12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лебедева Мария Михайловна75
Россия, Московская обл., Жуковский

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования Выполнила: Лебедева М М.

Сегодня необходима система внедрения инновационных процессов в систему образования. Дополнительное образование детей является частью системы общего образования и выступает необходимым звеном, обеспечивающим развитие личности ребенка, направленную на раннюю профессиональную ориентацию. Ценность дополнительного образования способствует реализации знаний, умений и навыков, стимулирует познавательную мотивацию детей. В условиях ДОУ дети Развивают свои способности, адаптируются в современном обществе, Самоопределяются со своей будущей профессией.

Инновация–нововведение, изменение внутри системы, внедрение новшеств порождающих значимые прогрессивные изменения в социальной практике. Инновация – нововведение, изменение, вносящее в среду внедрения новые элементы, вызывающие переход образования из одного состояния в другое, и нацелены на достижение положительного результата. Новация – это средство (новый метод, технологии, программы …) Инновация – это процесс освоения этого средства

Направления инновационной деятельности в системе дополнительного образования детей: совершенствование содержания образования; изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий; - создание системы работы с одаренными детьми; совокупность методов, приемов, форм и средств обучения; совершенствование всей системы управления; - информатизация образовательного процесса.

Полный цикл инновационной деятельности образовательного учреждения  на современном этапе включает  в себя три этапа:  1.Разработка инновации на основе  научного  открытия и нового знания;  2.Создание практико-ориентированных моделей;  3.Трансляция новых образцов  практики. 

Дополнительное образование детей, призвано решать следующие задачи: -закрепление и ориентацию на практическое применение тех предметных знаний, которые обучающиеся приобретают в рамках общего образования; -введение детей и подростков в основы социальных практик и современных профессий, предоставление им возможности исследования данных сфер и первых собственных «проб» в этих сферах;

-решение индивидуальных образовательных задач, ориентированных на разнообразные интересы, и формирование пространства для самостоятельного выбора обучающимися источников формирования знаний, способностей, личностных качеств; -приобретение обучающимися способности управлять собственным поведением, отношениями, деятельностью для достижения общественно значимых результатов.

Формы продуктов инновационной деятельности педагога: -составление сравнительно-сопоставительного анализа учебно-воспитательного процесса; - учебные пособия; - методические разработки; - интернет выставки и экскурсии; - модели; - мультимедийные продукты; - художественные и творческие работы; - участие в конференциях; - работа ВЭБ-сайтов педагогов.

Вид деятельности (мероприятие) 1.Музыкальные и театральные объединения Концерты, праздничные программы , спектакли, семейные праздники, музыкальные гостиные, посещение театров, музеев, консерваторий, тематические вечера, участие в конкурсах.

2.ИЗО и ДПИ Тематические выставки детских рисунков, персональные выставки педагогов, участие в конкурсах, посещение музеев.

3.Спортивные объединения Игровые праздники, конкурсы, соревнования, турниры, олимпиады, весёлые старты 5.Социально-педагогические объединения Экскурсии, посещения музеев, театров, тематические праздники, игровые развивающие программы

6.Культурологические объединения Викторины, интеллектуальные игры, тематические праздники, конкурсы творческих проектов, семейные праздники, экскурсии, посещения музеев 7.Танцевальные объединения Конкурсы, тематические праздники, танцевальные баллы, проведение аттестаций.

В инновационном процессе различают четыре взаимосвязанных вида деятельности: -методологическая -исследовательская педагогическая - учебная.

Методологическая деятельность направлена на разработку методологии инновационного процесса; она выполняется методологом. Исследовательская деятельность, выполняемая ученым, направлена на изучение деятельности преподавателей и учащихся. Продуктом его деятельности является педагогическая инноватика (описание педагогической деятельности преподавателя в рамках инновации). Педагогическая деятельность преподавателя – инноватора направлена на организацию учебной деятельности обучающихся. Продукт его деятельности – образовательный процесс, в который вводится новшество (инновационный образовательный процесс). Учебная деятельность учащихся, направленная на овладение знаниями, умениями и навыками, на развитие личности в условиях инновации.

Выделяются функции ДО : -обучающая -развивающая -социализирующая -релаксационная -направленности творческой деятельности обучающихся : научно­техническая художественная эколого­биологическая Спортивно­техническая и-физкультурно­спортивная -туристско­краеведческая -военно­патриотическая -социально­педагогическая -естественнонаучная и др.

Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционной

1 значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы. Современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству деятельности и ее продуктам.

Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала, и как следствие стимулирование интереса посещения занятий учащимися. Что немало важно в системе дополнительного образования.

Формы продуктов инновационной деятельности педагога: - составление сравнительно-сопоставительного анализа учебно-воспитательного процесса; - учебные пособия; - методические разработки; - интернет выставки и экскурсии; - модели; - мультимедийные продукты; - художественные и творческие работы; - участие в конференциях; - работа Web-сайтов педагогов.

Особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, креативность. А функция педагога – является умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение в возникающих проблемах, помочь освоить разнообразную информацию. .

Представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном дополнительном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования , чем при традиционном типе обучения, где преобладает как бы обобщенная связь педагога со всеми детьми, а взаимодействие педагога с отдельным ребенком довольно слабое

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий: разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы; определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды; разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса; подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров – к инновационной деятельности, учащихся и их родителей – к участию в инновационном процессе; обновление структуры внутришкольного управления; создание инновационного совета школы, инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей; обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса; внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций; реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей; осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества; внедрение методики экспертизы инноваций; разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности; внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе; введение дополнительных образовательных услуг.

К признакам инновационной среды относятся: -способность педагогов к творчеству -наличие в коллективе партнерских и дружеских отношений хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентации, интересов, целевых установок и т. п.).

Вывод: инновации в системе дополнительного образования детей позволят более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, более гуманным и личностно-ориентированным, направленным на саморазвитие и самообразование личности.