12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щербакова Т.В.45

Технологическая карта урока «Синонимы, антонимы, омонимы» (УМК «Перспектива»).

Щербакова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Алгасовская СОШ» Моршанского района Тамбовской области

Учебный предмет

Русский язык

 

Класс

4

 

Цель урока

1. Создание условия для раскрытия значения понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы» и умения использовать их в активном словаре.

2.Формирование коммуникативных умений.

3. Формирование умения определять отличия синонимов, антонимов, омонимов и обосновывать своё мнение.

 

Основные понятия, термины

Синонимы, антонимы, омонимы.

 

Метапредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, русский язык

 

Тип урока

повторение изученного материала

 

Планируемый результат

 

Предметный:

- соотносить название термина и его значение;

- определять и писать название группы слов;

- писать синонимический ряд слов, используя слова для выбора;

- определять и писать к слову синоним, используя слова для выбора;

- выписывать парами антонимы из предложенных слов;

- выделять слова-омонимы из текста .

Личностный:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к изучению языка;

Метапредметный:

Регулятивные УУД:

- выполнять самопроверку учебного задания;

- выполнять взаимопроверку при работе в группе, паре.

Познавательные УУД:

- раскрывать значение понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы», использовать их в активном словаре;

- определять отличия синонимов, антонимов, омонимов и обосновывать своё мнение.

Коммуникативные УУД:

- формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности;

 

Организация пространства

 

Формы работы

Ресурсы

 

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах, группах

Климанова, «Русский язык», ч.1, ч.1, ноутбук, магнитная доска, меловая доска, словари .презентация

Конверт №1, №2 с заданиями для п.2, 8.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Организационный

(этап мотивации)

Поговорим?

О разном и о прочем.

И хорошо не очень.

а что-то мне известно.

Поговорим.

-Вы сидите за столом в группах.

За каждым столом (2 стола) сидят по пять учеников.

-Поднимите, пожалуйста, правую руку ученики под номером один.

-Встаньте ученики под номером два.

-Поднимите левую руку ученики под номером три.

-Поднимите обе руки ученики под номером четыре.

-Ученики под номером пять, встаньте и поприветствуйте одноклассников и гостей (определение партнера по лицу, партнера по плечу).

-Давайте поприветствуем партнёра по плечу, и партнёра по лицу

Поговорим.

О том, что в жизни хорошо:

Ведь что-то знаем мы:

Поговорим?

Нам будет интересно.

Слушают, выполняют задания учителя.

Умение мобилизоваться для

выполнения работы.

Умение принимать и сохранять информацию

Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.Актуализация опорных знаний и умений

1)Чистописание.

-Запишите буквы, данные в тетрадях. Запишите число, «классная работа».

2) Работа в группе

( учащиеся по очереди выполняют работу по кругу на одном (для группы) листе бумаги

-Перед вами лежит конверт № 1, в котором даны названия словарей и краткое описание словаря. Вам надо, прочитав описание, найти название словаря, наклеить на таблицу «Словари».

ПРОВЕРКА Слайд 1.

Выполняют задание, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат

 

В команде ребята обсуждают виды  словарей, объясняют . наклеивают

Умение осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы

Умение структурировать знания, анализировать объекты с целью выделения признаков, выбирать основания и критерии для классификации объектов, осознанно выстраивать высказывания в устной форме

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принять другую

3. Постановка учебной проблемы

-Послушайте стихотворение Б.Бобылевой.

Гиппопотама бегемот 
однажды повстречал: 
- Вы кто? – спросил. 
- Я бегемот, - 
Гиппопотам сказал. 
Тут возмутился бегемот: 
- Кто ж я тогда такой?! 
- А вы, - ему ответил тот, - 
Гиппопотам простой. 
Гиппопотаму бегемот 
Сказал: "Вы просто лжец!" 
С гиппопотамом бегемот 
рассорился вконец. 
Они уже который год 
И здесь шумят и там – 
Все не решат: 
Кто бегемот, 
А кто гиппопотам.

- Как вы думаете, был ли смысл ссориться персонажам стихотворения и почему?

-Обсудите в группе и скажите, как называются слова, близкие по значению?

-отвечает ученик под №4

-А теперь послушайте стихотворение –загадку Н.Найденовой и назовите слова, противоположные по смыслу.

Бывает он в холод, 
Бывает он в зной, 
Бывает он добрый, 
Бывает он злой. 
В открытые окна 
Нежданно влетит, 
То что-то прошепчет, 
То вдруг загудит, 
Притихнет, умчится, 
Примчится опять, 
То вздумает по морю 
Волны гонять…

-Обсудите в группе и скажите, как называются слова, противопо - ложные по смыслу?

-Отвечает ученик под №3

- А теперь ответьте на такие вопросы:

- Что бывает подземным, гаечным, скрипичным?

- Отгадайте загадку.

Со мной ходи стрельбе учиться,

И на гряде меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А также попадаю в щи.

-Что это за слова?

Трое учеников читают стихотворение

Б.Бобылевой по ролям

-Нет. Им не было смысла ссориться, потому что слова гиппопотам и бегемот обозначают одно и то же животное.

Обсуждают в группе.

- Слова, близкие по значению, называются синонимами.

(Ветер).

Холод-зной

Добрый-злой

Загудит-притихнет

Умчится-примчится

Обсуждают в группе.

- Слова, противоп-е по смыслу, называются антонимами.

- Ключ

- Лук

-Слова – тёзки.

Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению.

Умение определять последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить

Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

4.Форму лирова ние про блемы, планиро вание

деятель ности

- О каких словах мы будем говорить на уроке? Сформулируйте задачи урока.

- Каковы пути решения этой проблемы?

-Синонимы, антонимы, омонимы.

-Повторить о син.,ант., омон.

-Узнать , какую роль играют эти слова в русском языке.

-Научиться употреблять их речи.

- Расширять словарный запас, больше читать, выполнять упражнения.

Умение формулировать тему урока, планировать пути решения проблемы, прогнозировать.

 

Умение решать проблемы,

строить логическую цепь рассуждений, доказывать, выдвигать мнение их обоснование.

Умение сотрудничать в поиске и выборе информации.

5.Откры тие нового знания

Работа по учебнику

1.Прочитайте сообщение Совенка на стр. 86 (повторение понятий синонимы, антонимы, омонимы)

СИНГЛ РАУНД РОБИН

2. Упр.138 стр.86

1)-Прочитайте задание к упражнению.

 

2) -Прочитайте слова первой группы.

- Как называются слова этой группы?

-Как вы думаете, где можно найти антоним к слову?

Демонстрация словаря антонимов

3) Задание

-Подберите свою пару антонимов и составьте с ней предложение. Для этого можете обратиться к словарю.

4) -Прочитайте слова 2-й группы и скажите, как называются слова этой группы?

-Как называется словарь, в котором можно найти синонимы к слову?

 

Демонстрация словаря синонимов.

5) Задание - Прочитайте текст.

Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.

- Обсудите с партнером по плечу и скажите, какую ошибку допустил автор?

- Вам знакома такая ситуация, когда человек повторяется? А вы в своей речи употребляете часто одно и тоже слово?

- Подумайте, что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов.

- Вернёмся к тексту. Попробуйте подобрать синонимы к слову «старый».

- Подобрать синоним к слову поможет словарь синонимов русского языка. Помним, что все слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Каждая словарная статья представляет собой перечень слов-синонимов, их толкование и примеры из литературных произведений.

 

- Давайте выберем наиболее подходящие синонимы к тексту.

( записать на доске Давний, старинный, ветхий, древний. )

-Откорректируйте текст с помощью отобранных слов-синонимов и запишите его.

СЛАЙД 3

Проверь себя

Старый человек любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных обычаях, а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете ветхую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в древние времена их было не меньше.

6)-Прочитайте слова третьей группы. Как называются слова этой группы?

- В каких словарях мы можем узнать, что у слова есть омоним?

Демонстрация словаря омонимов и толкового словаря.

-Найдите в толковом словаре значения омонимов слова «овсянка»

7) Задание

-Приведите свои примеры

8. Прочитайте информацию в рубрике «Узелки на память». Что вы можете сказать о ваших знаниях?

Повторение понятий синонимы, антонимы, омонимы

Учащиеся проговаривают ответы на данные вопросы по кругу 1 раз

Читают задание к упражнению.

Читают слова первой группы

-Синонимы

-В словаре антонимов.

Подбирают антонимы и составляют предложение.

Читают слова, дают ответ (слова синонимы)

-Словарь синонимов.

Читают текст.

Обсуждают.

- В тексте повторяется одно и то же слово “старый”.

- Чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов нужно использовать синонимы. Синонимы обогащают нашу речь, делают её более яркой, образной и выразительной, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе.

Работа со словарями синонимов

Давний, старинный, ветхий, древний.

Читают слова, дают ответ ( слова омонимы)

- В словаре омонимов и в толковом словаре.

Подбирают омонимы к слову «овсянка» (каша, птица)

Читают информацию на стр. 87.

(Знаем, какие слова называются синонимами, антонимами и омонимами и можем работать со словарями)

Умение выдвигать гипотезы на основе учебного материала;

участвовать в решении учебной задачи;

Умение раскрывать значение понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы» и использовать их в активном словаре;

определять условие проверки и обосновывать своё мнение.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6.Первичная проверка понимания

Физкультминутка

-Я говорю вам слова антонимы Если вы со мной согласны, то вы все встаёте, если нет - сидите.

Близкий –далекий

Большой – великий

Большой - маленький

Восход – закат

Слух –молва

Зацветать - отцветать

Подлинный –настоящий

Натуральный - поддельный

Ученики слушают, выполняют задание.

+

-
+

+

-

+

-

+

Умение  выполнять учебное задание, используя правило;

 выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;

 

Умение структурировать знания.

Умение адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.

7.Применение новых знаний

Работа по учебнику на стр.86 упр.139

1) -Внимательно прочитайте задание к упражнению.

-Кто не понял задание?

-Выполняем задание самостоятельно.

2) Взаимопроверка.

СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ ( 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных карточках и по окончании одновременно передают друг другу)

- Поменяйтесь тетрадями с партнерами по лицу, возьмите ручки с зеленой пастой, проверьте по образцу. Слайд № 2

-Поблагодарите партнера за работу.

Читают задание, выполняют самостоятельно.

Проводят взаимопроверку.

Ошибки исправляют зеленым цветом.

Умение анализировать, находить существенные признаки, контролировать, оценивать, вносить коррективы

 

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач; самостоятельно создавать способы решения проблем

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

8.Рефлексия учебной деятельности

1) Работа в группе.

-Возьмите конверт №2 и завершите заполнение таблицы «Словари»

2) Проверка задания.

-Если согласны с ответом, то хлопаете, если нет, то топаете

3)Графический диктант (если останется время)

- Послушайте предложения и запишите в строчку одной буквой, какие слова в них употреблены:

С-синонимы, А-антонимы, О- омонимы.

1)В глаза хвалит, а за глаза –бранит.

2) Жди горя от моря, а беды от воды.

3) Где умному горе, там глупому веселье.

4) Добрый плачет от радости, а злой от зависти.

5) Солнце на ели, а мы еще не ели.

6) Лодырь и бездельник –им праздник и в понедельник

7) Ученье свет, а неученье – тьма.

4. Самопроверка

-Возьмите ручки с зеленой пастой. Исправьте ошибки.

Наклеивают названия словаря и его описание (о словарях синонимы, антонимы, омонимы)

Группы по очереди читают определения.

А

С

А

А

О.

С

А

АСААОСА

Умение выполнять учебное задание, используя правило;

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

 

Умение раскрывать значение понятия «синоним, «антоним», «омоним» и использовать его в активном словаре;

обосновывать своё мнение.

Умение интегрироваться в группу и строить продуктивное сотрудничество , владение монологической и диалогической формами речи

9.Подведение итогов урока.

-Какие задачи мы ставили в начале урока?

-Что вы узнали на уроке ?

-Что такое антонимы ?

-Что такое синонимы?

-Чем они могут различаться ?

-Что такое омонимы ?

-Как их распознать в словаре ?

-Выполнили ли задачи урока?

-Повторить о син., ант, омон.

-Научиться употреблять их в речи.

-Расширять словарный запас.

Умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Умение составлять целое из частей, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждения

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

10. Домашнее задание

Стр. 87-повторить правило,

стр. 89 упр. 146

Записывают задание в дневниках.

Умение планировать своё действие в соответствии с учебным заданием.

Умение использовать приобретённые знания при выполнении задания

Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую

 

Литература:

1. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Русский язык. Учебник для 4-го класса общеобразовательной школы. – Изд. 2-е, перераб. – М. : Просвещение - 2012 ;

(Академический школьный учебник «Перспектива».) в 2-х частях.

2. О.Е.Жиренко, Л.И. Гайдина «Учим русский с увлечением». Развитие реч:1-4 класс, 2-ое издание-М: 5 за знания 2009.- в 2-х частях.

3. Картинки и информация - интернет ресурсы - http://www.bukhara.uz /

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.