Творческий проект по технологии "Летняя туника"
Автор публикации: В. Понаровкина, ученица 8А класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 82»
Творческий проект
по технологии
Тема: «Летняя туника»
Выполнила: обучающаяся 8 А класса Понаровкина Вероника Руководитель: учитель технологии Полищук Татьяна Александровна |
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Обоснование темы выбранного проекта………………………….. | 3 |
2. | Цель и задачи проекта……………………………………………... | 3 |
3. | Выявление основных требований к изделию…………………….. | 3 |
4. | Исследовательская работа…………………………………………. | 4 |
5. | Разработка идей, вариантов………………………………………... | 5 |
6. | Анализ идей и выбор лучшего варианта………………………….. | 6 |
7. | Планирование и изготовление изделия…………………………… | 8 |
7.1. | Выбор ткани, материалов, инструментов и оборудования……… | 8 |
7.2. | Технологическая карта по росписи ткани в технике холодного батика ……………………………………………………………….. | 9 |
7.3. | Технологическая карта по пошиву туники с цельнокроеным рукавом ……………………………………………………………... | 9 |
8. | Экономическое обоснование……………………………………… | 11 |
9. | Экологическое обоснование………………………………………. | 11 |
10. | Реклама ……………………………………………………………... | 12 |
11. | Самооценка………………………………………………………….. | 13 |
12. | Использованные источники………………………………………... | 13 |
13. | Приложения ………………………………………………………… | 15 |
1. Обоснование темы выбранного проекта
Следующим летом моя семья планирует поехать отдыхать на юг. Я решила, что к летнему отпуску буду готовиться заранее. Первым делом я осмотрела свой летний гардероб и сделала вывод, что мне нужна универсальная летняя вещь, которую я смогу носить с шортами, бриджами или как отдельную одежду. С поясными изделиями хорошо комбинируются футболки и туники. Но так как я хочу иметь в своем гардеробе универсальную вещь, то для этого подходит вариант туники. В условиях современной жизни любую вещь можно купить в магазине, но вещь, выполненная своими руками, будет превосходить магазинные аналоги по оригинальности. В школе мы учились шить плечевое изделие с цельнокроеным рукавом, поэтому данную основу я возьму для разработки и пошива своей туники. Итак, я решила, что буду шить летнюю тунику с цельнокроеным рукавом.
2. Цель и задачи проекта
Цель проекта: разработать и сшить летнюю тунику.
Задачи проекта:
- изучить историю возникновения туники;
- выбрать модель туники;
- изучить виды художественной отделки плечевых изделий;
- разработать дизайн туники;
- выбрать необходимый материал и оборудование для пошива летней туники;
- разработать технологическую карту по пошиву летней туники;
- сшить летнюю тунику;
- оценить проделанную работу.
3. Выявление основных требований к изделию
Туника, которую я планирую носить во время летнего отдыха на юге, должна соответствовать следующим требованиям:
1. Воздухопроницаемая и светлая, чтобы мне было нежарко.
2. Удобная в пользовании.
3.Универсальная (возможность комбинировать с шортами, бриджами и носить как самостоятельную одежду).
4. Оригинальный внешний вид.
5.Сложность изготовления должна соответствовать моим знаниям.
6. Наличие доступных материалов, инструментов и оборудования.
7. Экономичность (низкая стоимость).
8. Экологичность.
4. Исследовательская работа
Туника берет свое начало еще с античных времен. История возникновения туники очень любопытна.Греки носили одежду с многочисленными складками. Они наряжались в куски ткани, которые крепились друг к другу застежками.
Основателями туники стали римляне, которые сшили два одинаковых куска ткани, оставив лишь разрезы для рук и головы. Эта мешковатая одежда стала удобней, практичней и назвали ее туникой.
С самого начала тунику носили римские воины. Эту одежду шили для мужчин. И длина туник была ниже бедер. Эта одежда была просторной и удобной. Позже ее начали носить и в повседневной жизни. Только для гражданских шили туники длиннее и опоясывались.
Со временем такую одежду начала носить и женская половина. Римские женщины носили столу. Эта длинная туника была по щиколотки. А чтобы сделать одежду немного разнообразной и отличаться друг от друга, женщины вышивали на туниках красивые узоры или украшали лентами.
Вскоре длина и наличие декора стали определять статус. Длинную тунику столу со шлейфом могли носить только женщины из аристократических семей. Знатные персоны носили туники белого цвета. У низших сословий туники были приглушенных оттенков.
Стали появляться отличительные знаки. На военных туниках и одежде политиков начали нашивать специальные знаки.
После того, как Римская империя пала, тунику облюбовали византийцы, а после и жители Востока. Арабские женщины стали украшать камнями и вышивкой, которые делали тунику богатой и роскошной.
В Европе такой вид одежды появился только во второй половине восемнадцатого века. В это время на пике популярности был стиль ампир. В 19 веке и первой половине 20 века об этом виде одежды забыли. Возобновили моду на туники яркие представители культуры хиппи. Эта культура предполагала единение с природой. И хиппи облюбовали эту удобную одежду. Дизайнеры стали создавать оригинальные модели, расписанные растительными узорами и символикой. И туника заняла прочное место в этно-стиле. А этот стиль и до сих пор остается в мире моды.
Самым первым дизайнером, который показал в своих коллекциях тунику, был Ив Сен-Лоран.
Но и сегодня ни одна модная девушка не представляет своего гардероба без этой модной, практичной и очень удобной вещи.Современные модели туник разнообразны: асимметричные, с рукавами и без рукавов, со шлейфом. При этом выделяют четыре основных силуэта: прямой, полуприлегающий, приталенный, трапеция. Украшаются современные туники кружевом, бахромой, декоративной тесьмой, вышивкой и росписью в технике батика.
5. Разработка идей, вариантов
Я выбрала несколько моделей туник с цельнокроеным рукавом:
|
|
|
Модель 1 | Модель 2 | Модель 3 |
Модель 1.Туника с цельнокроеным рукавом прямого силуэта. Форма выреза горловины V-образная. Горловина обработана подкройной обтачкой. По линии талии пришита кулиска и вставлен шнурок. Низ рукавов и нижний срез туники обработаны швом вподгибку с закрытым срезом.
Модель 2. Туника силуэта «трапеция»скоротким рукавом. Форма выреза горловины овальная. Горловина обработана косой бейкой. Низ рукава и нижний срез туники обработаны швом вподгибку с закрытым срезом.
Модель 3. Туника силуэта «трапеция» с цельнокроеным рукавом и шлейфом. Форма выреза горловины овальная, обработана косой бейкой. Низ рукавов и нижний срез туники обработаны швом вподгибку с открытым срезом. Срезы обработаны оверлоком.
Для того чтобы моя туника получилась оригинальной следует продумать её художественное оформление. Изучая различные информационные источники я выбрала несколько вариантов отделки:
|
|
|
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Вариант 1. Отделка кружевом по низу рукавов и нижнему срезу туники. Оформление выреза горловины кружевом.
Вариант 2. Отделка туники вышивкой.
Вариант 3. Отделка туники росписью в технике батика.
6. Анализ идей и выбор лучшего варианта.
Выбор модели туники
№ | Критерий оценки | Оценка, номер модели | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 | Простота в изготовлении | + | + | + |
2 | Оригинальность силуэта | - | - | + |
3 | Доступность материалов | + | + | + |
4 | Средняя длина рукава | - | + | + |
Выбор варианта отделки
№ | Критерий оценки | Оценка, номер варианта | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 | Простота в изготовлении | + | - | + |
2 | Оригинальность | + | + | + |
3 | Доступность материалов | - | + | + |
Анализируя все выбранные мною модели туник и варианты их отделки по критериям, я выбираю для пошива следующую модель - № 3 с отделкой № 3: туника силуэта «трапеция» с цельнокроеным рукавом и шлейфом. Форма выреза горловины овальная. Отделка туники росписью ткани в технике холодного батика.
Эскиз изделия
7. Планирование и изготовление изделия
Для пошива туники мне предстоит разработать технологические карты: по отделке ткани и по пошиву изделия, а также подобрать нужные материалы, ткань и оборудование. Отделку ткани стоит проводить перед раскроем так как готовое изделие расписывать батиком будет неудобно.
7.1. Выбор ткани, материалов, инструментов и оборудования
Для выполнения моего проекта мне понадобятся следующие инструменты и оборудование :
- сантиметровая лента, линейка, портновский мел;
- ручная игла, ножницы, игольница;
- нитки хлопчатобумажные № 40;
- швейная машина, оверлок;
- утюжильная доска, утюг
- кисти для росписи ткани, подрамник, стеклянная трубочка для нанесения резерва.
Материалы:
- бумага для построения чертежа;
- акриловые краски по ткани;
- ткань для туники, косая бейка.
Выбор ткани
Для пошива туники я решила взять хлопчатобумажную ткань. В магазине были представлены следующие варианты тканей из 100% хлопка:
№ 1 Бязь № 2 Муслин № 3 Батист
Следует выбрать подходящую ткань:
№ | Критерий | Номер ткани | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 | Тонкая, приятная на ощупь | - | + | + |
2 | Экономичность | + | + | - |
3 | Цвет (однотонная светло-желтая) | - | + | - |
Проведя анализ тканей по критериям, я остановлю свой выбор на муслине. Туника из такой ткани будет соответствовать заявленным требованиям к изделию.
7.2. Технологическая карта по росписи ткани в технике
холодного батика
№ | Выполняемая технологическая операция | Инструменты и оборудование |
1 | Подготовка ткани для росписи. Ткань постирать, высушить и прогладить. | Утюжильная доска, утюг |
2 | Натянуть ткань на подрамник. | Подрамник, кнопки. |
3 | Перевести рисунок на ткань. | Ткань на подрамнике, контурный эскиз, карандаш |
| Нанести резервирующий состав на ткань по контуру рисунка. | Резерв, стеклянная трубочка |
| Раскрасить рисунок акриловыми красками. | Акриловые краски, синтетические кисти № 2 - № 10 |
| После высыхания краски, произвести влажно-тепловую отделку для закрепления рисунка на ткани. | Утюжильная доска, утюг |
7.3. Технологическая карта по изготовлению туники с цельнокроеным рукавом
№ | Выполняемая технологическая операция | Инструменты и оборудование |
1. | Построение чертежа цельнокроеной основы | Линейка закройщика, миллиметровая бумага, карандаш |
2. | Моделирование чертежа цельнокроеной основы | Чертёж выкройки, линейка закройщика, карандаш |
3. | Раскрой швейного изделия. | Выкройка, ножницы, портновский мел, портновские булавки |
4. | Сметывание деталей кроя и проведение первой примерки | Детали кроя, швейная игла, нитки № 40 |
5. | Обработка горловины косой бейкой | Косая бейка в цвет ткани, нитки №40, иголка для ручных работ, детали кроя, ножницы, швейная машина |
6. | Стачивание плечевых срезов, обработка срезов оверлоком | Швейная машина, нитки № 40 в цвет ткани, ножницы, оверлок |
7. | Обработка низа рукавов оверлоком | Оверлок, нитки в цвет ткани № 40, ножницы |
8. | Обработка низа рукавов швом вподгибку с открытым срезом | Швейная машина, нитки № 40, ножницы |
9. | Обработка низа передней и задней деталей кроя | Оверлок, нитки в цвет ткани № 40, ножницы |
10. | Обработка низа передней и задней деталей кроя швом вподгибку с открытым срезом | Швейная машина, нитки № 40, ножницы |
11. | Стачивание боковых срезов, обработка срезов оверлоком | Швейная машина, нитки № 40 в цвет ткани, оверлок, ножницы |
12. | Проведение влажно-тепловой обработки и повторной примерки. | Швейное изделие, утюжильная доска, утюг |
Правила техники безопасности
Правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами:
- Работу выполнять только исправными инструментами;
- Хранить ножницы на столе с сомкнутыми лезвиями;
- Хранить иглы в игольнице или подушечке;
- Шить с напёрстком.
- Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
Правила техники безопасности при работе с электроприборами:
- Перед работой с электроприбором проверить исправность шнура, о неполадках сообщить учителю.
- Включать и выключать электроприборы сухими руками за корпус вилки.
- Во время работы стоять на резиновом коврике.
- Не оставлять включенным электроприбор без присмотра.
- Утюг ставить только на специальную жаростойкую подставку.
- Во время работы следить, чтобы шнур не касался подошвы утюга.
- Хранить утюг в вертикальном положении.
Правила техники безопасности при работе на швейной электромашине:
- Перед работой волосы убрать под косынку.
- Сидеть на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд, перед иглой.
- Расстояние от работающего до машинки должно быть 10-15 см.
- Перед работой удалить из изделия иглы и булавки.
- На платформе машинки не должно находиться посторонних предметов.
- Руки во время работы должны быть на безопасном расстоянии от движущихся деталей машинки.
- Подключать швейную машину к сети и отключать при разрешении учителя.
- При подключении сначала подключать педаль к машине , а потом машину в сеть. При отключении - наоборот (сначала от сети, затем -от машинки)
- Следить за тем, чтобы рядом с педалью не было сумок и пакетов. Ногу убирать с педали, если работа временно приостановлена.
- Запрещается менять движущиеся части машины при включённом оборудовании в сеть.
- Ногу на педали держать так, чтобы машинка работала с одинаковой скоростью.
- По окончании работы убрать рабочее место, вытереть педаль.
8. Экономическое обоснование.
№ | Наименование материала | Цена за единицу | Коли- чество | Сумма |
1. | Ткань муслин | 450 руб | 1 м | 450= |
2. | Нитки х/б № 40 | 20 руб | 2 шт | 40= |
3. | Стеклянная трубочка для резерва | 100 руб | 1 шт | 100= |
4. | Краски и резерв для холодного батика | 100 руб | 1кор | 100= |
ИТОГО | 690= |
9. Экологическое обоснование
Моё изделие сшито из экологически чистого материала. Это натуральная ткань растительного происхождения, которая обладает высокими гигиеническими свойствами: гигроскопичность, воздухопроницаемость.
Краски, использованные для росписи ткани, сертифицированы так как куплены в магазине и полностью безопасны при использовании по назначению. Изготовление швейных изделий – экологически-чистый процесс: нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы. При работе с материалом не выделяются вредные вещества для организма человека.
10. Реклама
Скоро отпуск, а у меня нет красивой и неповторимой туники. Купить в магазине не оригинально и дорого. Есть идея! Я знаю, что делать. Легкими движениями руки и швейной машины превращу отрез ткани в прекрасный наряд. Фантазия и не много терпения - и туника готова!
Руки швеи прославляют поэты.
Ткань шелестит и машинка жужжит,
День для швеи пролетит незаметно,
Любит она моделировать, шить.
11. Самооценка
Я довольна своей работой. Изделие получилось таким, каким я его придумала. И это здорово, ведь такой вещи ни у кого нет! Моя туника получилась оригинальной и я её сшила своими руками. Во время выполнения проекта я узнала много интересного – историю возникновения туники, варианты художественной отделки плечевых изделий, попробовала новую технику отделки ткани – холодный батик. Данная техника оказалась очень интересной и я планирую дальше совершенствовать своё мастерство в технике холодного батика. Мою работу оценили родители – она им очень понравилась.
12. Информационные источники
1. Учебник по технологии. Технологии ведения дома : 6 класс, И.А. Сасова.
2. Энциклопедия рукоделий, Гандертон Л., пер. с анг. А. Дергача.
3.https://i.pinimg.com/originals/f8/e1/97/f8e1975ec9cb054fb3ccffb92bbe8d9a.jpg эскиз для росписи ткани.
4. http://fashionologia.ru/istoriya-modi/istoriya-poyavleniya-tuniki.html история возникновения туники.
Приложение 1
Эскиз контурного рисунка для росписи ткани
Приложение 2
15
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ковалева Галина Валентиновна