12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна154784
Педагогический стаж работы 40 лет.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «географы»
9

«Новые подходы в дифференцированном обучении школьников на уроках географии в условиях внедрения ФГОС ООО»

Ковалева Галина Валентиновна, учитель ВКК по географии 

МКОУ Нововоронежская СОШ №4


Способности развиваются тем успешнее, 
чем чаще в своей деятельности человек
добирается до потолка своих возможностей 
и постепенно поднимает этот “потолок” все выше и выше.

Б.Н. Никитин

Тема: «Новые подходы в дифференцированном обучении школьников на уроках географии в условиях внедрения ФГОС ООО».

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. 

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности. А это значит, что каждый учитель должен создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка в классе.

В классе собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учета интеллектуальных и индивидуальных способностей, поэтому они не могут одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний.

Дифференцированный подход дает возможность детям проявить свою индивидуальность, творчество, избавит их от чувства страха и вселит в них веру в себя.

В рамках обучения новых стандартов, соответственно колоссальную роль приобретает сущность изменений, происходящих сейчас в школьном образовании, можно определить как переход от унифицированного к дифференцированному обучению.

В ходе решения этой проблемы я поставила перед собой следующие задачи:
- формирование основ географических навыков, необходимых для работы с источниками знаний;

- усвоение учащимся знаний и навыков, необходимых для дальнейшего обучения;

- развитие интереса к предмету;

- развитие познавательной активности;

- создание проблемных ситуаций.

Этому предшествовало мое видение противоречий в обучении:

- между объемом изучаемого материала и количество часов;

- в методах обучения: преобладающая роль учителя и низкая активность учащихся.

Сейчас дифференциацию осуществляю с учетом задатков, возможностей, интересов ребенка. Для реализации этой цели использую следующие приемы:

- изучение учебного курса в индивидуально различном темпе;

- создание временных, относительно однородных групп учащихся;

- осуществление разного вида помощи учащимся;

- ознакомление и порядок работы с дополнительной литературой.

Особое место в этой системе принадлежит дифференциации обучения, в ходе которой осуществляется отбор содержания, методов, форм обучения, в зависимости от особенностей групп учащихся, равных по подготовке или отдельного ученика. Как показывает опыт, реально в каждом классе выделяются четыре типологические группы учащихся:

- первая группа – это учащиеся, знающие “сверх программы”;

- вторая группа – это учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений;

- третья группа – с минимальным уровнем знаний и умений;

- четвертая группа – это группа, в которой учащиеся не достигли минимального уровня.

С помощью дифференцированных форм учебной деятельности реализуются следующие цели:

С учащимися первой и второй групп:

- расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности;

- развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли географии в жизни;

- развитие умения самостоятельно работать с учебной и научно-популярной литературой;

- проведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.

С учащимися третьей группы:

- доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности;

- создание соответствующих условий; повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы;

- формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над поставленной задачей.

С учащимися четвертой группы:

- ликвидация пробелов в знаниях и умениях;

- доведение учащихся до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности;

- развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных ситуациях, воспроизводить изученный материал;

- пробуждение интереса к предмету путем использования игровых моментов, занимательных и логических задач наряду с систематической организацией самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.

Разный уровень обучаемости, наличие и отсутствие прилежания, интереса к учебе, работоспособности и другие причины различий в способностях ребят требуют новых подходов в обучении, т.к. в традиционной системе обучения установка учить всех одинаково привела к тому, что школа, борясь с неуспеваемостью, ориентировалась на среднего ученика. Единые требования ко всем без исключения замораживали развитие способных, самобытных детей, изгоняя из школы подлинный интерес к знаниям. В работе с учащимся, пониженной обучаемостью, исключало приспособление к слабым сторонам ученика.

Новый подход в обучении позволяет активно воздействовать на умственное развитие всех учеников, чтобы добиться максимального их развития.
Существуют объективные различия учащихся по темпам овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Опираясь на уровни усвоения содержания материала при конструировании учебных задач, я учитываю следующие учебные действия школьников.

Уровень

Учебные действия

1. Творческий

Прогнозировать, оценивать, доказывать, проектировать.

2. Частично – поисковый

Описывать, выявлять особенности (причины и следствия), анализировать, объяснять, моделировать. 

3. Репродуктивный

Называть, измерять, показывать, определять, наносить на карту.

Учащиеся получают право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и окружающим, повышает ответственность за принятое решение. Возможности выбрать уровень усвоения поможет избежать перегрузки ученика и направить его усилия в область склонностей и интересов. Если цели посильны, а их достижения поощряются, то для учащихся нет ничего естественнее, как стремиться к достижению. Поэтому открытость уровневой подготовки является механизмом формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебной деятельности и позволяет опереться на самооценку ученика в выборе индивидуального пути его развития.

Ведущими педагогическими идеями опыта работы стали:

- сотрудничество педагога и ученика в процессе дифференцированного обучения на основе взаимного доверия и уважения;

- максимальная помощь ученику;

- свободный выбор.

Сложившаяся система работы над каждой темой обеспечивает последовательное нарастание сложности содержания учебного материала на каждом уроке на каждом уровне.

Примеры заданий на проверку уровней развития школьников

Уровень

Содержание

Репродуктивный

1.Какая существует зависимость в размещении основных форм рельефа нашей страны от геологического строения территории? Приведите конкретные примеры.

2.Назовите типичные черты муссонного климата и объясните их причины.
3. Назовите все известные вам виды природных ресурсов.

4. Назовите все известные вам климатообразующие факторы.
5. Покажите на примерах конкретные территории влияние географического положения на другие компоненты природы.

6.На какие компоненты природы влияет климат?
7. Назовите причины смены природных зон.

8. Дайте характеристику особенностей природы Восточно-Европейской равнины.
9. Дайте характеристику зоны тайги России.

Частично-поисковый

1. Докажите, что существует взаимосвязи между рельефом, климатом и внутренними водами территории.
2. На примере Уральских гор, объясните зависимость между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми территории.
3. Объясните. Какие причины привели к возникновению болот на территории Западной Сибири.
4. На примере гор Кавказа объясните, как влияет рельеф на смену природных зон.
5. Какие климатообразующие факторы играют наиболее существенную роль в формировании климата Дальнего Востока?
6. Приведите пример взаимодействия трех любых компонентов природы и покажите взаимосвязь с помощью схемы.
7. Оцените климатические условия и ресурсы Прикаспийской низменности.
8. От каких компонентов природы зависит полноводности рек? Назовите наиболее полноводные реки России, укажите, как они могут использоваться в хозяйственной деятельности.
9. На примере своей области докажите, что в природном комплексе существует взаимосвязь компонентов природы.

Творческий

1. На примере рек покажите взаимосвязь компонентов природы (схематично).

2. Почему при большом количестве рек в Уральском промышленном районе остро стоит водная проблема?
3. На примере Среднесибирского плоскогорья докажите, что эта территория является природно-территориальным комплексом.
4. На примере одного из природных районов, покажите особенности условий работы и быта человека в зависимости от природных условий.

5. На севере и юге Западно-Сибирской равнины выпадает примерно одинаковое количество осадков (около 300 мм). Однако на севере территория переувлажнена (тундра, болота), а на юге ощущается недостаток влаги (сухие степи). С чем это связано?
6. В разных источниках указывается неодинаковое количество морей, омывающих территорию России: 12 или 13. С какими причинами связано это несоответствие? Какова ваша точка зрения?
7. В таежной лесной зоне значительно больше опад, чем в степях. Однако почвы степей (чернозем) значительно плодороднее таежных (дерновоподзолистых), какими причинами это объясняется?
8. Почему европейская часть России, несмотря на большее количество осадков, беднее внутренними водами по сравнению с азиатской частью? 

Для того чтобы дифференцировать учащихся по уровню подготовленности их к восприятию изучаемого предмета, сначала учебного года, я подготавливаю карточки трехуровневого контроля по различным разделам географии. В карточках находятся три вопроса на репродуктивном уровне, ответы на которые оцениваю в один балл и таким образом, ответив на три предложенных вопроса, учащийся получает оценку «3». Кроме этих вопросов в карточку помещаю один вопрос поискового уровня и один вопрос творческого уровня. Ответив на каждый из этих вопросов, ученик получает еще по одному баллу за ответ и имеет возможность получить оценку «4» или «5».

Разноуровневые карточки применяются в качестве текущего контроля после изучения небольшого по объему учебного материала за определенный отрезок времени (7-10 минут). Для проверки работ используется само или взаимоконтроль при сличении с правильными ответами. Вопросы о критериях оценивания работ и о выставлении отметок в журнал или дневник учащегося решаются учителем самостоятельно. Такой контроль помогает правильно оценить ученика и определить его уровень.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке, это применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала, привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При работе с одаренными детьми применяю принцип «горизонтального обогащения», т.е. увеличения объема знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в программе по географии.

Цель – стремление не столько дать больший объём знаний, сколько развить вкус у учащихся к исследовательской деятельности. Склонность к выполнению сложных заданий, способность мыслить творчески, логически, а также укрепить в них уверенность в своих силах. 


Система заданий повышенной сложности

Тип

Содержание

1. Задание на моделирование географических ситуаций и явлений.

1. Покажите примерно на схеме, как располагались бы климатические пояса в Южной Америки, если бы она пересекалась экватором в южной части материка?
2. Где бы, в каком случае в Южной Америки, был бы самый влажный климат (покажите синей штриховке на схеме), а где самый сухой (покажите красной штриховкой)?
3. Где вдоль берегов Южной Америки, проходили бы теплые течения, а где – холодные?
4. Покажите примерно на схеме, как располагались бы климатические пояса и области в Австралии, если бы Большой Водораздельный хребет лежал на западе материка?
5. Покажите штриховкой, где выпало бы самое маленькое количество осадков?
6. Покажите примерно на схеме, как располагались бы природные зоны в Австралии, если бы она пересекалась экватором.
7. Штриховкой выделите те районы, в которых бы приспосабливаться к смене сухого и влажного сезонов.

2 Задания на группировку объектов

1. Разделите предложенные объекты Африки на группы; дайте название каждой группе; групп должно быть как можно больше; в каждой группе должно быть не менее двух объектов: Килиманджаро, Калахари, Лимпопо, Нил, Сахара, Конго, Камерун, Кения, Ньяса, Замбези, Танганьика, Гвинейский, Нигер, Чад, Атлас, Сомали, Мозамбийский , Эфиопское нагорье, Виктория, Восточно-Африканское плоскогорье, Ливийская пустыня, Драконовы.
2. Проведите группировку растений и животных Северной Америки по их принадлежности к природным зонам: белый медведь, бизон, койот, лось, олень, вапити, кактусы, типчак, бизоновая трава, дуб, мхи, клен, лишайники.

3. Задания на поиск причинно-следственных связей, в том числе и на составление причинно-следственных цепочек.

Составьте причинно-следственную цепочку из следующих утверждений: 

1.В Австралии много растений и животных-эндемики.

2.Австралия продает на экспорт баранину и шерсть.

3.Австралию почти посередине пересекает южный тропик.

4.В Австралии велика площадь саванн, полупустынь и пустынь.

5.Австралия – достаточно жаркий и самый сухой материк.

6.Австалия-материк не имеющий вулканов и землетрясений.

7.Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского союза занимает овцеводство.

4. Задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам.

Работа с климатическими диаграммами, с художественными описаниями.

5. Задания проверочного характера на развитие памяти, умения представлять карту.

1. Для того чтобы совершить трансафриканское путешествие с запада на восток, вам придется пересечь Чад, Мали, Судан, Мавританию, Сомали, Эфиопию и Нигер. Напишите названия этих стран в том порядке, в каком они действительно располагаются в Африке. 
2. Начертите по памяти контур Северной Америки.
3. Проведите на нем примерно границы всех стран, расположенных на этом материке.
4. Напишите названия стран и их столиц.

6. Задания на составление, сравнение изученных объектов.

1. Приведите примеры рек мира, имеющих режим, сходный с режимом Меконг. Назовите причины сходства.
2. Где, в Австралии или Южной Америке, большую площадь занимают пустыни; где – меньшую и почему?

7. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

1. Подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива сухопутного моста (дамбы).

2.Потепление климата на Земле обозначило проблему спасения населения прибрежных территорий от затопления.

-Задача: на географической карте найти свободные территории, где можно разместить население.

3. Предположите, какие экологические последствия могут произойти, если реку Обь «повернуть» и направить на орошение пустынь Средней Азии.

Домашние задания учащимся предлагаю также дифференцированные. Например:

1 уровень. Изучить текст параграфа. Ответить на вопросы.

2 уровень. На контурную карту нанести все географические объекты, упомянутые в тексте параграфа.

3 уровень. Используя дополнительную литературу, подобрать интересные факты по данной теме.

Рефлексия.

На уроках географии я использую рефлексию  в сфере сознания, самооценке своей деятельности; в сфере своих умений, что приобрёл (не приобрёл), что произошло со знаниями (знания углубились, расширились, систематизировались, приобрёл новые). Например: «Лесенка знаний», «Неоконченное предложение» и др.

Результативность:

- исключение уравниловки и усреднения детей;

-повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений;

-объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения и усвоения предметного материала;

-создание щадящих условий для слабых учащихся.

-появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику;

-появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения;

-реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

Несмотря на всю трудоёмкость для учителя при подготовке к урокам, приходится тратить много времени, но удовлетворение большое, результаты оправдывают цель, ученики работают в силу своих возможностей, проявляют интерес к предмету. Они овладевают знаниями, происходит разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов в обучении. Складывается благоприятный психологический микроклимат между всеми участниками образовательного процесса.

Применение мною данной методики, позволило повысить качество знаний учащихся с 71% до 75%. 

Используемая литература: 

1. Апатова Л.В. Дифференцированный подход к учащимся в обучении географии. Брянск, 1986, 58 с.

2.Апатова Л.В. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения физической географии в средней школе. М., 1987,16 с.

3.Долгунов В. Этот сложный процесс познания: индивидуализация и дифференциация. Педагогика. 2000, №4.

 4.Иванов. Ю.А. Дифференцированное обучение / Ю.А.Иванов / Дифференциация как система - М.: Новая школа. 1992 г.: Ч. 1. – С. 43-64.

5.Моргун В.Ф. Интеграция и дифференцированное образование: личностный и технологический аспекты/Школьные технологии. – 2003. – № 3.

6. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. “Институт практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 1998.

7.Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение. - М.: Сентябрь, 2002 - 159с.

8.Сегеда, Т.А. Дифференцированный подход к учащимся при изучении курса «География России». учебное пособие для студентов / С.Н. Поздняк, Т.А. Сегеда. Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 2009. – 214 с.

9.Юнина Е.А. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2008. – 148 стр.

Опубликовано в группе «географы»


Комментарии (13)

сменить сортировку
Лихина Елена Викторовна, 22.08.16 в 16:31 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Галина Валентиновна! Очень полезный материал!
Ковалева Галина Валентиновна, 07.04.19 в 17:43 1Ответить Пожаловаться
Пожалуйста, мне приятно, что полезна!
Ковалева Галина Валентиновна, 23.08.16 в 07:26 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень приятно!
Ковалева Галина Валентиновна, 12.05.19 в 09:02 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за добрый отзыв, Марина Юрьевна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 12.05.19 в 09:08 1Ответить Пожаловаться
Заходите в гости,Галина Валентиновна!
Ковалева Галина Валентиновна, 12.05.19 в 09:04 1Ответить Пожаловаться
«Новые подходы в дифференцированном обучении школьников на уроках географии в условиях внедрения ФГОС ООО». Выступление на ГМО!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.