12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дмитриева Оксана Леонидовна1935
Люблю детей
Россия, Крым респ., Джанкойский район, с. Овощное

ФГОС — подходы в реализации. Деятельность (Презентация с курсов о ФГОС, методах работы), о сути работы

ФГОС: подходы к реализации

НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - … Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ДЕЙСТВИЯ «деятель», а не «знайка» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен?

Ради чего учить? Чему учить? Как учить? цели обучения -деятельностный аспект целеполагания- содержание - деятельностная составляющая- методические приёмы, технологии, средства обучения - реализация деятельностного подхода-

Цели обучения ГИА личностные, метапредметные, предметные Результаты обучения

Ориентация на планируемые результаты обучения ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Аксиологические (ценностные) Морально- этические Индивидуально личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные Знаниевые (основа предметных знаний) Деятельностные (опыт применения знаний в учебной деятельности) Компетентностные (применение знаний и умений в учебной деятельности и жизни) Личностные

Метапредметные результаты межпредметные понятия + универсальные учебные действия Основополагающие элементы научного знания ведущие идеи и теории ключевые факты основные понятия методы личностные регулятивные познавательные коммуникативные

ПРИМЕРЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КАТЕГОРИЙ Определение и понятие. Рисунок и схема Знание и информация Цель и задача Роль и позиция Модель и способ Содержание и форма Анализ и синтез Обобщение Сравнение Целеполагание Планирование Коррекция Контроль Оценка и самооценка Коммуникация как взаимодействие и т.д.

У У Д (способы деятельности, обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться) личностные регулятивные познавательные коммуникативные компетентностный подход

личностные УУД: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; действие смыслообразования, т.е. установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и её мотивом; действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

регулятивные УУД: целеполагание – постановка учебной задачи; планирование – определение последовательности промежуточных целей (план, последовательность действий); прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль - сопоставление способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того,         что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

познавательные УУД: общеучебные действия,  логические действия, действия постановки и решения проблем Общеучебные действия: самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных  средств; переработка информации; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; понимание и адекватная оценка языка  средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов и т.п.; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Метапредметные результаты изучения русского языка (ПП) Владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением и письмом) Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, в учебной деятельности на метапредметном уровне Коммуникативно целесообразное взаимодействие с людьми в процессе речевого общения, совместной деятельности; овладение национально-культурными нормами речевого поведения

Метапредметные результаты изучения литературы (ПП) умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

виды речевой деятельности ТЕКСТ АУДИРОВАНИЕ ЧТЕНИЕ ПИСЬМО ГОВОРЕНИЕ

Особый статус предмета «русский язык» русский язык как предмет изучения русский язык как средство обучения в других предметных областях Русский язык, на котором происходит обучение школьников, сам становится метапредметный объектом. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный характер воздействия предмета "русский (родной) язык" на обучение основам наук и формирование личности ребенка (языковой личности).

ПРИМЕРЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КАТЕГОРИЙ Определение и понятие. Рисунок и схема Знание и информация Цель и задача Роль и позиция Модель и способ Содержание и форма Анализ и синтез Обобщение Сравнение Целеполагание Планирование Коррекция Контроль Оценка и самооценка Коммуникация как взаимодействие и т.д. Знак Слово Ключевые слова Текст Тезис Конспектирование Алгоритм и т.д.

Метапредметное содержание учебного предмета ФОО С какими реальными событиями связан? В каких учебных предметах встречается? Какую деятельность можно выстроить вокруг фундаментального объекта? Проблема Со всеми Во всех Поиск, исследование, анализ, систематизация и т.д. Аргумент Со всеми Во всех Поиск, исследование, обработка, анализ, алгоритмизация и т.д.

«пошаговость», алгоритмизация «пошаговость», алгоритмизация Речь ---- устная ---- письменная «Прочитайте» приведенные выше схемы, используя в своем ответе словесные конструкции: Что делится на что Что бывает каким Различают что и что

термин Определение термина Термин – родовая принадлежность + видовые отличия. Пример (-ы), комментарий. Суффикс – это морфема, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Так, суффикс -оват- образует имена прилагательные со значением неполноты проявления признака: беловатый ← белый. Равнобедренный треугольник – это …

Строение текста типа рассуждения-доказательства (5 класс) Василису назвали Премудрою, потому что она все умела делать: испекла каравай, соткала чудесный ковер… Словом, была мастерица. тезис аргумент примеры вывод

Основные идеи ФГОС Утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом. Ориентация на планируемые результаты обучения. Обоснование системно-деятельностного подхода. Усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе наряду с достижением предметных целей обучения. Реализация компетентностного подхода в обучении (при изучении русского языка формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций). Реализация коммуникативно-деятельностного подхода в обучении. Формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся. Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения.

вопросы Вопросы в традиционной парадигме Перечислите имена существительные , которые относятся к 1, 2 и 3 склонению. Что называется глаголом? Как не ошибиться в написании падежного окончания причастия? Вопросы в системе ФГОС Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? На основании каких признаков вы выделите глаголы из списка слов? Что бы вы посоветовали тому, кто сомневается в написании окончания причастия?

Принципы обучения русскому языку на современном этапе

принцип организации деятельности учащихся в информационно-образовательной среде

общедидактические принципы научности систематичности наглядности (визуализации) сознательности доступности активности вариативности обучения

От знания системы частей речи и умения определять частеречную принадлежность слова зависит ?

ОРФОГРАФИЯ СИНТАКСИС ПУНКТУАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

общедидактические принципы наглядности (визуализации)* доступности сознательности активности вариативности обучения

принцип доступности усиление «пошаговости», этапности, деятельностный подход предъявления учебного материала Сравните высказывания. Что общего в их содержании? Чем они различаются? Сравните высказывания. В каком из них говорится о признаках, в каком- о действиях или причине? Какой из текстов описывает, повествует?

принцип сознательности   Тема __________________________________________________ Что нового узнал?_______________________________________ Чему новому научился? ______________________________________________________ Чему хотел научиться, но не получилось? ______________________________________________________ Почему не получилось? Напиши две причины. ______________________________________________________ Какие проблемы возникли при работе над темой? ______________________________________________________ Как пытался решить проблемы: обращался к учебнику обращался к информационным источникам (справочник, энциклопедия, интернет и пр.) обращался к учителю/ товарищам/родителям Лист самооценки ученика (вариант)

В традиционной системе образовательного процесса организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников образовательного процесса Ученик получает готовую информацию осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации транслирует информацию В соответствии с требованиями ФГОС

В традиционной системе образовательного процесса организует деятельность ученика, помогает в обосновании критериев оценивания и т.п. Учитель Изменение роли участников образовательного процесса Ученик получает внешнюю оценку осуществляет: самоанализ рефлексию происходит: самооценка взаимооценка и т.п. оценивает знания, умения ученика В соответствии с требованиями ФГОС системно-деятельностный подход

Планирование учебной деятельности (примерный вариант структурных этапов урока) Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Актуализация знаний Постановка и формулирование проблемы Процессное планирование деятельности Процесс решения проблемы Применение знаний и умений Рефлексия Подведение итогов (диагностика) Оценивание Домашнее задание

принцип активности Компоненты системной организации учебной деятельности школьников на уроке 1) учебно-познавательные мотивы, т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», 2) действие целеполагания («что я должен сделать…», 3) выбор средств и методов, 4) планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), 5) решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что ещё необходимо сделать, чтобы достичь цели»)

Как человек усваивает информацию? На сегодняшний день твёрдо установлено, что единственным каналом для перехода внешней информации в мозг человека является его собственная учебная деятельность.

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ ― это специально организованные педагогом условия, в которых обучающимся необходимо осуществлять самостоятельную деятельность, но средств недостаточно, и ученики испытывают затруднение; это единица учебного процесса, которая позволяет учащимся обнаружить предмет своего действия, исследовать его, совершая разнообразные учебные действия: преобразование, перекодирование и т.п. научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию

Проектная и исследовательская деятельность

Этапы школьного исследования (по С.Т. Шацкому) 1) постановка вопроса; 2) предполагаемое решение вопроса - догадка, гипотеза; 3) исследование догадки, гипотезы путем наблюдения, опыта, теоретического анализа; 4) разрешение вопроса и проверка; 5) фиксирование результатов исследования в форме записи, рисунка, коллекции и т. п.

модели исследования от простого → к сложному 1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения 2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования 3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником

Критерии современного урока: самореализация ученика открытие нового создание образовательного продукта развитие компетенций опыт коммуникаций метапредметный характер

Частнометодические принципы при изучении курса русского языка принцип текстоцентризма лексико-семантический принцип структурно-семантический принцип системно-функциональный принцип принцип обучения языку как полифункциональному явлению

Текст

Вставьте в предложение Сегодня я пойду в музей поочерёдно перед каждым словом частицу именно. Продолжите 2-3 предложениями данное начало, учитывая место частицы в предложении. Именно сегодня я пойду в музей. Сегодня именно я пойду в музей. Сегодня я именно пойду в музей. Сегодня я пойду именно в музей. Какова роль частиц в речи?  

  У птиц и зверюшек тоже есть свои причуды. Вот мышь-полевка. Эта до невозможности чистоплотная. Моется после еды и перед едой. Моется перед сном и после сна. Зевнет — моется (помоется), чихнет — моется (умоется), почешется — моется (намоется). После игры моется (вымоется), после драки моется (отмоется). В жару моется, в холод моется. Моется (вся обмоется) и моется (перемоется).

Или летучая мышь. Эта любит спать (поспать). Всю зиму спит беспробудно – сразу полгода! Потом от восхода до заката спит (отсыпается). А по ночам как повезёт: чуть дождь – спит (уснёт), ветер – спит (заснёт), холодно – спит (переспит). Спит (выспится) и дремлет.

Ну а дятлы – едоки. Уткнутся носом в дерево и долбят. Зима ли, лето – долбят. С зари до зари. В вёдро и в непогоду. Круглый год. Как только носы не сломают! Одни моются, другие спят, третьи едят… час за часом, день за днём. Так – незаметно, а если прикинуть? И выйдет: полёвка полжизни моется, дятел три четверти жизни долбит, а летучая мышь живёт только двадцатую часть своей мышиной жизни – остальное время спит! Н.И. Сладков «Время» А вдруг и мы только и делаем, что спим да долбим!

принцип обучения языку как полифункциональному явлению функции языка коммуникативная когнитивная кумулятивная эстетическая

Умение работать с информацией Поиск дифференциация (главная и второстепенная) переработка систематизация Оценка Синтез Анализ Создание вторичных текстов план конспект тезисы аннотация реферат Извлечение из разных источников предъявление перевод

учебный текст

Этапы работы с учебно-научным текстом конструирование собственного текста реконструкция/перекодирование исходного текста смысловой анализ исходного текста

Смысловое (функциональное) чтение Цель (функции) познавательная (для получения информации) регулятивная (для общего развития, совершенствования опыта) ценностно-ориентационная (для наслаждения, отдыха, развлечения) восприятие текстов, которые необходимо подробно изучить; с которыми следует ознакомиться; из которых нужно выбрать определенную информацию; которые хочется прочитать для удовольствия, наслаждения и т.д.

Смысловое чтение: виды быстрое поисковое / просмотровое ознакомительное Мы перестаем думать, когда перестаем читать (Дидро). Выборочное: + сканирующее Изучающее (углублённое, критическое) Виды чтения формируются в процессе выполнения системы предтекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий

ФГОС - УМК

Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков и др. ФП РЕКОМЕНДОВАНО Рабочая программа Учебник Рабочая тетрадь в 2-х частях Поурочные разработки

А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова ФП РЕКОМЕНДОВАНО Программа Учебник Электронный тренажер. Готовимся к ЕГЭ Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ Книга для учителя Программа Учебник Дидактические материалы Поурочные разработки Методические рекомендации Методика подготовки к ЕГЭ

ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Под редакцией В.Я. Коровина ФП РЕКОМЕНДОВАНО Рабочая программа Учебник в 2-х частях (комплект с фонохрестоматией на CD в формате МР3) Дидактические материалы «Читаем, думаем, спорим» Проверочные работы Книга для учителя «Уроки литературы. Поурочные разработки». Хрестоматия (9 кл.)

Основной текст параграфа Л.м. рыбченкова, О.м. александрова, А.в. Глазков и др. Основной текст параграфа Орфографический практикум Словарная работа Языковой материал для наблюдения (правила, выводы) Дифференцированные задания Дополнительные материалы учебника Это интересно Школа чтения Из истории языка Советы помощника Лингвистические задачки, игры РУССКИЙ ЯЗЫК

……?…… способ представления учебного материала в УМК под ред Л.М. Рыбченковой

Метатекстовый способ представления учебного материала в УМК под ред Л.М. Рыбченковой

Работа со структурированной информацией

Языковой материал для наблюдения

Советы помощника

Пример разноуровневых заданий А Б 1.Подумайте, в каком предложении текста выражена его главная мысль. Запишите это предложение. 1.В каких утверждениях автора содержится обоснование главной мысли текста? Выпишите соответствующие предложения. 2. Выпишите из текста сложные слова, укажите, каким способом они образованы. 2. Выпишите из текста слова с приставками, оканчивающимися на з/с, объясните их написание. 3. Спишите первые два абзаца, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание. 3. Перепишите последний абзац, графически обозначая в словах известные вам орфограммы. 4.Опираясь на текст и используя другие материалы параграфа, расскажите о том, для чего нужны этимологические словари.

Это интересно

Советы помощника

Советы помощника

Школа чтения

Виды чтения Ознакомительное Просмотровое Изучающее Поисковое

Целенаправленная подготовка к итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ)

Метапредметная природа языка предмет изучения средство обучения язык науки