12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена797
Россия, Волгоградская обл., Калач - на - Дону
Материал размещён в группе «Творческие группы педагогов»
2

«Трудные вопросы истории. Причины, особенности и последствия петровских преобразований»

Паспорт проекта


Название проекта

«Трудные вопросы истории.  Причины, особенности и  последствия петровских преобразований»

Руководитель проекта

учитель истории и обществознания

Шевченко Елена Степановна                                                                                                                                                

Автор проекта

ученица 8б класса Тихонова Ксения Евгеньевна

Учебная дисциплина:

История России

Тип проекта:

исследовательский, среднесрочный, индивидуальный

Цель работы:

выяснить, почему отдельные вопросы истории России являются «трудными» на примере изучения причин, особенностей и  последствий петровских преобразований.

Задачи работы:


- исследовать различные по времени исторические источники, мнение различных историков, которые изучали данный вопрос;

- провести анализ и систематизацию результатов исследования;

- синтезировать полученные материалы;

- создать конечный продукт  исследовательской деятельности;

- представить полученные материалы на ученической конференции «Шаг в науку» с целью популяризации науки истории и результатов своей исследовательской деятельности.

Вопрос  проекта:

неоднозначная оценка реформ  Петра  I – «трудный»  вопрос истории России

Предмет исследования:

сложности в объективности  оценивания причин, особенностей и последствий петровских преобразований

Объект исследования:

мнения историков о неоднозначности последствий реформ Петра I  для дальнейшего исторического развития России 

Результат проекта

(продукт):

мультимедийная презентация со ссылками для более глубокого исследования данного вопроса всем заинтересованным лицам

Ресурсы:

1. статьи и монографии (отрывки)  сети Интернет

https://ru.wikipedia.org/wiki

https://docs.yandex.ru/docs/view

«О повреждении нравов в России»

Сочинения кн. М. М. Щербатова. Т. 1-2. СПб., изд. кн. Б. С. Щербатова, 1896, 1898 Том первый Том второй

История Российская от древнейших времен. Т. 1-7. СПб., изд. кн. Б. С. Щербатова, 1901—1904

История Российская от древнейших времен. Т. 1-7. СПб., Имп. Академии наук, 1770—1791

Бушуев С.В. История государства Российского: историко-библиографические очерки. Кн. 2. XVII-XVIIIвв. - М., 1994.

https://histrf.ru/read/articles/niet-v-russkoi-istorii-trudnykh-voprosov-chast-8-piotr-vielikii

https://histrf.ru/read/biographies/pietr-i  и др.

2. ПК, программное обеспечение для изготовления,  воспроизведения и демонстрации презентации защиты проекта (Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Word, Media Player Classic (MPC) версия не позднее 6.4.9.1).

3. Консультации и корректировочная работа руководителя  проекта.

.................

                                                                            Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………...2

Часть 1. Основные реформы и их причины……………………………………………………………..4

Часть 2. Положительные и отрицательные стороны петровских реформ…..........................................6

Часть 3. В чём «трудность» вопроса о реформах Петра I?......................................................................7

Часть 4. Оценка деятельности Петра l историческими деятелями…………………………………….8

Часть 5. Моя оценка деятельности Петра I…………………………………………………………….10

 Заключение………………………………………………………………………………………………11

 Источники………………………………………………………………………………………………..12


                                                                   Введение

  История - наука сложная и неоднозначная. Не удивительно, что некоторые вопросы вызывают споры и подвергаются критике разных научных исторических школ России и представителей других государств на протяжении нескольких веков. Одним из таких «трудных вопросов» является неоднозначная оценка реформ Петра I. Особенно жаркие споры вызывают особенности и последствия его преобразований. Я хочу разобраться в этом вопросе, т.к. в этом году мы изучали историю развития российского государства во время правления Петра Алексеевича.

  Цель моего проектного исследования состояла в том, чтобы выяснить, почему отдельные вопросы истории России являются «трудными» на примере изучения причин, особенностей и последствий петровских преобразований.

   Для меня очень важно и актуально учиться понимать историю своей страны, знать ее, чтобы иметь четкое представление о том, что есть истина, а что – ложь. 

   Задачи, которые мне предстояло решить, для достижения поставленной цели, заключались в следующем:

- исследовать различные по времени исторические источники, мнение различных историков, которые изучали данный вопрос;

- провести анализ и систематизацию результатов исследования;

- синтезировать полученные материалы;

- создать конечный продукт исследовательской деятельности;

- представить полученные материалы на ученической конференции «Шаг в науку» с целью популяризации науки истории и результатов своей исследовательской деятельности.

    В ходе проектной исследовательской деятельности я применяла следующие методы и способы:

 - сбор, анализ, систематизация материалов специалистов - историков

 -  исследование различных статей и монографий (отрывков) сети Интернет

https://ru.wikipedia.org/wiki

https://docs.yandex.ru/docs/view

«О повреждении нравов в России»

- Сочинения кн. М. М. Щербатова. Т. 1-2. СПб., изд. кн. Б. С. Щербатова, 1896, 1898 Том первый Том второй

История Российская от древнейших времен. Т. 1-7. СПб., изд. кн. Б. С. Щербатова, 1901—1904

История Российская от древнейших времен. Т. 1-7. СПб., Имп. Академии наук, 1770—1791

Бушуев С.В. История государства Российского: историко-библиографические очерки. Кн. 2. XVII-XVIIIвв. - М., 1994.

https://histrf.ru/read/articles/niet-v-russkoi-istorii-trudnykh-voprosov-chast-8-piotr-vielikii

https://histrf.ru/read/biographies/pietr-i и др. интернет-источники.

- сравнение различных точек зрения исследователей данного вопроса

- составление мультимедийной презентации и выбор дизайна слайдов - конечного продукта деятельности

 -  синтез полученных данных

 - сохранение материалов на электронном и бумажном носителе

- подготовка презентации (устной защиты) результатов проекта.

Координировала мою работу педагог по истории и обществознанию Шевченко Е. С. .

                                                                       Часть 1.

                                                              Основные реформы.

   Пётр I Великий (1672–1725 гг.) –последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной, великий реформатор.

   Государственные реформы в России времен Петра Ι условно можно разделить на две стадии:

  • С 1696 по 1715: изменения проводились поспешно, под давлением; являлись плохо продуманными, часто безрезультатными. Основные мероприятия этого периода были направлены на получение ресурсов для участия в Северной войне.
  • С 1715 по 1725: преобразования были запланированы, проходили более успешно.

    В 1698 году Петр Великий, переняв опыт Западной Европы, приступил к активному преобразованию как государственной, так и общественной сферы:

  • Административные: включают реформу государственного управления, областную (губернскую), городскую. Создание новых органов власти (Сенат, 13 коллегий, Святейший Синод, Главный Магистрат); изменение территориального устройства (деление России на 8 губерний и 50 провинций) для более эффективного управления;
  • Судебная реформа: также касалась преобразований власти, но выделена отдельно, поскольку её главная задача – прекратить влияние администрации на судей;
  • Церковная реформа: лишение церкви независимости, подчинение воле правителя, учреждение Святейшего синода;
  • Военная реформа: создание флота, регулярной армии благодаря введению рекрутской повинности, их полноценное обеспечение;
  • Финансовые: включают денежную и налоговую реформы. Введение новых денежных единиц, снижение веса монет, замена главного налога подушной податью, введение паспортной системы;
  • Промышленная и торговая реформы: добыча ископаемых(берг-привилегия), создание мануфактур, использование крепостных крестьян для удешевления рабочей силы (таких крестьян называли посессионными), господдержка национальных производств, снижение импорта, увеличение экспорта;
  • Социальные: сословные реформы (новые повинности для всех сословий, учреждение Табеля о рангах), образовательные (обязательное начальное обучение, создание специализированных школ), медицинские (создание государственного госпиталя и аптек, обучение врачей). Также к ним относятся просветительские реформы и изменения в сфере науки (создание Академии Наук, типографий, публичной библиотеки, выпуск газеты), в том числе метрологическая (введение английских единиц измерений, создание эталонов);
  • Культурные: новое летоисчисление и календарь (год начинается с 1 января), создание государственного театра, организация «ассамблей» (обязательные культурные мероприятия для дворян), ограничения в ношении бород (вводились бородовые деньги для тех, кто желал оставить бороду), европейские требования к одежде, разрешение табакокурения.

Таким образом реформы Петра I затронули и изменили многие сферы жизни России.

                                                                Причины реформ.

 Прежде чем ответить на ряд вопросов и дать оценку деятельности Петра Великого стоит разобраться в причинах, послуживших началом его реформ. Итак, можно выделить две основные причины:

- социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от Западной Европы. Оно выражалось в: промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран; сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны; в народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

-ослабление международного положения России. Плохо вооружённое и обученное войско могло стать угрозой потери независимости страны.

                                                                     Часть 2.

                     Положительные и отрицательные стороны петровских реформ.

Плюсы

Минусы

1.Создание боеспособных флота и армии.

2.Завоевание выхода к незамерзающему морю.

3. Знакомство с европейской наукой и культурой. Русская наука начала развиваться, а русская культура впитала в себя европейскую.

4. Появление учебных заведений, книг, первой газеты. Борьба с безграмотностью.

5. Развитие промышленности. Стали массово строиться новые заводы, фабрики, проводилась разработка и усиленная добыча полезных ископаемых. Вводились новые методы и технологии работы, которые упрощали труд, но при этом появилось больше рабочих мест, что было для простых людей настоящим подарком. Преобразования коснулись и сельского хозяйства. Государство закупило новые орудия труда. Культуры, виды домашних животных. Это разнообразило возможности сельского хозяйства, умножило их в десятки раз.

6. Развитие торговли.

7. Система государственного управления стала намного проще и удобней. Создание контролирующих органов во многом облегчило управление.


1. Усиление гнета крестьян, реформы проходили за их счёт (новые налоги). Бесправие и бедность низших слоёв общества, окончательное закрепощение крестьян.

2. Большие людские потери в результате войн и тяжёлого труда.

3. Насильственное насаждение западноевропейской культуры.

4. Реформы проходили «сверху», в первую очередь за счёт энергии самого Петра, а не устремлений общества. Реформы встречали сопротивление и непонимание.

5. Возникновение народных восстаний и движений.

6. Создание системы государственного управления привело к появлению бюрократии и коррупции.

7. Крайнее истощение народных сил.

8. Укрепление самодержавия.


                                                                           Часть 3.

                                      В чём «трудность» вопроса о реформах Петра I ?

   Сложность и противоречивость периода реформ Петра l заключается в неоднозначности деятельности Петра. С одной стороны, она имела огромный исторический смысл, так как способствовала прогрессу страны, была нацелены на ликвидацию ее отсталости. При Петре наблюдался небывалый рост военного могущества России. С другой стороны, реформы Петра осуществлялись крепостными, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости.

   Все важнейшие направления деятельности Петра наметились задолго до его прихода к власти. Петр лишь действовал на этих направлениях гораздо более решительно, чем его предшественники. Эта решительность была вызвана отчасти тяжелейшими обстоятельствами, в которых оказалась Россия в начале XVIII века, отчасти особенностями характера самого царя.  С одной стороны, преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. С другой же стороны, эти преобразования считаются самым ярким примером реформ, проводимых "сверху", т.е. без особого желания самого народа.

   Действия Петра отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью. Принудительная европеизация, проводившаяся Петром, резко углубила раскол русского общества на чуждые друг другу не только по социальному положению, но и по культуре и даже языку "верхи" и "низы".  Деятельность Петра укрепляла и закрепляла крепостные порядки, обосновывала режим самодержавного деспотизма.

   Таким образом, реформы Петра I невозможно оценить однозначно. Как и у любого явления, его деятельность имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Реформы Петра I действительно являлись культурно-цивилизованным прорывом для России.-

Реформы Петра I являлись культурно-цивилизованным прорывом для России. В этот период происходит развитие науки, промышленности, торговли, выходят первые книги и открываются учебные заведения. Русская культура знакомится с культурой европейской. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю.

При всех позитивных последствиях реформ, методы с помощью которых они осуществлялись были варварские. - С уверенностью можно сказать, что методы с помощью которых Пётр I осуществлял свои реформы, были варварские. В этот период ожесточается крепостничество, народу буквально навязывается европейская культура. Чего только стоило насильственное срубание бород бояр. Сам же Пётр отмечал, что он «борется с варварством, варварскими методами». Отчасти связаны эти «варварские методы» со спешкой и размахом императора в осуществлении преобразований.

Россия не нуждалась в этих реформах. - К моменту вступления Петра l на престол Россия остро нуждалась в реформах. Буквально в каждой сфере страны был застой. Экономика страны была в упадке. Армия была не обученная и плохо вооружена. Как следствие всего этого, Россия могла потерять независимость, став лёгкой мишенью для захвата. Именно поэтому реформы Петра Великого не прихоть, а необходимость.

                                                                     Часть 4.

                             Оценка деятельности Петра l историческими деятелями.

    Во все времена историки по-разному оценивали преобразования Петра Великого.  Современники зачастую негативно оценивали реформы Петра I: не только представители «низов» (крестьян и посадских), но и представители высших сословий.

   Так, отношение «птенцов гнезда петрова» ко многим его реформам было отрицательным. Подавляющее большинство членов Верховного тайного совета: Меншиков, Остерман, Макаров, Головкин, Апраксин, Голицын, - отрицательно относились к административной реформе Петра I и ликвидировали почти все ее результаты уже через 2 года после его смерти. Отрицательное отношение было у соратников Петра и к другим его реформам: был упразднен порядок расквартирования армии среди населения, введенный царем, обсуждалось упразднение подушного налога и возврат к допетровской налоговой системе и т.д. Основной причиной «контрреформ», начатых ближайшими соратниками царя почти сразу после его смерти, как указывал Н.П. Павлов-Сильванский, было «разорение народа», достигшее пика к концу царствования: «“Великая скудость крестьян, их крайне всеконечное разорение” указывалось верховниками как главная причина проектированной ими отмены некоторых учреждений Петра».

    В течение первого столетия после Петра I его реформы было принято называть «великими» (первоначально история его царствования была отредактирована им самим, лично правившим «Гисторию Свейской войны» и другие исторические труды). Однако по мере смягчения цензуры в течение XIX в. мнение о них резко изменилось. Так, уже историк Н.М. Карамзин в начале XIX в. обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".

    Как писал в середине XIX в. писатель Ф.М. Достоевский, «Петровская реформа, продолжавшаяся вплоть до нашего времени, дошла, наконец, до последних пределов. Дальше нельзя идти, да и некуда: нет дороги, она вся пройдена… Вся Россия стоит на какой-то окончательной точке, колеблясь над бездною».

    Историк А. Корсак, анализировавший в 1861 г. петровские реформы в сфере промышленности, писал: «Следовало бы прежде всего обратиться к живым народным силам и дать им возможность к дальнейшему развитию, а не давить их монополией и рабством…».

     С конца XIX в. и вплоть до 1930-х гг. среди историков и вовсе возобладало мнение о том, что реформы Петра I не только не были великими, но не были и вообще сколько-либо положительными с точки зрения развития страны, а ряд историков полагал, что они сыграли отрицательную роль в истории России.

     Негативное мнение высказывал историк В.О. Ключевской: «реформа Петра I «постепенно превратилась в упорную внутреннюю борьбу, взбаламутила всю застоявшуюся плесень русской жизни, взволновала все классы общества. Начатая и веденная верховной властью… она усвоила характер и приемы насильственного переворота, своего рода революции. Она была революцией не по своим целям и результатам, а только по своим приемам и по впечатлению, какое произвела на умы и нервы современников. Это было скорее потрясение, чем переворот».

    Как писал в 1914 г. историк С. Князьков, «С промышленностью и торговлей случилось то же, что и со всеми реформами Петра… вяли, как скороспелые цветы». А согласно выводу П.Н. Милюкова, петровские реформы вытекали из поставленных царем внешнеполитических целей, но превосходили возможности страны: «Новые задачи внешней политики свалились на русское население в такой момент, когда оно не обладало еще достаточными средствами для их выполнения… Ценой разорения страны Россия была возведена в ранг европейской державы».

     Данный вывод о реформах Петра I – много шума и потрясений при минимуме положительных результатов – разделяется и рядом других историков (см. выше), в том числе современных (например, Ф.В. Разумовским). Этот общий вывод историков в свое время резюмировал князь Д. П. Святополк-Мирский, который писал в эмиграции в 1920-е гг.: «Теперь доказано, что Петровские неосмысленные, насильственные, оскорблявшие национальную гордость и самолюбие реформы не дали России ничего положительного.

  Славянофилы были уверены, что у России свой путь развития, а Пётр I свернул с него.

   Но несмотря на обилие отрицательных оценок петровских реформ, можно отметить, что многие как Милюков, находили в них не только недостатки, но и достоинства. Были и те, кто положительно относился к петровским реформам. С. Соловьёв назвал в своих трудах Петра I «величайшим историческим деятелем», наиболее полно воплотившем дух народа. Он считал, что все преобразования- результат активной, кипучей деятельности Петра. Историки XVIII в.- (В.Татищев, И.Голиков, П. Шафиров и др.) видели в Петре Великом идеального монарха.

   Таким образом все отрицательные оценки петровской деятельности сходятся на том, что петровские реформы проводились насильственно, многое буквально насаждалось в обществе, многие национальные устои быта и культуры были разрушены, значительно снизился уровень жизни большей части населения, погибли многие тысячи людей. Положительные же оценки сходятся в необходимости этих реформ для страны.

                                                                         Часть 5.

                                               Моя оценка деятельности Петра I.

 Я считаю, что реформы Петра Великого весьма противоречивы. С одной стороны, крепостничество (которое должно было мешать стране развиваться, но стало двигателем петровских преобразований). А с другой застоявшаяся, отстающая в развитии от Запада, страна, резко выходит на мировую арену политики, став великой империей. Конечно реформы Петра были импульсивны и резки. Но можно предположить, что, если бы не скорость преобразований, постепенно развивающейся России начали бы вставлять палки в колеса из вне. Отмена крепостничества же в те времена могла быть не принята обществом, просто потому, что оно не было к нему готово.

   В своих же попытках полностью европеизировать страну Петр I начал ущемлять Российскую культуру. Он не считался с народом, навязывая ему свои идеалы. Вместо того, чтобы просто взять модель развития европейских стран, он начал полностью и без разбора копировать культуру Европы, перенося её на российскую действительность, стирая прежние традиции, лишь из-за своего неприятия и неприязни к ним. Петр слишком идеализировал Европу.

   В любом случае реформы Петра Великого привели нашу страну к тому, какой она является сейчас. Реформы были необходимостью, но их цена была велика.

                                                                           Заключение.

     В ходе своего исследования я пришла к следующим выводам:

   Безусловно реформы Петра I трудный вопрос истории. Каждый сам для себя решает, как относится к этим реформам. Но однозначно можно сказать, что за четверть века отсталая в культурном, экономическом и военном отношении страна превратилась в величайшую и наиболее влиятельную западную державу. Петровские преобразования, затронувшие практически все сферы жизни Российского государства, вне всякого сомнения, оказали определяющее воздействие на весь дальнейший ход исторического процесса в нашей стране.

   Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские преобразования носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.

   Общеизвестно, что во времена правления Петра I Россия сделала быстрый рывок в своем развитии. Страна встала на путь Просвещения. Коренным образом изменилось место России и ее роль в международных отношениях того времени. Однако цена реформ была катастрофична: усиление крепостничества не дало прогрессивно развиваться стране в дальнейшем.

                                                                        Источники.

 1.   Цели реформ Петра I //

                Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 04.07.2022.

                — URL https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/reformy_petra_i/celi_reform_petra_i/

                (дата обращения: 08.04.2023).


2. Реформы Петра І с оценки историков разных времен: http://www.allbest.ru/

3. Плюсы и минусы реформ Петра 1: https://fox-calculator.ru/history/plusi-i-munisi-reform-petr-1-tablica/

4. Противоречивость реформ Петра 1:https://obrazovanie-gid.ru/pereskazy1/protivorechivost-reform-petra-1-kratko.html

5. Плюсы и минусы правления Петра 1: https://plusiminusi.ru/plyusy-i-minusy-pravleniya-petra-1/

6. Реформы Петра 1: https://obrazovaka.ru/istoriya/reformy-petra-1-kratko.html


Трудные вопросы историиPDF / 2.29 Мб

Трудные вопросы историиPDF / 2.29 Мб

Автор материала: К. Тихонова (8 класс)
Опубликовано в группе «Творческие группы педагогов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.