12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сенина Сания Умерзаховна55
учитель математики
Россия, Саратовская обл., Пугачёв

Наша школа в задачах

Наша школа в задачах Работу выполнили ученицы 56«А» класса МОУ «СОШ г Пугачева Саратовской области» Тапакова Диана, Пискарева Дарья Руководитель работы - учитель математики Сенина Сания Умерзаховна. Регионал

В жизни не обойтись без умения считать, вычислять, измерять пространственные величины и т.п. Поэтому нужно не только усваивать теорию математики, но и научиться решать задачи. «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» Д. Пойа

Цель работы: Создать сборник задач по математике для учащихся 5 класса с использованием краеведческого материала.

Задачи:   1. Изучение исторического развития нашей школы 2.Собрать информацию в учебной, научно-популярной литературе и на сайтах Интернета по составлению математических задач с учетом младшего школьного возраста. 3. Составление математических задач с краеведческим содержанием, используя материал о школе №5 г Пугачева Саратовской области.

Задачи бывают разные учебные, конкурсные, олимпиадные, задачи ловушки.

Существует несколько способов конструирования Обобщение, Конструкция, Перефразировка, Варьирование условий.

а) Перефразировка. Алгоритм конструирования: 1. Выделение опорных утверждений. 2. Решение задачи. Это необходимо для того, что бы в дальнейшем проверить, не повлияла ли перефразировка на ход решения и результат задачи. 3. Выбор утверждений для перефразировки и их изменение. Чаще всего это замена какого-либо термина или определения, что помогает "завуалировать" утверждение или действие. 4. Перефразировка. 5. Решение полученной задачи.

б) Переход от прямого утверждения к обратному. Алгоритм составления: 1. Выявление данных и искомых величин. 2. Решение задачи. 3. Переход данных величин в искомые и наоборот. 4. Повторное решение в обратном направлении. 5. Точная формулировка задачи. Хочется отметить, что далеко не каждая задача имеет обратный перевод.

2. Конструкция Алгоритм конструирования: 1. Выбор задачи, утверждений решений или результатов для создания конструкции. 2. Выбор "деталей" для будущей конструкции (данный пункт необходим в том случае, когда используются задачи). 3. Соединение или корректировка выбранных данных. 4. Уточнение  формулировки. 5. Решение получившейся задачи.

3.Варьирование условий. Алгоритм конструирования: 1. Выделение условий для изменения. 2. Изменение выбранных условий. 3. Уточнение формулировки

4. Обобщение Алгоритм конструирования: 1. Выявление возможности обобщения. 2. Обобщение выбранного факта. 3. Уточнение формулировки.

Как мы работали над формулировкой задачи? 1.Сначала выписывали из исторической справки все числовые данные, и устанавливали зависимости между числами выясняли во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого. 2.Затем полагали одну величину неизвестной и выражали через нее остальные величины. 3.После этого составляли условие задачи в виде схемы, формулировали условия и вопрос задачи. 4.Далее решали задачу выбранным методом: арифметически, либо с помощью уравнения.

К оформлению задачи предъявлялись определенные требования: наличие исторической справки; корректность в формулировке условия; наличие подробного решения; подготовка слайда иллюстрациями и соответствующими историческим фактам, на основе которых составлена задача.

Праздник в школе! В этом году наша школа празднует свой столетний юбилей. 24 сентября 2019 года этому событию было посвящен праздник, на котором были мы, учащиеся школы, выпускники прошлых лет, учителя-ветераны и гости.

Немного из истории нашей школы Особое мнение по журналу Николаевской Городской Думы ( архивные данные) от 13 апреля 1914 года в чрезвычайном заседании Городской Думы обсуждался вопрос о выборе места под постройку 3-го мужского и 3-го женского приходских городских училищ, взамен ранее избранного Городской Училищной Комиссией. «Дело о постройке зданий для означенных училищ получило начало в сентябре месяце 1912 года и только лишь к началу текущего года, через полуторагодичный период времени выяснилось, что летом этого года стало возможно приступить к постройке».

Немного из истории нашей школы 13 апреля 1914 года Чрезвычайным заседанием Думы было решено сломать на углу Саратовской (Бубенца) и Александровской (Советской) улиц здание , в котором помещаются 2-е и 3-е мужские училища, а вместо него построить двухэтажное кирпичное здание для шестикомплектного училища, которое сначала предложено было построить на углу улиц Дворянской и Вольской , около пожарной каланчи.

Немного из истории нашей школы На основании Протокола Думы от 10 июня 1914 года Члены Комиссии – особо избранной Исполнительной Училищной Уездного Училищного Совета признано единогласно , что единым удобным местом нужно признать угол Садовой и Александровской (Советской) в 34 квартале , куда и следует перевезти весь заготовленный на углу Дворянской (Пушкинская) и Вольской улиц строительный материал и постройку произвести по утвержденному плану.

Немного из истории нашей школы На основании Протоколы Управы от 15 июня 1914 года Комиссия в составе членов: С И Решетникова, С И Катунина, И В Вишнякова, Е Е Безрукова, и П Г Сакова – под председательством Городского головы Д Н Ястребова сего числа вновь обсуждала вопрос о выборе места для постройки здания под 3-е женское городское приходское училище. Члены Комиссии пришли к единогласному решению- для постройки здания остановиться на углу Садовой и Александровской. В виду ускорения дела постройки просить Думу разрешить сдать с подряда только работы, а материалы поставлять за счет города.

Этапы становления нашей школы Школа была построена в 1915-1917 годах(2-х этажное кирпичное здание на 6 классных комнат). С 1919-х годов здесь находилась начальная школа, затем семилетняя, потом восьмилетняя.

Этапы становления школы С 1942 по 1943 годы здание занимали 5-ая окружная школа снайперов Приволжского военного округа.

Этапы становления школы В 1965-1966-х годах к зданию школы была сделана пристройка еще на 6 классных комнат С 1966 года школа стала средней общеобразовательной .

Этапы становления нашей школы . С 06.08.1997 года- средняя (полная) общеобразовательная школа №5г Пугачева Саратовской области. С 2004 года школа переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №5 г Пугачева Саратовской области».

Практическая часть Раздел 1. Действия с натуральными числами. Задача . Постройка школы была начата в 1915 году, закончилось строительство в 1917 году. Сколько лет прошло с окончания строительства школы? Способ Конструкция Была начата- 1915 г Закончилось-1917 г Сколько лет прошло с окончания строительства? Решение. 2019-1917=102(года)- прошло с тех пор. Ответ: 102 года Задача. Способ Переход от прямого утверждения к обратному. Наша школа была построена 102 года назад. В каком году окончено строительство школы? Задача. Способ Перефразировка Наша школа была построена 102 года назад. В каком году было начато строительство, если известно, что она строилась два года? .

Действия с натуральными числами Задача 15 июля 1914 года комиссия обсудила вопрос о выборе места для постройки здания под третье приходское училище. Сколько лет прошло со дня обсуждения вопроса? Способ Конструкция Обсуждала вопрос- в 1914 г Сколько лет прошло? Решение. 2019-1914=105(лет)-прошло с тех пор. Ответ:105 лет Задача. Способ Переход от прямого утверждения к обратному. 15 июля 2019 года исполнилось ровно 105 лет со дня того момента, когда комиссия обсудила вопрос о выборе места для постройки здания под третье приходское училище. Когда это было? Задача способ Перефразировка 15 июля 2014 года исполнилось ровно 100 лет с того исторического момента , когда выбрали место для строительства здания под третье приходское училище. Когда это было?

1. Действия с натуральными числами Задача В школе в 2013-2014 учебном году обучалось 320 учеников, а в 2015-2016 учебном году 381 ученик. На сколько больше учеников обучалось в 2015-2016 учебном году, чем в 2013-2014 учебном году? Способ Конструкция Обучалось в 2013-2014 уч. г.- 320уч. Обучалось в 2015-2016 уч. г.-381 уч. На сколько больше учеников обучалось в 2015-2016 учебном году, чем в 2013-2014 учебном году? Решение. 381-320=61(уч.)- больше Ответ: на 61 ученик больше Задача. Перефразировка В школе в 2013-2014 учебном году обучалось 320 учеников, а в 2015-2016 учебном году 381 ученик. На сколько меньше учеников обучалось в 2013-2014 учебном году, чем в 2015-2016 учебном году? Задача Переход от прямого утверждения к обратному. В школе в 2013-2014 учебном году обучалось 320 учеников, а в 2015-2016 уч. году на 61 человек больше. Сколько учеников обучалось в 2015-2016 уч. году?

1. Действия с натуральными числами Задача. В этом году школа отметила столетний юбилей. В каком году школа начала образовательную деятельность Способ конструкция Школа начала образовательную деятельность в 1919 году Когда ей исполнится 100 лет-? Решение. 1919+100=2019 (г) Ответ: исполнится 100 лет в 2019 году. Задача. ПЕРЕФРАЗИРОВКА В каком году наша школа отметит столетний юбилей, если она начала образовательную деятельность в 1919 году?

Действия с натуральными числами Задача. В 1966 году к зданию школы была сделана пристройка. Сколько лет прошло с этого времени? Способ Конструкция Была сделана пристройка- в 1966г Сколько прошло лет? Решение. 2019-1966=53(г)- прошло с тех пор. Ответ: 53 года

Действия с натуральными числами Задача. В алфавитной книге движения обучающихся нами было найдено, что число обучающихся с 1984 года по 2001 год на букву «Е»- 28 человек, на букву»К»- в 7 раз больше. Сколько обучающихся имело фамилию на букву «К»? Способ Конструкция Фамилии уч-ся на «Е»- 28 ч. Фамилии уч-с на «К»-?, в 7 раз больше Решение. 28*7=196( чел)-фамилии учащихся на букву «К» Ответ: 196 человек

2. Диаграммы и таблицы На диаграмме показано года и число обучающихся нашей школы с 2013 по 2018 учебный год. Назовите год, в котором в нашей школе обучалось наибольшее число учеников.

2. Диаграммы и таблицы

Заключение . В работе были составлены задачи (на собственных наблюдениях и на изучении истории школы) с краеведческим содержанием. . Такие задачи делают уроки занимательными, познавательными и интересными, многие задачи можно использовать для устного счета. В дальнейшем планируем дополнить задачник еще задачами собственного наблюдения. Нами было установлено, что за период с 1963 года по 2019 год общее число обучающихся нашей школы составило 5242 учащихся. Самое интересное, что самое наибольшее число фамилий учеников начиналось с буквы «К»-833человека, «М»- 464 человека, затем на букву «П»-440 человек, на букву Б»- 403 человека. Самое наименьшее число обучающихся за этот период на букву «Э»- 2 человека.

Список литературы и источников 1.Фридман Л.М. Как научиться решать задачи 1989 г.