12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Латышева Елена Николаевна21
Люби и защищай природу, и она защитит тебя!
Россия, Крым респ., Ялта

Проектирование

Проектирование программы развития УУД в основной школе Составила : Латышева Е.Н. УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ

Определение понятия «универсальные учебные действия» универсальный (от лат. – общий – всеобщий, разносторонний) В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:  носят надпредметный, метапредметный характер;  реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;  обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;  лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Универсальные учебные действия осваиваются обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применяются как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных познавательных или практических задач в различных областях человеческой деятельности (в реальных жизненных ситуациях). Освоенные обучающимися универсальные учебные действия обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями

Личностные универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностные УУД – Самопознание и самоопределение Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку  Формирование идентичности личности  Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе

Личностные УУД - смыслообразование установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов  установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение»

Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация Выделение морально-этического содержания событий и действий  Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора  Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм  Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Регулятивные УУД Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;  Планирование – определение после- довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Регулятивные УУД Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;  Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Регулятивные УУД  Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;  Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Регулятивные УУД Волевая саморегуляция как способность - к мобилизации сил и энергии; - - к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов; - - к преодолению препятствий; - -эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; - эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учѐт позиции других людей, партнѐров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со

Познавательные обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией

Общеучебные УУД Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели  Информационный поиск  Знаково-символические действия  Структурирование знаний  Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)

Общеучебные УУД – знаково-символические Знаково-символические действия выполняют функции - - отображения учебного материала; - - выделения существенного; - - отрыва от конкретных ситуативных значений; - - формирования обобщенных знаний. Виды знаково-символических действий:  Замещение  Кодирование/декодирование  Моделирование

Познавательные УУД – логические действия Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков  Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов  Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов

Познавательные УУД – логические действия Подведение под понятия, выведение следствий  Установление причинно-следственных связей  Построение логической цепи рассуждения  Выдвижение гипотез, их обоснование  Доказательство

Познавательные УУД –Постановка и решение проблем Формулирование проблемы  Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

УУД в системе общего образования Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию  Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов  Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспита- тельного процесса и его результаты

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учѐтом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка

Развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для развития универсальных учебных действий. Каждый учебный предмет вносит свой вклад в развитие УУД, поэтому учителя-предметники каждой параллели работают согласованно, в команде, для достижения наилучших результатов.

Помимо учебных предметов существует внеурочная деятельность (кружки, психологические тренинги, факультативы, классные часы), которая также способствует развитию всех блоков УУД.

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов и внеурочной деятельности определяется следующими утверждениями: 1. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий

Развитие УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. 3. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. 4. Схема работы над развитием конкретных УУД каждого блока указывается в тематическом планировании, технологических картах. 5. Способы учета уровня сформированности УУД фиксируются в требованиях к личностным и метапредметным результатам по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности. 6. Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (компонент основной образовательной программы ООО

Программа должна быть направлена метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;  повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;  формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Программа должна обеспечивать: развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;  формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;  формирования опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;  повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

Программа должна обеспечивать формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);  овладение приѐмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно- исследовательской и проектной деятельности;  формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет.

Программа формирования универсальных учебных действий должна содержать: 1) цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта;  2) описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса;  3) типовые задачи применения универсальных учебных действий;

4) описание особенностей реализации основных направлений учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;  5) описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ- компетенций;  6) перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;

7) планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;  8) виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей;  9) описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;  10) систему оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся;  11) методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.

Согласно Примерной ООП ООО Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования включает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно- коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности

Выпускник основной общей школы: освоил на уровне государственного стандарта учебный материал по всем предметам школьного учебного плана за курс основной общей школы;  обладает сформированными устойчивыми учебными интересами, готов к сознательному выбору дальнейшего образовательного маршрута;  понимает сущность образовательной деятельности, обладает общеучебными умениями (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного), навыками самооценки и самоконтроля;  знает и применяет способы укрепления здоровья, способен развивать основные физические качества;  знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, ориентироваться в соблюдении прав и обязанностей;  умеет понимать и ценить прекрасное, способен к творческой деятельности;  усвоил основы коммуникативной культуры, навыки бесконфликтного поведения.

Выпускник основной общей школы: знает и применяет способы укрепления здоровья, способен развивать основные физические качества;  знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, ориентироваться в соблюдении прав и обязанностей;  умеет понимать и ценить прекрасное, способен к творческой деятельности;  усвоил основы коммуникативной культуры, навыки бесконфликтного

Условия формирования и развития УУД в основе развития УУД в основной школе лежит системно- деятельностный подход.  В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

Среди технологий, методов и приѐмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определѐнных УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер.

Типология учебных ситуаций в основной школе • ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);  • ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа еѐ решения);  • ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своѐ адекватное решение;  • ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по еѐ решению).

Формы организации образовательного процесса, обеспечивающие развитие УУД в основной школе  Учебное сотрудничество  Разновозрастное сотрудничество  Проектная деятельность как форма сотрудничества  Дискуссия  Тренинг  Рефлексия

Готовность учителя к формированию УУД включает: владение содержанием каждого из УУД и связей между ними; - умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета (предметов), возрастных особенностей учащихся; - способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД, включая: 1. выделение объективных условий правильного выполнения УУД, 2. планирование качества выполнения УУД (по форме, мере обобщения, меры развернутости, меры самостоятельности); 3. подбор учебных заданий и установление последовательности их предъявления.

Задачи («шаги») формирования и развития УУД 1. Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, их содержания и свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся

Задачи формирования УУД 2. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении

Задачи формирования УУД Организовать поэтапную отработку УУД, обеспечивающую переход: - от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия, - от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции

Задачи формирования УУД 4. Определить связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать системы задач для их формирования.

Рекомендации по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса Систему общих рекомендаций по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса можно разбить на три блока: 1. Рекомендации педагогам по организации ориентировочной основы универсальных учебных действий и ориентировке учащихся, обеспечивающие их успешную реализацию. 2. Рекомендации по организации поэтапной отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей их интериоризацию как переход от выполнения действия во внешней материальной (материализованной) форме с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия через этапы речевого выполнения, - от совместного выполнения действия и со-регуляции с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции. 3. Рекомендации по организации форм совместной деятельности и учебного сотрудничества и на этой основе формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Как сформировать Универсальные учебные действия? Проблемно-диалогическая технология  Организация учебного сотрудничества  Работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности  Проектно-исследовательская деятельность  Технология оценки образовательных достижений.  Творческие мастерские в рамках разновозрастного сотрудничества.  Технологии развивающего обучения.

Действия учителя при формировании УУД Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания.  Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.  Учитель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.  Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. …..