12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Киреева Светлана Владимировна196
Россия, Коми респ., Сыктывкар
1

Исследовательская работа «Влияние музыки на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30» г. Сыктывкара

(МОУ «СОШ №30» г. Сыктывкара)

«30 №-а шöр школа»

Сыктывкарса муниципальнöй велöдан учреждение

 

Автор: Бондарцева Анастасия Евгеньевна – ученица 6 «Р» класса

МОУ «СОШ №30»


 

Влияние музыки на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся


 

Научный руководитель: Киреева Светлана Владимировна – учитель музыки МОУ «СОШ №30»


 

Сыктывкар 2018

Содержание


 

Введение

стр. 3-4

I.Основная часть

 

1. Влияние музыки на ребенка

стр. 4-6

2. Наблюдения психологов и ученых

стр. 6-7

II. Исследовательская часть

стр. 8

Заключение

стр. 9

Список используемой литературы

стр. 10


 

Введение

Само слово «музыка» имеет древнегреческое происхождение, буквально оно переводится "искусство муз", средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом устроенные во времени.

МУЗЫКА- искусство воспроизведения мыслей, чувств и ощущений в звуках, слагающееся из трех элементов: мелодии, гармонии и ритма; распадается на музыку: вокальную (голосовую) и инструментальную; церковную, салонную, театральную и т.д.

В основе музыки всегда будет звук. Музыку также называют языком звуков. Можно посмотреть на определение музыки с эмоциональной стороны: Музыка – это самая прекрасная вещь на земле, это наши чувства, эмоции, воспоминания, картины природы, одушевленные предметы. Все что нас окружает можно показать, рассказать и выразить музыкой. Музыка – это чудесный дар, данный человечеству.

Любое искусство развивает, воспитывает личность ребёнка, позволяет разобраться в жизни, найти и познать самого себя, сформировать самооценку. Специально подобранная музыка способна в целом оптимизировать деятельность мозга. Когда же речь идёт о формирующемся мозге маленького ребёнка, то музыкальные воздействия могут выступать как конструирующие мозг. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок с рождения (и даже раньше) имел возможность слышать красивую и «богатую» музыку.

Музыка в моей жизни занимает огромное место. Я люблю слушать музыку: и классическую, и современную. Люблю петь и танцевать. Еще с детского сада я начала заниматься в музыкальной школе, так как моя мама – преподаватель по фортепиано Она решила развивать меня в музыкальном плане с 4-х лет. Одновременное обучение в музыкальной школе и общеобразовательной было не случайным, так как мама советовала мне использовать возможность развиваться в разных направлениях. Сейчас музыка окружает нас со всех сторон. Мы слышим музыку с экранов наших телевизоров, с различных переносных устройств, у наших телефонов музыкальные звонки. Но я заметила, что одни мелодии приятно слушать, от них улучшается настроение. А другие - раздражают, от них начинает болеть голова. Значит, музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека и обучение?

Цель исследования

Выяснить, как музыка влияет на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся.

Задачи исследования

Проанализировать научную информацию по теме.

Выявить, как музыка влияет на поведение и умственную деятельность учащихся.

Проанализировать свой опыт обучения сразу в двух школах.

Объект исследования - музыка.

Предметом исследования являются особенности влияния музыки на личность.

Гипотеза: могу предположить, что музыка благотворно влияет на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся.

Методы исследования

Анализ литературы, информации в Интернете;

Анкетирование;

Наблюдение;

Анализ и сравнение полученных результатов.

Основная часть

  • Влияние музыки на ребенка

Положительное влияние музыки и в целом искусства на развитие человека уже хорошо известно. Раньше музыка считалась одним из главных предметов в общей системе образования. Музыкантами были и ученые, и политики. Исследования последних лет в области физиологии мозга возвращают искусству ту важную роль в развитии человека, которая по праву должна ему принадлежать.

В 2012 году исследовательская группа, ведущая свою работу в Университете Южной Калифорнии, начала долгосрочный пятилетний эксперимент. Ученых интересовали группы музыкальной подготовки детей возрастом от 6 до 7 лет. Сразу 80 детей, отобранных для участия в программе Молодежного оркестра Лос-Анджелеса, присоединились к исследовательской программе. В процессе ученые должны были выявить влияние музыкального образования на мозг малышей в сфере познавательного, социального и эмоционального развития. Второй группе предстояло начать футбольные тренировки по одной из социальных программ. В третью группу вошли младшие школьники из государственных заведений Лос-Анджелеса, проживающих в тех же районах.

В самом начале исследования дети не демонстрировали ощутимых различий в оценках. Но тогда еще ни один малыш не прослушал ни одного музыкального занятия, не поучаствовал ни в одной спортивной тренировке. Критериями сравнения были интеллектуальные, моторные и социальные навыки. И эти результаты лишний раз доказали правильность выбора ученых. Как видим, все дети изначально имели равные возможности.

Уже через два года группа детей, обучавшаяся музыке, продемонстрировала первые блестящие способности. Дети были более точны при обнаружении изменения высоты тона в неидентичных композициях. Одинаковые мелодии были в состоянии определить участники из всех трех групп. Это показало, что малыши, обучающиеся музыке, лучше натренировали внимание по отношению к мелодиям. Также они имели более выраженную реакцию мозга на ритмические неровности. Это может быть связано с тем, что стремительное развитие получала зона, ответственная за кодирование и обработку звука.

Исследование еще не закончено, но промежуточные результаты являются многообещающими. Музыкальное образование разовьет интеллектуальные возможности малыша. Как видим, даже в течение краткосрочного периода музыка ускоряет развитие мозга, в частности, улучшает восприятие звука. Ученые полагают, что эти навыки позволят малышам легче выучить иностранный язык, освоить родную речь, а также научиться читать быстрее. Это может быть полезно детям из неблагополучных семей в регионах с низким социально-экономическим статусом. Именно там дети испытывают наибольшие трудности с развитием языковых навыков.

  • Наблюдения психологов и ученых

Согласно наблюдениям и практическим исследованиям психологов, дети, посещающие (посещавшие) музыкальную школу лучше своих сверстников:

 разговаривали, писали, изучали иностранные языки, осваивали литературное мастерство и грамматику. Причина в неразрывности звука и слова, в способности читать с листа. «Свои» запятые, восклицательные знаки, точки есть и в музыкальных произведениях, поэтому играющим и поющим детям легче все это изучать и в словесном искусстве;

овладевали математическими предметами. Занятия музыкой развивают пространственное мышление, когда постоянно нужно попадать на необходимые клавиши, ребенок «жонглирует» незримыми фигурами музыки, ему нужно запоминать текст. Неслучайно среди профессуры математики так много «музыкальных» представителей (Альберт Эйнштейн), многочисленные преподаватели Оксфорда;

владели собой, знали, что такое дисциплина, выдержка. Занятия музыкой требуют всецелого внимания, отдачи, приложения усилий, терпеливости (не каждый может доиграть пьесу до конца);

пользовались компьютером, понимали его структурное строение. Этому также учат занятия музыкой, так как она сама и ее произведения иерархичны и сложно структурированы. А ПК – это ли не пример многообразного структурного построения? Недаром из играющих и поющих молодых людей получаются успешные программисты, системные администраторы и IT-менеджеры.

Чрезвычайную эффективность музыки в качестве стимулятора школьной успеваемости подтверждает исследование Марии Мантуржевской, выполненное с польскими музыкантами. Внимательное изучение биографий выдающихся музыкантов современной Польши и тестирование молодых польских музыкантов подтвердило их прекрасное умение пользоваться языком и высокоразвитую способность логически мыслить. Два основных направления школьного обучения (владение языком и математические навыки) оказались у музыкантов на большей высоте, нежели у представителей других профессий.

Интересен опыт выдающегося музыкального педагога Шиницу Судзуки. Он пропагандировал раннее начало занятий на скрипке и активно вовлекал родителей в процесс музыкального обучения ребенка (мамы являются участниками музыкальных занятий). Занятия по его системе способствуют умственному развитию учеников гораздо больше, чем развитию их музыкальных данных. Г.Орсмонд и Л.Миллер исследовали группу из 58 детей 3-6 лет (половина группы обучалась по системе Судзуки, а другая половина не занималась музыкой совсем), уже через четыре месяца занятий «группа Судзуки» обогнала своих сверстников по уровню развития визуально-моторных навыков. Французский психолог Мария Серафин работала с группой из 34 детей одиннадцати лет, уже закончивших обучение по системе Судзуки: их память была прочнее, чем память их сверстников. Современные исследования доказывают, что у ребёнка, осваивающего какой-либо музыкальный инструмент, быстрее развиваются память, моторика и координация. Чем больше интересного он получает через музыку, движение и искусство, тем более интеллигентным человеком он станет.

Исследовательская часть

Изучив материалы по данной теме, я провела анкетирование среди учащихся четвертых- пятых классов МОУ «СОШ №30» г.Сыктывкара. В нем приняли участие 53 человека. Ребятам было предложено было ответить на 5 вопросов:

1. Нравится ли тебе слушать музыку?

2. Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку?

3. Нужна ли музыка в повседневной жизни?

4. Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека?

5.Какая музыка вам больше нравится: классическая, поп-музыка, рок-музыка?

Результаты исследования показали, что всем опрошенным нравится слушать музыку. У 9% учащихся, участвовавших в анкетировании, меняется настроение, когда они слушают музыку. На третий и четвертый вопросы 80% опрошенных ответили, что музыка нужна в повседневной жизни и может повлиять на организм человека. На последний вопрос учащиеся разделились почти на три равные группы. Можно сделать вывод, что им нравится музыка различных жанров. Также мною был сделан анализ успеваемости за 1 и 2 четверть учащихся из двух классов, где я проводила анкетирование. Дети (5 человек: 3 девочки и 2 мальчика), обучающиеся в музыкальной школе, являлись в общеобразовательной школе хорошистами или отличниками.

По итогам исследовательской работы можно сделать следующие выводы: учащиеся, которые, занимаются музыкой хорошо учатся в общеобразовательной школе. Наша гипотеза о том, музыка благотворно влияет на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся подтверждена.

Заключение

Работая над темой «Влияние музыки на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся», нами были изучены и проанализированы источники информации по теме, проведено анкетирование среди учащихся. Проведя исследование, мы сделали выводы, что музыка нужна в повседневной жизни и влияет на организм человека. Занятия музыкой приучают ребенка к ежедневному систематическому труду, усидчивости, прививают ему терпение. Разумеется, что не все дети после окончания музыкальной школы изберут музыкальные профессии. Но что бы они ни выбрали в будущем, мы уверены, что музыка будет всегда рядом с ними. Я очень люблю музыку! Когда я прослушиваю музыку, я отдыхаю и у меня поднимается настроение. Мне очень нравится играть на фортепиано, а также слушать, как играют другие. Моя мама заметила, что благодаря занятиям музыкой, я стала лучше и быстрее усваивать учебный материал, мне легче стало учить английский язык, у меня развилось воображение, я стала более рассудительна и более ответственна. Музыка- это прекрасно!

 

Список литературы:

Волкова Т.И. Психология. ЭКСМО. Москва. 2002 г.

Зельницкая Н.Д. Музыка в нашей жизни. Астрель.Тула. 1998 г.

Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М.: Таланты-XXI век, 2004г.

Лукашевич В.И. Классика-забытое прошлое. М, ДРОФА, 2004г.

Автор материала: А. Бондарцева (6 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.