха малышу словами: «Еще не хватало, чтобы сын кусал отца. Видите ли он боится лифта. Я сейчас же выбью из тебя такую дурь. Теперь будешь ездить только в лифте (аутичный ребенок).

Правильно ли вел себя с ребенком папа Бори?

Как бы Вы поступили в подобной ситуации?

Четырехлетняя Лидочка постоянно чего-то боится, особенно оставаться ночью одной в своей комнате. А папу это очень раздражает: как можно быть в четыре года такой боязливой? И, чтобы дочка была смелой, он стал читать ей каждый вечер сказки, в которых люди побеждают злых чудовищ и торжествуют над «нечистой силой». Но вместо смелости дочь лишь приобрела трусливость. Теперь везде ей начали мерещиться кошмары. Но даже несмотря на это, папа

продолжает воспитывать у девочки смелость, читая, как и раньше, перед сном ей страшные истории и сказки (боязливый ребенок).

1 .Правильно ли поступает папа Лидочки?

Как в данной ситуации вели бы себя Вы?

По мнению мамы, ее пятилетняя Настя во всем отличается от своих сверстников, особенно в трусости и боязливости. Боится всего. Но совсем не выносит, когда мама жалуется на свое сердце. Как скажет про боль в нем, так Настя - в истерику. Рыдая, кричит, что боится за маму. Вдруг что-то случиться и будет не так. Она опасается также за папу. Тревожиться, если он даже чихнет. Ей ночью часто мерещатся кошмары. Лишь прерванный сон избавляет от них. И девочка ходит подавленной, грустной, готовой расплакаться в любой момент. Попробуй скажи ей, что мама неважно, она паникуя, рыдая про всех, хватаясь за юбку рассерженной мамы. И мама, сердясь, теперь стала нарочно при ней говорить о своем больном сердце. А как только Настя начнет причитать, ругает ее, угрожая ремнем. Но это не действует. Девочка плачет, крича, что боится за жизнь своей мамы (нервный ребенок).

Правильно ли ведет себя мама?

Как на ее месте вели бы себя Вы?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.