12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Куликова29
4

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 2 пгт Карымское»

Забайкальского края







Проект

Тема: «Профилактика и коррекция

агрессивного поведения подростков»












Выполнила ученица 10 «Б» класса

Зубарева Влада Владиславовна

Научный руководитель

Педагог-психолог

Куликова Татьяна Александровна





п. Карымское

2023

Содержание

Введение………………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретический анализ проблематики профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………...…5

Психологические особенности подросткового возраста………………...….5

Понятие и виды агрессии…………………………………………………..….6

Причины агрессии агрессивного поведения подростков ………………...…7

Глава 2. Исследование агрессивного поведения………………………….….……8

2.1. Диагностика Л.Г. Почебут. Тест Агрессивности………………………..……11

2.2. Результат и вывод анкетирования……………………………………………..12

Заключение………………………………………………………………………….14

Список использованной литературы.……………………………………………...14

Приложение 1……………………………………………………………………….17

Приложение 2………………………………………………………………………..18

Приложение 3 Рекомендации, способы снятия агрессии и коррекция агрессивного поведения…………………………………………………………….20






















Введение.


Каждому из нас приходиться сталкиваться с агрессией, она возникает в взаимоотношениях между людьми и самим собой. Это может произойти в школе, на улице, в магазине, дома, то есть где угодно. Из-за нее человек может совершить множество ужасных поступков, даже не понимая этого. Или же он просто не видит другого выхода.

Многие считают, что самые агрессивные-это подростки и их невозможно исправить, приходится только это принять, возможно это так и есть, ведь их не хотят слушать взрослые так как они еще «дети», их проблемы не воспринимают в серьез и обесценивают, поэтому подросток не видит выхода из проблем и решает ее с помощью агрессии. Он направляет ее как на окружающих, так и на самого себя различными способами. Но исправить это можно, если «агрессор» и «жертва» пойдут на встречу друг к другу.

На данный момент проблема агрессии очень актуальна и привлекает внимание многих. В СМИ почти каждый день говорят о девиантом поведение подростков, которые совершают плохие поступки. В школе часто проводят анкетирование на тему агрессии, чтобы вовремя помочь ребенку. В социальных сетях выходят ролики как можно справляться с агрессией, но это не поможет, ведь это все индивидуально.

Необходимо знать, из-за чего человек агрессирует, и на кого это все направлено, а самое главное нужно уметь бороться с этим, ведь агрессивных подростков мы встречаем очень часто. И если мы будем знать, как помочь, то мы можем избежать многих невозвратимых последствий.

В этой работе я попробую разобраться с этим, чтобы людям было проще налаживать отношения друг с другом.

Актуальность: в последние годы значительно вырос уровень агрессии среди подростков. Они показывают жесткость, грубость, вандализм, неуважение, оскорбления и насилие. Проблема агрессивного поведения на сегодня актуальна, как никогда. Это проблема не только подростка, но и того, кто его окружает.

Гипотеза: мы предполагаем, что, зная преобладающий вид агрессии и способ его коррекции, подросткам станет легче контролировать свое поведение.

Объект исследования: агрессивное поведение подростков.

Предмет исследования: профилактика и коррекция агрессивного поведения.

Цель: изучить что такое агрессия, выявить причины такого поведения и особенности формы его коррекции.

Задачи:

Изучить список изученной литературы.

Провести анкетирование среди учеников 10-го класса.

Сделать вывод по анкетированию.

Составить памятку по способу снятию агрессии.


Методы исследования: теоретический метод, анализ научной литературы; эмпирический метод: тестирование; метод количественного анализа.



































Глава1. 1. Теоретический анализ проблематики профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков.


Психологические особенности подросткового возраста.

Подростковым возрастом принято считать возраст от 12 до 17 лет. Он считается самым трудным периодом формирования личности. Подростковый период полон противоречий. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать. Несколько особенностей этого возраста:

Восприятие многих ситуаций как угрожающих.

Сразу настроены на отрицательные восприятия себя со стороны окружающих.

Очень чувствительны к негативному отношению к себе.

Обвиняют других в своем отрицательном поведение.

Не считают свою агрессию, как агрессивное поведение.

Не берут на себя ответственность за свои действия.

Не контролируют свои эмоции.

В случае преднамеренной агрессии не чувствуют вину.

Имеют немного реакций на проблемы.

Опасаются непредвиденности в поведение родителей.

Плохо осознают свои эмоции, кроме гнева.

Имеют проблемы с нервной системой.

Не знают последствий своих действий, и зацикливаются на проблеме долгое время.

Относятся к агрессии положительно, ведь так они чувствуют силу [2].



Понятие и виды агрессии.

Агрессия - это сложная и разрушающая эмоция, которая пагубно влияет на человека, проявляющего ее, и окружающих людей. С точки зрения психологии агрессия – это качество личности, которое выражается в действиях и поступках, направленных на причинение вреда как окружающим, так и самому себе.

Агрессия личности проявляется раздражительностью, враждебностью, нанесением физических травм, причинением вреда себе и обществу [1].

Основные виды агрессии:

1. Физическая агрессия - предполагает применение агрессором физической силы по отношению к жертве с целью нанесения вреда или повреждений организму.

2. Вербальная - выражение агрессии через крик, визг, оскорбление, ссоры, угроз.

3. Прямая агрессия - когда ее цели очевидны и ясны, а сама она направлена на объект и имеет определенные намерения. При этом агрессивное поведение по отношению к объекту выражено отчетливо и не скрывается.

4. Косвенная агрессия - это форма агрессивного поведения, которая не имеет явной выраженности и направленности, она как будто не имеет объекта и направлена в никуда.

5. Инструментальная агрессия - не эмоциональная агрессия, для достижения своей цели.

6. Враждебная агрессия - цель такой агрессии, есть причинение вреда объекту агрессии.

7. Аутоагрессия - враждебные действия, направленные на себя

8. Предметная агрессия - это разрушение или повреждение окружающих тебя предметов.

9. Эмоциональная - при общении с другими людьми, человек чувствует подозрительность, враждебность или неприязнь [4]


Причины агрессии.

Причины агрессии разнообразны - от эмоционального напряжения, до желания показать свою силу. Подростки часто причиняют вред себе или окружающим, потому что чувствуют себя беспомощно, то есть с помощью агрессии люди защищают себя. Ученые выделяют такие группы причин агрессии:

Биологические факторы - организм подростка быстро растет, играют гормоны, появляется повышенная раздражительность, импульсивность.

Личностные факторы - подросток специально агрессирует, чтобы скрыть обиду и неуверенность в себе. На склонность к агрессии влияет характер.

Внешне средовые факторы - на возникновение агрессии влияет температура воздуха, шум, неприятные запахи, то есть то, что может ухудшить его самочувствие и психологическое состояние.

Нужда защищаться - если подросток привык к непониманию с со всеми окружающими людьми, то он противостоит этому выбирая негативное поведение.

Приобретенная агрессия - подросток, наблюдая агрессию в жизни, перенимает эту привычку, думая, что это хорошо.

Обстановка в семье - негативное на подростка влияет недостаток любви и внимание родителей, гиперопека и необоснованная критика. Дети копируют поведение родителей, и в будущем будут поступать точно так же [3].





































Глава 2. Исследование агрессивного поведения.


2.1. Диагностика Л.Г. Почебут Тест Агрессивности.

В 10 «а» классе было проведено тестирование «агрессивность». Разработчики теста: Б.Басс и Р.Дарки (приложение 1).

Цель: выяснить уровень и вид агрессии.

В исследование приняли участие 24 учащихся в возрасте 16-17 лет. Все участники являются учащимися 10 «а» класса МОУ СОШ 2 пгт Карымское.

Участникам были даны бланки и зачитана инструкция: если вы согласны с утверждением, то поставьте «+». А если не согласны, то «-».

Результаты изображены в таблице 1.

Шкалы: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.

Результаты диагностики 10-а класса

Таблица 1

респондента

Результат

1

Вербальная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 5 высокая степень агрессивности.

Предметная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 2 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-18 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

2

Вербальная агрессия 0 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 0 низкая степень агрессивности.

Самоагрессия 0 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-4 низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.

3

Вербальная агрессия 0 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 5 высокая степень агрессивности.

Предметная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 7 высокая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-23 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

4

Вербальная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 1 низкая степень агрессивности

Предметная агрессия 1 низкая степень агрессивности

Эмоциональная агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Самоагрессия 1 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-6 низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.

5

Вербальная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 1 низкая степень агрессивности

Предметная агрессия 2 средняя степень агрессивности

Эмоциональная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 3 средняя степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-11 средняя степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.

6

Вербальная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Физическая агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Предметная агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Самоагрессия 0 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-9 низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.

7

Вербальная агрессия 5 высокая степень агрессивности.

Физическая агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 8 высокая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-23 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

8

Вербальная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Физическая агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Предметная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 6 высокая степень агрессивности.

Самоагрессия 4 средняя степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-20 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

9

Вербальная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 4 средняя степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-15 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

10

Вербальная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Физическая агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия2 низкая степень агрессивности.

Самоагрессия 4 средняя степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-15 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

11

Вербальная агрессия 5 высокая степень агрессивности.

Физическая агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 5 высокая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-17 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

12

Вербальная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Физическая агрессия 3 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 4 средняя степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-19 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

13

Вербальная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Физическая агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 5 высокая степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 6 высокая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-20 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

14

Вербальная агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 5 высокая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-13 средняя степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.

15

Вербальная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 5 высокая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-15 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

16

Вербальная агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Предметная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 0 низкая степень агрессивности.

Самоагрессия 0 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-9 низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.

17

Вербальная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Физическая агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 0 низкая степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 2 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-13 средняя степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.

18

Вербальная агрессия 0 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 6 высокая степень агрессивности

Предметная агрессия 3 средняя степень агрессивности

Эмоциональная агрессия 0 низкая степень агрессивности.

Самоагрессия 0 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-10 низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.

19

Вербальная агрессия 4 средняя степень агрессивности

Физическая агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 4 средняя степень агрессивности

Самоагрессия 5 высокая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-17 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

20

Вербальная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Физическая агрессия 5 высокая степень агрессивности

Предметная агрессия 0 низкая степень агрессивности

Эмоциональная агрессия 0 низкая степень агрессивности.

Самоагрессия 0 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-9 низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.

21

Вербальная агрессия 4 средняя степень агрессивности

Физическая агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Предметная агрессия 4 средняя степень агрессивности

Эмоциональная агрессия 3 средняя степень агрессивности

Самоагрессия 2 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-17 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

22

Вербальная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Эмоциональная агрессиям 1 низкая степень агрессивности.

Самоагрессия 2 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-8 низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.

23

Вербальная агрессия 0 низкая степень агрессивности

Физическая агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 1 низкая степень агрессивности

Эмоциональная агрессия 0 низкая степень агрессивности

Самоагрессия 0 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-3 низкий уровень агрессивности и адаптированного поведения.

24

Вербальная агрессия 0 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 5 высокая степень агрессивности

Предметная агрессия 2 низкая степень агрессивности

Эмоциональная агрессия 0 низкая степень агрессивности.

Самоагрессия 1 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-9 низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.





2.2. Анализ полученных результатов, выводы.

По результатам тестирования было выявлено, что вербальная агрессия у 2 учеников высокая, у 9 средняя, и у 13 низкая, можно сделать вывод что 11 учащихся выражают свою агрессию через крики и оскорбле6ния, хоть это не ярко выраженно.

У 5 подростков высокая степень физической агрессии, у 4 средняя, и у 15 низкая, то есть 9 подростков могут нанести вред другому организму, если его вывести из себя. Это может понести серьезные последствия, если не уметь с этим бороться.

1 подросток имеет высокую степень предметной агрессии, 12 среднюю, и 11 низкую. 13 учащихся привыкли выплескивать свой гнев, путём разрушения окружающих себя предметов. Ломая их, они выплескивают свой адреналин и им становится легче.

Всего у 1 учащегося высокая степень эмоциональной агрессии, у 13 средняя, и у 10 низкая. То есть 14 подростков могут дать выход злобным чувствам, чтобы навредить другому, например, кинуть в него какую-нибудь вещь.

Самоагрессия у 7 учеников высокая, у 5 средняя, и у 12 низкая. То есть они могут причинить себе физический или психический вред, и это очень опасно.

Общий уровень агрессивности у 15 из 24 учащихся средний, то есть это умеренная агрессия. Она характеризуется частой злобой на окружающих, непродуманными поступками, разрушающими действиями. Но когда они успокаиваются, то чувствуют вину за свою поступки, и чаще всего извиняются. У 9 из 24 учеников низкий уровень агрессии, то есть они большую часть времени добры и вежливы, а если даже и могут начать испытывать агрессию, то они понимают, что можно делать, а что нельзя. Никто из опрошенных не имеет высокий уровень агрессии. В основном преобладают такие виды агрессии как вербальная агрессия, физическая агрессия, самоагрессия.

Исходя из результатов исследования, мною разработана памятка «как справляться с агрессией» (приложение 2). Также проведен тренинг, в ходе которого учащиеся узнали какой вид агрессии у них преобладает и на практике попробовали способы контроля агрессии. После занятия был проведен опрос, в ходе которого учащиеся подчеркнули, что данное занятие было интересное, а полученный материал полезен и в дальнейшем будет применятся в различных ситуациях.







Заключение.

В данной исследовательской работе мы изучили что, агрессия — это сложная и разрушающая эмоция, которая пагубно влияет на человека. А в психологии — это качество личности, которое выражается в действиях и поступках, направленных на причинение вреда окружающим, и самому себе. Узнали про особенности подросткового возраста. Также мы узнали какие есть виды агрессии: физическая, вербальная, прямая, косвенная, инструментальная, враждебная, аутоагрессия, предметная и эмоциональная. И причины её проявления: биологические факторы, личностные, внешне средовые, нужда защищаться, приобретенная агрессия и обстановка в семье.

Провели тестирование учащихся 10 «а» класса. В котором мы выяснили, что в основном они имеют средний и низкий уровень агрессии. После мы разработали рекомендации по способу снятия агрессии, которые помогут ученикам справиться со злобой.

Агрессивное поведение всегда вызвано какими-либо факторами, нужно уметь правильно реагировать в таких ситуациях. Ведь навредив себе, или окружающим себя людям, подросток делает хуже только себе. Ничего не бывает без последствий. Поэтому сначала нужно понять, что тебя так разозлило, и попытаться привести себя в чувство.

В ходе работы поставленные цели достигнуты, гипотеза о том, что, зная вид преобладающей агрессии и способ его коррекции, подросткам станет легче контролировать свое поведение подтверждена.



























Список использованной литературы

На этом сайте я узнала, что такое агрессия https://rehabfamily.com/articles/agressiya/. 09. 11. 2022.

На этом сайте сказано про особенности подросткового возраста https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2018/07/11/istoki-agressivnogo-povedeniya/. 12.11.2022.

Здесь я узнала причины возникновения агрессии https://nadpo.ru/academy/blog/osobennosti-i-prichiny-podrostkovoy-agressii/. 14.11.2022.

На этом сайте я узнала какие виды агрессии существуют https://studfile.net/preview/1741809/page:3/. 14.11.2022.

Тест приведен из книги " Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007. Тест был разработан психологами Б.Басс и Р.Дарки в 1957 году (опросник Л.Г.Почебут) Сайт: https://studfile.net/preview/16487056/. 01.12.2022.

На этом сайте я узнала про коррекцию агрессивного поведения http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/13290/2/2020kozlova.pdf/. 05. 12. 2022.

Здесь я узнала о способах снятия агрессии https://molotokrus.ru/. 04.12.20222.

























Приложение 1

Тест агрессивности.


Инструкция: если вы согласны с утверждением, то поставьте «+» рядом с номером утверждения. Если не согласны, то поставьте «-».

Вопросы:

Во время спора я часто повышаю голос.

Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю.

Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.

Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.

Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту.

Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.

Вспоминая прошлое, порой мне бывает обидно за себя.

Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть.

Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.

В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю.

Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.

Я бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы.

У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.

В общении с людьми я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться.

Порой у меня появляется желание зло пошутить над другим человеком.

Когда я сердит, то обычно мрачнею.

В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.

В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.

Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки.

Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.

Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.

Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.

Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать мне что-нибудь хорошее.

Если мне нанесут обиду, у меня пропадет желание разговаривать с кем бы то ни было.

Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю.

Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.

В детстве я избегал драться.

Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.

Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.

Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.

Я постоянно делюсь с другими своими чувствами и переживаниями.

Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.

Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.

Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.

Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте.

Если мне не удается починить сломавшийся или порвавшийся предмет, то я в гневе ломаю или рву его окончательно.

Другие люди мне всегда кажутся преуспевающими.

Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.

Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.

Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал.

Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.

Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.

Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.

Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.

Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.


Ключ для обработки теста:



Тип агрессии

номер утверждения

да

нет

ВА

1, 2, 9, 10, 25, 26, 33

17

ФА

3, 4, 11,1 8, 19, 28, 34

27

ПА

5, 12, 13, 21, 29, 35, 36

20

ЭА

6, 14, 15, 22, 30, 37, 38

23

СА

7, 8, 16, 24, 32, 39, 40

31

Математическая обработка. Вначале суммируются баллы по каждой из пяти шкал.

Если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.

Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности по данному типу поведения. Затем суммируются баллы по всем шкалам.

Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.

Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности.

Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения [5].







Приложение 2

t1681386475aa.jpg

t1681386475ab.png




Приложение 3

Всем известно, что агрессия не дает нам размышлять адекватно и нормально взаимодействовать с людьми. Нужно уметь с ней справляться, поэтому эти способы снятия агрессии могут вам помочь.

1.Установите признаки агрессии и посчитайте до десяти.

Интенсивное сердцебиение и учащенное дыхание — верные признаки того, что скоро вы взорветесь. Однако есть и другие: напряженность в плечах и стремление сжать кулаки. Когда вы понимаете, что уже на грани, сделайте несколько медленных глубоких вдохов и сосчитайте до десяти. Это поможет вам сначала подумать, прежде чем действовать под влиянием гнева.

2. Поговорите об этом с тем, кому доверяете.

У вас есть друзья или родственники, которые смогут вас выслушать. Не бойтесь говорить, ведь это поможет вам отпустить злобу. Но если агрессия не дает вам нормально жить, лучше обратиться к школьному психологу, он научит вас справляться с отрицательными эмоциями.

3. Заведи свой личный дневник.

Если тебе не к кому обратиться за помощью, то ты можешь записывать все свои чувства и переживания на листок, чтобы не держать все в себе. После ты сможешь перечитать и понять, что из-за какой-то ситуации не стояло так нервничать.

4. Займитесь физической нагрузкой.

Любая форма физической активности – например, ходьба, бег, посещение тренажерного зала– может регулировать проблемы гнева. Физические упражнения высвобождают эндорфины - гормон “хорошего самочувствия”. Это может улучшить ваше настроение и успокоить вас.

Также доказано, что медитация и йога способствуют принятию, развивают самосознание-все это в конечном счете помогает вам преодолеть токсичный гнев.

5. Займись тем, что приносит тебе радость.

Подумай о том, что может тебя успокоить или порадовать. Это может быть прогулка с друзьями, вкусная еда, музыка, игра. Если ты будешь заниматься любимым делом, то плохие эмоции тебя отпустят.

6. Используйте утверждения "Я”.

Когда вы злитесь, используйте утверждение “я” вместо того, чтобы обвинять в этом других. Например: “Я злюсь, когда вы не предлагаете мне помочь с уборкой” более эффективна, чем фраза “Вы никогда не помогаете по дому".

Психологи говорят, что эта техника помогает вам справиться со своим гневом, который не причиняет вреда другим. Цель состоит в том, чтобы поделиться своими проблемами и выразить свое разочарование в спокойной и уважительной манере[7].

Коррекция агрессивного поведения.

А.А.Осипова говорила, что коррекция - система мероприятий, которая направленна на исправление недостатков поведения или психологии, благодаря специальным средств психологического воздействия. Именно этот термин мы возьмем за основу.

Наиболее эффективные, способы психолого – педагогической коррекции агрессивного поведения подростков были выделены В. И. Долговой.

1. Групповое обсуждение- основано на обсуждении участниками конкретных ситуаций и их рассмотрении с разных позиций. В результате группового обсуждения первоначально неоднородные позиции участников сглаживаются и становятся единым, среднем мнением.

2. Анализ ситуаций, предлагаемых в игровой форме, и имитация жизненных ситуаций подростков: дает возможность подросткам анализировать свое поведение, исходя из ситуаций, в которых они проигрывают, их мнений и поведения других участников.

3. Игра, как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на усвоение социального опыта, закрепленного в общественно зафиксированных способах действия субъекта. Ролевая игра как элемент психодрамы, ее участники выполняют различные значимые для них роли в реальной жизни.

4. Работа в парах, небольших группах используется при обучении навыками.

Г.Н. Голоухова думала, что такая коррекция включает в себя способы, основными которыми являются: трансформация агрессии в социально одобряемую деятельность людей, исправление через творческую деятельность [6].










Автор материала: В. Зубарева (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.