Творческий проект по технологии "Летняя туника"

6
2
Материал опубликован 18 April 2021

Автор публикации: В. Понаровкина, ученица 8А класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя школа № 82»


Творческий проект

по технологии



Тема: «Летняя    туника»





Выполнила:

обучающаяся 8 А класса

Понаровкина Вероника

Руководитель:

учитель технологии

Полищук Татьяна Александровна

2019 г.



СОДЕРЖАНИЕ

1.

Обоснование темы выбранного проекта…………………………..

3

2.

Цель и задачи проекта……………………………………………...

3

3.

Выявление основных требований к изделию……………………..

3

4.

Исследовательская работа………………………………………….

4

5.

Разработка идей, вариантов………………………………………...

5

6.

Анализ идей и выбор лучшего варианта…………………………..

6

7.

Планирование и изготовление изделия……………………………

8

7.1.

Выбор ткани, материалов, инструментов и оборудования………

8

7.2.

Технологическая карта по росписи ткани в технике холодного батика ………………………………………………………………..

9

7.3.

Технологическая карта по пошиву туники с цельнокроеным рукавом ……………………………………………………………...

9

8.

Экономическое обоснование………………………………………

11

9.

Экологическое обоснование……………………………………….

11

10.

Реклама ……………………………………………………………...

12

11.

Самооценка…………………………………………………………..

13

12.

Использованные источники………………………………………...

13

13.

Приложения …………………………………………………………

15




1. Обоснование темы выбранного проекта

Следующим летом моя семья планирует поехать отдыхать на юг. Я решила, что к летнему отпуску буду готовиться заранее. Первым делом я осмотрела свой летний гардероб и сделала вывод, что мне нужна универсальная летняя вещь, которую я смогу носить с шортами, бриджами или как отдельную одежду. С поясными изделиями хорошо комбинируются футболки и туники. Но так как я хочу иметь в своем гардеробе универсальную вещь, то для этого подходит вариант туники. В условиях современной жизни любую вещь можно купить в магазине, но вещь, выполненная своими руками, будет превосходить магазинные аналоги по оригинальности. В школе мы учились шить плечевое изделие с цельнокроеным рукавом, поэтому данную основу я возьму для разработки и пошива своей туники. Итак, я решила, что буду шить летнюю тунику с цельнокроеным рукавом.


2. Цель и задачи проекта

Цель проекта: разработать и сшить летнюю тунику.

Задачи проекта:

- изучить историю возникновения туники;

- выбрать модель туники;

- изучить виды художественной отделки плечевых изделий;

- разработать дизайн туники;

- выбрать необходимый материал и оборудование для пошива летней туники;

- разработать технологическую карту по пошиву летней туники;

- сшить летнюю тунику;

- оценить проделанную работу.


3. Выявление основных требований к изделию

Туника, которую я планирую носить во время летнего отдыха на юге, должна соответствовать следующим требованиям:

1. Воздухопроницаемая и светлая, чтобы мне было нежарко.

2. Удобная в пользовании.

3.Универсальная (возможность комбинировать с шортами, бриджами и носить как самостоятельную одежду).

4. Оригинальный внешний вид.

5.Сложность изготовления должна соответствовать моим знаниям.

6. Наличие доступных материалов, инструментов и оборудования.

7. Экономичность (низкая стоимость).

8. Экологичность.

4. Исследовательская работа

Туника берет свое начало еще с античных времен. История возникновения туники очень любопытна.Греки носили одежду с многочисленными складками. Они наряжались в куски ткани, которые крепились друг к другу застежками.

Основателями туники стали римляне, которые сшили два одинаковых куска ткани, оставив лишь разрезы для рук и головы. Эта мешковатая одежда стала удобней, практичней и назвали ее туникой.

С самого начала тунику носили римские воины. Эту одежду шили для мужчин. И длина туник была ниже бедер. Эта одежда была просторной и удобной. Позже ее начали носить и в повседневной жизни. Только для гражданских шили туники длиннее и опоясывались.

Со временем такую одежду начала носить и женская половина. Римские женщины носили столу. Эта длинная туника была по щиколотки. А чтобы сделать одежду немного разнообразной и отличаться друг от друга, женщины вышивали на туниках красивые узоры или украшали лентами.

Вскоре длина и наличие декора стали определять статус. Длинную тунику столу со шлейфом могли носить только женщины из аристократических семей. Знатные персоны носили туники белого цвета. У низших сословий туники были приглушенных оттенков.

Стали появляться отличительные знаки. На военных туниках и одежде политиков начали нашивать специальные знаки.

После того, как Римская империя пала, тунику облюбовали византийцы, а после и жители Востока. Арабские женщины стали украшать камнями и вышивкой, которые делали тунику богатой и роскошной.

В Европе такой вид одежды появился только во второй половине восемнадцатого века. В это время на пике популярности был стиль ампир. В 19 веке и первой половине 20 века об этом виде одежды забыли. Возобновили моду на туники яркие представители культуры хиппи. Эта культура предполагала единение с природой. И хиппи облюбовали эту удобную одежду. Дизайнеры стали создавать оригинальные модели, расписанные растительными узорами и символикой. И туника заняла прочное место в этно-стиле. А этот стиль и до сих пор остается в мире моды.

Самым первым дизайнером, который показал в своих коллекциях тунику, был Ив Сен-Лоран.

Но и сегодня ни одна модная девушка не представляет своего гардероба без этой модной, практичной и очень удобной вещи.Современные модели туник разнообразны: асимметричные, с рукавами и без рукавов, со шлейфом. При этом выделяют четыре основных силуэта: прямой, полуприлегающий, приталенный, трапеция. Украшаются современные туники кружевом, бахромой, декоративной тесьмой, вышивкой и росписью в технике батика. 


5. Разработка идей, вариантов

Я выбрала несколько моделей туник с цельнокроеным рукавом:


t1618750181aa.gif

t1618750181ab.gif

t1618750181ac.gif

Модель 1

Модель 2

Модель 3


Модель 1.Туника с цельнокроеным рукавом прямого силуэта. Форма выреза горловины V-образная. Горловина обработана подкройной обтачкой. По линии талии пришита кулиска и вставлен шнурок. Низ рукавов и нижний срез туники обработаны швом вподгибку с закрытым срезом.

Модель 2. Туника силуэта «трапеция»скоротким рукавом. Форма выреза горловины овальная. Горловина обработана косой бейкой. Низ рукава и нижний срез туники обработаны швом вподгибку с закрытым срезом.

Модель 3. Туника силуэта «трапеция» с цельнокроеным рукавом и шлейфом. Форма выреза горловины овальная, обработана косой бейкой. Низ рукавов и нижний срез туники обработаны швом вподгибку с открытым срезом. Срезы обработаны оверлоком.

Для того чтобы моя туника получилась оригинальной следует продумать её художественное оформление. Изучая различные информационные источники я выбрала несколько вариантов отделки:

t1618750181ad.jpg

t1618750181ae.jpg

t1618750181af.jpg

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3


Вариант 1. Отделка кружевом по низу рукавов и нижнему срезу туники. Оформление выреза горловины кружевом.

Вариант 2. Отделка туники вышивкой.

Вариант 3. Отделка туники росписью в технике батика.


6. Анализ идей и выбор лучшего варианта.

Выбор модели туники

Критерий оценки

Оценка, номер модели

1

2

3

1

Простота в изготовлении

+

+

+

2

Оригинальность силуэта

-

-

+

3

Доступность материалов

+

+

+

4

Средняя длина рукава

-

+

+


Выбор варианта отделки

Критерий оценки

Оценка, номер варианта

1

2

3

1

Простота в изготовлении

+

-

+

2

Оригинальность

+

+

+

3

Доступность материалов

-

+

+


Анализируя все выбранные мною модели туник и варианты их отделки по критериям, я выбираю для пошива следующую модель - № 3 с отделкой № 3: туника силуэта «трапеция» с цельнокроеным рукавом и шлейфом. Форма выреза горловины овальная. Отделка туники росписью ткани в технике холодного батика.

Эскиз изделия



t1618750181ag.gif

7. Планирование и изготовление изделия

Для пошива туники мне предстоит разработать технологические карты: по отделке ткани и по пошиву изделия, а также подобрать нужные материалы, ткань и оборудование. Отделку ткани стоит проводить перед раскроем так как готовое изделие расписывать батиком будет неудобно.


7.1. Выбор ткани, материалов, инструментов и оборудования

Для выполнения моего проекта мне понадобятся следующие инструменты и оборудование :

- сантиметровая лента, линейка, портновский мел;

- ручная игла, ножницы, игольница;

- нитки хлопчатобумажные № 40;

- швейная машина, оверлок;

- утюжильная доска, утюг

- кисти для росписи ткани, подрамник, стеклянная трубочка для нанесения резерва.

Материалы:

- бумага для построения чертежа;

- акриловые краски по ткани;

- ткань для туники, косая бейка.


Выбор ткани

Для пошива туники я решила взять хлопчатобумажную ткань. В магазине были представлены следующие варианты тканей из 100% хлопка:


1 Бязь № 2 Муслин № 3 Батист


Следует выбрать подходящую ткань:

Критерий

Номер ткани

1

2

3

1

Тонкая, приятная на ощупь

-

+

+

2

Экономичность

+

+

-

3

Цвет (однотонная светло-желтая)

-

+

-


Проведя анализ тканей по критериям, я остановлю свой выбор на муслине. Туника из такой ткани будет соответствовать заявленным требованиям к изделию.



7.2. Технологическая карта по росписи ткани в технике

холодного батика


Выполняемая технологическая операция

Инструменты и оборудование

1

Подготовка ткани для росписи. Ткань постирать, высушить и прогладить.

Утюжильная доска, утюг

2

Натянуть ткань на подрамник.

Подрамник, кнопки.

3

Перевести рисунок на ткань.

Ткань на подрамнике, контурный эскиз, карандаш


Нанести резервирующий состав на ткань по контуру рисунка.

Резерв, стеклянная трубочка


Раскрасить рисунок акриловыми красками.

Акриловые краски, синтетические кисти № 2 - № 10


После высыхания краски, произвести влажно-тепловую отделку для закрепления рисунка на ткани.

Утюжильная доска, утюг


7.3. Технологическая карта по изготовлению туники с цельнокроеным рукавом


Выполняемая технологическая операция


Инструменты и оборудование

1.

Построение чертежа цельнокроеной основы

Линейка закройщика, миллиметровая бумага, карандаш

2.

Моделирование чертежа цельнокроеной основы

Чертёж выкройки, линейка закройщика, карандаш

3.

Раскрой швейного изделия.

Выкройка, ножницы, портновский мел, портновские булавки

4.

Сметывание деталей кроя и проведение первой примерки

Детали кроя, швейная игла, нитки № 40

5.

Обработка горловины косой бейкой

Косая бейка в цвет ткани, нитки №40, иголка для ручных работ, детали кроя, ножницы, швейная машина

6.

Стачивание плечевых срезов, обработка срезов оверлоком

Швейная машина, нитки № 40 в цвет ткани, ножницы, оверлок

7.

Обработка низа рукавов оверлоком

Оверлок, нитки в цвет ткани № 40, ножницы

8.

Обработка низа рукавов швом вподгибку с открытым срезом

Швейная машина, нитки № 40, ножницы

9.

Обработка низа передней и задней деталей кроя

Оверлок, нитки в цвет ткани № 40, ножницы

10.

Обработка низа передней и задней деталей кроя швом вподгибку с открытым срезом

Швейная машина, нитки № 40, ножницы

11.

Стачивание боковых срезов, обработка срезов оверлоком

Швейная машина, нитки № 40 в цвет ткани, оверлок, ножницы

12.

Проведение влажно-тепловой обработки и повторной примерки.

Швейное изделие, утюжильная доска, утюг



Правила техники безопасности

Правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами:

- Работу выполнять только исправными инструментами;

- Хранить ножницы на столе с сомкнутыми лезвиями;

- Хранить иглы в игольнице или подушечке;

- Шить с напёрстком.

- Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.


Правила техники безопасности при работе с электроприборами:

- Перед работой с электроприбором проверить исправность шнура, о неполадках сообщить учителю.

- Включать и выключать электроприборы сухими руками за корпус вилки.

- Во время работы  стоять на резиновом коврике.

- Не оставлять включенным электроприбор без присмотра.

- Утюг ставить только на специальную жаростойкую подставку.

- Во время работы следить, чтобы шнур не касался подошвы утюга.

- Хранить утюг в вертикальном положении.


Правила техники безопасности при работе на швейной электромашине:

- Перед работой волосы убрать под косынку.

- Сидеть на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд, перед иглой.

- Расстояние от работающего до машинки должно быть 10-15 см.

- Перед работой удалить из изделия иглы и булавки.

- На платформе машинки не должно находиться посторонних предметов. 

- Руки во время работы должны быть на безопасном расстоянии от движущихся деталей машинки.

- Подключать швейную машину к сети и отключать при разрешении учителя. 

- При подключении сначала подключать педаль к машине , а потом машину в сеть. При отключении - наоборот (сначала от сети, затем -от машинки)

- Следить за тем, чтобы рядом с педалью не было сумок и пакетов. Ногу убирать с педали, если работа временно       приостановлена.

- Запрещается менять движущиеся части машины при включённом оборудовании в сеть.

- Ногу на педали держать так, чтобы машинка работала с одинаковой скоростью.

- По окончании работы убрать рабочее место, вытереть педаль. 


8. Экономическое обоснование.

Наименование материала

Цена за единицу

Коли-

чество

Сумма

1.

Ткань муслин

450 руб

1 м

450=

2.

Нитки х/б № 40

20 руб

2 шт

40=

3.

Стеклянная трубочка для резерва

100 руб

1 шт

100=

4.

Краски и резерв для холодного батика

100 руб

1кор

100=

ИТОГО

690=


9. Экологическое обоснование

Моё изделие сшито из экологически чистого материала. Это натуральная ткань растительного происхождения, которая обладает высокими гигиеническими свойствами: гигроскопичность, воздухопроницаемость.

Краски, использованные для росписи ткани, сертифицированы так как куплены в магазине и полностью безопасны при использовании по назначению. Изготовление швейных изделий – экологически-чистый процесс: нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы. При работе с материалом не выделяются вредные вещества для организма человека.


10. Реклама


Скоро отпуск, а у меня нет красивой и неповторимой туники. Купить в магазине не оригинально и дорого. Есть идея! Я знаю, что делать. Легкими движениями руки и швейной машины превращу отрез ткани в прекрасный наряд. Фантазия и не много терпения - и туника готова!


Руки швеи прославляют поэты.

Ткань шелестит и машинка жужжит,

День для швеи пролетит незаметно,

Любит она моделировать, шить.


t1618750181ah.jpg

11. Самооценка

Я довольна своей работой. Изделие получилось таким, каким я его придумала. И это здорово, ведь такой вещи ни у кого нет! Моя туника получилась оригинальной и я её сшила своими руками. Во время выполнения проекта я узнала много интересного – историю возникновения туники, варианты художественной отделки плечевых изделий, попробовала новую технику отделки ткани – холодный батик. Данная техника оказалась очень интересной и я планирую дальше совершенствовать своё мастерство в технике холодного батика. Мою работу оценили родители – она им очень понравилась.


12. Информационные источники

1. Учебник по технологии. Технологии ведения дома : 6 класс, И.А. Сасова.

2. Энциклопедия рукоделий, Гандертон Л., пер. с анг. А. Дергача.

3.https://i.pinimg.com/originals/f8/e1/97/f8e1975ec9cb054fb3ccffb92bbe8d9a.jpg эскиз для росписи ткани.

4. http://fashionologia.ru/istoriya-modi/istoriya-poyavleniya-tuniki.html история возникновения туники.




Приложение 1


Эскиз контурного рисунка для росписи ткани



t1618750181ai.gif



Приложение 2


t1618750181aj.gif

15


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Умница, красавица!

18 April 2021