12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кильмухаметова Лилия Мансуровна4181
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Итоговое сочинение 2021

Итоговое сочинение по литературе 2021 Лилия Мансуровна Кильмухаметова, учитель русского языка и литературы высшей категории ЕГЭ по русскому/легко/ https://vk.com/public200006417

Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.

Итоговое сочинение, с одной стороны, нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. Итоговое сочинение, с одной стороны, нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением примера (-ов) из литературного материала.

Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря. 1.12.21 Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря. 1.12.21 Время написания сочинения 3 часа 55 минут.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно.  Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно.  Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны за 15 минут до его начала по местному времени.

Результатом проверки итогового сочинения будет «зачет» или «незачет». Результатом проверки итогового сочинения будет «зачет» или «незачет».

Сочинение оценивается Сочинение оценивается по двум требованиям : 1.Объем; 2. Самостоятельность и пяти критериям : 1.«Соответствие теме»; 2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»; 3. «Композиция и логика рассуждения»; 4 «Качество письменной речи»; 5«Грамотность».

Требование № 1. «Объем итогового сочинения». Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом .

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения» Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания)

Критерии оценивания сочинения. Сочинение оценивается по пяти критериям: Соответствие теме Аргументация. Привлечение литературного материала Композиция и логика рассуждения Качество письменной речи Грамотность

Критерий № 1 «Соответствие теме». Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). Критерий № 1 «Соответствие теме». Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). Критерий № 2 «Аргументация.» Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст)

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения». Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения». Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Критерий № 4 «Качество письменной речи». Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Критерий № 5 «Грамотность». «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных .

Критерии оценивания сочинения. Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.

Структура итогового сочинения Вступление. Размышление по теме сочинения. Оно раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. (50-70 слов) Основная часть. Здесь раскрывается идея сочинения и связанные с ней вопросы. (200-250) 3. Заключение. Здесь подводятся итоги, содержатся конечные выводы и оценки (40-60 слов)

Направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная)» ФИПИ комментирует: Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Примерные темы по направлению «Человек путешествующий» Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор? Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь? Почему говорят: «дорогу осилит идущий»? Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия? Могут ли мечты быть помощью во время путешествия? Что значит «идти по жизни своим путём»? Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь? Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? Зачем люди отправляются в путешествие? Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути? Чем путешествия обогащают личность? Что значит: идти ногу со временем?

Что читать? Что читать? Н.С. Лесков «Очарованный странник» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.С. Грибоедов «Горе от ума» Н.В. Гоголь «Мёртвые души» М.Ю. Лермонтов «Мцыри» А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» Л.Н. Толстой «Война и мир»  Г. Уэллс «Машина-времени» Д. Лондон «Любовь к жизни»

Направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).» ФИПИ комментирует: Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества. Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Примерные темы по направлению Примерные темы по направлению «Цивилизация и технологии» Меняются ли люди в условиях технического прогресса? Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации? Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации? Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение? Какие опасности таит в себе технический прогресс? Что значит «разумное использование технологий? Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса? Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие? Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение? Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Почему многие люди боятся достижений цивилизаций? Что значит быть современным? Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Что читать? В. Распутин. «Прощание с Матёрой» Ч. Айтматов «Плаха» А. Платонов «Котлован» А.И. Куприн «Олеся» И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» М. Булгаков «Собачье сердце» М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром»  Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени» М. Замятин «Мы»

Направление «Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние)» ФИПИ комментирует: Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др. Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Примерные темы по направлению «Преступление и Наказание» Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить? Что помогает человеку искоренять зло в себе? Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке? Каковы могут быть причины преступлений? Почему за преступлением следует наказание? Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок? Свобода и ответственность в жизни человека. Что значит быть совестливым человеком? Можно ли простить человека, совершившего преступление? Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? Может ли преступление быть оправдано? Какую роль играет совесть в жизни человека? Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека? Можно ли искупить свою вину? В чём различие между ошибкой и преступлением? Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Что читать? Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль» А.Н. Островский «Гроза» А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Направление «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника)» ФИПИ комментирует: Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника. Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Примерные темы по направлению Примерные темы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня » Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности? Кумиры моего поколения: какие они? Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы? В какой книге изображён портрет современного поколения? Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху? Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение? Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература? Какие произведения искусства делают вас счастливым? Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени? Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён? Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными? Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Что читать? Д.И. Фонвизин «Недоросль» И.А. Гончаров «Обломов» Лермонтов «Герой нашего времени» М. Шолохов «Судьба человека» И.С. Тургенев «Отцы и дети» А. Грин «Алые паруса» М. Горький «На дне» М. Горький «Старуха Изергиль» Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» А.Н. Куприн «Гранатовый браслет» А. С. Грин «Зелёная лампа» Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Направление «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).» ФИПИ комментирует: Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника. При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Примерные темы по направлению Примерные темы по направлению «Кому на Руси жить хорошо?» Что значит быть авторитетным человеком в обществе? Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе? Может ли государство быть справедливым ко всем? Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас...»? Какими качествами должен обладать счастливый человек? Что такое репутация человека в обществе? Что значит «быть в ладу с самим собой»? Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него? Может ли один человек изменить общество? Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе? Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению? Что делает человека подлинно счастливым? Всегда ли общество ценит достойных людей? Что лучше: быть как все или выделяться из толпы? Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Что читать? Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» А.С. Пушкин «Медный всадник» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» А.С. Пушкин «Станционный смотритель» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Л.Н. Толстой «Война и мир» Н.С. Лесков «Очарованный странник» Н.С. Лесков «Левша» Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель» М. Булгаков «Собачье сердце» М. Горький «На дне» Горький «Старуха Изергиль»

Примеры «Равнодушие – это паралич души», - писал известный русский писатель А.П.Чехов. Действительно, душевная черствость иногда больнее злости, ненависти, жестокости. Часто ли обращаем внимание на то, что нас окружает? Знаем ли мы на самом деле весь наш мир? Замечаем ли мы прекрасное в шуме, суете повседневной жизни? Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями? «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга», - так сказал В.Г.Белинский и, безусловно, был прав. Но только ли положительное влияние оказывают заимствованные слова на развитие языка? В.П.Астафьев – знаменитый русский писатель, наш современник. Он известен нам по книгам «Васюткино озеро», «Прокляты и убиты», «Последний поклон», «Людочка», «Печальный детектив» и многим другим. Его произведения о природе, о войне, о взаимоотношениях людей.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. Основная часть = Тезис + Аргументы (+ микровывод) Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки. 3 способа закончить сочинение Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» и т. д. . Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. 

Пишем сочинение вместе Как вы понимаете выражение «Быть самим собой»? Вступление 1 Что значит быть собой? Думаю, что у каждого человека будет свой ответ на этот вопрос. Я же считаю, что это естественное, без притворства и фальши, поведение людей. Об этом говорится во многих произведениях русской литературы.. ---------- аргументы----- Так в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв,

Вступление 2 Часто можно услышать совет быть самим собой. Но что значит – «быть самим собой»? Человек – часть общества, поэтому часто люди стараются быть похожими на окружающих людей, боясь выделиться. Быть самим собой – значит, быть таким, каким человек является на самом деле, без каких-либо прикрас, не пытаться показать себя с лучшей стороны, делая все возможное, чтобы люди не узнали о недостатках. Человек, который решил быть самим собой, не пытается оправдать ожидание окружающих, он не подчиняется тем общественным правилам, которые его не устраиваю. Главное для него – жизнь в комфортных для себя условиях независимо от того, как к такому образу жизни отнесутся другие люди. О том, что такое быть самим собой, рассуждали многие отечественные писатели, поэты и драматурги в своих художественных произведениях.

Пишем сочинение вместе Как вы понимаете выражение «Быть самим собой»? Вступление Что значит быть собой? Думаю, что у каждого человека будет свой ответ на этот вопрос. Я же считаю, что это естественное, без притворства и фальши, поведение людей. Об этом говорится во многих произведениях русской литературы.. ---------- аргументы----- Так в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв,

Основная часть Тезис Так в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв, главный герой произведения, живет по понятиям чести и долга. АРГУМЕНТ 1 Он за услугу бескорыстно дарит незнакомцу заячий тулуп, самоотверженно защищает жизнь Маши, спасает её от клеветы Швабрина, не изменяет присяге и не переходит на сторону врага, чтобы спасти свою жизнь(Краткий пересказ). АНАЛИЗ Для героя быть самим собой означает только одно – следовать завету отца, который однажды сказал: «Береги честь смолоду». МИКРОВЫВОД Своими благородными поступками, которые для Гринева естественны, он заслуживает счастья в жизни. СВЯЗЬ МЕЖДУ АРГУМЕНТАМИ К сожалению, понятие «быть самим собой» не всегда несёт в себе положительные моменты. АРГУМЕНТ 2(АНАЛИЗ) Например, романе А.С.Пушкина «Дубровский» повествуется о деяниях Троекурова, «старинного русского барина», для которого быть самим собой значит показывать своё превосходство над другими людьми. ( Доказываем. Краткий пересказ) В своём имении он делал всё, что хотел: устраивал схватки с медведем, два раза в неделю «страдал от обжорства», во всех своих делах руководствовался только выгодой. Даже свою единственную дочь выдал замуж за богатого князя Верейского, который был намного старше девушки. МИКРОВЫВОД Такое естественное поведение, безусловно, не приносит радости окружающим, но полностью показывает сущность барина.

Заключение 1 Таким образом, можно сделать вывод, что поведение без притворства и фальши раскрывает полнейшим образом характер человека, но стоит отметить, что быть самим собой можно как в положительном ракурсе (тогда такое поведение приносит радость всем окружающим и самому человеку, который совершает те или иные поступки), так и в отрицательном (ни о каком счастье для окружающих в таком случае не может быть и речи, хотя сам человек испытывает от этого непомерное удовольствие).

Заключение 2 Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что быть самим собой – это не подстраиваться под других людей, не пытаться показать себя тем человеком, которым на самом деле не являешься, быть всегда искренним и выбирать только то, что приносит настоящее удовлетворение от жизни, даже если это осуждается обществом.

Д/З Написать сочинение на тему: № Тема 1 Дорога к счастью …Какая она? 2 Что важнее: развитие технологий или духовное развитие? 3 «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления». Вальтер Скотт. 4 Способно ли искусство врачевать душевные раны? 5 Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?

Несколько советов по написанию сочинения Выберите тему. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь. . Сформулируйте вопросы, на которые можно дать ответы в ходе рассуждения. Сформулируйте аргументы, подтверждения и доказательства своей точки зрения.  Работаем в черновике. Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы. Работаем в черновике. Пишем основную часть. Каждый тезис подкрепляйте аргументами. Работаем в черновике. Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них. Работаем в черновике. Вступление и заключении должны быть логически связаны. Проверьте сочинение в черновике. Исправьте речевые, орфографические, пунктуационные и другие ошибки. Сочинение следует проверять не менее 2 раз!  Перепишите сочинение в бланк ответа. Проверьте сочинение.