12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Павлова Ольга Валентиновна138
Россия, Чувашская респ., Алатырь

Презентация на тему «Великий русский язык»

Русский язык –это бесценный дар… Урок повторение

Цели и Задачи урока: 1) обучающие: • закрепить на практике знания, полученные по теме «Средства художественной выразительности, стили и типы речи »; • научить анализировать и понимать проблематику текста на языковом материале; • обучить восприятию художественного текста; • сформировать умение выражать и аргументировать свое мнение; • отработать навык построения речевого высказывания (устного и письменного) 2) развивающие: • развивать критическое и логическое мышление; • развивать внимание; • развивать навыки коллективно-поисковой работы; • развивать навыки чтения художественного произведения под лингвистическим “микроскопом”; • развивать умение работать с алгоритмами и схемами; • развивать навык использования речевых оборотов и клише; • развивать творческие способности 3) воспитывающие: • воспитать читательскую культуру; • способствовать нравственному развитию личности. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ На уроке были использованы следующие методы обучения: • объяснительно-иллюстративный метод, • репродуктивный метод, • проблемно-поисковый метод, • ИКТ, • метод групповой работы. • беседа-диалог, • конспектирование, • постановка проблемных вопросов и заданий, • работа со схемой, алгоритмом, • работа с текстом, Вид урока: практикум Организационный момент. Эмоциональный настрой, проверка д/з, проверка присутствующих

Моя «Она» (По рассказу А. Чехова) Моя «Она» (По рассказу А. Чехова) Она, как утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, я не знаю. Но я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой еѐ власти. Она не покидает меня день и ночь, и я тоже не имею желания убежать от неѐ; связь наша крепкая и прочная... Но не завидуйте! Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она» не отходит от меня день и ночь, не даѐт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой... Я пишу, а она толкает меня под локоть. Во-вторых, она забирает все мои деньги. За еѐ привязанность я пожертвовал всем: карьерой, славой, комфортом... Из-за неѐ я хожу голодным и плохо одетым, живу в дешѐвой гостинице. Всѐ, всѐ съедает она, ненасытная! Я ненавижу еѐ, презираю... Давно бы пора развестись с ней, но не развѐлся я не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать еѐ имя? Пожалуйста... Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли... Как ее зовут?.

Какая основная проблема которую раскрывает автор? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? Чему учит текст?

Рассматривая проблему лени на примере жизни своего героя, писатель с иронией рассказывает нам о том, что « лень родилась» раньше героя рассказа. Чеховский персонаж, как женщиной, « пленен» ленью. Матушка- лень подчинила его полностью, превратив в заложника, пленника, раба. Но власть лени над героем - лишь одна сторона названной выше проблемы. С другой стороны, Чехов подчеркивает нежелание героя противиться лени ( «я тоже не выказываю поползновения удрать от нее,- связь, стало быть, крепкая, прочная…) Таким образом, проблема лени становится для чеховского героя неразрешимой, вечной. Герой рассказа вроде бы и осознает, что лень – причина всех его несчастий (« я ненавижу ее, презираю…»; «Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий»), но он и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку. Круг замыкается… Рассматривая проблему лени на примере жизни своего героя, писатель с иронией рассказывает нам о том, что « лень родилась» раньше героя рассказа. Чеховский персонаж, как женщиной, « пленен» ленью. Матушка- лень подчинила его полностью, превратив в заложника, пленника, раба. Но власть лени над героем - лишь одна сторона названной выше проблемы. С другой стороны, Чехов подчеркивает нежелание героя противиться лени ( «я тоже не выказываю поползновения удрать от нее,- связь, стало быть, крепкая, прочная…) Таким образом, проблема лени становится для чеховского героя неразрешимой, вечной. Герой рассказа вроде бы и осознает, что лень – причина всех его несчастий (« я ненавижу ее, презираю…»; «Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий»), но он и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку. Круг замыкается… С позицией автора нельзя не согласиться. Во-первых, вряд ли кто из нас будет отрицать тот факт, что личность формируется ежеминутно, ежечасно, ежедневно, а не только на пике каких-то особых обстоятельств. От нас, « сегодняшних», зависит наше будущее: От нашего сегодняшнего образа жизни, от нашей сегодняшней « борьбы» с собственной леностью и праздностью. А самая сложная , как известно, это борьба с самим собой, со своими вредными привычками, пороками. Повествователь рассуждает по поднятым им вопросам не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чем он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается по взволнованной, эмоциональной манере повествования. Автор стремится сделать читателя своим единомышленником.

(А.А. Ахматова) Цветов и неживых вещей Приятен запах в этом доме. У грядок груды овощей Лежат, пестры, на чернозѐме. Ещѐ струится холодок, Но с парников снята рогожа, Там есть прудок, такой прудок, Где тина на парчу похожа. И мальчик мне сказал, боясь, Совсем взволнованно и тихо, Что там живет большой карась И с ним большая карасиха. 1. Выпишите 6 словосочетаний, сделайте морфологический разбор

Как приготовить салат «Весна» Как приготовить салат «Весна» Редис огурцы зеленый лук и вареный картофель нарезать кубиками смешать. Заправить салат солью перцем сметаной. Добавить для вкуса соус «Южный». Украсить дольками яйца кружочками редиса листьями салата. Сверху посыпать салат зеленью. Замените глаголы неопределенной формы глаголами повелительного наклонения. Определите сколько букв и звуков в словах: яйцо, редис, соль, листья.

(Л.Н. Модзалевский) (Л.Н. Модзалевский) Как вернется к нам весна, Чем одарит нас она? – Цветами, цветами, цветами. Ну, а летнею порой Чем богаты мы с тобой? – Хлебами, хлебами, хлебами. Лето быстро пролетит, Чем же осень наградит? – Плодами, плодами, плодами. Вот зима катит как раз, Чем она засыплет нас? – Снегами, снегами, снегами. Какие художественно-выразительные средства использует автор для создания настроения? Лексический повтор - это повторение слова, словосочетания или предложения в составе одного высказывания (предложения, сложного синтаксического целого, абзаца). Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту.

Придумайте заголовок к стихам. *** Я любить тебя буду — Можно? Даже если нельзя… Буду! И всегда я приду на помощь, Если будет тебе трудно! *** Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих Зависит не только твое настроенье, Но тысячу раз настроенье других. *** Сегодня осень в дверь мне позвонила, Стояла на ступеньках и ждала. Я обомлела, когда Ей открыла, Такой она волшебною была! Копна волос красивых, ярко-рыжих, Точёный нос, румяность алых губ, И взгляд такой шальной от глаз бесстыжих, Сплошная ласка, кто здесь будет груб? Когда она ушла, я очень долго Смотрела в дверь, не смея дверь закрыть! А с неба падал снег… На память только, Рябины грусть и образ, что нельзя забыть *** А он придет и приведет За собой весну, И рассеет серых туч войска. А когда мы все посмотрим В глаза его, На нас из глаз его Посмотрит тоска. И откроются двери домов, Да ты садись, А то в ногах правды нет. А когда мы все посмотрим В глаза его, То увидим в тех глазах Солнца свет.

Найдите в односоставные и двусоставные предложения Сегодня Роман не выполнил домашнее задание. Наступила осень. Отогревшись, божья коровка выползла на камень. Вечерело. Зимой поеду в горы.

. .

Есть такое тонкое и нежное, сильное и мужественное, неприкасаемое и несгибаемое понятие — достоинство человеческой личности. В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, радостью и горем; в его духовной жизни бывают часы торжества и часы страдания; душу его потрясает всепоглощающая любовь и чувствование мерзости; бывают такие повороты и стечения обстоятельств, когда необходимо отказаться от удовольствия и пойти на жертву; во имя блага родного, близкого человека, надо возвыситься силой своих мыслей, убеждений над чувствами и эмоциональными порывами. Всё это требует достоинства. Надо с достоинством жить, трудиться, пользоваться материальными и духовными благами, на которые ты имеешь право, с достоинством переживать радости и огорчения, с достоинством болеть и встречать свой последний час. В самых трудных обстоятельствах, даже когда жизнь кажется невозможной, нельзя переступать ту черту, за которой кончается властвование разума над нашими поступками и начинается темная стихия инстинктов и эгоистических побуждений. Достоинство — это мудрая власть держать себя в руках. Благородство твоей человеческой личности выражается в том, насколько мудро и тонко ты сумел определить, что достойно и что недостойно. Приведите примеры где необходимо проявить достоинство? Определите тип и стиль текста, найдите тропы.

Расставьте запятые, укажите междометия С улицы в открытую форточку доносилось жалобное мяу . Далече грянуло ура . Караул будет кричать поздно . Мы твоего ау не слышали .

С улицы в открытую форточку доносилось жалобное: « Мяу» . Далече грянуло: « Ура» . Караул,- будет кричать поздно . Мы твоего, -Ау,- не слышали . С улицы в открытую форточку доносилось жалобное: « Мяу» . Далече грянуло: « Ура» . Караул,- будет кричать поздно . Мы твоего, -Ау,- не слышали .

Вставьте в предложения междометия Как красиво зимой в лесу ! Мы победили ! Какой неряшливый мальчик ! Коля, принеси мне книгу . Как больно!

Расставьте где необходимо дефис: Расставьте где необходимо дефис: Где (то) встречались, все (же) позвонил, Мы (де) приезжие, они все (таки) пришли, кое с (кем) поговорить, благодарю (с) покорно, дождь (таки) начался, уже (ль) узнал, подай (ка) трубку, он буд(то) болен, нам как (бы) (нибудь) отделиться.

Найдите именные, глагольные, наречные словосочетания: Найдите именные, глагольные, наречные словосочетания: Летний день, любуясь красотами, неожиданно быстро, ваше право, умелый в работе, уехал учиться, любящий театр, трое путников, отцовская шапка, сельские жители, листья дуба, говорить громко, рычать по- звериному, сидел молча.

Какое средство художественной выразительности, основанное на фонетических законах языка, используется в тексте? Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Какое средство художественной выразительности, основанное на фонетических законах языка, используется в тексте? Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Всю ноч… шуршало и шумело, Ш…птало, в темень уходя, Т…кло, срывал…сь, ш…лестело. И что(то) мне ск…зать х…тело Под шум д…ждя, под шум д…ждя. И мнил…сь мне, что кто(то), строго дням отшумевш…м сч…т ведя, Ст…ит у темного порога (Не)отр…зимо, как тр…вога, Под шум д…ждя, под шум д…ждя. Ра(с,сс)вет тума(н,нн)о ра…г…рался, И умоляя и стыдя, А я понять его старался, Я засыпал и просыпался Под шум д…ждя, под шум д..ждя. (В. Рождественский)

«едва различимо» раздавите ее! Это только оса. Поломайте ее! Это только былинка. Уничтожьте ее! Это лишь стрекоза. Сапогом ее! Это всего лишь личинка. Но понятен ли смысл сокровенный тебе Каждой маленькой жизни, загубленной даром? Твой удар по едва различимой судьбе Остается безчестным ударом. 1.определите предложения по цели высказывания. 2. В чем особенность восклицательных знаков?

С помощью восклицательного знака любая фраза обретает богатые, насыщенные эмоциональные оттенки. Весь спектр чувств он может выражать: от гнева до счастья, от тоски до возмущения. Его значения разнообразны - он может быть ласковым в обращении, но непреклонным в требовании, вкрадчивым в просьбе. Одно и то же предложение с восклицательным знаком можно произнести по-разному в зависимости от ситуации. Например: «Ах! Ну, надо же такому случиться!» Этой фразой можно интонационно показать и удивление, и радость, и досаду. Главным образом, восклицательный знак является неким чувственным катализатором, избавляющим нашу речь от самого пагубного - равнодушия. Призыв, побуждение оглянуться и посмотреть сделанные ошибки…

1.Прочитайте Определите тип и стиль текста. Для чего используются прилагательные и глаголы в тексте? 1.Прочитайте Определите тип и стиль текста. Для чего используются прилагательные и глаголы в тексте? Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям: … Они уважают человеческую личность, всегда снисходительны, мягкие, вежливые, уступчивые… … Они уважают чужую собственность, а потому платят долги. … Не лгут даже в пустяках… Они не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… … Они не унижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие… … Они не суетны… … Если имеют в себе талант, то уважают его… Они жертвуют для него всем… … Они воспитывают в себе эстетику*…     … Тут нужны беспрерывные дневной и ночной труд, вечное чтение, воля… Тут дорог каждый час. ___________________                *Эстетика - наука о законах красоты; здесь - прекрасное

Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя. Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя. Глaгoл иcпoльзyeтcя в xyдoжecтвeннoй peчи пpeждe вceгo для пepeдaчи движeния, выpaжaющeгo динaмикy oкpyжaющeгo миpa и дyxoвнoй жизни чeлoвeкa. Ecли пиcaтeль xoчeт oтoбpaзить кapтины, в кoтopыx пpeдмeты пepecтaют быть нeпoдвижными, «вдoxнyть жизнь» в пoвecтвoвaниe, oн oбpaщaeтcя к глaгoлaм. По богатству экспрессивных красок на первом месте стоят личные местоимения. Их употребление приводит к субъективизации повествования. Этот стилистический приём широко используют писатели и публицисты. На читателя неожиданное введение в текст личных местоимений воздействует как иллюзия причастности, соучастия. Если же в речи происходит замена личных местоимений 1-го лица 3-м - создается «эффект отстранения», описываемое отдаляется, что также может стать стилистическим приемом: Это был сон о возвращении в детство... Будто я вхожу в наш двор... Здесь сидят все наши ребята... Мне навстречу выходит мальчик, и я знаю, что он - это я. Выходят мать и отец, совсем молодые, смотрят на него и молчат. Я тоже молчу. Не могу же я им сказать, что этот стоящий перед ними человек, который скоро (странно представить!) обгонит в возрасте своего рано умершего отца, тоже - я.

Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке? Чему хотелось бы еще уделить внимания? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке? Чему хотелось бы еще уделить внимания? В качестве домашнего задания предлагается индивидуально-творческая работа,сочинение-рассуждение на тему «Кем я вижу себя в будущем».