12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щелева Галина Яковлевна51
учитель истории и обществознания
Россия, Челябинская обл., с.Карсы, Троицкий район

31


Челябинская область

Троицкий муниципальный район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карсинская средняя общеобразовательная школа»


Тема проекта:

«Страницы истории пионерского движения»



Подготовила:

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ,

ученица 9 класса

МБОУ «Карсинская СОШ»

Руководитель:

Щелева Галина Яковлевна,

учитель истории МБОУ «Карсинская СОШ»


село Карсы Троицкого муниципального района – 2019г.


Оглавление


Введение…………………………………………………………………………………3-4



Глава 1

Истоки детского и молодежного движения……………………………………… 5

Структура Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина………5-6

Основные вехи истории пионерского движения………….………....................7-10

Глава 2

2.1. Деятельность пионерской организации в селе Карсы…………........................10-14

2.2. История детского движения продолжается……………………………………..14-15



Заключение……………………………………………………………………………..15

Приложения ……………………………………………………………………………16-29

Список использованных источников………………………………………………..30


Введение

Взвейтесь кострами, синие ночи,

Мы Пионеры — дети рабочих!

Близится эра светлых годов,

Клич пионеров — всегда будь готов!

В мае 2017 года исполнилось 95 лет Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина.

Юное поколение очень мало знает о Всесоюзной пионерской организации. Наши родители, бабушки и дедушки прошли через пионерскую организацию и большинство из них отзываются о своих пионерских годах с теплотой и полагают, что «организация подобная пионерской» была бы нужна и сейчас. Когда слушаешь «бывших пионеров», ощущаешь, с какой теплотой и ностальгией они говорят об этом, понимаешь, что пионерия была главным составляющим их школьной жизни.

С середины 90-х годов XX века в России началось активное возрождение детских общественных объединений. Сегодня детские организации самые разные, их – тысячи, и работают они по разным программам. Но есть то, что всех их объединяет – организация, из которой вышли наши отцы и деды, ее богатейший опыт, ее лучшие традиции и находки.

Думаю, для каждого интересно узнать что-то из прошлого своих родителей. Именно так я увлеклась историей пионерии, в очередной раз попросив родителей рассказать что-нибудь из своего детства. Когда ты слушаешь «бывших пионеров», ощущаешь, с какой теплотой они говорят об этом, и понимаешь, что пионерия была важной составляющей их школьной жизни.

Актуальность моего исследования заключается в том, что с воспитанием подрастающего поколения связываются судьба и развитие России. Изучение опыта пионерского движения на различных исторических этапах и в целом на протяжении истории страны и общества является полезным и нужным.

Цель моего исследования: познакомиться с историей детского движения в России, с деятельностью пионеров в моем селе.

Объект исследования - история становления и развития детского движения в России.

Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:

Изучить историю создания Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина.

Познакомиться со структурой, символами и атрибутами Всесоюзной пионерской организации.

3.Выявить значение пионерской деятельности в определенный период жизни общества;

4.Провести исследование о деятельности детской пионерской организации в нашей школе.

При написании исследовательской работы мною были использованы следующие источники:

1.Статьи из газет и журналов о пионерской организации; кинофильмы о пионерах.

2.Статьи из интернета о пионерах-героях, о деятельности пионеров;

3.Воспоминания учителей и бывших школьников-пионеров;

4.Документы и фотографии из школьного и личного архивов.

В своем исследовании я выдвигаю гипотезу: будущее общества зависит от того, какими будут дети. В детских организациях они воспитываются активными гражданами и патриотами своей страны.


Глава I

Истоки детского и молодёжного движения

Когда начинаешь изучать какое-либо общественное явление, необходимо выяснить, а каковы его источники? Почему это считается важным? Именно в источниках закладывается основа и база любой, значимой для общества деятельности.

Обратимся к истории развития детского движения в нашей стране. Начинается оно с 1917 года. Это революция, коренные изменения в жизни Российского государства, всех народов, проживающих на его территории. За этими грандиозными событиями молодое советское государство не забывает о тех, кому затем продолжать начатое - о детях. Государство проявляло заботу о детях, подростках. Это создание рабочих отрядов молодёжи, агитбригад, коммуны Ф. Дзержинского и А. Макаренко, а затем уже в государственных масштабах - октябрятских, пионерских и комсомольских организаций. Первые лица государства занимались вопросами организации детей (например, Н.К.Крупская).

На Южном Урале, как и по всей стране, в далёком 1917году, в Екатеринбурге, Челябинске, Миньяре, Златоусте и других городах возникли социалистические союзы молодёжи. В Челябинске организатором и вожаком рабочей молодёжи стал сын грузчика Костя Монаков. Был образован комитет союза. Партийную организацию в комитете представлял Е.Л.Васенко, избранный на собрании почётным членом молодёжной организации. Ценность всего этого процесса в том, что красной линией в нём проходят идеи коллективизма, служения Родине, подготовки подрастающего поколения к самоотверженному труду на благо общества. Главными принципами в детском движении всегда были: справедливость, равенство, дружба, соучастие в решении государственных задач. Важное было и то, что при решении довольно сложных задач, стоящих перед детской организацией её деятельность всегда была овеяна романтикой.


1.2. Структура Всероссийской пионерской организации имени В.И.Ленина

В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака. 23 января 1924 года экстренный пленум ЦК РКСМ принял постановление о переименовании всех детских коммунистических организаций страны в единую организацию юных пионеров имени В.И.Ленина. В 1925-1926 годах пионерские организации стали повсеместно формироваться на базе школ. К началу 1925 года в СССР по официальным данным насчитывалось до полутора миллионов пионеров.

Пионерская организация в СССР была массовой. В пионеры, как правило, принимались дети, начиная с 9-летнего возраста (обычно в 3-4 классах советской средней школы) и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов. Случались отказы по религиозным соображениям.

Структура Пионерской организации была следующей:

Звено объединяло 5 - 10 пионеров. В него входили ребята, которые увлечены одним делом, дружили друг с другом, жили в одном доме или на одной улице. Во главе звена - звеньевой, который избирается один раз в год.

Отряд - это 30 - 40 пионеров, обычно класс общеобразовательной школы, председатель совета отряда – пионер, избранный отрядом. Это самая боевая единица пионерской организации, но для этого необходимо, чтобы отряд был дружным, сплоченным пионерским коллективом. Отряды создавались в дружине, где больше двадцати пионеров. Отряд выбирает отрядную пионерскую песню и речёвку. Он вёл пионерскую летопись -дневник отрядных дел.

Дружина - пионерская организация школы, председатель совета дружины - пионервожатый или молодой педагог-комсомолец.

Районная пионерская организация - все отряды и дружины учебных заведений района, возглавляет председатель совета районной пионерской организации.

Областная пионерская организация - все отряды и дружины, районные организации области, возглавляет председатель совета областной пионерской организации.

Пионерский сбор - высший орган отряда. Он проходит не реже одного раза в месяц. На сборе принимали в организацию новых членов, давали пионерские поручения, спрашивали отчет за их выполнение, намечали новые планы. Принятое коллективно решение пионерского сбора было обязательным для всех пионеров.


1.3. Основные вехи истории пионерии

В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака. 23 января 1924 года экстренный пленум ЦК РКСМ принял постановление о переименовании всех детских коммунистических организаций страны в единую организацию юных пионеров имени В.И.Ленина. В 1925-1926 годах пионерские организации стали повсеместно формироваться на базе школ. К началу 1925 года в СССР по официальным данным насчитывалось до полутора миллионов пионеров.

Пионерская организация в СССР была массовой. В пионеры, как правило, принимались дети, начиная с 9-летнего возраста (обычно в 3-4 классах советской средней школы) и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети.

В двадцатые годы пионеры принимали активное участие в борьбе за ликвидацию неграмотности и беспризорности. Создавались форпосты пионеров и пионербазы.

В 1924 году при пионерских отрядах создаются группы октябрят, начинают издаваться журналы «Пионер» и «Вожатый».

6 марта 1925 года вышел первый номер газеты «Пионерская правда».

В 1932 году по призыву коммунистической партии пионеры включаются в движение «Узнаем свою страну». Были организованы четыре Всесоюзные пионерские экспедиции.

Первая экспедиция отправилась в путешествие по Казахстану на верблюдах. Пионеры собрали богаты гербарий и много семян засухоустойчивых дикорастущих растений.

Вторая Всесоюзная пионерская экспедиция - пионеры путешествовали в походных тачанках и верхом на конях по Северному Кавказу. Ребята собирали и изучали лекарственные растения и полезные ископаемые.

Третью Всесоюзная пионерская экспедиция пионеры совершили на лодках путешествие по Волге от Ярославля до Костромы. В пути пионеры исследовали прибрежные пастбища в поисках дикорастущих кормовых трав.

Во время четвертой Всесоюзной экспедиции пионеры отправились по заданию И.В. Мичурина. Летом они прошли на Алтае по таежному бездорожью свыше пятисот километров, обнаружили тридцать видов морозоустойчивого лука, до двадцати видов крыжовника и черной смородины, десять видов малины.

В 1940 году вышла книга А. Гайдара «Тимур и его команда». В стране начинается тимуровское движение.

История пионерской организации знает немало пионеров, которые бесстрашно боролись с врагами Родины в годы Великой Отечественной войны. Их имена являлись для всех пионеров страны примером беззаветной любви и преданности Родине. Картотека детей – героев, хранящаяся в кабинете истории Всесоюзной пионерской организации при Московском Дворце пионеров, насчитывает более 6 тысяч имен. В действительности пионеров, совершивших в разное время подвиги, насчитывается десятки тысяч.

Война объединила всех детей в единый боевой лагерь. Пионеры обещая выполнить свой долг перед родиной, включались в общенародную помощь фронту. Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, пионеры Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи пионеров награждены орденами и медалями.
Маршал Советского Союза И. Баграмян вспоминает: «Думая о пережитом, о суровых годах гражданской и Великой Отечественной войн, я часто вспоминаю девчонок и мальчишек. Голодных и промерзших, их приводили в штабные землянки. Их вело в бой непреодолимое желание быть похожими на настоящих солдат, быть советскими воинами. Пусть всегда будут в нашей памяти мальчишки и девчонки времен войны. Честь и слава им!»

В районах, временно захваченных гитлеровцами, юные пионеры на деле доказали любовь и безграничную преданность своей Советской Родине. Всеми возможными способами боролись они с врагами. Тысячи пионеров были партизанскими разведчиками и связными, вместе со взрослыми укрывали от фашистов наших раненых, помогали подпольщикам.

Зимой 1941 – 1942 г.г. пионеры выступили с призывом начать сбор теплых вещей для советских воинов.

29 мая 1942 г. ЦК ВЛКСМ призвал пионеров собирать дикорастущие полезные растения. За первые три года войны ребята собрали 240 784 тонны дикорастущих растений.

8 ноября 1942 года был проведен Всесоюзный воскресник «Пионеры – фронту»:

Заготовлено 74943,3 куб.м дров для школ и семей фронтовиков;

Собрано 4268,1 тонны металлолома; 355,4 тонны дикорастущих и лекарственных растений; 2719 пудов колосьев;

Перебрано 2388,5 тонны овощей;

Утеплено 565 школ и 172 скотных двора;

Заскирдовано 50 тонн хлеба;

Отгружено 297 тонн угля и 63 тонны торфа;

Очищено 29 тысяч кв. м железнодорожных путей от снега.

В госпиталях пионеры помогали ухаживать за ранеными, писали письма их родным, выступали с концертами.

За подвиги в борьбе против фашистских захватчиков тысячи ребят были награждены орденами и медалями Советского Союза:

20 000 – пионеров столицы награждены медалью «За оборону Москвы»;

15 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».

После войны пионеры боролись за высокое качество знаний, укрепляли дисциплину в школе, развивали интерес к науке и технике. Широко развернулось движение юных натуралистов. В пионерских отрядах ребята овладевали полезными трудовыми навыками. Они помогали взрослым восстанавливать народное хозяйство, ремонтировали школы, собирали металлолом, работали на колхозных полях, озеленяли дороги, сажали пионерские сады и парки.

Тысячи пионерских отрядов отправляются в путешествие по родному краю, знакомясь с героическим прошлым нашей страны и ее настоящим. Начинается движение пионерских отрядов под девизом «Украсим Родину садами!». Юные садоводы высаживают фруктовые сады и декоративные деревья, разбивают цветники и аллеи, озеленяют дороги. В школах создаются ленинские музеи, залы, комнаты и уголки боевой славы.

В 1964 году по инициативе газеты «Пионерская правда» открылись клубы «Кожаный мяч» и «Золотая шайба», а в 1967 году начинается Всесоюзная пионерская военно-спортивная игра «Зарница».

Пионерская организация являлась важным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Вместе со школой, семьей и общественностью она активно участвовала в решении задач становлении и всестороннем развитии юных граждан. История советской пионерии неотделима от героической истории нашего народа.

В 70-80-х годах пионеры активно участвовали в сборе металлолома и макулатуры. В 1981-85 годах пионеры собрали 3,5 млн. тонн металлолома, 2 млн тонн макулатуры (операция «Миллион –Родине»), 175 тысяч тонн лекарственных трав и дикорастущих плодов (операция «Зеленая аптека»).

В середине 80-х годов предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана.

Октябрь 1990 года - Преемник пионерской организации -  «Союз пионерских организаций - Федерация детских союзов» - международный добровольный независимый союз, объединяющий детские общественные организации, ассоциации и другие общественные объединения, образованные с участием детей и в их интересах.

Сегодня вновь делаются попытки возродить организованное детское движение по всей стране, но это очень трудное дело.

Глава II

2.1. Деятельность пионерской организации в селе Карсы

Исторические события становятся более значимыми и весомыми когда подтверждаются фактами. Поэтому, изучив теорию вопроса, я обратилась к материалам школьного музея. Работая с ними, я просто с головой окунулась в историю школы и детского движения.

Самое важное, что я для себя выявила - это связь изученной мною теории с реальными событиями из жизни моих родителей, односельчан, бывших учеников нашей школы.

Вот что рассказала о своем пионерском детстве старейшая жительница нашего села Рукавишникова Антонина Андреевна:

«Я вступила в пионеры в 1938 году. В это время галстуков не было, шили галстуки сами из красного сатина. Один конец наматывали на палец, а второй продевали в намотанный. Сборы в нашем классе были редкими, но ребята на них были очень активными. Во времена войны мы ходили в поля и помогали колхозу в уборке урожая. Собирали колоски, переворачивали валки, пололи пшеницу. Наш пионерский отряд был очень дружный. Ходили в походы, пилили дрова и топили в школе печь. Занимались ликвидацией неграмотности среди переселенцев. Обучали их читать и писать. Выступали с художественной самодеятельностью перед населением, выстраивая пирамиды, ставя постановки. Принимали участие в спортивных играх, собирали металлолом, макулатуру, золу и кости, куриный помет для удобрения полей».

На военное лихолетье пришлось пионерское детство Шот Елены Дмитриевны (род. в 1932г.): «В пионеры я вступила в 1940г. На каждой церемонии посвящения в пионеры присутствовали председатель колxоза и секретарь из районного комсомола. После принесения клятвы пионера они вручали нам сатиновые галстуки. Это было очень почетно. Кончено же, чтобы вступить в пионеры, надо было отлично учиться и быть активным. Во время войны мы часто помогали колxозу. Пололи траву, собирали колоски, косили сено, пасли телят. Приходилось пилить лес, чтобы для школы заготовить дрова. Трудное было время. Часто мы xодили в поxоды, обязательно со знаменем, барабаном, горном. Пели разные песни, могие я помню наизусть до сих пор. Устраивали пионеры на разные праздники большие концерты. В комсомол я вступила в 1944г. В школе был организован комсомольский кружок. Мы xодили в лес, разжигали большой костер, выкладывали звезду из xвороста, и там проводили посвящение. Однажды помню была я звеньевым, у меня был целый класс ребят. И вот мой четвертый класс 1 июня отправили в поездку, которую организовал председатель колхоза. Нам дали автобус на целый день, и мы поехали в Челябинский развлекательный парк. Теперь часто вспоминаю свое детство и понимаю, что пионерия много значила для меня».

О своем пионерском детстве вспоминает Морозова Татьяна Александровна:

«Мое поколение - это пионеры начала 70-х годов. Хорошо помню, как отмечали День пионерии: с флагом дружины имени Николая Томина, под звуки горна и барабана, проходили по селу от школы до клуба, а потом по улице Восточной шли в Грачиный колок (так называли небольшой лес на окраине села). Там проводили кросс, жгли пионерский костер, вместе с учителями пели пионерские песни. Из самых активных старших ребят выбирали вожатых. Я тоже была в школе старшей пионервожатой и мы вместе с ребятами собирали металлолом, макулатуру, проводили сборы отрядов и дружины посвященные важным датам. Каждый отряд носил имя какого-то героя (пионера или комсомольца), на классных часах изучали его биографию, его подвиг. Наш классный пионерский отряд носил имя Александра Матросова, а дружина – Николая Дмитриевича Томина. Очень любили выпускать школьные стенгазеты, и не только к праздничным датам, в них обязательно хвалили лучших и просмеивали драчунов или за двоечников. Свое пионерское детство я вспоминаю с удовольствием, через коллективные дела в нас воспитывали такие черты характера как ответственность, дружелюбие, взаимопомощь, честность».

Фаткуллина Антонина Анатольевна за отличную учебу в 1973 году была награждена поездкой в самый лучший в стране пионерский лагерь «Артек». Ее воспоминания так свежи, как будто это было совсем недавно. Вот что я услышала:

«Всесоюзный пионерский лагерь Артек – мечта каждого пионера в нашем далеком детстве. И я попала в число тех счастливчиков, которым выпала возможность побывать там. В 1973 году я училась в 5-м классе, за отличную учебу и активное участие в жизни школы мне вручили путевку в Артек! Мне казалось, что счастливее меня нет человека на свете.

Делегацию от Челябинской области для поездки в Артек собирали во Дворце пионеров на Алом поле. Со всей области, на отдых в лагерь на смену с 20 мая до 15 июня направлялось 70 детей. Многое для меня тогда было впервые. Я первый раз уезжала так далеко от дома, я впервые видела море, красивую южную растительность. Больше всего поразили кипарисы, эти стройные деревья были усыпаны шишками, а мне казалось, что это бутоны и скоро они расцветут чудесными цветами.

Артек располагался в Крыму, на берегу Черного моря, у подножия горы Аю-даг или Медведь-горы. Она действительно похожа на огромного медведя, наклонившегося к морю, чтобы попить воды. Артек занимал огромную площадь. Тогда я узнала, что он на самом деле состоит из семи пионерских лагерей и каждый имеет свое название. Нас разместили в пионерском лагере с именем «Прибрежный». Сам лагерь состоял из нескольких дружин, каждая тоже имела свое название. Дружина, в которую я попала, называлась «Озёрная» и состояла из пяти зданий- корпусов, называвшихся по именам озер: Ильмень, Балхаш, Севан, Селигер, Байкал. Наш 8-й отряд горнистов и барабанщиков (такие обязанности нам поручили) располагался в корпусе «Балхаш». Каждый день в Артеке был интересен. Мы ходили на экскурсии в другие лагеря Артека, мы покоряли гору Аю-даг, нас свозили в город Ялту, где мы посетили порт с огромными кораблями, также проводилось очень много соревнований и конкурсов между пионерскими отрядами. Только в море купаться было нельзя, т.к. вода была еще холодная.

Смена пролетела очень быстро. Я возвращалась домой, увозя с собой на память уголек с прощального Артековского костра, маленькую веточку кипариса и гладкий камушек с берега Черного моря. Я приобрела много друзей из разных уголков нашей большой страны. Конечно, мы обменялись адресами и писали друг другу письма, и когда расставались, договаривались обязательно встретиться всем отрядом после окончания школы. Но, со временем, связи были утрачены и встреча так и не состоялась…»

А вот что рассказала мне Солодовникова Нина Петровна нынешний директор школы, пионерка поколения 80-х: «В пионеры я вступила с 22 апреля 1984г. Для меня это была большая честь. Я долго готовилась к этому событию, учила законы и имена пионеров-героев. Галстук был из шелка и мы специально учились завязывать его красивым квадратным узлом. Запомнилось из пионерского детства как ходили в походы, проводили отрядные мероприятия, собирали металлолом, были «тимуровцами» и помогали пожилым людям. Чистили снег зимой, убирали мусор у двора, носили дрова».

Изучая воспоминания пионеров и архив школьного музея, я увидела следующую закономерность: вся деятельность организации проходит через Торжественное обещание пионеров: «Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Советскую Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия».

Пионеры проводили большую поисковую работу как следопыты: выявляли участников Великой Отечественной войны, составляли альбомы воспоминаний ветеранов, прикрепляли к их домам красные звездочки, оказывали тимуровскую помощь. Деятельность пионерских организаций была направлена на подготовку к активной жизненной позиции.

Изучив весь материал, я поняла, что детские организации очень важны в школьной жизни. Они учат детей уважать взрослых, быть трудолюбивыми, не бояться трудностей, достигать высокого уровня в учебе и жизни, учат горячо любить свою Родину. Я считаю, что детское движение должно развиваться в каждой школьной организации, так как оно формирует личность.


2.2. История детского движения продолжается

Основную идею детского движения сегодня можно сформулировать в следующих словах: «Сберечь себя для России и Россию – для себя!». В них тесно сплетаются две заботы: одна – о духовном и физическом совершенствовании человека, его выживании в новых экономических, экологических, социальных условиях; другая - о прошлом, настоящем и будущем России.

Именно в таком направлении была определена деятельность нашей школьной детской организации «Школьная страна». Образована она была в 1998 году. В нашей школе было разработано Положение о детской организации, Устав и программа её деятельности.

Времена, ценности, конечно же, меняются, а вместе с ними и дети. Но особенности подросткового периода жизни человека остаются. Это, как и раньше, желание активных, интересных дел. Поэтому в Положении «Школьной страны» основными задачами определены следующие: развитие творческих сил и повышение активности школьников в учении, труде, общественной работе; воспитание любви и дружбы, сплочение школьного коллектива, формирование активной жизненной позиции.

Члены детской организации участвуют в школьном самоуправлении, проводят различные культурно-массовые мероприятия, шефствуют над ветеранами труда и тыла, помогают пожилым людям.

Мы с ребятами также как и пионеры советских времен организуем помощь пожилым людям – чистим зимой снег, помогаем по домашнему хозяйству, поздравляем с праздниками; проводим субботники по уборке территорий вокруг школы и в селе; участвуем в концертах художественной самодеятельности; изучаем историю родного села.

Изучая материал по теме исследования я также узнала, что сейчас на государственном уровне в России действуют программы, акции, конкурсы по организации детей и подростков. В их названиях отражена и понятна цель, которую они преследуют: «Одарённые дети», «Патриотическое воспитание граждан РФ», «Моя страна - моя Россия», «Наследие предков - молодым», «Молодёжь и наука», «Дети и книги».

Забота о подрастающем поколении опять заняла достойное место в государственных делах. Это правильно, так и должно быть. История детского движения продолжается!


Заключение

Подводя итоги своих исследований, я пришла к выводу, что история пионерии – это история о сильной детской организации, объединявшей миллионы детей по всей стране. Пионеры внесли немалый вклад в развитие страны: помогали в уборке урожая, «боролись» с неграмотностью, поддерживали активную позицию в общественно-политической жизни страны, а особенно проявили себя во время войны. И доказательством того, что не все следует забывать из советского прошлого, служит то, что во многих городах и поселках нашей страны существуют детские организации, которые помогают учащимся занимать активную жизненную позицию и быть неравнодушными к тем, кто находиться рядом.

Материалы, собранные мною, стали основой для оформления стенда о пионерии в нашем школьном музее. Теперь ребята, посетившие музей могут ознакомиться с историей пионерского движения, с воспоминаниями бывших пионеров, увидеть фотодокументы. Я считаю, что пионерское движение – это светлая страница истории нашей страны. Хочется, чтобы и мои сверстники выросли патриотами своей Родины.

Я думаю, главное для детской организации - научить подростка жить именно в обществе, в коллективе, чтобы в дальнейшем он не потерялся как личность, чтобы радость приносили не только общие успехи, но и постепенный рост каждого, его вклад в общее дело.



Приложение


Символы и ритуалы в пионерской организации


  Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Председатель дружины имел красный галстук с желтой каймой. В довоенные годы одним из атрибутов пионерской формы был специальный зажим, которым скреплялись концы пионерского галстука. Атрибут этот был желательным, но не обязательным. Интересна символика зажима. Пять поленьев костра означают пять континентов. Три язычка пламени - Коминтерн (3-й Интернационал).

Значок пионеров был описан в Положении о детских коммунистических группах имени Спартака (старое название пионеров) от 28 августа 1923 года: на красном развевающемся флаге изображены серп и молот, горящий костер, девиз "Будь готов!".
14 декабря 1925 года появился второй вариант значка (на нём добавился мавзолей Ленина). В 1927 году на значке появилось изображение Ленина. В 1934 году значок вновь был изменён - девиз изменился на "Всегда готов!". В сентябре 1942 года значок принял форму пятиконечной звезды, в центре костёр и девиз "Всегда готов!". В 1944 году вместо костра в центре звезды появились серп и молот, а над звездой стали изображаться три языка пламени. В 1962 году был принят последний образец значка: в центре пятиконечной звезды - профиль Ленина, под ним девиз "Всегда готов!", над звездой три языка пламени. Существовали отрядные значки пионерии - красные с изображением пионерского значка.
 
Салют - приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных. 
 Пионер отдавал салют, находясь в строю и вне строя: при исполнении «Интернационала», Гимна Советского Союза и гимнов союзных республик, при ответе на пионерский девиз, по команде «Равнение на знамя!», «Равнение на флаг!», у Мавзолея, у памятников В. И. Ленину и памятников и обелисков павшим героям. При сдаче рапорта, при смене караула у знамени, при объявлении благодарности перед строем, награждении, при получении Красного знамени, отрядного флага или пионерских атрибутов, приветствуя воинский и пионерский строй. На параде, линейке, проходя мимо трибун, пионеры выполняли команду «Смирно!» с равнением направо или налево. Во время приветствия руководителей пионерской организации, почетных пионеров салют отдавали только ведущие колонну старший вожатый, председатель совета дружины, отрядные вожатые, председатели советов отрядов, ассистенты у знамени.
 
Пионерское знамя - красное полотнище, на котором  были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». К главному знамени Всесоюзной пионерской организации были приколоты два Ордена Ленина. Знамёна были даже у пионерских отрядов (на бытовом уровне это школьный класс) - красные с пионерским значком, номером отряда и почётным именем отряда. 
 
Отрядный флаг был символом чести и сплоченности пионеров, знак их принадлежности к конкретному пионерскому коллективу. С отрядным флагом пионеры выходили на сборы, линейки, парады, праздники, походы, экскурсий, трудовые дела. На марше флаговый шел непосредственно за вожатым и председателем совета отряда, впереди горниста и барабанщика. На воскреснике, туристском привале флаг устанавливался или закреплялся на видном месте.

Флаговый должен был уметь выполнять следующие команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!» Место хранения флага  находилось в пионерской комнате рядом со знаменем дружины. Здесь же, как правило, хранились горны и барабаны.
Названия  пионерские горн и барабан появились почти одновременно со словом «пионер». История этих музыкальных инструментов так же велика, как и история человечества. Но это нечто большее, чем просто музыкальные инструменты. Звуки горна и барабана - это призыв к пионерам, к их единению, к их деятельности, направленной на защиту Родины, служению добру, к поиску и утверждению справедливости.
 
Горн созывал пионеров сигналами: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. Горнист отряда - это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. На пионерской линейке место горниста было на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда - за флаговым.
 
Барабан сопровождал строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирал сбор или совет отряда) должен был уметь выполнять строевые приемы, исполнять «Марш», «Дробь».

 Законы пионеров Советского Союза должны были знать наизусть все пионеры.
Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер равняется на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества. 
Пионер лучший в учебе, труде и спорте.
Пионер  - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду. 
Пионер  - товарищ и вожатый октябрят.
Пионер  - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.


t1681153753aa.jpg



Торжественное обещание пионера Советского Союза: «Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза».


Торжественное обещание


Гимном пионерской организации считается «Марш юных пионеров» - советская пионерская песня, написанная в 1922 году двумя комсомольцами - пианистом Сергеем Кайдан-Дешкиным и поэтом Александром Жаровым:

Взвейтесь кострами, синие ночи! 
Мы пионеры - дети рабочих. 
Близится эра светлых годов. 
Клич пионера: "Всегда будь готов!"

Радостным шагом с песней веселой 
Мы выступаем за комсомолом.
Близится эра светлых годов. 
Клич пионера: "Всегда будь готов!"

Грянем мы дружно песнь удалую 
За пионеров семью мировую, 
Будем примером борьбы и трудов.
Клич пионера: "Всегда будь готов!"

Мы поднимаем алое знамя. 
Дети рабочих, смело за нами! 
Близится эра светлых годов. 
Клич пионера: "Всегда будь готов!"



Пионеры-герои

Юта Бондаровскаz стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов. В одном из боев - у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская пала смертью храбрых.

Валя Котик

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.

Марат Казей

Стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Зина Портнова

Участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Леня Голиков

Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд, летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады.

Галя Комлева

Веселая, смелая, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу". Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом.

Костя Кравчук

Отступая из Киева, два раненых бойца доверили Косте знамена. И Костя обещал сохранить их. Когда Киев освободили, Костя, в белой рубахе с красным галстуком, пришел к военному коменданту города и развернул знамена перед повидавшими виды и все же изумленными бойцами. 11 июня 1944 года на центральной площади Киева были выстроены части, уходившие на фронт. И перед этим боевым строем зачитали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении пионера Кости Кравчука орденом красного знамени.

Лера Михеенко

За операцию по разведке и взрыву ж\д. моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Участвовала она и в боевых операциях. Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли.

Саша Бородулин

День за днем вел разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. Немало уничтоженных машин и солдат было на его счету. За выполнение опасных заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша Бородулин зимой 1941 года был награжден орденом Красного Знамени.

Валя Зенкина

Валя пробралась в Брестскую крепость, перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец , маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами.

Аркадий Каманин

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.

Образы пионеров-героев активно использовались, как примеры высокой морали и нравственности. Официальный список «пионеров-героев» был оформлен в 1954 году с составлением Книги почета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина; к ней присоединились Книги почёта местных пионерских организаций.


Фотографии из школьного и личных архивов



t1681153753ab.jpg

Сбор металлолома


t1681153753ac.jpg

На субботнике

t1681153753ad.jpg

Уборка территории вокруг пруда

t1681153753ae.jpg

Сбор металлолома

t1681153753af.jpg

Торжественная линейка. Первоклассников принимают в октябрята.

t1681153753ag.jpg

Сбор пионерской дружины имени Николая Томина



t1681153753ah.jpg

Вступление в пионеры

t1681153753ai.jpgВстреча пионеров с ветераном Великой Отечественной войны Мантуровым В.Я.

t1681153753aj.jpg

Газета «Пионерская правда» 1950г.



t1681153753ak.jpg

Артек, 1973г., фото из архива Фаткуллиной А.А.

t1681153753al.jpg





t1681153753am.jpg

t1681153753an.jpg


Номер художественной самодеятельности «Пирамида».

Фото 1938г. (из архива Рукавишниковых)


Список использованной литературы


1. Костицына, Т.П. Родина, родина, ты - это мы Т.П. Костицына, - Ижевск: Удмуртия, 1980.- 32с.

2. Леонтьева С. Пионер - всем пример. Отечественные записки. М.: Наука, 2004.- №3

3. «Википедия – свободная энциклопедия», Статья «Пионерское движение», http://ru.wikipedia.org/wiki/Пионеры.

4. http://www.lectures.edu.ru –лекции по истории для любознательных ​​​​​​​


исследование Страницы истории пионерского движенияPPTX / 5.65 Мб
Автор материала: Г. Щелева (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.