12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ломакина Оксана Александровна120
Я –педагог по вокалу. Работаю в Доме детского творчества. Стаж педагогической деятельности-26 лет
Россия, Тамбовская обл., п.Первомайский

Инновационный проект "«Вокальное искусство, как средство формирования нравственного и физического здоровья»

«Вокальное искусство, как средство формирования нравственного и физического здоровья» Составитель: педагог дополнительного образования Ломакина Оксана Александровна р.п. Первомайский 2020 г. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Первомайского района Тамбовской области Инновационный проект

Музыка, считал Толстой , оказывается сильнейшим средством пробуждения эмоционально-чувственной сферы человека и "передачи людьми чувств друг другу". Л.Н.Толстой

Данный проект направлен на сохранение и укрепление физического, психологического и нравственного здоровья. В ходе проекта у обучающихся формируется артикуляционный аппарат, основы дикции, певческого дыхания, вокальной орфоэпии, приемы голосоведения. Проект способствует творческому росту самореализации и самовыражению личности детей, отвечает на вопрос о роле здоровья в вокальном искусстве. Данный проект направлен на сохранение и укрепление физического, психологического и нравственного здоровья. В ходе проекта у обучающихся формируется артикуляционный аппарат, основы дикции, певческого дыхания, вокальной орфоэпии, приемы голосоведения. Проект способствует творческому росту самореализации и самовыражению личности детей, отвечает на вопрос о роле здоровья в вокальном искусстве. Аннотация проекта

Актуальность проекта Вокальное исполнительство является наиболее массовой формой активного приобщения обучающихся к музыке. Большое количесво детей имеет нарушение физического и психического здоровья. Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу, является источником раскрепощения, оптимистического настроения, соматической стабилизации и гармонизации личности.

заключается в личностно-ориентированном подходе к оздоровлению обучающихся при формировании вокальных навыков с применением здоровьесберегающих технологий в творческом объединении; Новизна заключается в личностно-ориентированном подходе к оздоровлению обучающихся при формировании вокальных навыков с применением здоровьесберегающих технологий в творческом объединении; в учебный процесс введена методика музыкотерапии, вокалотерапии, улыбкотерапии, методика Карла Орфа; применение проектной деятельности.

Проблема Формирование нравственного и физического здоровья обучающихся при обучении вокальному искусству с применением здоровьесберегающих технологий.

Противоречия требованиями,предъявляемыми к занятиям вокала состоянием здоровья обучающихся необходимостью активно использовать современные методики потребностями, интересами обучающихся на занятиях вокальной деятельности нервно-эмоциональными перегрузками уровнем готовности детей к вокальной деятельности. потерей интереса к миру прекрасного через вокальное искусство критически возрастным периодом ребёнка. МЕЖДУ МЕЖДУ МЕЖДУ МЕЖДУ

сохранение и укрепление физического, психологического, духовного здоровья обучающихся через здоровьесберегающие технологии на основе постижения вокального искусства. сохранение и укрепление физического, психологического, духовного здоровья обучающихся через здоровьесберегающие технологии на основе постижения вокального искусства. Цель проекта:

Задачи: создать условия для сохранения здоровья обучающихся посредством вовлечения их в вокальную деятельность; сформировать потребности грамотной заботы о своём здоровье, мотивации, предупреждению вредных привычек; развить физическое и психоэмоциональное состояние детей , художественно-эстетический кругозор, богатый духовный мир. разработать и апробировать комплекс приемов вокальной педагогики оздоровительных упражнений. снять чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение в процессе вокального обучения; выявить динамику состояния здоровья обучающихся и психологическое состояние детей через диагностические методы анкетирования, педагогического наблюдения, статистические данные. изучить литературу об использовании музыки в оздоровительных целях и механизме влияния методов вокальной педагогики на организм ребенка.

Если в процессе занятий использовать здоровьесберегающие технологии, то можно значительно повысить уровень физического, психологического и нравственного здоровья, усовершенствовать качество вокального исполнительства. Если в процессе занятий использовать здоровьесберегающие технологии, то можно значительно повысить уровень физического, психологического и нравственного здоровья, усовершенствовать качество вокального исполнительства. Гипотеза

Процесс сохранения и укрепления здоровья детей в творческом объединении через здоровьесберегающие технологии. Процесс сохранения и укрепления здоровья детей в творческом объединении через здоровьесберегающие технологии. Формирование нравственного и физического здоровья обучающихся на занятиях по вокалу. Предмет проекта Объект проекта

Участники проекта: обучающиеся творческого объединения «Лира» 2-3 года обучения; педагоги дополнительного образования; родители; психолог.

овладеть техникой вокального исполнения; повысить уровень нравственного и физическое здоровья обучающихся; повысить самооценку обучающихся, эмоциональность и уверенность на сцене; участвовать в конкурсах разного уровня; адаптировать обучающихся в социальном пространстве, раскрыть творческие способности; освоить комплекс здоровьесберегающих упражнений; приобщить родителей к процессу воспитания в детях здорового образа жизни; сформировать ИКТ компетентности. Ожидаемые результаты

Методы реализации проекта: наблюдение; обработка и анализ данных об обучающихся; анкетирование (анкета Н.Е Щурковой «Уровень воспитанности»); психологические тесты; проведение педагогического эксперимента; создание и решение проблемных ситуаций, на занятиях.

Формы занятий: Интегрированное занятие Занятие-постановка Дискуссия Занятие-игра Занятие-путешествие Отчетный концерт Защита проекта Занятие-конкурс Конкурсы, фестивали

I-этап–подготовительно-диагностический (сен. 2021 г.- дек. 2021г.) I-этап–подготовительно-диагностический (сен. 2021 г.- дек. 2021г.) Этапы реализации проекта изучение научно - педагогической литературы; определение темы, целей и задач, содержания проекта; подбор методического и дидактического материала для занятий, фонотеки, упражнений; разработка и проведение диагностики, анкетирования; составление методических рекомендаций. II этап – практический (январь 2021 – сентябрь 2021 г.) решение цели и задач проекта; практическая реализация проекта; проведение мастер-классов, открытых занятий; проектная деятельность обучающихся; проведение родительских собраний; участие детей в концертной деятельности, конкурсах. III этап – заключительный ( октябрь-ноябрь 2022 г.) обработка и анализ результатов реализации проекта; распространение опыта по проекту, выступления с докладом; издание материалов по результатам реализации проекта ; Отчетный концерт.

Подготовительный этап Медиаресурсы Литература

Вокально-хоровые упражнения УПРАЖНЕНИЯ Упражнения дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой Ладошки Погонщик Насос Обними себя Артикуляционная гимнастика Ермоловой Упражнения на звукообразование и звуковедение Упраж на дикцию Дон-дори-дон Мы перебегали берега На дворе трава Карл у Клары Упражнения на интонацию Интонирование на слоги «Да-дэ-ди-до» Слоги «Ми-э» Слоги «Ле-о»

Музыкаль-дидактические игры «Спой свое имя». игра «Хлопай в такт», «Маршируем под музыку», «Ритмическая сказка», «Игры со звуками», «Эхо», «Лесенка» по методике Карла Орфа

Подбор репертуара Песенный репертуар разнообразен и играет самоценную смысловую роль в освоении содержания проекта. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности. Помогает совершенствовать эмоциональную сферу обучающихся, воспитать их музыкальный, художественный и эстетический вкус, интерес и любовь к вокальной музыке, желание слушать и исполнять ее.

Музыкотерапия Прослушивание классической музыки Моцарта, мазурки Шопена, Лунная соната Л. Бетховена, Кантата №2. И.-С. Баха, Аве Мария Ф. Шуберт. и др."регулирует психоэмоциональное состояние детей:,способно активизировать работу мозга и влияет на все психологические характеристики: внимание, память, мышление, воображение детей. Помогает сосредоточиться и улучшить пространственное восприятие, изменяет настроение. Одни произведения успокаивают и умиротворяют, другие поднимают настроение.

Анкета анкета для родителей «Оценка сформированности здорового образа жизни обучающихся» анкета для детей «Моё здоровье»Белогрудова Н.В. ; анкета для детей «Уровень воспитанности» Н.Е. Щурковой ; критерии оценки динамики уровня овладения вокальной техники.

Творческие задания способствуют гармоничному развитию творческих способностей детей через пластику, вокал. Упражнение «Повтори ритм» Упражнение «Досочини песенку». Упражнение «Вокальная импровизация», «Пластическая импровизация». Упражнение «Дирижёры». Мозговой штурм: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например: музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения). Музыкальные загадки Творческие задания

II-этап -практический этап Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Насос» «Обними себя»

Интонационно-фонетические упражнения «Жуём язычок» «От шёпота до крика»

Виды деятельности Виды деятельности игровая музыкальная дыхательная гимнастика оздоровительная познавательная речевая артикуляционная гимнастика игры со звуками по методике Карла Орфа творческая фонетическая ритмика театральная

Проведение семинара-практикума Выступление на семинаре- практикуме с докладом на тему «Применение здоровьесберегающих технологий как метод инновационного подхода на занятиях вокала». Проведение открытого занятия на тему : «Постановка певческого дыхания в песне «Земля Тамбовская»для педагогов образовательных учреждений района. Выступление на родительском собрании «Как настроение родителей влияет на здоровье детей. Психологический климат в семье.» «Здоровый ребенок – ребенок со здоровой психикой.» «Семейное воспитание и здоровье наших детей» «Нетрадиционные средства оздоровления детей». «Гармония общения - залог психического здоровья ребенка« Мероприятие для родителей "Я здоровье сберегу – сам себе я помогу"« Моя здоровая семья» . Консультирование педагогов по темам: «Овладение детьми элементами оздоровительных технологий», «Использование пальчиковой гимнастики в свободной деятельности».

Выступление на методобъединении «Влияние вокальных занятий на физическое здоровье и духовное развитие личности» для педагогов дополнительного образования. «Здоровый ребенок – ребенок со здоровой психикой» для педагогов методобъединения. Мастер-класс «Использование здоровьесберегаю щих технологий в музыкальной деятельности» для учителей музыки района.

Взаимодействие с родителями Обеспечение связи с семьёй –важная проблема, которая решается в процессе моей деятельности. Я формирую активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно – воспитательный процесс. В работе с родителями стараюсь осуществлять дифференцированный подход. Всегда учитываю мнения родителей, их запросы. Родители обучающихся принимают активное участие в жизни детского коллектива. Они также участвуют в разработке сценического образа ребёнка к каждому выступлению - подбирают аксессуары, оформляют сценические декорации, шьют концертные костюмы. Выступление на родительском собрании «Как настроение родителей влияет на здоровье детей. Психологический климат в семье.» «Здоровый ребенок – ребенок со здоровой психикой.» «Семейное воспитание и здоровье наших детей» «Нетрадиционные средства оздоровления детей»! «Здоровье –это здорово!»«Гармония общения - залог психического здоровья ребенка.

Проектная деятельность обучающихся «Профилактика здорового образа жизни»(доклад) «Музыкальная терапия как эффективный метод оздоровления детей» «В здоровом теле –здоровый дух» «Вредные привычки и борьба с ними» «Охрана и гигиена детского певческого голоса» «Секреты вокального мастерства»

III этап-заключительный Методические рекомендации для обучающихся, родителей о результативности проекта. Охрана и гигиена детского певческого голоса. Охрана детского голоса тесно связана с постоянной изменчивостью. Дети способны выдерживать физические нагрузки, пение – это процесс физиологический и требует больших затрат энергии, связанных с дыханием, удержанием вокальной позиции, тренировкой навыков. Руководителю всегда следует внимательно относиться к здоровью детей. Занятия следует проводить в проветренных помещениях. Необходимо соблюдать такой ритм работы, при котором дети после нагрузок имеют полноценный отдых, способствующий снятию напряжения после сложного урока. Нежелательно заниматься в раннее время, когда голос, как говорят, «еще спит». Вредно действуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль. Расшатывают голос громкие разговоры и крикливое пение, исполнение завышенного по трудности репертуара [23, c.56]. Перед пением не рекомендуется употреблять в пищу ничего, что бы раздражало горло: острое, соленое, горячее, холодное, а так же шоколадные конфеты и сладости. Отрицательно действует на голос переутомление. При болезнях голосового аппарата, при переутомлении следует дать ребенку отдохнуть, его голос должен находиться в состоянии покоя.

динамика уровня владения вокальной техники; динамика уровня владения вокальной техники; динамика уровня физического здоровья; динамика уровня психологического здоровья; динамика уровня нравственного здоровья; динамика творческой инициативы и активности; динамика уровня удовлетворённости родителей организацией проекта Критерии оценки

Результаты работы: у обучающихся возрос устойчивый интерес к занятиям; у обучающихся возросло осознанное, творческое отношение к вокальному искусству; повысились нравственно-эстетические чувства, духовные качества обучающихся; обогатилась эмоционально-духовная сфера обучающихся, сформировались эстетические ценности; заметно возросла степень удовлетворённости родителей и их заинтересованность в работе т/о «Лира»; выявилась интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов; речь стала яркой и образной;певческое дыхание опорным; закрепилось умение владеть голосовым аппаратом, основами вокальных навыков (певческое опорное дыхание, правильное звукообразование, чёткой дикции, артикуляции); повысилась мотивация к здоровому образу жизни(снизилась заболеваемость детей); снижены психологические зажимы; повысился уровень вокального исполнительства(передача голосом внутреннего эмоционального состояния); повысилась самооценка обучающихся; яркий всплеск творческих способностей.

Распространение опыта работы: через участие в конкурсе Авторских образовательных программ; через издательскую продукцию; через участие в методических конкурсах; через организацию и проведение мастер – классов; через интернет-ресурсы.

Обобщение опыта на сайтах интернета Педагогическая газета (tttp://pedgazeta.ru); методический центр «нуми» (http://numi.ru); международный фестиваль культуры и искусства (tttp://cultnet.ru); открытый класс(openclass.ru),сеть творческих учителей (http://www.it-n.ru); детская международная творческая олимпиада (http://kidolimp.ru); международный фестиваль детского творчества «Звёзды новоговека»(http://znv.ru); аккаунт Google (https://accounts.google); сайт calaméo (contact@calameo.com); сайт Anketer (http://www.anketer.ru); сайт DocMe (support@docme.ru.); международный детский творческий фестиваль «Южный полюс»(orgkomitet@ujp.ru.); международный детский творческий фестиваль «Апельсин»(orange@mdtf.ru.) Имею свидетельства о публикациях с сайтов «Педагогическая газета» (tttp://pedgazeta.ru); методический центр «нуми»(http://numi.ru). Публикации в электронных периодических СМИ Принимаю участие в педфорумах. Обсуждаю интересующие вопросы на сайтах http://11.pedsovet.org; ttp://pedgazeta.ru.,изучаю статьи из газет и журналов «Вестник образования», «Воспитание школьников». Опыт моей работы позволил стать членом редакционного совета электронного методического журнала сайта www.numi.ru, редактором Международного фестиваля детского творчества «Звезды нового века» (сайт htt:// znv.ru); членом жюри муниципальных конкурсов «Утренняя звезда», «Споёмте друзья», «Песня и время», «Солдатская песня», «военно-спортивная игра», «Зарница», «Созвездие талантов».

Информация о документе  Ломакина Оксана Александровна : Образовательная программа дополнительного образования детей по вокалу «Лира» Тип документа: Программа Целевой возраст: 7-16 лет Количество просмотров- 130. Благодарностей – 2 Опубликовано: 09 апреля 2017 года Ломакина Оксана педагог дополнительного образования первомайский МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Россия Тамбовская область Первомайский р-н р.п. Первомайский Поблагодарили: Мосина Галина Анатольевна, Кочерова Наталья Ивановна. DocMe (636 Кб)Закачать Распространение опыта работы

Информационные источники И.Трифонова «Фонопедический метод развития голоса»(методическая разработка): «Санкт-Петербург», 2002г. Д.Тухманов, Ю.Энтин «Весёлые нотки»: Челябинск,2004г. Г.А.Суязова «Мир вокального искусства» (программа, разработки занятий, методические рекомендации ), Волгоград: «Учитель», 2007г. О.Харламова, С.Самоленко «Живи, моя Россия!»: Тамбов, 2005г. С.Н.Поздняк « Исследовательская деятельность школьников и метод проектов . Стандарты и мониторинг в образовании» – 2006г. - № 3. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?»: Москва. 2004 г. Е.А.Гальцова «Детско-юношеский театр мюзикла»: Учитель»,2009г. М.А.Павлова ,М.В. Лысогорская « Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий,Издательство: «Учитель»,2009г. В.В.Кирюшин «Эмоционально-образный анализ развивающих песен»: М.,2010г Д.Б.Эльконин «Психология обучения младшего школьника»: М., 2008г. В.В. Васильева «Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей»: М: Физкультура и спорт, 2004г. В.Н.Шацкая « Экспериментальное исследование. Детский голос.»: Москва, 2000г. Домогацкая И. Е. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей и здоровьесберегающие технологии каждый день» М., 2007 Основы здорового образа жизни. Учебное пособие./ Под ред. А.А. Мурашова/М.: Педагогическое общество России, 2004 «Утомление и восстановление сил»./авт. В.Н.Васильев М., 1994 Тютюнникова Т. Э. «Здоровье детей и музыка» Выпуск 1 Игры звуками. СПб, 2003

Интернет ресурсы http://bel-canto.ru/solfedj.htm http://bel-canto.ru/krasota.htm www.smolin.ru/actual/public/2007-03.14.htm http://50rus.info/culture_art/вокал www.eraz.ru/colledge/spec/070103 www.greencape.lomonholding.ru/articles_16_486.htm http://psylist.net http://www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile/ http://kindergenii.ru/ http://www.school.edu.ru/ http://www.pedagogika-cultura.narod.ru

Вывод: Гипотеза подтвердилась в том, что построение учебного процесса в проекте с применением здоровьесберегающих технологий соответствует потребностям детей, позволяет качественно повысить уровень вокального исполнительства, способствует гармоничному развитию личности обучающегося, созданию положительной мотивации к здоровому образу жизни. Это подтверждено высокой результативностью участия обучающихся в конкурсах, фестивалях различного уровней. Реализация данного проекта способствует развитию партнёрских отношений педагогов ДДТ и родителей, делая их единомышленниками в решении проблем. Использование дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой, комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата, фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова, методики Карла Орфа, музыкотерапии, вокалотерапии, улыбкотерапии позволяет сохранить физическое, психологическое и нравственное здоровье обучающихся. Полученные промежуточные результаты свидетельствуют о целесообразности применения приемов музыкотерапии как инструмента здоровьесберегающей технологии на занятиях вокала. Они окажут положительное влияние на психологическое состояние и здоровье обучающихся, что сделает вокальную деятельность обучающихся более радостной и желанной. Приемы оздоровительного характера на занятиях вокала осуществляются через постановку правильного певческого дыхания, осознание воздействия звуков на организм ребенка, лечебный эффект от пения разнохарактерных песен , а так же использование специальных оздоровительных упражнений по системе Стрельниковой,артикуляционной гимнастики Ермолова.

В процессе исследования проблемы сохранения здоровья обучающихся решены следующие задачи: изучена литература об использовании музыки в оздоровительных целях и механизме влияния методов вокальной педагогики на организм ребенка; проанализирован уровень состояния здоровья учащихся; подобраны диагностики для определения психологического состояния детей; разработан и апробирован комплекс приемов вокальной педагогики оздоровительных упражнений. В процессе исследования проблемы сохранения здоровья обучающихся решены следующие задачи: изучена литература об использовании музыки в оздоровительных целях и механизме влияния методов вокальной педагогики на организм ребенка; проанализирован уровень состояния здоровья учащихся; подобраны диагностики для определения психологического состояния детей; разработан и апробирован комплекс приемов вокальной педагогики оздоровительных упражнений. Полученные промежуточные результаты свидетельствуют о целесообразности применения приемов музыкотерапии как инструмента здоровьесберегающей технологии на занятиях хорового класса.. Они окажут положительное влияние на психологическое состояние и здоровье учащихся, что сделает учебную деятельность учащихся более радостной и желанной. Приемы оздоровительного характера на занятиях хорового класса осуществляются через постановку правильного певческого дыхания, осознание воздействия звуков на организм ребенка, лечебный эффект от пения русских народных песен, а так же использование специальных оздоровительных упражнений по системе Стрельниковой.