12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Татьяна Валерьевна501
Россия, Костромская обл.

Доклад «Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеклассной работе»

Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеклассной работе Из опыта работы учителя биологии Смирновой Татьяны Валерьевны Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа Мантуровского муниципального района Костромской области

«ИЗВЕСТНО: ТЕОРИЯ, КАК БЫ НИ БЫЛА ОНА ВАЖНА – СУХА, НО ВЕЧНО ЗЕЛЕНО ЖИВОЕ ДЕРЕВО ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА…» «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л. Н. Толстой

Учащиеся сохраняют в памяти: 20% того, что читали; 50% то, что наблюдали; 90% то, что высказывали,обсуждали и практически выполняли.

Актуальность исследовательской деятельности Овладение навыками исследовательской деятельности в ходе обучения может повысить возможность учащихся успешно осуществлять самостоятельные виды работ. 2. Исследовательские способности позволят учащимся самостоятельно работать над усложнённой проблематикой по предмету. 3. Овладение даже несложными навыками исследовательской деятельности и применение их, повышает интеллектуальные возможности учащегося в целом. 4. Способность к исследованию, доказательству и умозаключениям, повышает конкурентоспособность ученика при поступлении в ВУЗ или сдаче единого Государственного экзамена. 5. Активные формы обучения, к которым относится исследование, позволяет сделать процесс обучения школьников более «живым» и насыщенным открытиями.

Исследовательская деятельность Исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы

Исследовательская деятельность Исследовательская деятельность - исследовательская деятельность детей на уроках; - исследовательская деятельность детей во внеклассной работе.

Алгоритм исследования 1. Знакомство с темой исследования. 2. Работа над пониманием темы исследования. 3. Формулирование целей исследования. 4. Формулирование гипотез. 5. Распределение на группы (пары), «индивидуальности» согласно выбранным гипотезам. 6. Сбор информации по теме, измерения, составление графиков, таблиц. 7. Анализ собранной информации и систематизация. 8. Предварительные выводы. 9. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими исследование учениками (с учебным пособием). 10. Обобщение результатов исследования.

Виды исследовательской деятельности на уроке Применение исследовательских методов изучения (учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения). Например: - Что позволяет белкам выполнять их биологические функции?, - Как вы считаете, какие факторы имели место в эволюции человека?

Виды исследовательской деятельности на уроке 2. Практические экспресс-исследование: На экскурсиях с 6 -11 класс даются индивидуальные задания для проведения исследований: - какие птицы живут в лесу, - определить стороны горизонта по стволам деревьев

Виды исследовательской деятельности на уроке 3. Теоретические экспресс-исследования Возможная тематика исследований: “Особенности насекомоядных растений”, “Приспособления растений к опылению”, “Приспособления насекомых к сбору пыльцы и нектара”.

Виды исследовательской деятельности на уроке 4. Проведение учебного эксперимента. Лабораторные и практические работы по биологии, начиная с 6-го класса и заканчивая 11 классом.

Виды исследовательской деятельности на уроке 5. Домашние задания: 1. Описание растений и животных по плану. 2. Наблюдение за живыми объектами (питание растений, набухание почек). 3. Наблюдение за своим организмом (выявление плоскостопия, выявления искривления позвоночника, определение тренированности организма и др.). 4. Опыты с растениями( опыты по проращиванию семян, опыты с побегами). 5. Творческие задания – сочинения «Путешествие с капелькой воды по зеленому растению», «Путешествие с молекулой кислорода по растению», кроссворды, викторины, презентации.

Алгоритм выполнения исследовательских работ 1. Диагностический этап 2. Теоретический этап 3. Практический этап 4. Рефлексивный этап

1. Диагностический этап Целью диагностического этапа является "найти" ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования.

2. Теоретический этап определение области исследования; определение проблемы и темы исследования; выбор объекта и предмета исследования; гипотеза исследования; формулировка цели и задач исследования; отбор методов исследования; составление плана исследования; поиск и отбор информации по теме исследования;

3. Практический этап Проведение исследований в школе Проведение исследований в природе