12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова Елена Вадимовна1621
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Статья «Индивидуальная работа по речевому развитию детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Индивидуальная работа по речевому развитию детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №122» Добрынина Е.В.

Эффективная реализация включения ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения практически невозможна Эффективная реализация включения ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения практически невозможна без специализированного психолого-медико-педагогического сопровождения, стратегия которого определяется специалистами ТПМПК и ПМПк

Специфические задачи речевого развития решаются одновременно с формированием основных видов детской деятельности. Задачи индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию речи должны максимально полно отражать психолингвистическую модель языка, т.е. при их постановке необходимо учитывать: речевую активность ребёнка; мотивационный план речевой деятельности; характер речевого материала.

Основные задачи индивидуальной работы по развитию речи в инклюзивной группе I уровень речевого развития II уровень речевого развития III-IV уровни речевого развития пробуждение у ребенка речевой активности как важнейшего условия овладения речью, интереса к предметному миру и человеку развитие коммуникативной функции речи развитие коммуникативно-регулирующей функции речи (овладение разными видами коммуникативных высказываний)

Формы НОД и совместной деятельности, в ходе которых можно решать задачи индивидуальной коррекционной работы: процесс живого общения с ребенком по поводу бытовых, игровых и познавательных интересов; сюжетно-ролевые и театрализованные игры; рисование, лепка, конструирование, ручной труд;

Формы НОД и совместной деятельности, в ходе которых можно решать задачи индивидуальной коррекционной работы: занятия по развитию речи по принципу моделирования коммуникативных ситуаций; формирование элементарных математических представлений; физическое воспитание; музыкальное воспитание.

Технология индивидуальной работы по речевому развитию детей с ТНР в инклюзивной группе опирается на: взаимосвязь речи и мелкой моторики; взаимосвязь речи и мышления; структуру дефекта ребенка с речевой патологией; современные педагогические технологии.

Требования к технологии индивидуальной работы по речевому развитию детей с ТНР в инклюзивной группе

Су – джок терапия Су – джок терапия Систематический массаж и разнообразные игры с шариками и кольцами су-джок позволяют: - нормализовать мышечный тонус (что особенно важно для детей с различными двигательными расстройствами, детским церебральным параличом, минимальной мозговой дисфункцией); - активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга; - стимулировать речевые области в коре головного мозга; - повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность; - развить познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.

Су – джок терапия

Изоритмика Это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали. Использование в процессе НОД по развитию речи игровых изоритмических упражнений даёт положительные результаты:  - у детей развивается способность замечать характерные особенности предметов; - закрепляются знания о цвете, форме, величине; - появляется свободная ориентировка на листе бумаги; - подготавливается рука к письму; - формируются произвольное внимание, речеслуховая память, творческое воображение, художественный вкус; - развивается мелкая моторика пальцев, ритм правильного дыхания, что способствует развитию связной речи детей.

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера Логические блоки и палочки помогут развить различные типы мышления у ребенка, раскроют его потенциал к решению упражнений и заданий. Если ежедневно применять для занятий фигуры или блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, то у ребенка сформируется оперативная память и умение характеризовать свойства любого предмета. При сопровождении конструктивных действий речью (короткие стихи А.Барто и др.) развивается речеслуховая память, формируется ритм правильного дыхания, отрабатывается четкость произношения звуков.

Массаж пальцев карандашами С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястье, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие ребенка, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Играем пальчиками- развиваем речь

Карта индивидуальной работы в группе по речевому развитию ребенка. Звуки [л], [л’]. Технология Содержание Су-джок Мы делили апельсин. Много нас, а он один! Эта долька для ежа, Эта долька для чижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, Ну, а волку - кожура. Он сердит на нас - беда! В домик прячемся - сюда! Изоритмика Мы волну рисуем смело, Потом две линии умело. Палубу для корабля, Ну и мачта, чтоб была. Паруса – вот тут и там. Мчит кораблик по волнам. Блоки Дьенеша Головой кивает слон, Он слонихе шлёт поклон.

Карта индивидуальной работы в группе по речевому развитию ребенка. Звуки [л], [л’]. Технология Содержание Палочки Кюизенера Из чудесных палочек всем на удивление Выложим сказочного быстрого оленя. Массаж карандашами «Вертолёт» Возьми тонкий карандашик тремя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта! Отправляется в полет наш красавец вертолёт! Играем пальчиками-развиваем речь Лодка. Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.