12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мельникова Наталья Васильевна103
Россия, Ростовская обл., ст.Базковская

Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения

Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения

В соответствии с Законом "Об образовании" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог: - Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка; - Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми; - Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их; - Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

Две ветви воспитания подрастающего поколения: Семейное воспитание Общественное воспитание

Закон "Об образовании": "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".

Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию

"Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, о привлечении их к работе детского сада".

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются: - Изучение потребности родителей в образовательных услугах. - Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводится анкетирование родителей, опросы.

Правовая культура: - Декларация прав ребёнка - 10 принципов провозглашают права детей на имя, гражданство, материнское обеспечение, соц. защиту и др.; - Конвенция ООН о правах ребенка – 54 статьи указывают права ребенка с правами и обязанностями родителей; - Семейный кодекс РФ; - Закон «Об образовании»; - Изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей; - Закон РФ «О санитарно­эпидемиологическом благополучии».

Педагогическая культура: - Изучение закономерностей развития ребёнка (особенностей физического и психического развития на разных возрастных этапах); - Знакомство с современными системами воспитания; - Пропаганда здорового образа жизни; - Содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям.

Основные формы работы с родителями Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо: - коллективные (массовые) - индивидуальные - наглядно-информационные; -традиционные - нетрадиционные.

Познавательные формы взаимодействия с родителями: - Общее родительское собрание ДОУ Педагогический совет с участием родителей Родительская конференция Тематические консультации Педагогический консилиум Групповые собрания родителей «Круглый стол» Родительский совет (комитет) группы Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей «Дни открытых дверей» Презентация дошкольного учреждения Клубы для родителей

Устный педагогический журнал Вечера вопросов и ответов «Родительский университет» Мини-собрания Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры Тренинги Попечительский совет Дни добрых дел Педагогические беседы с родителями Посещение семьи Индивидуальные консультации Индивидуальные блокноты - «Школа молодой семьи» -Телефон Доверия; - Доверия; - копилка Добрых дел

Досуговые формы взаимодействия с родителями6 праздники, утренники, мероприятия выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи совместные походы и экскурсии благотворительный акции - кружки и секции - клуб выходного дня - выпуск стенгазеты - домашние гостиные - работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей) веломарафон музыкальные и литературные салоны

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями: Уголок для родителей Выставки, вернисажы детских работ Информационные листы Памятки для родителей Папки-передвижки Родительская газета

Информационно-аналитические формы работы с родителями: - анкетирование

Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?

Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок", - предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

Педагогический диктант 1. Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями: Привлечь родителей к проблемам воспитания детей в д\с Материально-хозяйственная помощь Правильная организация досуга детей и родителей Соблюдение всех требований воспитателя Нет целей Другое 2. Напишите, пожалуйста, какими способами, методами, приёмами Вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стараясь улучшить их взаимоотношения с детьми 3. Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу? Совпадает ли это с тем, как реально ведут себя родители? 4. Напишите, пожалуйста, чему, на Ваш взгляд, педагогический персонал может научиться у родителей? 5. Напишите, пожалуйста, чему, на Ваш взгляд, могут научиться родители у специалистов д\с? 6. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно участвовала в ней?