12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария Андреевна390
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Выступление на Педагогическом совете по теме: «Домашнее задание: проблемы, поиски, решения»

Тема: «Домашнее задание: проблемы, поиски, решения» «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника». Эльконин - Давыдов

«Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, «Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд». Иммануил Кант

Цель педсовета: домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждения перегрузки обучающихся; методы, формы и приемы проверки домашних заданий. представить свой опыт по данной теме; дать рекомендации для дальнейшего использования; ознакомить с нормативными документами по вопросам объема и дозировки домашнего задания.

Остро встают вопросы: Что задавать? Как задавать? С какой целью? Для чего задавать? Нужно ли всем одинаковое домашнее задание? Как часто и вообще нужно ли его проверять? Если ребенок не выполнил домашнее задание, это «2»? Эффективно ли это?

Значение домашнего задания Воспитание волевых усилий ребенка и самостоятельности, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание; Овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы; Формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей; Формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т.д.). « С переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями».

Функции домашнего задания:  стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме  (дифференциация)  развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное  задание. выравнивание знаний и умений ребенка, его навыков ( болел или не усвоил какую-то довольно сложную тему) закрепление и применение полученных знаний умений и навыков полученных на уроке

Значимые изменения в развитии современных школьников (официальные данные РАО лаборатория Д.И. Фельдштейна) Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт Дети имеют крайне низкие показатели познавательной сферы, которая требует внутреннего удержания правила и оперирования им (неразвитость внутреннего плана действий) Экранозависимость (потребность экранной стимуляции) блокирует собственную деятельность ребенка, формирует неспособность концентрироваться на каком либо занятии Рост критичности, всплеск индивидуализма Авторитет взрослых заменяется на электронные медиа ( оптический эффект)

Анкетирование обучающихся 5-11 классов Вопрос: «Как ты считаешь, без домашних заданий можно ли полностью освоить материал по тому или иному предмету?» Ответ: НЕТ.

Какое количество времени в день ты тратишь на приготовление д/з? а) до1 часа, б) до 2-х часов, в) до 3-х часов, г) более 3-х часов 5 кл. 146 об-ся 8 кл 104 об-ся 10 кл 68 об-ся до 1 часа 56 чел. (38,4%) 31 чел. (29,8%) 5 чел. (7,4%) до 2-х часов 74 чел. (50,7%) 42 чел. (40,4%) 24 чел. (35,3%) до 3-х часов 5 чел. (3,4%) 7 чел. (47,1%) 4 чел. (5,9%) более 3-х часов 11 чел. (7,5%) 11 чел. (10,5%) 19 чел. (27,9%)

В какие дни уходит больше времени на подготовку? 5 кл. 146 об-ся 8 кл 104 об-ся 10 кл 68 об-ся Понедельник 38 чел. (26%) 16 чел. (15,4%) 4 чел. (5,8%) Вторник 28 чел. (19,2%) 17 чел. (16,3%) 31 чел. (45,5%) Среда 37 чел. (25,3%) 25 чел. (24%) 19 чел. (27,9%) Четверг 29 чел. (19,8%) 20 чел. (19,2%) 9 чел. (13,2%) Пятница 14 чел. (9,6%) 15 чел. (14,4%) 0 Суббота 24 чел. (16,4%) 7 чел. (6,7%) 1 чел. (1,5%) Воскресенье 37 чел. (25,3%) 24 чел. (23%) 12 чел. (17,6%) Все дни 2 чел. (1,4%) 0 0

Какие формы домашних заданий для меня более привлекательны? 5 кл. 146 об-ся 8 кл 104 об-ся 10 кл 68 об-ся Выполнение упражнений 0 11 чел (10,5%) 8 чел. (11,7%) Творческие задания 50 чел. (34,2%) 30 чел. (28,8%) 13 чел. (19,1%) Решение примеров и задач 75 чел. (51,3%) 33 чел. (31,7%) 24 чел. (35,3%) Подготовка доклада 22 чел. (15%) 5 чел. (4,8%) 2 чел. (2,9%) Чтение и запоминание материала учебника 17 чел. (11,6%) 15 чел. (14,4%) 18 чел. (26,4%) Составление схем и таблиц 18 чел. (12,3%) 16 чел. (15,4%) 8 чел. (11,8%) Пересказ 6 чел. (4,1%) 7 чел. (6,7%) 7 чел. (10,3%) Конспектирование 0 43 чел. (41,3%) 13 чел. (19,1%) Наизусть 0 1 чел. (0,9%) 16 чел. (23,5%)

Какие формы проверки домашнего задания для меня наиболее предпочтительны? 5 кл. 146 об-ся 8 кл 104 об-ся 10 кл 68 об-ся Письменные 44 чел. (30,1%) 7 чел. (6,7%) 27 чел. (39,7%) Устные ответы у доски 0 чел. 7 чел. (6,7%) 13 чел. (19,1%) Тесты и контрольные 54 чел. (36,9%) 56 чел. (53,8%) 34 чел. (50%) Выступление с докладом или творческой работой 20 чел. (13,7%) 7 чел. (6,7%) 4 чел. (5,8%) Заучивание наизусть 144 чел. (98,6%) - - Презентации и проектная работа - 23 чел. (22,1%) 3 чел. (4,4%)

По каким предметам задают много домашнего задания? 5 кл. 146 об-ся 8 кл 104 об-ся 10 кл 68 об-ся История и обществознание 26 чел 8 чел 24 чел Математика 66 чел 24 чел 15 чел Русский язык 42 чел 11 чел 3 чел Литература 29 чел 16 чел 4 чел Биология 8 чел 2 чел 9 чел География 4 чел - - Технология 4 чел - - Музыка 4 чел - - Французский язык 2 чел - - Химия - 83 чел 40 чел Иностранный язык - 4 чел 2 чел Физика - 18 чел 10 чел Информатика - - 7 чел

Причины не выполнения домашнего задания? 5 кл. 146 об-ся 8 кл 104 об-ся 10 кл 68 об-ся Всегда выполняю -22 чел Всегда выполняю-0 чел Всегда выполняю-0 чел Не записал -21 чел Не записал, забыл сделать-24 чел Не записал, забыл сделать-14 чел Лень -14 чел Лень-35 чел Лень-16 чел Большой объем - 14 чел Большой объем- 10 чел Большой объем- 9 чел Не понимаю -6 чел Не понимаю-20 чел Не понимаю-67 чел Устал -14 чел Устал-21 чел Устал-30 чел Трудно -5 чел Трудно-9 чел Трудно-11 чел Не хватает времени -19 чел Не хватает времени-7 чел Не хватает времени-20 чел

Домашнее задание в нормативных документах: Домашнее задание дается обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе – со второго полугодия 0 – до 1 часа, во 2-м – до 1,5 часов, в 3 – 4-х – до 2-х часов, в 5 – 6-х – до 2,5 часов, в 7 – 8-х – до 3-х часов, в 9 – 11-х до 4 часов.

Рекомендации по дозированию домашнего задания: Необходимо: - на объяснение домашнего задания отводить не менее 1-2 минут от урока; - осуществлять инструктаж по выполнению домашнего задания; - предупреждать учащихся о возможных затруднениях; - включать в содержание домашнего задания работу над ошибками; - осуществлять дифференцированный подход к подбору домашнего задания; - проверять наличие записей домашнего задания в дневниках учащихся; - давать для работы дома задания, подобные которым выполнялись на уроке; - при выдаче домашнего задания продумывать его оптимальный объем; - систематически проверять домашнюю работу учащихся; - учитывать нормы продолжительности домашней подготовки к урокам.

Рекомендации по дозированию домашнего задания Учитель не должен: - завышать объем предлагаемой домашней работы; - давать задания на выходные, праздничные и каникулярные дни; - перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогом развития их самостоятельности); задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых задач и упражнений; - предлагать для домашней работы задачи и упражнения, подобные которым еще ни разу не выполнялись на уроке; - отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники и где их можно найти; - не учитывать индивидуальных особенностей учеников, уровень их работоспособности.

Примерное время (в минутах) на выполнение домашнего задания Предмет 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Русский 40 40 40 40 40 30 30 Литература 20 20 20 30 40 50 50 Математика 40 40 40 40 40 50 50 История, обществознание 30 30 30 30 30 40 40 Технология 20 20 20 20 Музыка 20 20 20 20 Иностранный язык 30 30 30 30 40 40 40 ОБЖ 15 15 15 15 20 20 20 Физкультура 10 15 15 15 15 15 15 ИЗО 15 15 15 15 Биология, география 20 20 25 25 30 40 40 Физика, химия 40 40 40 50 50 Информатика 20 20 20 25 25

Выводы: Отсутствует система домашней подготовки детей Происходит самоустранение детей от «трудных предметов» Не осуществляется должный контроль за домашней подготовкой детей Отсутствуют связи: «учитель- родитель» «ребенок-учитель»

Учителю на заметку: Зачем я задаю домашнее задание своим ученика? Домашнее задание должно быть «в удовольствие», тогда оно вызовет интерес у учащегося. На дом задается только то, что надо закрепить, и не должно вызвать затруднения у ученика. Стараюсь, чтобы домашнее задание оставляло место для творчества. Никогда не позволяю себе дать д/з без комментария: для чего оно? Как лучше сделать? Домашнее задание должно быть по силе любому ученику. Если сделает сверх нормы, поставлю оценку в журнал. Я всегда записываю д/з на доске. Если я задала д/з, то я его обязательно проверю, сделаю соответствующие выводы. Кто сделал Д/з оценю, напишу его ошибки, а кто не сделал – это на его совести. Планирую д/з так, чтобы оно было связано с темой следующего урока. Когда задаю д/з, считаю сколько времени затратит на него ученик, будет ли от этого польза?

Современное обучение: Выработка у детей избирательного отношения к информации, умения ее ранжирования в процессе самостоятельного усвоения знаний Формирование устойчивого мотивирующего познавательного фактора Формирование культуры обучения

Успешность: родители учителя дети Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда: ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания; домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика; предоставляются варианты выбора домашнего задания, вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения; выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок, своевременно будут выявляться и устраняться причины регулярной неподготовки домашнего задания