12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Киселева Наталья Алексеевна1526
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

Родительское собрание «Профилактика суицидального поведения подростков»

Профилактика суицида Подготовил: педагог – психолог МБОУ СОШ №76 Киселева Н.А

Суицид - это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем, это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой. 

Причины: Одной из важнейших причин самоубийств у подростков считается отсутствие уверенности.      Спусковым крючком для подросткового суицида часто становится подобный поступок молодёжного кумира, героя книг или фильмов, близких друзей или любимых.     Подростки часто рассматривают суицидальные попытки как своеобразную, но подконтрольную взрослым игру, оставаясь в глубине души уверенными, что те не разрешат им довести суицид до конца.

Группа риска подростков, склонных к суициду: Отличники, т. к. к ним все предъявляют повышенные требования. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.     Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.    Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить.      Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в периоде полового созревания.

Виды суицида: Истинный суицид Аффективный суицид Демонстративный суицид

Истинный суицид  - осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Серьезность и устойчивость намерения подтверждаются выбором места, времени и способа суицидального действия, активной предварительной подготовкой, а в ряде случаев - наличием предсмертных записок. При истинных суицидальных действиях период, предшествующий самоубийству, отличается большей длительностью (от нескольких суток до месяца и более).

Аффективный суицид - суицидальные действия, обусловленные необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события или под влиянием аккумуляции хронических психотравм. В отличие от истинного суицида, при аффективных суицидальных действиях психотравмирующая ситуация не успевает подвергнуться сознательной личностной переработке. Восприятие конфликтной ситуации становится избирательно фрагментарным, отрывочным. Суициденты не реагируют на обращения окружающих, никакие аргументы в расчет не принимаются. Охваченность суицидальным побуждением обусловливает отсутствие страха смерти и боли.

Демонстративно-шантажное суицидальное поведение - сознательная манипуляция индивидом жизнеопасными действиями при сохранении для него высокой ценности собственной жизни с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Личностный смысл демонстративно-шантажных попыток состоит в оказании психологического давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для себя сторону (вызвать к себе жалость, сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей и т.п.). При демонстративно-шантажных попытках человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть и для этого предпринимает все меры предосторожности.

Мотивы суицидального поведения детей и подростков: 1.Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. 2. Действительная или мнимая утрата любви родителей. 3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. 4. Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия. 5. Боязнь позора, насмешек или унижения. 6. Страх наказания. 7. Любовные неудачи, беременность. 8. Чувство мести, злобы, протеста. 9. Желание привлечь к себе внимание. 10. Чувство безнадежности. 11. Множественные проблемы, все глобальные и неразрешимые. 12. Желание наказать обидчика. 13. Депрессивные состояния.

Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются: Уход в себя.  Капризность, привередливость Депрессия. Агрессивность Нарушение аппетита Раздача подарков окружающим Психологическая травма Перемены в поведении Угроза Активная предварительная подготовка.

Поведенческие маркеры: Тоскливое выражение лица. Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость. Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость. Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих. Гипомимия (повышенная, часто неестественная мимика). Амимия (отсутствие мимических реакций). Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов. Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания. Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване). Двигательное возбуждение. Склонность к неоправданно рискованным поступкам. Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность». Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная). Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный. Постоянная тоска, взрывы отчаяния, безысходности, усиление мрачного настроения когда вокруг много радостных событий. Пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого. Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем. Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту, поиски сочувствия, обращение за помощью к врачу) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими Расширение зрачков, сухость во рту («симптомы сухого языка»), тахикардия, повышенное давление, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, то же в других частях тела (голове, животе), запоры, нарушение менструального цикла (задержка).

Словесные маркеры (высказывания ребенка): Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!». Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»). Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.). Прощания. Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство, это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.). Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ Установите заботливые взаимоотношения с ребенком Будьте внимательным слушателем Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации Помогите определить источник психического дискомфорта Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.