12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Щербакова Т.В.45 |
Технологическая карта урока «Синонимы, антонимы, омонимы»
Технологическая карта урока «Синонимы, антонимы, омонимы» (УМК «Перспектива»).
Щербакова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Алгасовская СОШ» Моршанского района Тамбовской области
Учебный предмет | Русский язык | |||||||
Класс | 4 | |||||||
Цель урока | 1. Создание условия для раскрытия значения понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы» и умения использовать их в активном словаре. 2.Формирование коммуникативных умений. 3. Формирование умения определять отличия синонимов, антонимов, омонимов и обосновывать своё мнение. | |||||||
Основные понятия, термины | Синонимы, антонимы, омонимы. | |||||||
Метапредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир, русский язык | |||||||
Тип урока | повторение изученного материала | |||||||
Планируемый результат | ||||||||
Предметный: - соотносить название термина и его значение; - определять и писать название группы слов; - писать синонимический ряд слов, используя слова для выбора; - определять и писать к слову синоним, используя слова для выбора; - выписывать парами антонимы из предложенных слов; - выделять слова-омонимы из текста . | Личностный: - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к изучению языка; Метапредметный: Регулятивные УУД: - выполнять самопроверку учебного задания; - выполнять взаимопроверку при работе в группе, паре. Познавательные УУД: - раскрывать значение понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы», использовать их в активном словаре; - определять отличия синонимов, антонимов, омонимов и обосновывать своё мнение. Коммуникативные УУД: - формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины. - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | |||||||
Организация пространства | ||||||||
Формы работы | Ресурсы | |||||||
Фронтальная Индивидуальная Работа в парах, группах | Климанова, «Русский язык», ч.1, ч.1, ноутбук, магнитная доска, меловая доска, словари .презентация Конверт №1, №2 с заданиями для п.2, 8. | |||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||
1.Организационный (этап мотивации) | Поговорим? О разном и о прочем. И хорошо не очень. а что-то мне известно. Поговорим. -Вы сидите за столом в группах. За каждым столом (2 стола) сидят по пять учеников. -Поднимите, пожалуйста, правую руку ученики под номером один. -Встаньте ученики под номером два. -Поднимите левую руку ученики под номером три. -Поднимите обе руки ученики под номером четыре. -Ученики под номером пять, встаньте и поприветствуйте одноклассников и гостей (определение партнера по лицу, партнера по плечу). -Давайте поприветствуем партнёра по плечу, и партнёра по лицу | Поговорим. О том, что в жизни хорошо: Ведь что-то знаем мы: Поговорим? Нам будет интересно. Слушают, выполняют задания учителя. | Умение мобилизоваться для выполнения работы. | Умение принимать и сохранять информацию | Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |||
2.Актуализация опорных знаний и умений | 1)Чистописание. -Запишите буквы, данные в тетрадях. Запишите число, «классная работа». 2) Работа в группе ( учащиеся по очереди выполняют работу по кругу на одном (для группы) листе бумаги -Перед вами лежит конверт № 1, в котором даны названия словарей и краткое описание словаря. Вам надо, прочитав описание, найти название словаря, наклеить на таблицу «Словари». ПРОВЕРКА Слайд 1. | Выполняют задание, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат
В команде ребята обсуждают виды словарей, объясняют . наклеивают | Умение осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы | Умение структурировать знания, анализировать объекты с целью выделения признаков, выбирать основания и критерии для классификации объектов, осознанно выстраивать высказывания в устной форме | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принять другую | |||
3. Постановка учебной проблемы | -Послушайте стихотворение Б.Бобылевой. Гиппопотама бегемот - Как вы думаете, был ли смысл ссориться персонажам стихотворения и почему? -Обсудите в группе и скажите, как называются слова, близкие по значению? -отвечает ученик под №4 -А теперь послушайте стихотворение –загадку Н.Найденовой и назовите слова, противоположные по смыслу. Бывает он в холод, -Обсудите в группе и скажите, как называются слова, противопо - ложные по смыслу? -Отвечает ученик под №3 - А теперь ответьте на такие вопросы: - Что бывает подземным, гаечным, скрипичным? - Отгадайте загадку. Со мной ходи стрельбе учиться, И на гряде меня ищи. Могу попасть я метко в птицу, А также попадаю в щи. -Что это за слова? | Трое учеников читают стихотворение Б.Бобылевой по ролям -Нет. Им не было смысла ссориться, потому что слова гиппопотам и бегемот обозначают одно и то же животное. Обсуждают в группе. - Слова, близкие по значению, называются синонимами. (Ветер). Холод-зной Добрый-злой Загудит-притихнет Умчится-примчится Обсуждают в группе. - Слова, противоп-е по смыслу, называются антонимами. - Ключ - Лук -Слова – тёзки. Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению. | Умение определять последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить | Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | |||
4.Форму лирова ние про блемы, планиро вание деятель ности | - О каких словах мы будем говорить на уроке? Сформулируйте задачи урока. - Каковы пути решения этой проблемы? | -Синонимы, антонимы, омонимы. -Повторить о син.,ант., омон. -Узнать , какую роль играют эти слова в русском языке. -Научиться употреблять их речи. - Расширять словарный запас, больше читать, выполнять упражнения. | Умение формулировать тему урока, планировать пути решения проблемы, прогнозировать.
| Умение решать проблемы, строить логическую цепь рассуждений, доказывать, выдвигать мнение их обоснование. | Умение сотрудничать в поиске и выборе информации. | |||
5.Откры тие нового знания | Работа по учебнику 1.Прочитайте сообщение Совенка на стр. 86 (повторение понятий синонимы, антонимы, омонимы) СИНГЛ РАУНД РОБИН 2. Упр.138 стр.86 1)-Прочитайте задание к упражнению.
2) -Прочитайте слова первой группы. - Как называются слова этой группы? -Как вы думаете, где можно найти антоним к слову? Демонстрация словаря антонимов 3) Задание -Подберите свою пару антонимов и составьте с ней предложение. Для этого можете обратиться к словарю. 4) -Прочитайте слова 2-й группы и скажите, как называются слова этой группы? -Как называется словарь, в котором можно найти синонимы к слову?
Демонстрация словаря синонимов. 5) Задание - Прочитайте текст. Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше. - Обсудите с партнером по плечу и скажите, какую ошибку допустил автор? - Вам знакома такая ситуация, когда человек повторяется? А вы в своей речи употребляете часто одно и тоже слово? - Подумайте, что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов. - Вернёмся к тексту. Попробуйте подобрать синонимы к слову «старый». - Подобрать синоним к слову поможет словарь синонимов русского языка. Помним, что все слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Каждая словарная статья представляет собой перечень слов-синонимов, их толкование и примеры из литературных произведений.
- Давайте выберем наиболее подходящие синонимы к тексту. ( записать на доске Давний, старинный, ветхий, древний. ) -Откорректируйте текст с помощью отобранных слов-синонимов и запишите его. СЛАЙД 3 Проверь себя Старый человек любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных обычаях, а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете ветхую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в древние времена их было не меньше. 6)-Прочитайте слова третьей группы. Как называются слова этой группы? - В каких словарях мы можем узнать, что у слова есть омоним? Демонстрация словаря омонимов и толкового словаря. -Найдите в толковом словаре значения омонимов слова «овсянка» 7) Задание -Приведите свои примеры 8. Прочитайте информацию в рубрике «Узелки на память». Что вы можете сказать о ваших знаниях? | Повторение понятий синонимы, антонимы, омонимы Учащиеся проговаривают ответы на данные вопросы по кругу 1 раз Читают задание к упражнению. Читают слова первой группы -Синонимы -В словаре антонимов. Подбирают антонимы и составляют предложение. Читают слова, дают ответ (слова синонимы) -Словарь синонимов. Читают текст. Обсуждают. - В тексте повторяется одно и то же слово “старый”. - Чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов нужно использовать синонимы. Синонимы обогащают нашу речь, делают её более яркой, образной и выразительной, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе. Работа со словарями синонимов Давний, старинный, ветхий, древний. Читают слова, дают ответ ( слова омонимы) - В словаре омонимов и в толковом словаре. Подбирают омонимы к слову «овсянка» (каша, птица) Читают информацию на стр. 87. (Знаем, какие слова называются синонимами, антонимами и омонимами и можем работать со словарями) | Умение выдвигать гипотезы на основе учебного материала; участвовать в решении учебной задачи; | Умение раскрывать значение понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы» и использовать их в активном словаре; определять условие проверки и обосновывать своё мнение. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | |||
6.Первичная проверка понимания | Физкультминутка -Я говорю вам слова антонимы Если вы со мной согласны, то вы все встаёте, если нет - сидите. Близкий –далекий Большой – великий Большой - маленький Восход – закат Слух –молва Зацветать - отцветать Подлинный –настоящий Натуральный - поддельный | Ученики слушают, выполняют задание. + - + - + - + | Умение выполнять учебное задание, используя правило; выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;
| Умение структурировать знания. | Умение адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания. | |||
7.Применение новых знаний | Работа по учебнику на стр.86 упр.139 1) -Внимательно прочитайте задание к упражнению. -Кто не понял задание? -Выполняем задание самостоятельно. 2) Взаимопроверка. СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ ( 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных карточках и по окончании одновременно передают друг другу) - Поменяйтесь тетрадями с партнерами по лицу, возьмите ручки с зеленой пастой, проверьте по образцу. Слайд № 2 -Поблагодарите партнера за работу. | Читают задание, выполняют самостоятельно. Проводят взаимопроверку. Ошибки исправляют зеленым цветом. | Умение анализировать, находить существенные признаки, контролировать, оценивать, вносить коррективы
| Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач; самостоятельно создавать способы решения проблем | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. | |||
8.Рефлексия учебной деятельности | 1) Работа в группе. -Возьмите конверт №2 и завершите заполнение таблицы «Словари» 2) Проверка задания. -Если согласны с ответом, то хлопаете, если нет, то топаете 3)Графический диктант (если останется время) - Послушайте предложения и запишите в строчку одной буквой, какие слова в них употреблены: С-синонимы, А-антонимы, О- омонимы. 1)В глаза хвалит, а за глаза –бранит. 2) Жди горя от моря, а беды от воды. 3) Где умному горе, там глупому веселье. 4) Добрый плачет от радости, а злой от зависти. 5) Солнце на ели, а мы еще не ели. 6) Лодырь и бездельник –им праздник и в понедельник 7) Ученье свет, а неученье – тьма. 4. Самопроверка -Возьмите ручки с зеленой пастой. Исправьте ошибки. | Наклеивают названия словаря и его описание (о словарях синонимы, антонимы, омонимы) Группы по очереди читают определения. А С А А О. С А АСААОСА | Умение выполнять учебное задание, используя правило; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
| Умение раскрывать значение понятия «синоним, «антоним», «омоним» и использовать его в активном словаре; обосновывать своё мнение. | Умение интегрироваться в группу и строить продуктивное сотрудничество , владение монологической и диалогической формами речи | |||
9.Подведение итогов урока. | -Какие задачи мы ставили в начале урока? -Что вы узнали на уроке ? -Что такое антонимы ? -Что такое синонимы? -Чем они могут различаться ? -Что такое омонимы ? -Как их распознать в словаре ? -Выполнили ли задачи урока? | -Повторить о син., ант, омон. -Научиться употреблять их в речи. -Расширять словарный запас. | Умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; — оценивать результат собственной деятельности. | Умение составлять целое из частей, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждения | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | |||
10. Домашнее задание | Стр. 87-повторить правило, стр. 89 упр. 146 | Записывают задание в дневниках. | Умение планировать своё действие в соответствии с учебным заданием. | Умение использовать приобретённые знания при выполнении задания | Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую |
Литература:
1. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
Русский язык. Учебник для 4-го класса общеобразовательной школы. – Изд. 2-е, перераб. – М. : Просвещение - 2012 ;
(Академический школьный учебник «Перспектива».) в 2-х частях.
2. О.Е.Жиренко, Л.И. Гайдина «Учим русский с увлечением». Развитие реч:1-4 класс, 2-ое издание-М: 5 за знания 2009.- в 2-х частях.
3. Картинки и информация - интернет ресурсы -