12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волкова Галина Юрьевна1201
Волкова Галина Юрьевна учитель технологии МАОУ "СОШ №2 п. Карымское"
Россия, Забайкальский край, п. Карымское

Презентация «Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника»

ТЕМА: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКА»

Обращение к учителю Обращение к тебе, Учитель! Нет педагогической панацеи. Нет одного, «самого главного» приема. Радуга из одного цвета – нет радуги. Только поддерживая друг друга, приемы дают «РАДУЖНЫЙ» эффект, а технология свой результат. Многоцветную картину не рисуют одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить новшество- схватиться за все сразу. Каждый новый прием, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма. Приемы педагогической техники- каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет, а в работе – совершенствуется. Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон. Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. Также и в нашей работе. Если класс сыгран, то урок – как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями. Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться!

Дифференциация обучения- это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы путем их организации в однородные (гомогенные) группы. Индивидуализация обучения- это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей, способностей.

Значение дифференциации состоит в том, что педагог хорошо должен знать: - учебные возможности ученика; его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала; - опираться на обратную связь с учеником на каждом уроке. Положительные стороны дифференциации: -исключение уравниловки и усреднения детей; повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения и усвоения предметного материала; -создание щадящих условий для слабых учащихся;

Учитель получает возможность: помогать слабому ученику, уделять большее внимание сильному (в обычном режиме- наоборот); - не снижать общий уровень преподавания; эффективно работать с учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам; создать оптимальные условия для более сильных учащихся; изменить «Я- концепцию ребенка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые полу

Виды дифференциации: региональная – по типу школ ( общеобразовательная школа, гимназия, лицей, колледж, комплекс); внутришкольная ( уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки) - в параллели (группы и классы различного уровня); -межклассная (факультативная, сводные, разновозрастные группы); -внутриклассная дифференциация (внутрипредметные группы в составе класса). Обратная связь в обучении может быть: Внешней: ученик- учитель; учитель- ученик; Внутренней: ученик- ученик;

Приемы обратной связи с учеником на уроке. приемы Содержание взаимодействия с учащимися «Светофор» При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю. Опрос по цепочке Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. Тихий опрос Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом (контроль знаний основных понятий у отстающих) Программируемый опрос Ученик выбирает один верный ответ из предложенных Магнитофонный опрос (иностран. Язык) Ответ ученика записывается на магнитофон (диктофон), чтобы потом он сам мог себя послушать. Взаимоопрос Ученики опрашивают друг друга по базовым листам ( разновидность ученик – эксперт; сильный слабый; слабый- сильный) Показательный ответ Один отвечает у доски остальные слушают (ученик демонстрирует блестящие знания) Защитный лист Перед каждым уроком, всегда в одном месте лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Учитель анализируя держит ситуацию под контролем. Отсроченная реакция Учитель приучает детей к некоторой паузе между заданным вопросом и ответом ученика ( никаких выкриков с места; вопрос-пауза30 сек- ответ) Щадящий опрос Тренировочный опрос (ученики задают друг другу 10 вопросов, готовясь к настоящему ответу учителя) Идеальный опрос Ученик сам оценивает степень своей подготовки и сообщает об этом учителю

Приемы письменного контроля приемы Варианты приемов Фактологический диктант Работа ведется в быстром темпе, должна работать память. 5-7 вопросов на чистом или базовом листе. Выборочный контроль Проверка работ учеников выборочно, но работы сдают все «подводный камешек» Тренировочная контрольная работа Контрольная работа как обычно, но оценки выставляются пожеланию учеников. (можно использовать словари, тетради, справочники) Блиц-контрольная Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков (диктуются верные ответы или вывешиваются) Релейная контрольная работа Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач

Приемы повторения на уроке приемы Формула приема Своя опора Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу Повторяем с контролем Ученики составляют серию контрольных вопросов к изучению на уроке материалу Повторяем с расширением Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу Свои приемы Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу Опрос-итог В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Обсуждаем домашнее задание Учитель вместе с учениками обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание. Пересечение тем Ученики подбирают свои примеры, гипотезы, вопросы и т.д.связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой у3казанной учителем.

Приемы домашних заданий в условиях дифференциации Приемы домашних заданий в условиях дифференциации Приемы домашних заданий в условиях дифференциации Приемы домашних заданий в условиях дифференциации Приемы домашних заданий в условиях дифференциации Приемы домашних заданий в условиях дифференциации Приемы домашних заданий в условиях дифференциации Приемы домашних заданий в условиях дифференциации Приемы домашних заданий в условиях дифференциации

Оценивание учащихся приемы Формула приема Оценка- не отметка Учитель отмечает в слух или жестом успех ученика (главная цель оценки- стимулировать познания) Знакомство с критериями оценки Учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки ( мало того, что учитель оценивает справедливо, надо, чтобы и ученик с ним был согласен) Рейтинг (самооценка) Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку, за эту же работу ставит отметку и учитель. Своя валюта « материальная подкормка» На уроках вводится своя «денежная» единица. В старших классах- прием вводится на некоторое время, когда требуется «расшевелить» пассивный класс.

Задания для творческих групп Задание 1 Определите максимальное количество видов учебных работ, которые могут способствовать накопляемости оценок по предмету. Ведение тетради, Терминологический диктант , Словарный диктант, Проверочная работа, Самостоятельная работа, Контрольная работа, Работа по теории, Домашняя работа, Перевод текста, Творческая работа, Предупредительный диктант, Письмо по памяти Объяснительный диктант, Контрольный диктант, Работа по теории, Домашняя контрольная работа, Работа по развитию речи, Чтение наизусть Сочинение, Творческие работы, Лабораторная работа

Задание 2 Определите трудности использования дифференциации и индивидуализации обучения на школьном уроке. Сделайте собственные выводы.

Среди проблем организации современного урока особую важность и остроту получает проблема построения урока. Важность проблемы обуславливается рядом факторов, среди которых прежде всего, выделяются: Перегруженность программы, необходимость в рамках нескольких уроков освоить тему или даже раздел курса. Разная сложность, материала. Требующая адекватной формы и особого порядка его представления. Разные интеллектуальные и психологические особенности учащихся, требующие учета при планировании урока. Необходимость стимулировать познавательную активность школьника и его интереса к осваиваемому материалу.

Основные принципы построения урока: Системность Преемственность Логичность Движение от простого к сложному в учебном материале, от репродуктивной деятельности к продуктивной, в том числе- к творческой деятельности, от частного к общему. Чередование и смена форм деятельности: – чтение, активное «включение глаза» -слушание, активное «включение уха» -говорение -письмо

Задание 3 Выявить возможные ошибки в композиции урока

Задание 4 Составьте и запишите примерную композицию следующих уроков.

Опрос участников педсовета. Полезно ли, на ваш взгляд, проведение подобного рода педагогических советов? Как вы оцениваете общую организацию данного педагогического совета? Что дал педсовет лично вам? Если у вас есть какие-либо пожелания организаторам педсовета, изложите их….