12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карданова Любовь Владимировна316
«Учитель - это человек, который учится всю жизнь,только в этом случае он обретает право учить»- писал В.М. Лизинский.
Россия, Кабардино-Балкарская респ., г. Майский

«Фразеологизмы и родной язык»

Тема исследования: «Фразеологизмы и родной язык» ЦЕЛЬ: ДОКАЗАТЬ ВАЖНОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В НАШЕЙ РЕЧИ

Задачи: Собрать и обобщить информацию о фразеологизмах, показать их красоту и образность Выяснить источники происхождения фразеологизмов Познакомиться с фразеологическими словарями русского языка Составить свой словарь фразеологизмов

Гипотеза: Мы предположили, что фразеологизмы делают нашу речь яркой, образной, красочной. Объект исследования: Родной язык. Предмет исследования: Фразеологизмы в речи

Мы узнали, что фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Фразеологизмы широко употребляются в жизни, обогащают нашу речь, делают её яркой, эмоциональной, красочной.

По источникам фразеологизмы можно разбить на группы: исконно русские (топорная работа, зелёная улица); старославянские (ищите и обрящете); латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту); западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку)

Многие известные нам фразеологизмы – это части пословиц и поговорок, например:  «Не все коту масленица»; «от добра добро не ищут»; «Хлопот полон рот, а перекусить нечего»

Источником большого количества известных теперь выражений является Библия: «Нести свой крест» покорно выполнять что-то. Внести свою лепту – про человека, который принял в каком-то деле своё посильное участие. Глас вопиющего в пустыне – напрасные призывы, остающиеся без ответа. Допотопные времена – доисторические времена. Зарыть талант в землю – о человеке, не развивающем свои природные способности. Манна небесная – неожиданная удача, чудесная помощь.

Христианским символом, является число семь, в русской культуре семь – символ чего-то чрезмерного:  за семью замками (печатями) – очень сильно скрыто, в глубокой тайне;  семи пядей во лбу – очень умный;  семь потов сошло – очень устал;  семь пятниц на неделе – часто менять свое решение;  быть на седьмом небе – быть очень счастливым.

Во фразеологизмах отражаются сведения: о повседневной жизни народа - красный угол, печки-лавочки; об этикетном поведении - садиться не в свои сани, как пить дать, несолоно хлебавши, ломать шапку; о традициях и обычаях - из полы в полу, вывести на чистую воду.

В большое число фразеологизмов входят слова – символы, означающие части тела: С головы до пят - человек со всеми его способностями, целиком и полностью. Свалиться на голову, валить с больной головы на здоровую - голова символизирует объект, на который направляются все несчастья

Фразеологизмы- синонимы: Ума палата - семи пядей во лбу Голова на плечах - светлая голова. Два сапога пара – одного поля ягоды. Перековать мечи на орала – вложить меч в ножны. Фразеологизмы - антонимы Поминай как звали - вдруг откуда ни возьмись Хоть пруд пруди - кот наплакал. Засучив рукава – спустя рукава. Заварить кашу – расхлёбывать кашу. Тяжёл на подъём - лёгок на подъём

Социологический опрос 1. Знаете ли вы, что такое фразеологизмы? да - нет  2. Используете ли вы фразеологизмы в речи? да-нет  3. Объясните значение следующих фразеологизмов:  Прикусить язык- Заруби себе на носу- Обвести вокруг пальца- Куры не клюют- Бить челом – Язык на плече – Кот наплакал Спустя рукава – Вставлять палки в колёса Сгущать краски – 4. Какие фразеологизмы в своей речи вы используете? Напиши:

Вывод: Данные результатов социологического опроса среди учащихся школы показали, что из 63 опрошенных 32ч. знают, что такое фразеологизм, и 28 в своей речи иногда используют фразеологизмы.

Отвечая на 4 вопрос, учащиеся привели примеры своих фразеологизмов, но ответили на этот вопрос только 50% опрошенных: «Тише едешь - дальше будешь»; «бить баклуши»; «коту под хвост»; «как об стенку горох»; «волков бояться - в лес не ходить»; «работа не волк, в лес не убежит»; «петух думал, да в суп попал»

Выводы: К сожалению, ребята плохо знают фразеологизмы, наша работа заставила их и учителей подумать об этом; Употребление фразеологизмов делает нашу речь образной, выразительной и эмоциональной. Мы должны с чувством и огромным трепетом относиться к главной ценности нашей нации – русскому языку, уметь наслаждаться им, смаковать умное, меткое и красивое слово. Увидеть в языке небесную красоту, богатство, силу, святость – уже сделать шаг к укреплению русского национального языка.

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью» И.С. Тургенев Помнить и чтить имена великих светочей русского языка, изучать их наследие, передавать из поколения в поколение - это наши планы на будущее