12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Дегтярева178
учитель истории и обществознания МКОУ Каргатская средняя школа "1
Россия, Новосибирская обл., Каргат
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Каргатская средняя школа №1

Тема: «История семьи в истории страны»

Автор: Кирилеев Артем, 8 класс.

Руководитель: Дегтярева Ольга Васильевна, учитель истории.


Введение.

Актуальность работы. Бережное отношение к истории своего Рода всегда занимало важное место в мировоззрении наших предков. Павел Флоренский утверждал, что история рода несет в себе нравственные уроки и нравственные задачи. А крупнейший российский историк В.О. Ключевский писал: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания родовой истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем жили, как и к чему должны стремиться».

Испокон веков знание своего генеалогического древа считалось делом чести, уважалось и поддерживалось. На примерах из истории рода изучали общую историю, на знакомстве с жизнью предков познавали, что такое достойная жизнь, что такое подвиг, какие черты характера были в роду, какие достижения, какие ценности. Знакомились с географией рода, где родились и жили, с кем дружили, где учились. История рода собиралась, записывалась и передавалась.  История каждой семьи является неотъемлемой частью истории нашей страны!  Меня тоже заинтересовало, откуда идет мой род, мои корни. Что довелось пережить моим предкам? Чему радовались и чему огорчались?

Цель работы: на основе исторических источников реконструировать историю семьи.

Задачи:

1.Собрать и проанализировать материалы по истории семьи.

2.Описать жизненный путь отдельных представителей рода.

3.Выявить, как связана история моей семьи с историей России.

Источниками для написания работы стали рассказы моих родственников, письменные материалы из семейного архива в виде документов, фотографий, записанных воспоминаний. Уточняли сведения о родственниках по базам данных о погибших в годы Великой Отечественной войны, награжденных в годы войны, репрессированных в 30-е годы. Методы исследования: метод интервьюирования, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Перед началом работы я познакомился с несколькими популярными пособиями по составлению родословных.

Кочевых С.В.  Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий. Основы генеалогической культуры.  С-Пб., 2006. Предлагаемое методическое пособие является новым словом в генеалогической литературе. Вобрав в себя все многое из того, что было написано по этой теме до сих пор, оно является результатом многолетнего опыта генеалогических исследований и преподавания основ генеалогических знаний самым различным группам слушателей.

Петриченко М.Б. Практические рекомендации по составлению крестьянских родословных (на примере документов, использовавшихся при составлении генеалогии Абросимовых и Петриченко). Историко-Родословное общество в Москве, Издательство ВИРД (Санкт-Петербург, 2001). Настоящая книга является расширенным примером личного опыта автора по использованию архивных документов при составлении генеалогии крестьянских родов. Дореволюционная Россия была на 80% крестьянской страной, поэтому у большинства из нас крестьянские корни. С чего же надо начать изучение своих предков? Прежде всего — обратиться к ближайшим родственникам, в особенности старших поколений и узнать у них исходные данные для дальнейшего поиска: места и даты их рождения и брака, смерти уже скончавшихся предков, где они похоронены, девичьи фамилии всех родных по линиям отца и матери. Книга является пособием по поиску данных и составлению родословной.

Юртаев Н.И. Пособие по составлению родословной. Барнаул. 1997. Методические рекомендации по составлению генеалогий предназначены для использования школьниками и учителями на факультативах и кружках по истории. Они также могут быть использованы для проведения телекоммуникационных проектов школьников в образовательных компьютерных сетях. Кроме того, они могут быть полезны всем, кто интересуется историей своих предков, своими корнями

II.Основная часть

1. Корни нашего рода.

В нашей семье существует легенда о том, откуда пошел наш род. Как уверяет передаваемое из поколения в поколение устное предание, мы - выходцы из Белоруссии, переселившиеся в Западную Сибирь. История нашего рода начинается с Ивана Волкова, моего прадеда, который родился в 1840 году в селе Гарани Витебской области, в Белоруссии. В этом селе все были Волковы, потому что подчинялись барину Волкову. Иван Волков был пастухом и каждое утро, обходя все дворы, собирал огромное стадо из коров и быков и кричал: " Гей-ма». Именно с этого времени его все стали в деревне называть по - уличному Иван Гейман. Постепенно прозвище превратилось в фамилию Гейманов, а при переезде в Сибирь, переименовали в Геманов.

У Ивана было 5 сыновей: Кирилл, Антон, Иван, Ефим и в их числе мой прапрапрадед Агей. Семье пришлось переехать в Сибирь, это было великое переселение народа из-за голода, в поисках лучшей доли. Обосновались на берегу небольшого озера и создали деревню Георгиевское, однако укоренилось другое название - Песчанка, поскольку был у того озера песчаный берег, недалеко от поселка Кожурла Убинского района.

Все братья устроились на начавшееся в то время строительство Транссибирской железной дороги. К сожалению, на этой работе Агей сильно надорвался и умер в 43 года, оставив 6 маленьких детей, в их числе был мой прапрадед Степан, которому на то время было 7 лет, самый старший из детей.

Когда Степану было 13 лет, началась Гражданская война. По Песчанке проходили войска Колчака и один офицер, подозвав моего прапрадеда Степана, потребовал показать кратчайшую дорогу на железнодорожную станцию. Прапрадед мой, зная о частых случаях, когда белые грабили крестьян и забирали у них лошадей, поступил как известный Иван Сусанин, он показал дорогу только не на железнодорожную станцию, а в урман- таежную и болотистую сибирскую глубинку. Но кто-то из местных богатеев сообщил офицеру, что его обманули, и тогда рассвирепевший колчаковец несколько раз ударил Степана нагайкой по спине и голове, да так, что он упал полумертвый. Потом несколько месяцев Степану пришлось отлеживаться, пока не выздоровел.

Геманов Степан Агеевич, мой прапрадед, во время войны работал на железной дороге, он заслуженный железнодорожник, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного знамени.

У Степана Агеевича было три сына: Иван (мой прадед), Виктор, Анатолий и 4 дочери: Нина, Валя, Тамара и Мария. Фамилия Геманов продолжалась от моего прадеда Геманова Ивана Степановича 1930 года рождения. Прадед продолжил семейную традицию и тоже стал железнодорожником: имел несколько ж/д профессий: был водителем дрезины, начальником отдела кадров. У прадеда 3 детей: Тамара (моя бабушка), Ольга и Геннадий, именно он в нашей семье являлся продолжателем рода Гемановых, пока не родился у него сын Дмитрий (мой дядя) и внук Вячеслав (мой брат), которые живут в Комсомольске-на-Амуре.

2. Великая Отечественная война в истории семьи.

Десятки лет отделяют нас от того светлого майского дня, когда прогремели победные залпы, известив окончание Великой Отечественной войны. Это был праздник со слезами на глазах, ведь миллионы людей сгорели в пламени Великой Отечественной войны. Наша страна за свою независимость и свободу заплатила невиданную цену. Нет практически ни одной семьи, которой не коснулась бы чёрным крылом это война. Участниками военных действий стали и два моих прадедушки. Информацию о них я нашел на сайте «Подвиг народа». Щербин Михаил Степанович, родился в 1910 году в деревне Ильинка Венгеровского района. Был призван на фронт в августе 1941 года. Служил сначала рядовым, а потом стал ефрейтором. На сайте перечислены его награды: 16.05.1944 Медаль «За боевые заслуги»; 23.01.1945 Медаль «За отвагу»; 01.05.1944 Медаль «За оборону Москвы»; 09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

В наградном листе сохранилось и описание одного из подвигов: «В бою 14 января 1945 года при прорыве сильно укрепленной обороны противника в районе Гжанка Макувского уезда Варшавского воеводства (Польша), под сильным артиллерийским огнем противника, не взирая на опасность, сохраняя смелость, быстро и своевременно доставил орудие на прямую наводку. В результате вовремя открытого огня по пулеметным точкам противника, было уничтожено 3 вражеских пулемета с прислугой, наша пехота заняла важный рубеж. Также рядовой Щербин при сильном обстреле противника вывел конский состав без потерь, что способствовало успеху действий нашей наступающей пехоты и выполнению поставленной боевой задачи». За этот подвиг Михаил Степанович был представлен к награждению орденом «Славы III степени». Однако в перечне наград этого ордена нет, а есть медаль за отвагу, полученная в январе 1945 года. Возможно, дали не орден, а медаль.

Борков Степан Родионович родился в 1907 в Казахской ССР, Семипалатинской области, селе Бородулиха. Место призыва Бельагачский РВК, Казахская ССР. Воинское звание – рядовой. Воинские награды: медали «За боевые заслуги» (01.09.1944), «За победу над Японией» (30.09.1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945). Он был военным шофером. Из наградного документа: «За все время работы на автомашине, благодаря его добросовестному отношению к порученному делу, содержит порученную ему технику в постоянной боевой готовности, а все появляющиеся неисправности устраняет сам».

Хорошо помнит войну моя прабабушка - Геманова Аза Андреевна. Она родилась в г. Куйбышеве 20.06.1929г. Семья у них была большая, пять детей. Отец ее работал на железной дороге, а мама была домохозяйкой. Жили не богато, но дружно. Из детских воспоминаний самое яркое о том, как она забиралась на водонапорную башню (они использовались для заправки паровозов) и там с ребятами играли. Когда ей было 12 лет, началась Великая Отечественная Война, она вместе со своими одноклассниками работала в колхозе. Сначала они выполняли несложную работу собирали урожай (как мне рассказывала бабушка им говорили собирать горох и складывать его в кучу, а потом варить из него кашу), потом когда стали постарше, вместе со взрослыми дети ездили в поле, жили в маленьком домике, спали на сене, которое сами складывали. За работу в первый год им давали 16 кг неочищенной пшеницы. За работу во второй год им вместе с подругой подарили кожаные туфли, но они сразу порвались, так как были непригодны к таким условиям. Но девушки были рады даже такому подарку, ведь тогда это было большой роскошью.

История про быка Гитлера. Эта история произошла с моей прабабушкой в далёком 1941 году, детям поручили на быке отвезти пару мешков пшеницы от Куйбышева до одного из сёл. Они загрузили мешки в повозку и отправились на быке по имени Гитлер, тогда они не понимали, почему его так назвали, но на половине пути бык остановился и дальше не шёл, как дети не пытались заставить его идти, он не пошел. Пришлось ребятам самим донести мешки. На обратном пути моя прабабушка заметила, что быка на том месте не оказалось, они стали жалеть, что оставили быка. А когда пришли обратно в совхоз, очень удивились - бык стоял в сарае! Оказывается, бык сам нашёл дорогу домой и вернулся. Теперь всем стало понятно, почему упрямого быка назвали – Гитлер!

Бабушка закончила 10 классов. После школы сразу пошла работать диспетчером на железную дорогу и 30 лет проработала там. Она вышла замуж за Геманова Ивана Степановича. У них родилось трое детей Тамара (моя бабушка), Геннадий и Ольга. Все дети получили высшее образование. Семья всегда держала домашних животных – корову, гусей, свиней, кур. Бабушка могла пошутить, часто мне рассказывала о своем детстве. Она была очень ответственной и трудолюбивой, всегда старалась выполнить свою работу на отлично, и во время войны, и при работе на железной дороге. Сейчас бабушке уже 90 лет, она не ходит, но интересуется нашей жизнью и готова нас всех поддержать.

3. Геманов Виктор Степанович - моряк и писатель.

В этой главе исследования, я хотел бы еще рассказать о сыне Степана Агеевича- Викторе 1932 года рождения- родном брате моего прадеда Ивана. Именно он собирал много лет все факты о жизни рода Гемановых и составил родословную. Он выпускник нашей Каргатской средней школы №1. Сейчас живет в городе Калининграде, в этом году ему будет 89 лет. Он военный моряк-подводник, писатель, выпустил более 50 книг, член-корреспондент Российской академии военно-исторических наук, профессор Балтийской государственной академии, профессор Международной Славянской академии, имеет множество наград и занесен в энциклопедию «ЛУЧШИЕ ЛЮДИ РОССИИ». Сведения о нем и его книги хранятся в нашем школьном музее.

Виктор Степанович появился на свет 25 июня голодного 1932 года в доме путевого обходчика. Новорожденного принимала бабка-повитуха, она «перерезала пуповину малыша на подвернувшейся под руку книге» (из автобиографии Геманова). Так, с первой минуты своей жизни Василий Степанович встретился с литературой и никогда уже с ней не расставался. Мать его звали Христина Захаровна, она хоть и была малограмотной, зато душевной, отзывчивой, мудрой и справедливой женщиной. Именно мама приучила своего сына к уважительности и честности, искренности и сопереживанию. И это материнское влияние Виктор Степанович ощущает на себе до сих пор.

Чем мог увлекаться сельский мальчишка в сибирской глухомани? Этот мальчуган ставил стихотворные опыты, впервые он это сделал в семилетнем возрасте! Его первая проба пера была связана с войной в Испании, он настолько сопереживал испанскому народу, что исписал целую тетрадку! Места, где жила семья Гемановых, были не самые вдохновляющие – безлюдный перегон железнодорожного пути. В этой глуши Витя увлекался чтением книг, он превратился в отчаянного книгочея. Книги, на мой взгляд, сыграли в жизни Виктора Степановича большую роль, ведь благодаря им, он многое узнал и понял. Недаром в школьные годы его прозвали «энциклопедистом» за широкий кругозор. Школьные годы в то время были тяжелыми. Громыхала Великая Отечественная война, на фронт ушли многие его родственники. А когда, наконец, война закончилась, в первый послевоенный год с Виктором Степановичем произошёл такой случай. В город Каргат приехал заслуженный боевой моряк – старшина по фамилии Зубарев. Прошёлся он, окружённый толпой мальчишек, поблескивая бесчисленными наградами на груди и, как говорит сам Виктор Степанович: «Забрал с собой моё сердце. Вот кем хотел я стать теперь – только моряком!».

В 1947 году, окончив семь классов Каргатской школы №1, он отправляется в Ленинград в Военно-морское подготовительное училище, но не прошел по состоянию здоровья. Пришлось вернуться назад, в школу, но это не означает, что юный Виктор изменил своей мечте – стать моряком. Спустя три года, в 1950 году, окончив школу, он вновь едет в Высшее Военно-морское училище, но теперь уже во Владивосток. Он поступает туда, мечта осуществилась! Он – моряк!

Делая описание жизненного пути Виктора Степановича, невозможно оставить без внимания такую особенность: где бы ни служил Виктор Степанович, ему доводилось быть если не комсомольским вожаком (а был он секретарем школьной комсомольской организации, причем бессменным, также секретарем ротной комсомольской организации в училище, членом факультетского бюро ВЛКСМ), то партийным активистом (заместителем секретаря парторганизации эсминца, секретарем парторганизации дивизиона, а позже – членом бюро и секретарем парторганизации редакционно-издательского отдела, Всесоюзного института повышения квалификации) или профсоюзным «боссом» (в КВВМУ).

В 1958 году Виктор, в 26 лет, оказался на Высших ордена Ленина, специальных классах офицеров ВМФ в Ленинграде, на политическом факультете. С курсантами встречались выдающиеся подводники Балтики – Герои Советского Союза капитаны 1 ранга С.П. Лисин и М.С. Калинин. С ними был еще один, как говорили, национальный герой, но совершенно неизвестный, капитан 3 ранга А.И. Маринеско. «Кстати, это была моя первая и последняя встреча с человеком, оказавшимся ключевой фигурой в моей судьбе. Именно этому человеку я посвятил сорок лет жизни, разыскивая правду о его судьбе, о его удивительном подвиге» (из автобиографии Геманова).

Закончив специальные классы с отличием, Виктор Степанович получил назначение замполитом на подводную лодку «С-264» Балтфлота. Экипаж подводной лодки очень отличался от прежде знакомых Виктору Степановичу надводных экипажей. В первую очередь, образованием. Несколько человек имели незавершённое высшее, а остальные – среднее или среднетехническое образование: в их руках была непростая техника. Правда, и характеры у них были соответственные – независимые, они подчинялись не столько званию, сколько заработанному авторитету.

Всё больше и больше увлекало Виктора Степановича творчество. Всё чаще стал он публиковаться во флотской газете «Страж Балтики», порой – в областной «Калининградской правде». Стихи, заметки, даже очерки. Материала из жизни для этого хватало. Времени не хватало. Видимо на Руси недаром говорят: всё, что ни делается к лучшему! Однажды на лодке Виктора Степановича произошло несчастье. И, поскольку на флоте существует правило: на корабле за всё отвечают командир и замполит, встал вопрос о его дальнейшей судьбе. Его пригласили корреспондентом во флотскую газету, и он согласился.

Начался новый этап жизни. Журналистская работа в тесной связи с флотской жизнью дала огромный опыт, расширила кругозор. Не раз довелось ему побывать за рубежом. Виктор Степанович доволен судьбой: после почти тридцатилетней военной службы, уйдя в запас, создал при Калининградском ВВМУ музей истории.

Позже, передав музей в надёжные руки, Виктор Степанович всерьёз включился в творческий труд на поприще литературы. Однако снова оказался востребованным опыт морской службы Виктора Степановича, и он оказался во Всесоюзном институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства рыбного хозяйства, затем работал заместителем директора Морского лицея, наконец – доцентом Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Новый этап жизни – новые обязанности. Нужно было научится разрабатывать программы и учебные планы, писать лекции по целому ряду дисциплин, в том числе введённых в программу по инициативе Виктора Степановича – «Истории Российского флота», «Этика моряка», «Основы деловых отношений».

Геманов Виктор Степанович является автором ряда книг: о море, подводниках, путешествиях, но главная книга его жизни об Александре Ивановиче Маринеско.

История создания книги удивительна. В 1959 году Виктор Степанович встречался с А. Маринеско, но тогда не знал, что судьба этого человека будет тесно связана и с его судьбой. Лишь после смерти Александра Ивановича начал Геманов разыскивать правду о его жизни. Сначала Виктор Степанович прочитал заметку в газете о подвиге подводной лодки «С-13». Сведения были противоречивыми, история подлодки была окутана тайной, и Виктор Степанович решил раскрыть эту тайну. Первое что он делал: смотрел газеты, документы музея боевой славы дважды Краснознаменского Балтийского флота, затем обращался в многочисленные архивы, но всё напрасно. Лишь из центрального Военно-морского музея было прислано несколько адресов членов экипажа подлодки. Он встречался с членами экипажа подлодки, сопоставлял противоречивые рассказы разных людей и пришёл к истине. Сорок лет длилась работа над книгой, сделано несколько изданий, каждый раз книга дополнялась и уточнялась.

Какой же подвиг совершила подлодка «С-13»? Она потопила в конце войны немецкий лайнер ««Вильгельм Густлоф», на котором переправлялись в тыл немецкие подводники, сотни командиров подводных лодок, настоящие ассы подводной войны, - боевой резерв флота, гордость и надежда Гитлера за господство на море и в мире. Подвиг А. Маринеско, капитана подлодки «С-13», в то время не был оценён по заслугам. У Маринеско был сложный характер, он спорил с начальством, и это осложняло ему жизнь. Поэтому имя Маринеско было малоизвестным. Геманов внес огромный вклад в восстановление справедливости. Он написал книгу о Маринеско и его подводной лодке. Виктор Степанович подарил в музей Каргатской средней школы №1 несколько своих книг.


4. Моя семья сегодня.

Все детство рядом со мной была моя бабушка Боркова Тамара Ивановна. Родилась она в Каргате 30.06.1951г. Десять лет проучилась в железнодорожной школе. Затем 5 лет в педагогическом институте в Семиполатинске (ныне Семей), где и встретила своего будущего мужа Боркова Владимира Родионовича. Потом она уехала в Каргат и год вела уроки в вечерней школе. Через год уехала назад в Казахстан в село Бородалиху и 2 года работала учителем химии и биологии. Потом снова вернулась в Каргат и 5 лет работала секретарем по учащейся молодежи Райкома комсомола. В течение года работала инструктором Райкома партии. В декабре 1983г. была назначена заведующей Райно и до самой пенсии работала в образовании на разных должностях. Ответственная, заботливая, очень интеллигентная и спокойная она всегда может дать мудрый совет. Бабушка говорит только правду и учит этому нас. Она вкусно готовит.

Моя мама - Павличенко Жанна Владимировна родилась в Каргате 03.07.1981г. Училась в Каргатской средней школе №1 и закончила 11 классов. Затем поступила в Новосибирский Аграрный институт на специальность - ветеринария, также получила второе высшее образование -санмедэксперта. Потом работала в Областной ветеринарной инстанции. Затем переехала на свою малую родину и открыла предпринимательский бизнес. В настоящее время она учится дистанционно на юридическом факультете, получает третье высшее образование. Мама заботиться о нас и старается дать нам как можно больше. Я понял, что главное качество всех моих родственников – это ответственность, его унаследовала и моя мама.

Я учусь в 8 классе, стараюсь заниматься на отлично. Мои увлечения игра КВН, каратэ. Мой младший брат Герман учиться в 5 классе и увлекается футболом.

В нашем доме всегда уютно и комфортно. Мы часто вспоминаем веселые события, которые произошли с нами. Эти воспоминания создают в доме теплую и сердечную атмосферу. Мы любим, проводить домашние праздники. Для нас это, прежде всего улыбки, смех, подарки, друзья, близкие люди, К самым важным  семейным праздникам готовимся все вместе и ждем их с нетерпением.  Все это объединяет нас и приносит радость.

III.Заключение

Изучая историю своего рода, мне удалось восстановить целостную картину только со второй половины XIX века. Некоторые факты не подтверждены документальным материалом, но я считаю, что многое восстановить все- таки удалось. Огромную благодарность хотелось бы выразить моим бабушкам Гемановой Азе Андреевне и Борковой Тамаре Ивановне, воспоминания которых стали основой данного исследования. А также Геманову Виктору Степановичу, третья глава написана по его автобиографии. Конечно, работу по этой теме можно продолжать еще много лет. Надеюсь, что я или другие мои родственники продолжат восстанавливать историю нашей семьи.

Первая половина XX века была трагической для моего рода. Вместе со всей страной он пережил революцию, Гражданскую войну, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, ковали победу в тылу.

Наиболее благоприятной для семьи стала вторая половина XX века. Появились продукты питания, современная техника. Люди гордились первыми успехами в космосе, строились школы, дома культуры. Было бесплатное образование, медицинское обслуживание. Развивался массовый спорт. Люди стали добрее. Страна стала петь песни, смотреть добрые фильмы. Люди научились понимать и дружить с народами других стран. Мои бабушки вспоминают эти года с ностальгией.

Среди моих родственников много достойных, честных, успешных и при этом скромных людей, которые всю свою жизнь трудились на благо страны и искренне любили свою Родину несмотря ни на что. Есть такая пословица «Где родился, там и пригодился». Талант и знания моих родственников пригодились России.

Работая над этим исследованием, я еще больше осознал, что семья – это самое главное, что есть у каждого из нас.  Она держится на взаимопонимании, доверии, заботе друг о друге, радости от совместных действий. Здесь мы можем услышать о себе то, что никогда не отважатся сказать нам люди со стороны, и здесь нас никогда не разлюбят.  Для меня семья – это место, куда я всегда буду с нетерпением  возвращаться. Мои родные и близкие всегда меня ждут и любят.  

С детства нас воспитывали в родственных отношениях, учили уважать и понимать друг друга. Родственники собираются не только за праздничным столом, но помогают пережить тяжёлые моменты жизни. Такой крепкой семьёй можно гордиться, такая семья всегда тебя поддержит. Моя семья –  это моя опора!


Список литературы

Вопросы краеведения Новосибирска и Новосибирской области. Новосибирск. 1997.

Кочевых С.В.  Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий. Основы генеалогической культуры.  СПб., 2006.

Петриченко М.Б. Практические рекомендации по составлению крестьянских родословных (на примере документов, использовавшихся при составлении генеалогии Абросимовых и Петриченко). СПб, 2001.

Юртаев Н.И. Пособие по составлению родословной. Барнаул. 1997

Хлытина О.М., Лейбова Е.К. Устные исторические источники на уроках в старших классах.//ПИШ №5, 2008г.

Интернет-ресурсы
1.www.podvignaroda.ru  «Подвиг народа» База награжденных в Великой Отечественной войне.

2.www.okorneva.ru/samostoyatelnyiy-poisk-predkov/<< Самостоятельный поиск предков.

3.http://genealogia.ru/ Сайт Генеалогия РУ — Статьи по генеалогии.

4.http://www.1archive-online.com/ Сайт «Архивное дело» 





































































17


Автор материала: К. Артем (9 класс)
Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.