12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гутарина Светлана Викторовна103
Россия, Тамбовская обл., Тамбов

Презентация "За чистоту русского языка"
PPTX / 4.56 Мб

/data/files/d1664279650.pptx (Презентация "За чистоту русского языка")Тамбовское областное государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение кадетская школа

"Многопрофильный кадетский корпус имени Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР

Л.С. Дёмина"






Проект по русскому языку

«За чистоту русского языка»









Выполнил:

Рогов Сергей Викторович,

кадет 9 «Б» класса


Руководитель:

Гутарина Светлана Викторовна,

учитель русского языка и литературы.











Тамбов

2022 год

Паспорт проекта

Наименование проекта

За чистоту русского языка

Исполнитель

Рогов Сергей Викторович

Цель (практическая)

 Формирование позитивной речевой культуры в молодежной среде

Задачи

привлечь внимание к проблеме ненормативной лексики и чистоты русского языка;

выявить потребность современной молодежи в самовыражении и встречном понимании;

изучить характерные особенности разговорного языка, которым пользуется молодежь;

повысить уровень культуры общения в молодежной среде.



Руководитель

Гутарина Светлана Викторовна

Основополагающий вопрос

Почему нужно заботиться о «чистоте» русского языка?

Год разработки

2021-2022

Предметная область

Русский язык

Тип проекта

Информационный

Тип проекта по предметно-содержательной характеристике:

монопроект

Сроки реализации проекта

 

 1 год

Ожидаемые результаты (продукт)

Буклет - памятка «Береги чистоту речи» Рекомендации школьникам «Как избавиться от слов – «паразитов»




Содержание

1. Введение

2. Теоретическая часть

2.1. Лингвистические ошибки

2.2. Жаргонизмы

2.3. Заимствованные слова

2.4. Классификация молодежного сленга по частям речи

2.5. Сквернословие очень быстро разрушает интеллект!

2.6. Слова-паразиты

3. Практическая часть

3.1. Фиксируем ошибки в СМИ

3.2. Результаты анкетирования кадет

4. Выводы

5. Информационные источники





















1. Введение

Велико значение  языка в жизни человека. С помощью языка мы общаемся друг с другом, получаем знания, выражаем свои чувства.

Сила и мощь слова зависит от того, как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи, как владеет ею.

Мы все несем ответственность за чистоту нашего языка. В творчестве поэтов, истинных ценителей русского языка, звучит горячий призыв беречь русский язык, не дать стереться ни одной грани этого драгоценного кристалла, не замутить полноводную реку русского языка. Родное Слово помогает нам жить, помогает узнавать себя и других. Родной язык – это памятник духовной культуры народа, отражение его жизни...

Не случайно один из лучших писателей XX века И. А. Бунин писал:

«И нет у нас иного достоянья! 

Умейте же беречь 

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, 

Наш дар бессмертный — речь».


Актуальность

Тема учебного проекта является значимой, так как затрагивает вопросы знания культуры русского языка. Отступление от норм расценивается лингвистами как признак недостаточной речевой и общей культуры. Речевая культура испытывает значительные изменения, ведь ни для кого не секрет, что наш могучий и великий язык становится не богатым литературным, на котором говорили и писали русские поэты, а превращается в пошлый сленг. Следует задуматься...

Цель проекта: Формирование позитивной речевой культуры в молодежной среде. Обратить внимание на лингвистические ошибки вокруг нас и на их исправление.



Задачи проекта:

привлечь внимание к проблеме ненормативной лексики и чистоты русского языка;

выявить потребность современной молодежи в самовыражении и встречном понимании;

изучить характерные особенности разговорного языка, которым пользуется молодежь;

повысить уровень культуры общения в молодежной среде.

изучить теоретический материал о языковой норме и отклонении от нее;

проанализировать рекламные объявления, тексты на упаковках и этикетках; выделить основные виды орфографических, пунктуационных и речевых ошибок и классифицировать их.

Средства достижения цели:

технические ( компьютер, телевизор)

ресурсы сети Интернет

справочная литература

Объект исследования: язык СМИ, рекламы, публичные высказывания, устная речь.

Методы исследования: исследование тематической литературы, работа с интернетом и статистикой, анкетирование, анализ анкетирования.

С помощью слова можно подарить надежду и вселить разочарование, убедить в величии и унизить до ненависти. Словом можно ранить, а можно возвысить. Невозможно до конца осознать, каким удивительным инструментом выражение наших мыслей и настроения мы обладаем.

К сожалению, сейчас для нашего богатого и красивого языка настало трудное время; происходит нравственная деградация общества, наблюдается удручающе низкий уровень духовности. Это напрямую отражается в языке. С экранов телевизоров, по радио, на улицах городов мы слышим сниженную, вульгарную, грубую речь, граничащую с уголовным жаргоном, упрощенную до крайности пошлого вкуса! Наш родной язык гибнет, разлагается. А поскольку он является не только средством общения, но и хранителем культуры, то разрушается и сама культура. Общая борьба, именно борьба, за чистоту родного языка даст свои результаты, если в стране будет объявлен не год русского языка, а век русского языка.

2. Теоретическая часть

2.1. Лингвистические ошибки

Существующие нормы:

1 . Орфоэпические

а) произношение – регулирует выбор акустических вариантов или чередующихся фонем.

б) нормы ударения

2 . Грамматические

а) словообразование – выбор морфем, их размещения и соединения в составе одного слова.

б) морфология – выбор морфологической формы слова.

3.  Лексические  – словоупотребление.

4.  Письменный язык  – орфография, пунктуация.

5.  Стилистические.           

Лексические

ошибки

Орфоэпические ошибки

Пунктуационные

Стилистические

Орфографические ошибки

Грамматические ошибки

Говори правильно


t1664279583aa.gif

Все мы говорим больше и чаще, чем пишем. Но далеко не все и не всегда задумываются над особенностями устной речи, которые нельзя не учитывать при общении. Нарушение правил устной речи ведёт к непониманию говорящими друг друга, делает речь некрасивой, неграмотной. Разрешить такую ситуацию может только орфоэпический словарь. 


Анализ орфографических ошибок

Неправильный вариант

Источник

Правильный вариант

кафЭ

Придорожное кафе

Кафе

Не пропустите! Распродажа от «Зимней сказкЕ!» Шубы: норка, нитруя, ЙИнот

Рекламная листовка

Не пропустите! Распродажа от «Зимней сказки»! Шубы: норка, нутрия, енот

ВАпросов больше, чем ответАв

Рекламный проспект

Вопросов больше, чем ответов

париХмахер

Визитная карточка салона красоты

Парикмахер


Анализ пунктуационных ошибок

Неправильный вариант

Источник

Классификация ошибки

Правильный вариант

Звоните и я приду

Уличное объявление о предоставлении услуг по ремонту бытовой техники

Отсутствие запятой

Звоните, и я приду

С днем рождения – родной Гурьевск!

Баннер, г. Гурьевск

Неправильное обособление обращения

С днём рождения, родной Гурьевск!

Машина - не игрушка.

Баннер, г. Калининград

При наличии частицы НЕ тире между подлежащим и сказуемым не ставится

Машина не игрушка

Прошу откликнуться женщину проживавшую в Прибрежном

Объявление в газете «Призыв»

Отсутствие запятой при причастном обороте

Прошу откликнуться женщину, проживавшую в Прибрежном


Грамматические ошибки могут быть двух видов:

1.   Словообразовательные.

Нарушена структура слова: "беспощадство", "бессмертность", "заместо", "публицизм".

2.   Морфологические.

Ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слова.

  ошибки в образовании форм существительных: "облеки", "англичаны", "два знамя", "на мосте", "Гринев жил недорослью", "Он не боялся опасностей и рисков", "Во дворе построили большую качель".

  ошибки в образовании форм прилагательных: "Один брат был богатей другого", "Эта книга более интереснее".

  ошибки в образовании местоимений: "Я пошел к ему", "ихний дом".

  ошибки в образовании глагола: "Он ни разу не ошибился", "Мама всегда радовается гостям", "Вышев на середину комнаты, он заговорил"

 неправильное конструирование видовой пары, чаще всего парного глагола несовершенного вида: "Мы с братом отпиляем все лишние ветки, ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее".

2.2. Жаргонизмы

Блатной язык, мат, молодежный и интернетный сленг охватывают все большие слои населения, опуская все ниже наше общество!

Способы образования

жаргонных слов.

Иноязычные заимствования.

Аффиксация суффиксов.

Приставочно - суффиксальный способ.

Существительные, образованные от глаголов нулевой суффиксацией.

Метафорика.

Заимствование блатных арготизмов.

Усечение корней.

Сложение корней.

2.3. Заимствованные слова

Варваризмы – это иноязычные слова, обозначающие реалии, явления, которые существуют в нашей жизни и входят в систему понятий русского языка. В отличие от экзотизмов варваризмы можно перевести на русский язык с помощью одного слова, без каких либо смысловых потерь. Многие лингвисты считают, что варваризмы нарушают чистоту речи.

Экзотизмы – это иноязычные наименования вещей и понятий, свойственных природе, жизни и культуре других народов.

Слова — оружие; заимствовать их из арсенала врага опасно как в теории, так и в политике.

Сантаяна Д.

2.4. Классификация молодежного сленга по частям речи

Имена существительные (50%) :

тусовка «компания», междусобойчик "вечеринка, где все свои" вакса - 1) "девушка", 2) гопы - "люди, не выбравшие направление в музыке"; фишка - 1) "новость", "известие", 2) "прикол", 3) "что-то необычное".

Глаголы (25%),

например: бычить - "долго соображать"; гнать - "врать"; зажигать - "танцевать", "флиртовать"; заныкатъ - "спрятать".

Прилагательные (12,5%) и наречия (12,5%),

например: клевый - "хороший"; классный - "хороший", "отличный"; фиолетово - "безразлично"; легко - "согласие"; клево - "отлично".

Эволюция употребления одного жаргонного выражения

Вместе с речью развивается и постоянно обновляется молодёжный жаргон. Это способствует общей динамике русского литературного языка.

Поколения сменяются и вместе с ними и сленг. Несколькими сленговыми словами можно заменить длинную фразу на стандартном языке. Сленговые слова эмоциональны, выразительны, часто абстрактны и потому применимы в самых разнообразных ситуациях.

2.5. Сквернословие очень быстро разрушает интеллект!

В одной пословице сказано: «Брань на вороту не виснет», ученые,однако, доказали – плохие слова и ауру имеют плохую. Они не только портят настроение окружающих, они наносят вред здоровью всем людям, в том числе, и самому сквернослову .

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П.Горяева провела исследование. Вот к каким результатам они пришли: «Бранные слова и ложь настолько сильно воздействуют на организм, что происходит нарушения на уровне молекул ДНК. Это приводит к преждевременному старению и различным заболеваниям. Учитывайте, что нецензурные выражения вредны для людей, употребляющих их как вслух, так и в мыслях». 


2.6. Слова-паразиты

«Слова-паразиты» лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов, имеют место в спонтанной, слабо контролируемой устной речи. Синтаксически большинство «слов-паразитов» являются вводными словами.

Истинные значения некоторых слов- «паразитов»:

Блин - тонкая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковородке.

В натуре - то, что существует в действительности.

В принципе - то, что заложено в основном, исходном положении какой-нибудь теории, учения, науки.

Как бы - частица со значением условно- предположительного сравнения.

Типа - производное от тип: форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений.

Причины возникновения:

Бедность словарного запаса;

Своего рода «мода»;

Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время»;

Тактическая роль в речи;

В некоторых случаях слова-«паразиты» говорят о психологических особенностях человека.

3. Практическая часть

3.1. Фиксируем ошибки в СМИ

В качестве практического материала я взял тексты рекламы, ценники магазинов, различные объявления. Проанализировав их, я сделал вывод, что больше всего ошибок (орфографические и пунктуационные) сделано в объявлениях, то есть в том материале, который выставлен на всеобщее обозрение.

t1664279583ab.gif3.2. Результаты анкетирования кадет

Потом я провел анкетирование кадет.

t1664279583ac.gif

4. Выводы

В процессе работы над данной темой я осознал, что правильная, безошибочная речь – лучшая характеристика образованного человека. И, поэтому, насколько позволяет мне возраст, мои знания, силы, я буду пропагандировать среди моих сверстников великое русское слово.



5. Информационные источники

Алексеев Д.И. Аббревиатуры как новый тип слов// Развитие словообразования современного русского языка. - М., 2006, с.13-38.

Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. - 2006. - 3. - С.32-41.

Борисова - Лукашанец Е.Г. Лексические заимствования и их нормативная оценка (на материалах молодежного жаргона 80-90 годов). - М, 2005. - 102 с.

Криворучко К.А. Использование неоправданных англицизмов в русском языке.

Изображение. [Электронный ресурс] URL: wiki . vspu . ru /… kita / project / (дата обращения 20.12.2014 г.)

Изображение. [Электронный ресурс] URL: http://kupitkartinu.ru/picture/4331/ (дата обращения 20.12.2014 г.)

 

 


Автор материала: С. Рогов (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.